Детали Двигателя на Пропане

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

В этом тексте я попробовал написать о своем опыте работы с пропановой установкой и выполнить обзор аппаратной начинки автомобилей, которые работают на сжиженном пропане. Попробовал понять, что там к чему.

Попробую провести разбор оборудования KME Nevo для 4х цилиндровых двигателей от польской компании KME.

Обычно газовые автомобили не продают в авто-салонах. Газовые баллоны ставят уже после. Буквально за несколько часов. Стоит это порядка 35k RUR.

Что надо из оборудования?

оборудование

Назначение

Примерная стоимость, RUR

тороидальный баллон 47 литров 27 кг

Для хранения сжиженного пропана

6200

Map sensor CCT6-D datasheet

Датчик давления на выходе газового редуктора

3570

Газовый редуктор

переходник давления 10....12 атмосфер в 0...4 атмосфер

3050

NEVO ECU

Плата для управления газовыми форсунками

7880

Газовый фильтр

Отчистка газа после редуктора

150

мультиклапан

Для защиты баллона от перегрева, разгерметизации магистрали высокого давления

3820

Кнопка переключения топлива для ГБО OMVL Saver, KME Nevo.

Для индикации уровня в баллоне и переключении газа на бензин

?

Переходник UART-USB

для подключения к LapTop

3420

газовые форcунки (инжекторы)

для впрыска пропана во входной коллектор

?

Harness

Провода

1410

Вендор предлагает вот такую схему подключения

Она составлена главным образом для техников монтажников. Всё что от них требуется это уметь считать до 8ми и различать цвета. Инженерной же инфы на схеме практически нет.

Вот более подробная схема

Схема инжекторного двигателя с ГБО опцией
Схема инжекторного двигателя с ГБО опцией



Тороидальный баллон ставят в багажник на место запасного колеса. Там внутри порядка 10(+- 2) атмосфер сжиженного пропана.

На баллоне установлен мультиклапан. Он сбрасывает газ при перегреве, блокирует газ при прорыве магистрали. Также его может перекрывать по проводам сам ECU.

На балоне есть резистивный датчик уровня сжиженного пропана. При этом в документации полностью отсутствует информация о формуле пересчета сопротивления на датчике в литры сжиженного пропана.

В состав оборудования также входит датчик давления газа CCT6-D (MAP sensor). Его ставят после газового редуктора. Этот датчик также измеряет температуру пропана перед форсунками. D значит цифровой. То есть результат передается по цифровой шине LIN. Рапиновка датчика неизвестна как и сама схемотехника.

CCT6-D
CCT6-D

Судя по фото внутри CCT6-D есть какой-то 8-пиновый микроконтроллер, который преобразует напряжение в LIN пакеты. Но это только предположение. Распиновка CCT6-D неизвестна. Указаны только цвета проводов в Harness, чтобы техники бездумно подключали.

pin CCT6-D

назначение

цвет провода в фирменном harness(е)

1

?

красный

2

?

белый

3

?

розово-зеленый

4

?

чёрный

5

?

фиолетовый

Все датчики и исполнительные механизмы подключаются к отдельному контроллеру управления газовыми форсунками ЕСU. Его иногда называют SAVER-SKY но на самом деле это Nevo-SKY.

шильдик контроллера газовыми форсунками
шильдик контроллера газовыми форсунками

его габариты


распиновка разъёма газового ECU такая

Например этот экземпляр производства польской компании KME.

С обратной стороны электронные платы PCB без компонентов. Видимо так спроектировали для упрощения производства изделия

Сердцем данного контроллера является чип S9S12G128F0VL. В первом приближении это 16-битный микропроцессор архитектуры S12. У него всего 8kByte RAM для данных и 128kByte Flash для программы. И работает он на тактовой частоте 25MHz. Совсем кроха по современным меркам микроконтроллеров. На Aliexpress S9S12G128F0VL cтоит порядка 500RUR.

Вот блок схема микроконтроллера S9S12G128F0VLL на втором уровне абстракции

В чипе S9S12G128F0VLL присутствует контроллер CAN, однако в PCB он никак не используется.

Также на плате можно узнать 8-пиновый чип DMP3098LSD P-канального полевого транзистора и чип VNS3NV04DP-E. Это сдвоенный полевой транзистор. Остальные компоненты имеют непонятную маркировку.


К контроллеру прилагается Win(довая) DeskTop утилита для настройки и диагностики электронного блока управления. Называется SAVER-4.0.10.4.exe. Контроллер и компьютер соединяются по 2хпроводному полнодуплексному интерфейсу UART. Операционка определяет ECU как виртуальный COM порт на битовой скорости 38400 bit/s (SAVER-SKY) либо 9600bit/s(SAVER 714). Поверх UART начинает работать проприетарный бинарный протокол для обмена данными между Win процессом SAVER-4.0.10.4.exe и прошивкой на газовом ECU Nevo-SKY.

