Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Нехватка электронных чипов — от процессоров до модулей связи — отражается на многих сферах. Поставщики десктопных компьютеров и ноутбуков не могут отгрузить требуемый объем продукции, автомобильная промышленность отказывается от некоторых моделей машин, где требуются современные электронные компоненты. Страдают даже производители бытовой техники — просто потому что и стиральные машины с микроволновками «умнеют» стремительными темпами.
Эксперты предрекают индустрии «идеальный шторм» и долгий период дефицита с одновременным ростом цен. Кто-то говорит о том, что кризис будет продолжаться год, кто-то говорит уже о паре лет. Некоторые аналитики утверждают, что вскоре все наладится, благо, копании начинают расширять производство. Но сейчас появилась еще одна проблема — поддельные чипы, а также откровенно некачественная продукция, происхождение которой сложно отследить.
В каком смысле поддельная?
В самом прямом. Сейчас производители электронных систем находятся в безвыходной ситуации — им любой ценой нужны компоненты. И они их достают тем или иным способом. Но из-за постоянно растущего спроса на компьютеры, ноутбуки и т.п. производители стараются побыстрее собрать то, что можно, из существующих запчастей. Проверки, тесты электронных компонентов выполняются не так тщательно, а иногда и вовсе не выполняются.
О том, насколько текущий дефицит силен и насколько сильно он влияет на цепочки поставок, можно судить хотя бы по тому, что компания MSI возобновляет производство видеокарт модельного ряда 2014 года. Не 2018 или 2019, а 2014, потому что у MSI остались компоненты для сборки таких карт.
«Если на следующей неделе вам нужно найти 5000 компонентов или вам придется закрыть линию производства, то вы в любом случае снизите требования к поставляемым компонентам. Поставщики электронных систем просто не успевают верифицировать всю цепочку поставок или проверить оригинальность чипов», — заявляют представители компании CALCE, которая занимается анализом поставок поддельных электронных компонентов.
Насколько это глобальная проблема?
В общем-то, это не катастрофа, поскольку крупнейшие вендоры мира закупают электронные компоненты у производителей напрямую. Возможно, и в этом случае есть опасность пониженного качества компонентов, но это все же оригинальные запчасти. А вот средние и малые компании, которые закупаются у посредников, подвергают себя и свою продукцию опасности.
Мало того, что те самые посредники накручивают стоимость как отдельных запчастей, так и собранных систем, так теперь есть далеко не нулевая вероятность получения поддельных деталей.
Что касается повышенной цены, то этот факт доказан. Представитель igor'sLAB раздобыл и опубликовал прайс-лист оптового поставщика комплектующих для ПК. Поставщик является одним из звеньев цепочки — компания покупает дешевле, продает дороже. И это несколько странная практика, поскольку поставщик является своего рода «теневым». Ранее компания занималась скупкой остатков комплектующих со складов крупных компаний и продавала их чуть дороже.
Эти поставщики в большинстве случаев — теневые организации. Работают вроде бы официально, но их цепочки поставок проверить сложно. Скорее всего, они закупают элементы у разных компаний, и точно не у производителя. Соответственно, потом все закупленные элементы смешиваются и поставляются далее по цепочке. Проверить компоненты в таком случае крайне сложно. К слову, именно поставщикам-посредникам достается около четверти прибыли всего рынка электронных устройств, так что работать в этой отрасли крайне выгодно, подделывать компоненты еще выгоднее — это просто золотое дно.
Подделки заполонили рынок?
Пока что нет, но, по мнению экспертов, наполнение рынка контрафактом может произойти в ближайшее время. Глобальный дефицит приводит к активизации деятельности криминала, и ранние признаки проблемы уже заметны.
На рынке откуда ни возьмись появляются компании, которые ранее не были известны индустрии, и они предлагают дефицитные детали. Откуда они их берут, если производители таких компонентов даже прямые поставки в полном объеме не могут обеспечить?
Есть несколько возможностей получения чипов. Нелегальные закупки на предприятии, которое производит эти чипы, покупка брака с надеждой на то, что бракованные компоненты пройдут хотя бы первичную проверку, выпаивание компонентов из отбракованных плат или кража компонентов из логистической цепочки.
Проблема эта не новая — на рынке полным-полно непонятно откуда взявшихся деталей для Kindle, айфонов, Mac и прочей техники. Сейчас к уже существующему рынку контрафакта добавится еще один, даже более масштабный.
В малом объеме проблему появления поддельной продукции можно было наблюдать в 2011 году, когда в Японии произошло землетрясение, а потом — цунами. Катастрофические природные явления затронули производителя специфических элементов — электролитических конденсаторов для медицинской аппаратуры. В итоге производителям этой аппаратуры пришлось в авральном режиме искать замену поставщику. Замена была найдена, в цепочке поставок появились некие сторонние компании. Но затем оказалось, что многие конденсаторы — подделка.
Пример — микросхемы FT232RL, оригинал и подделка. Отличить их по внешнему виду невозможно (почти). Но внутри правого чипа стоит старый микроконтроллер, который совместим лишь с устаревшими драйверами
Что же делать?
Пока неясно. Возможно, здесь требуется вмешательство регуляторов, поскольку, как и говорилось выше, компании, которые производят электронную продукцию, сейчас занижают требования к поставщикам (конечно, неофициально). Глобальной проблема, возможно, и не станет, поскольку крупнейшие вендоры вряд ли затронуты.
Но средние и мелкие вендоры/сборщики поставляют не так уж и мало продукции, так что на общем ее качестве текущая ситуация вполне может отразиться. Здесь вопрос упирается в деньги, как и всегда. Ради сиюминутной прибыли и решения своих проблем некоторые компании вполне могут пойти на нарушения. Вопрос лишь в том, насколько много будет таких компаний и насколько активно станут действовать поставщики поддельных/контрафактных элементов.