«Мужчина приходит к врачу. Жалуется на депрессию, говорит, жизнь груба и жестока, что он чувствует себя одиноким в угрожающем мире. Врач предлагает простой рецепт: «Великий клоун Пальячи сегодня в городе, сходите, это вас подбодрит». Мужчина взрывается слезами. «Но доктор», — говорит он — «Я и есть Пальячи»
Недавно, после статьи про "Гаджеты для сна", где в результате опроса выяснилось что у более 50% опрошенных «все хреново с эмоциями и стрессом», я написал одному хорошему человеку с запросом: «пришли мне, пожалуйста, три самых полезных статьи про депрессию». Он мне ответил: «Я на антидепрессантах, изучаю вопрос изнутри».
Возможно это сезонное аффективное расстройство (SAD), а возможно, это объективно пришел полярный зверек. «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город». В этом году я понял, что и я качусь под откос. Когда перестали радовать «Рик и Морти», «Кремниевая долина», «Доктор Хаус», большой лохматый пёс и три кота.
Но патроны еще есть — я с радостью жду утренний кофе, вечернее рубилово с мужиками в хоккей, плюсики на Хабре и годные комментарии. И «Дюну 2020» очень жду.
Я бы хотел «поговорить» и, как минимум, собрать корпус публикаций, которые могут быть полезны для исследования вопроса.
Вот мои топ-3 статьи:
- Тирания позитивного мышления угрожает вашему здоровью и счастью
- «Извини, но у меня депрессия»: как работать с заболевшим сотрудником
- Роберт Сапольски — Депрессия [Vert Dider]
А под катом я хочу поделиться длинным полотном из фейсбука, который послужил для меня «последней каплей» и я больше не могу молчать.
(Да простится мне такой «неформат», ибо тема важная)
Пост Александры Ковалевой (14 ноября 2019)
Этим летом два моих близких друга свели счеты с жизнью.
Те, кто знаком с настоящей депрессией с суицидальными мыслями, знают — все происходит не так, как в кино. Никакой драмы, никаких стояний в соплях над рекой (хотя и так бывает).
Просто в какой-то момент ты замечаешь, что уже очень давно не испытывал радости. Начинается с того, что ты вдруг отмечаешь про себя, что все как-то одно и то же. А ближе к концу — ты просто хочешь со всей дури лупануться башкой об окно автомобиля, так, чтоб череп раскололся, потому что не видишь другого способа хоть секунду отдохнуть от мрака и ощущения тотального, поглощающего одиночества. Кричать, бежать, что угодно — лишь бы хоть на минуту отвлечься, отдохнуть от черноты.
Ты продолжаешь улыбаться, потому что с детства тебе привили ответственность за окружающих и всем этим окружающим ты продолжаешь хихикать, стараясь защитить их пушистые розовые мирки. Ты понимаешь, что не у всех они пушистые и розовые, но это не имеет значения. Ты понимаешь, что у тебя депрессия, понимаешь, что у тебя та самая современная «улыбчивая» депрессия, но это не имеет значения. Ты чувствуешь себя абсолютно одиноко и бессмысленно, весь остальной мир оказывается за стеклом, а ты постепенно начинаешь отдаляться, ты здесь — но уже не здесь. Ты один в скафандре в открытом космосе, а они все — там — на далекой голубой планетке. Пытаться бороться с причинами бессмысленно, потому что все является причиной. Ты живешь по инерции, двигаешься по инерции, теряешь все эмоции, чувства — не чувствуешь ничего а стало быть не видишь смысла в окружающем, понимаешь, что это просто состояние и оно когда-нибудь закончится, но это понимание, как и все остальное — попросту не имеет смысла.
Все прочитанные статьи о тревожности не помогают, выговаривания и выписывания на трех листах — не помогают, контрастный душ, спорт, позитивное мышление — не помогает. Тебе просто постоянно плохо от самых бытовых мыслей в твоей голове. Это выматывает, ты устаешь, борешься с собой каждую секунду, пытаешься заставить себя почувствовать хорошее — и каждую секунду проигрываешь сам себе, начинаешь панически бояться этих — то есть всех — ощущений.
И вот здесь случается самое интересное)) — твой инстинкт самосохранения решает защитить тебя от тебя. И когда в очередной раз на тебя начинает накатывать волна тоски (а ты уже настолько изучила свое состояние, что волну узнаешь заранее, слышишь издалека, по рокоту), тебе становится так страшно, что инстинкт самосохранения кричит тебе логичное — «спасайся — прыгай в окно».
