Самое простое определение — это рассказ о каком-либо недавнем научном открытии. Но не всегда. Иногда это история и о «закрытии», об обнаруженных ошибках, невоспроизводимых результатах и развенчанных заблуждениях. При этом открытие трактуется максимально широко. Здесь может быть и вновь обнаруженный остров в океане или крупный разлом в антарктических льдах, и найденный «на кончике пера» новый материк. Раскопанные при строительстве Крымского моста артефакты или замеченное благодаря съемке со спутника увеличение заброшенных пахотных угодий в РФ. Наблюдения школьника — любителя астрономии — за звёздным небом или же ехидные замечания другого школьника об экспонате в американском музее.
И это не всё. К научным традиционно относятся и биомедицинские новости — от операции по пересадке пениса до первой смерти от фекальной трансплантации. Вплоть до сообщения о том, какие области тела чаще поражает папилломавирус у петербуржцев.
Новые материалы, разработки в области энергетики или ракетных двигателей, запуск космического корабля с солнечным парусом или установка плавучего ветрогенератора — всё это тоже научные новости. Даже результаты конкурса «Станцуй свою диссертацию»! Всё зависит от издания, широты взглядов выпускающего редактора и желания получить дополнительный трафик на ваш ресурс.
Единственное требование — чтобы это хоть как-то соприкасалось с научными исследованиями, наукой как социальным институтом или наукоемкими технологиями. Но, конечно, больше всего новостей по результатам конкретных научных работ. Поэтому основной источник для любой научной новости — публикация по итогу какого-либо исследования. От первого препринта до статьи в рецензируемом журнале с высоким импакт-фактором (обо всех этих деталях, как и о цикле производства научного знания и завязанном на нём мониторинге — отслеживании интересных инфоповодов — мы подробнее поговорим на мастер-классе).
Сущность новости
Любая новость — особым образом структурированный текст. Позже он может превратиться в видеоролик, часть подкаста или радиопередачи. Но в начале это всегда текст.
Традиционно научная новость — это информационная заметка, однако её объём может колебаться от 800 знаков (у телетайпного агентства) до 12 000 знаков — большой новостной фичер, включающий элементы эксплейнера.
Слово «информационная» предполагает два значения. Во-первых, это максимально обезличенный, нейтральный, неангажированный тон. Новостник не может быть ни за, ни против, даже если в новости утверждается нечто сенсационное или лично для него значимое. Он представляет информационную картину во всей (насколько это возможно) полноте, но не имеет права высказывать собственную точку зрения, самостоятельно осмыслять, критиковать, поддерживать, тем более риторическими средствами, излагаемое исследование. Однако может давать критику в виде комментариев других исследователей или обзора результатов аналогичных научных работ.
Во-вторых, научная новость должна содержать в себе всю необходимую информацию для понимания сути произошедшего события (научного открытия или, скромнее, новых полученных результатов), его роли в научном прогрессе и/или жизни общества. Она не имеет права врать, вводить в заблуждение, содержать упрощения, искажающие картину, или, тем более, прямые ошибки.
Далее, новость — это переупакованная в медийный продукт научная статья. Иными словами, это даже не реферативное изложение, а самостоятельный текст, где по сравнению с оригинальной статьей чаще всего упрощается язык, вводится много дополнительных объяснений, нередко через метафоры, расставляются совсем иные акценты, упускаются многие важные для учёных, но бессмысленные для широкого читателя подробности и т.д. Довольно часто вводится дополнительный, в том числе исторический контекст.
Новость — это история о научном исследовании, которая конструируется новостником по особым правилам и рассчитана не на других учёных, а на максимально широкого потенциального читателя. Поэтому она выполняет пять функций: привлекает внимание (заголовком, подзаголовком и заходной картинкой). Информирует об исследовании, давая возможность самостоятельно добраться до всех источников и спикеров — и проверить содержание заметки. Образовывает читателя, давая ему новые знания и формируя научную картину мира. Развлекает читателя чем-то любопытным, неожиданным, интересным. И, факультативно, побуждает к действиям (например, носить респираторы в разгар пандемии или отказаться от приёма лекарств с недоказанным эффектом).
Структура новости
Существует масса способов структурирования новостных заметок. Неизменными остаются лишь три раздела: заголовок, лид и бэк. Другие могут варьироваться, отсутствовать или раздуваться до больших объёмов.
