Все чаще мы слышим, что бренды один за другим стали выпускать виртуальные коллекции своей одежды. H&M создал digital-примерочную, Balenciaga, Gucci разработали дизайн мета-кроссовок и платьев, AliExpress организовал онлайн -показ виртуальной одежды. А в 2021 году в Нью-Йорке прошла первая DIGITAL FASHION WEEK, где приняли участие 3д-художники со всего мира и представили свои идеи.
Что такое Digital одежда?
Виртуальная одежда – это костюмы, платья, джинсы, куртки, обувь, созданные дизайнерами в цифровом трехмерном виде в специальных программах для 3д-моделирования (Marvelous Designer, Clo3d, Substance Painter). Внешне такие луки могут выглядеть совершенно по-разному: от повседневного образа из привычных нам тканей до космического костюма непонятной формы из странных материалов. Неоновые пуховики, кислотные сапоги, платье из звездной пыли, - возможности ограничены только фантазией художника. Кроме того, виртуальная одежда не статичная, как обычная картинка, а анимированная, то есть она двигается вместе с ее владельцем.
Как и где ее носить?
Всю digital-одежду можно разделить на три направления:
3D-моделирование для последующего производства (оптимизация процесса, забота об экологии);
3D-моделирование для pr-контента (соцсети, 3д-каталог на сайте, виртуальный промо-показ и т.д.);
3D-моделирование для метавселенных.
В игре. Сегодня главный рынок сбыта – метавселенные. Людям важно, как выглядит и во что одет их аватар. Игроки в Decentraland уже могут создавать и продавать свою собственную одежду. Дизайнер Хирото Кай создал виртуальное кимоно, за которое он поставил цену в 140 долларов, но спрос был насколько большим, что цифровое кимоно принесло модельеру 20 тысяч долларов всего за 3 недели.
За несколько лет существования метавселенных уже было потрачено на digital-одежду более $400 млн реальных денег. Прогнозы к концу 2022 года обещают, что рынок инвестиций в цифровой дизайн вырастет до $2-3 млрд.
В соцсетях. Брендовую виртуальную одежду можно надеть на себя, всего лишь загрузив фото в специальную программу (у каждого бренда одежды своя). Например, компания Texel запустила телеграмм-бота, который позволяют «подогнать» digital-одежду под фото. Примеряем, делаем крутое фото, публикуем в соцсетях, собираем лайки. Готово! Это в разы дешевле, чем одеться в каком-нибудь магазине из массмаркета.
Повесить в NFT-шкаф. Цифровые вещи можно коллекционировать, тут речь идет больше не о моде, а об инвестициях. Самый надёжный способ закрепить свои права на вещь — купить невзаимозаменяемый токен, NFT. Токенизация digital-объектов удобна и для покупателя, и для бренда.
Для чего ее покупать?
В первую очередь, для того, чтобы примерить вещь онлайн, не покупая ее реальную версию и не выходя из дома. Удобно, правда же? Это экономит время, деньги, и сразу понятно, подходит она вам или нет. И уже после этого можно сделать заказ, и быть уверенным, что все будет отлично сидеть.
А во-вторых, для создания контента. По результатам опроса банка Barclays (2018 г.), каждый десятый покупатель приобретает вещи исключительно для создания контента. То есть вещь одевается всего несколько раз, а далее лежит в гардеробе. Так же часто бывает, что уже после покупки понимаешь, что платье или очередной свитшот тебе не подходит или просто разонравился. Тогда ее либо сдают обратно в магазин, либо оставляют пылиться в шкафу.
В обществе меняется экономика потребления, в тренде забота об экологии, вторичная переработка и разумный подход к покупкам. Ежегодно в России выбрасывается более 2 млн тонн одежды и текстильных отходов, а бренды сжигают несколько миллионов тонн непроданной одежды. Развитие виртуальных луков особенно актуально на фоне проблемы чрезмерного потребления.
Еще один очевидный плюс в пользу digital моды – она позволяет воплотить самые нереальные задумки. Формы и текстуры, которые невозможно осуществить в реальном мире, легко реализуются в виртуальном. Такие арт-проекты достойны особого внимания.
Виртуальные аватары и мода
Когда производство digital-одежды станет массовым обыденным явлением, к тому времени у каждого человека в сети будет свой аватар. Его также нужно будет одевать. Первых аватаров для соцсетей уже создала Meta, для них там же есть небольшая коллекция нарядов, но пока их нельзя внедрить в свой контент. Не за горами то будущее, где виртуальные люди будут менять наряды каждый день, как и их реальные владельцы.
А пока аватаров активно внедряют производители одежды в свой контент, рекламные ролики и оформление виртуальных шоурумов. Цифровые аватары рекламируют и реальные вещи. К примеру, известная digital-модель Шуду Грэм с сумочкой Furla.
А вот пример digital наряда на виртуальном аватаре Саше для бренда стильных платьев Edem.
Где купить? И сколько стоит цифровая одежда?
Самый главный вопрос – где купить и сколько это будет стоить? Теоретически, производство виртуальной одежды в разы дешевле, так как не требует энергетических и природных ресурсов, необходимых для создания ткани. И времени на создание цифрового лука нужно гораздо меньше, чем на его пошив.
Однако цена лука складывается из нескольких параметров:
Дизайн и качество модели.
Сложность сборки, используемые программы.
Область применения.
На цену помимо работы дизайнера также влияют комиссия платформы, налоги и прочие расходы бизнеса. В будущем, если процесс разработки виртуальной одежды будет автоматизирован, стоимость увеличится за счет вычислительных мощностей и лицензии на технологию.
Сейчас фактически рынок пуст, предложений мало и 3Д-дизайнер может выставить любую цену на свое творчество. Виртуальную одежду покупают в основном блогеры и знаменитости, для непубличных людей это пока непонятный тренд.
Одежда для метавселенных продается методом аукциона, исходя из уровня спроса цена может вырасти до космических значений. К примеру, самые трендовые кроссовки (3 пары), похожие на Nike Air Force были проданы за $3,1 млн. А цифровую сумку Gucci продали за 4000 долларов, дороже, чем реальную. Пока цена зависит только от ручного труда мастера, как и в искусстве.
Стали появляться первые площадки для продажи digital-одежды, например, replicant.fashion. В среднем вещи на таком маркетплейсе стоят от 1000 до 5000 руб. Одна из самых популярных площадок для приобретения цифровых активов, digital-одежды в том числе, - OpenSea, где каждый день 20 тыс. пользователей совершают около 50 тыс. сделок на общую сумму более $40 млн.
С ростом популярности виртуальной одежды через 5-10 лет стоит ожидать настоящую революцию в индустрии моды. Дополненная реальность готовит нас к полному переходу в онлайн, где виртуальная примерка и покупка digital-одежды позволит снизить тенденцию чрезмерного потребления, уменьшить количество утилизируемой одежды, повысить средний чек покупателя. Виртуальный образ совсем скоро станет важнее реального. Соцсети и метавселенные открывают новые возможности для безграничной фантазии 3д-художников, диджитал-стилистов и разработчиков гейм-индустрии.