Лимбическая система так устроена. Она отвечает за наши древние инстинкты и действует молниеносно. Неокортекс — новая часть человеческого мозга, отвечающая в частности за анализ, за осознание себя как личности — запаздывает на доли секунды. Но этого зазора бывает достаточно, чтобы сигануть или, что еще более опасно — почувствовать в эти мгновения ощущение давно забытого элементарного покоя, а стало быть — выхода: если я закончу — я больше не буду чувствовать себя плохо. Все логично.
Когда год назад это случилось со мной — этот момент «спасайся! прыгай!», — я успела вцепиться ногтями в кресло. Через секунду прибежал неокортекс, такой же ошарашенный как и я, и напомнил мне, что я не только самка обезьянки с системой «бей или беги» (точнее уже просто «беги», потому что «бей» — не срабатывало), а в большей степени — «Саша Ковалева» и все производные этого образа, которые я долго и упорно складывала в пирамидку смыслов, начиная с самого рождения.
Первое важное, что я сделала в тот момент — придвинула диван к балконной двери. Я четко знала, зачем это делаю — чтобы в следующий раз дать неокортексу эти самые доли секунды обработать информацию лимбической системы и напомнить мне, что «не всегда было так».
Второе важное, что я сделала — позвонила доктору (совершенно, кстати, непрофильному) и четко все проговорила.
Первое важное, что сделал доктор — вышла на работу в воскресенье, чтобы срочно влупить мне капельницу магнезии. Единоразавая ударная доза обычного магния за час моего времени — и вопрос многонедельного ада был решен просто механическим насильным отдыхом от гормонов стресса. В моем случае(!) это было действительно так просто.
Второе важное, что сделала доктор — взяла у меня телефон, позвонила моему мужу и на ломаном английском сообщила «ваша командировка во Франции заканчивается прямо сейчас и вы сегодня же прилетаете домой». Хоть, к слову, муж (брат-сват-фонарный столб) для меня тогда не имел никакого значения, как и все остальное.
Третье важное, что сделала я — я теперь заглядываю внутрь людей, за их натянутые улыбки. Если чувствую в человеке тревожность, по три раза спрашиваю «как у тебя дела», потому что обычно только после третьего раза люди перестают улыбчиво врать и говорят правду — немного выговариваются, выпизживаются. Если я вижу, что человек не справляется своими силами — рассказываю ему свою историю и говорю, что «позитивное мышление» и прочая хуйня — не помогают.
Четвертое важное, что я сделала — пишу этот пост.
Невозможно силой собственных мышц остановить поезд, несущийся под откос, когда он набрал скорость. Невозможно силой собственных знаний остановить депрессию, когда она набрала скорость.
Симпатическая нервная система оттого и называется эрготропной — при стрессе она держит тебя в напряжении и тратит на это очень много энергии. И если гормон стресса адреналин выводится из организма без особых проблем, то кортизол при определенных условиях имеет свойство накапливаться, подавляет выработку дофамина, окситоцина, ухудшает качество сна, вследствие чего — здесь замкнутый круг — вырабатывается еще больше кортизола. И нет, «думай о хорошем» — здесь не помогает. «информационный детокс» — не помогает. «просто отдохни» — не помогает, потому что ты не можешь отдохнуть при бессоннице, извините. «Улыбайся чаще» — не помогает, потому что когда мозг больше не связывает улыбку с радостью и перестаёт вырабатывать эндорфин, улыбка превращается в пустую гримасу и жуткое напоминание о том, какое счастье в улыбке ты и имел и потерял. И «встреться с друзьями» — тоже не помогает, потому что друзья-то как раз и советуют «отдохни» и «думай о хорошем», а если честно они просто иносказательно-политкорректно и конечно же неосознанно говорят тебе «отъебись» и имеют на это полное право.
_______________
Тревожные расстройства — СПИД нового времени. Ученые предсказывают нашему поколению рост мортидо, серьезное увеличение количества самоубийств и смертей, вызванных саморазрушающим поведением (наркотики, трудоголизм, скайдайвинг — туда же).
Это связано не только с личными травмами, не только с ощущением постистории и конца всего, не только с многократным увеличением количества людей вокруг тебя, реальных или онлайн (и как следствие — ощущением меньшей значимости и себя и людей), не только с повальной диджитализацией и тем огромным количеством информации — рекламы, новостей, постоянного скроллинга, которое вливается ежедневно в мозг человека, неспособного обработать и 10 процентов этого материала.