Для написания новости требуется уметь пересказать её центральный инфоповод несколько раз: максимально широко в выбранном вами формате новостной заметки (целая новость); сжато, но информативно в лиде новости; предельно лаконично, но привлекательно в заголовке и подзаголовке.
Вот примеры пяти способов структурирования новостной заметки:
Трёхчастная из агентств:
Заголовок
Лид
Цитата от автора исследования и иногда от независимого эксперта
Бэк
Формат Lenta.ru/N+1 с прямой пирамидой:
Заголовок
Подзаголовок
Лид
Преамбула
Метод или ход исследования
Результаты исследования
Бэк №1
Бэк №2
Формат Lenta.ru/N+1 с обратной пирамидой:
Заголовок
Подзаголовок
Лид
Расширенный бэк выносится наверх
Метод или ход исследования
Результаты
Короткий закрывающий бэк
Формат Максима Ильяхова для журнала Код:
Заголовок
Подзаголовок
Проблема
Решение
Фактическая информация из лида
Формат большого новостного фичера в IQ.HSE
Заголовок
Подзаголовок
Превью (Проблема/Решение, Ситуация/Реальность и т.д.)
Лид
О чём речь? (расширенный бэк, вынесенный наверх для введения читателя в проблематику)
Как изучали? (метод и ход исследования)
Что получили? (результаты и их обсуждение в контексте).
Для чего это нужно? (бэк о значимости исследования для науки, общества и простого человека).
Пройдёмся по структуре
Цель заголовка — зацепить внимание читателя. Заголовок одновременно информирует его о том, что он прочитает в тексте, в чём суть новости — и формирует желание эту новость прочитать, интригует, заставляет кликнуть на публикацию. Его размер от 3-х до 9-ти слов (оптимально). Но иногда бывает и больше. В медиа вообще всегда существуют исключения из всех правил. Чаще всего в нём нет знаков препинания. Но иногда случаются — двоеточия или запятые. Заголовок всегда хлёсткий, без причастных оборотов и сложных предложений. Субъект, предикат, объект. Кто-то сделал что-то (там-то). Нечто произошло там-то (с таким эффектом) и т.д. Юмор, игра слов, метонимия, говорящие слова и прочее — очень важно.
Подзаголовок усиливает заголовок как в плане информирования, так и побуждения прочитать материал. Он дополнительный костыль в борьбе за внимание. В этом его польза.
Лид — полное изложение сути инфоповода в одном абзаце. Относительно научных новостей — суть исследования и полученных результатов. В лиде всегда есть информация о том, кто и откуда совершил открытие, в чём оно заключается, один или два дополнительных факта для раскрытия инфоповода, указание на первоисточник с кликабельной ссылкой.
Преамбула / Расширенный бэк, вынесенный наружу / Проблема — это всё для введения читателя в контекст. Нужно исходить из того, что читатель ничего не знает о предмете, но получит всю необходимую для понимания информацию в тексте новости. От него не потребуется убегать от вас в Википедию или иные сторонние ресурсы. Мы погружаем его в проблематику научного процесса. Мы создаём у него интерес, пытаемся ещё больше заинтриговать прочитать дальше.
Метод или ход исследования — часть, отличающая профессиональных научных новостников от дилетантов. Обычные журналисты транслируют результаты, хорошие — как они получены. Здесь показывается вся сложность и неоднозначность научной работы. Трудности экспериментов и статистической обработки их результатов.
Результаты — тут уже проще, но не тогда, когда речь идёт о статистике. Бывает, что тут приходится разъяснять сложные статистические понятия, чтобы читатель понял значение результатов.
Бэки — закрывающие абзацы или части. А какое вообще значение несёт это открытие? Как изменилось понимание картины мира? Как продвинулась какая-то дискуссия? А для общества в целом? А для самого читателя, не являющегося учёным? Бэк должен ответить на все эти вопросы, а ваш читатель уйти полностью удовлетворённым и просвещённым. Ну или полезть смотреть первоисточник по ссылке. Ведь вы же её там оставили, указав журнал и вставив якорь?
Вы можете выбрать любой из предложенных выше способов структурирования новостной заметки и попрактиковаться в написании научной новости (размером от 800 до 12 000 знаков), скажем, по этой научной статье:
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2020.00290/full
Всем добра!