ширина бита 26us
ширина бита 26us


Судя по наблюдению за трафиком структура бинарного UART пакета примерно такая: PREAMBULA, CODE_NO, LENGTH, DATA…DATA, CRC. Однако как интерпретировать этот бинарный протокол абсолютно не ясно. На сайте инфы нет. Вендор на письма не отвечает.
Это полная распиновка Harness(а) от комплекта KME.

Вывод
Газовая установка устанавливается поверх инжекторного двигателя и не требует выбрасывания оригинальных деталей. Управление форсунками электронное от отдельного ECU. Как видите, в ГБО даже CAN не фигурирует. Для диагностики выведен интерфейс UART с проприетарным и непонятным протоколом поверх. За спецификацией UART пакетов надо идти на поклон к Полякам. Схемотехника платы ECU и даже распиновка датчика давления - всё это тоже закрытая информация. Берите мультяшную схему и соединяете по цветам. Остальное вам знать не положено. В общем полный "технологический диктат" со стороны EC.

Меня также настораживает, что в ГБО 4го поколения отсутствует возможность измерить давление и температуру в баллоне. Дело в том, что согласно закону Шарля.

Давление газа фиксированной массы и фиксированного объёма прямо пропорционально абсолютной температуре газа.

При наличии этих 2х датчиков можно было бы по показаниям датчика давления и температуры в баллоне автоматически на программном уровне прошивки определять качество заливаемого пропан-бутана.

Надеюсь этот текст помог кому-нибудь лучше понять, что у него под капотом. Если у кого-то есть какие-либо недокументированные особенности комплекта от KME или общее представление как работают автомобили на природном газе, то пишете в комментариях.

При работе с ГБО вам придется распознавать эти акронимы

Акроним

расшифровка

UART

Universal Asynchronous Receiver-Transmitter

ECU

Engine control unit

CRC

Cyclic redundancy check

PCB

printed circuit board

KME

название компании

ГБО

Газо Баллонное Oборудованием

RPM

Revolutions per minute

ЭБУ

электронный блок управления

ПТС

паспорт транспортного средства

LIN

Local Interconnect Network

MAP

Manifold Absolute Pressure

Links
https://kme.eu/kme/en/produkt/pressure-sensor-cct6-d-nevo/
https://www.youtube.com/watch?v=009dWCXfZhA

https://www.youtube.com/watch?v=UQrlSaOAM58

https://www.youtube.com/watch?v=e3A37_5K2VQ

https://habr.com/ru/post/141095/
https://habr.com/ru/post/425467/
https://habr.com/ru/company/itelma/blog/507064/

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Ваш автомобиль работает на природном газе?
0% да 0
100% нет 7
Проголосовали 7 пользователей. Воздержались 2 пользователя.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
На каком топливе работает ваш автомобиль?
0% метан 0
12.5% пропан 1
50% бензин 4
12.5% дизельное топливо 1
25% электричество 2
Проголосовали 8 пользователей. Воздержался 1 пользователь.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
У вас есть персональный автомобиль?
66.67% да 6
33.33% нет 3
Проголосовали 9 пользователей. Воздержался 1 пользователь.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Вам известны российские аппаратные решения для газового оборудования 4 поколения и выше?
0% да 0
100% нет 9
Проголосовали 9 пользователей. Воздержавшихся нет.
Источник: https://habr.com/ru/post/720482/


Интересные статьи

Интересные статьи

Компания “Волжское пароходство” —  это больше 3 тысяч сотрудников, часть из которых используют Битрикс24 во время перевозок. По пути следования судна интернет не везде стабильный, поэтому нужен б...
В данной статье мы рассмотрим систему аутентификации пользователей и внешних систем в личном кабинете через сервер аутентификации Blitz Identity Provider. Согласно требованиям проекта, который мы...
Цель статьи, – показать примеры управления реализацией стратегии с помощью корпоративной единой информационной площадки на доступном инструменте, - Битрикс24. В статье на простом языке обсуждаются воз...
В 2016 году Хабр рассказал о старте проекта Курчатовского института по созданию прототипа безэлектродного плазменного ракетного двигателя (БПРД) мощностью 100 кВт. Сегодн...
В 2019 году люди знакомятся с брендом, выбирают и, что самое главное, ПОКУПАЮТ через интернет. Сегодня практически у любого бизнеса есть свой сайт — от личных блогов, зарабатывающих на рекламе, до инт...