Это связано еще и с нарциссизацией общества в целом. Те, кто немного читал о нарциссическом расстройстве личности, знают, что если очень грубо — это расстройство строится на огромном количестве социальных масок, за которыми так и не развивается личность, core, самоосознанность.
Человек с нарциссическим расстройством, по сути, вместо настоящего себя представляет обществу маски, которые вызывают качественную оценивающую реакцию окружающего мира, но за этими масками так и не развивается, или деградирует до полного нуля, настоящая личность человека. Люди с такой патологией, часто будучи успешными, качественными как функция, испытывают крайнюю пустоту внутри себя.
Разумеется, есть градации. Разумеется, здоровый нарциссизм и патология — разные вещи. Разумеется, нарциссическое расстройство личности сопряжено с детским травмирующим опытом с родителями. И разумеется — это просто красивый пример для описания современности.
Но то, что мы наблюдаем сейчас в диджитальном социуме — паноптикум Иеремии Бентама — самопроецируемое «общество наблюдения», которого может быть и нет в реальности, но оно точно существует в голове каждого человека, имеющего аккаунт в соцсетях, лайки, селфи в инстаграмме, сравнительные таблицы успешности и, как следствие — нарастающее ощущение внешней оценки (ключевое слово — ощущение), как нормы современного мира.
Когда ты старательно, в течение десятилетий, прячешь настоящего себя от окружающих, в итоге ты сам забываешь, куда ты себя положил. Когда ты, сам того не замечая, начинаешь существовать только в глазах других, тебя не становится больше, ты — вымываешься. Рано или поздно ты обнаружишь — никто на самом деле на тебя не смотрит, потому что все заняты совершением твоей же ошибки. А если ты не находишь себя ни в глазах смотрящих, ни внутри себя самого, то возникает резонный вопрос…
Как-то так, постепенно, и подкрадывается нарциссизация общества, и неосознанная, тщательно ретушируемая пустота внутри социума.
Найти настоящего себя за завалами собственных кпд, высказанных мнений, представления себя как функции (я — то, что я делаю (на самом деле нет)) и других «годных», а главное — высокоскоростных — самопроекций в мир, бывает сложно. Удержать себя в этом состоянии осознанности — еще сложнее.
Оставаться собой, пользуясь при этом всеми благами мира постмодерна — вообще полный пиздец.
Здесь не будет ни «но», ни «однако». Просто мысли вслух.
______________________
Это было о биохимии и нейрофизиологии поведения.
А теперь — о проекциях психофизики в эмоциональный мир человека))
1. Если тебе плохо, а «все равно» — это уже плохо — не пытайся остановить поезд руками. Обращайся к специалисту. Не психологу, а к тому специалисту, кто решит вопрос разлада в биохимии. На этом этапе никто(!!!) кроме врача не сможет тебе помочь. Нет смысла разбирать детские психотравмы, если ты в кортизоловой интоксикации не в состоянии объективно анализировать воспоминания.
2. Преувеличивай проблему. Потому что в нынешнем состоянии ты ее преуменьшаешь. А доктору нужно услышать чёткую информацию.
3. Вспоминай, как было. Не всегда окружающая реальность была такой белесой и глухой, а значит есть выход. На нем так и написано. Попробуй перестать оцепенело стоять в ужасе и начни оцепенело в ужасе двигаться в нужном направлении — в направлении кабинета врача.
4. Я знаю, что тебе все равно, и все это не имеет никакого смысла, и люди вокруг тебя ничего не понимают, они за стеклом, такие далекие. Но расскажи этим людям, как ты себя чувствуешь. Если нет разницы, если тебе все равно, почему бы не сделать этого? Через усталость.
5. Ты удивишься насколько окружающим на тебя плевать. Насколько людям «не до тебя», насколько у всех «свои проблемы», как легко и комфортно им походя верить твоей образцово-показательной улыбке. Как просто не считывать твой неумелый крик о помощи. Ты удивишься, насколько немногие отзовутся, даже если ты все расскажешь прямым текстом (а не намеками, как ты пытался изначально), даже если скажешь, что тебе нужна помощь. Не вини их. Ты и не должен был на них полагаться. У каждого своя жизнь. Найди в себе себя и пообщайся именно с этим человеком, ты давно с ним не встречался. Он тебе поможет. Правда.
6. Когда ты скажешь родным о том, что тебе нужна помощь — тебе не помогут. Не потому что не хотят, а потому что ты не услышишь. Ты сейчас не в состоянии принимать ничего извне, чувствовать близость даже когда родные обнимают тебя ежеминутно и говорят, что ты — смысл их жизни. Именно для этого все и нужно проговорить вслух — чтобы НЕ помогло. Это — шаг из инфантильной норки, где ты сидишь и молча ждёшь, что догадаются, что сами поймут и порешают, что ты — сильный — но такой, сказочно-драматично сильный. Тебе НЕ помогут. Именно тогда ты начнёшь двигаться сам.
7. Не бойся, если тебя жалеют. Люди так проявляют свои и страх и эмпатию — сострадание это хорошее чувство. Отношение других тебя не формирует.
8. Не испытывай стыд за свою тревожность. Вообще никогда не испытывай стыд. Стыд и вина — это разные вещи. Вина связана с внутренней моралью. Стыд — это всего лишь страх перед обществом, внешний локус контроля. Стыд — это всегда перед кем-то и за себя. Не надо себя предавать. Этот мир ничего тебе не должен. Но и ты ничего не должен ему. У вас — синергия.
9. Ты знаешь, что у тебя с кожей, что со зрением, что с желудком. Что у тебя с биохимией также нужно знать. После разборок с биохимией, ты пойдешь к психологу для разборок с психотравмами. И это тоже поможет. Чем быстрее ты встретишься с собой, тем больше поддержки от себя у тебя будет в будущем. (За этот пункт не ручаюсь, я работу с психологом еще не начала, но так пишут).
10. Постепенно близкие люди начнут возвращаться. На самом деле они никуда не уходили, просто ты был неспособен их принять. начнут возвращаться цвета. В этот период разыщи свои способы повысить цветность. Методом тыка. Мне в тот период помогли витамины группы Б (после сопят анализов на микроэлементы и т д), медитация — есть приложения — по 10 минут, идешь по городу и слушаешь в наушниках вместо музыки, и бокс\кикбоксинг с тренером — лишнее подавленное отлично выпизживается по груше, а главное — начинаешь лучше ощущать себя, свое тело и тело другого человека, перестаешь чувствовать себя стеклянной\нереальной/хрупкой, начинаешь чувствовать основу. Найди своё.
11. Если и когда ты справишься с депрессией — порадуйся тому, что с этих самых пор, когда твоя тревожность будет возвращаться (а она будет возвращаться, в более легких, не депрессивных формах) — ты начнешь узнавать ее ещё на подходе. Не нужно ее бояться, не нужно сопротивляться и объявлять войну — это слишком энергозатратно и неверно: тревожность — просто индикатор на твоей панели, сообщающий о перегреве мотора. Тревожные состояния — это часть быта любого человека с доступом в интернет. Ты же ходить и говорить как-то научился, и с тревожностью разберешься. Это ощущение медленно накатывающего «того самого» больше не будет тебя пугать, а станет просто маячком, таймером на духовке — «пора перезагрузится и сконцентрироваться на себе». точно также как сонное состояние означает, что пора поспать.
12. Не злись на свои стены, которые ты за все эти годы успешного успеха настроил вокруг себя, защищаясь от окружающего мира. Поблагодари их. ты провел серьезную работу по постройке и они хорошо поработали, защищая тебя, когда тебе это было нужно. а даже если не было нужно — они все равно защищали тебя. Со стенами нужно прощаться по дружески и с благодарностью. а можно — не прощаться. Можно просто рубить просторные ворота.
Смысла нет. Его и не было. Это все были сказки про Деда Мороза. Здесь просто приятно и просто интересно. Если ты это понял и тебя это больше не пугает — я поздравляю тебя, ты вышел из эпохи инфантильности и стал взрослым человеком. И я сочувствую тебе — верить в „смысл“ было легче и приятней. Но пытаться понять суть вещей и суть людей — гораздо интересней.
Пустоту нужно наполнять собой, настоящим собой, а не успешным успехом и кликбейтом. Вспомни, ведь в детстве ты у себя был, но по дороге где-то потерял. Вернись и подбери.
Это все мой сугубо личный опыт. Надеюсь, это кому-то поможет.
(И Надеюсь, наше МОЗ когда-нибудь догадается ввести психотерапевтическую помощь в список не только бесплатных, но и обязательных услуг.)