www.youtube.com/watch?v=1pRvmoyWmBw
Детское авиамоделирование находится в стадии глубочайшей деградации. Здесь приводится ряд мер, способных вывести его на достойный современности уровень.
Полвека с лишним назад ребенок приходил в авиамодельный кружок районного дома пионером будучи пятиклассником. Начинал он с постройки схематической модели планера из набора. На следующий год он делал более сложную схематическую модель планера или самолета, но уже не из набора, а из заготовок, которые сам обрабатывал до требуемых размеров. На третий год он приступал к фюзеляжной модели планера или самолета с резиновым мотором. И, лишь, на четвертый год занятий ему выделяли, так называемый, «бензиновый» моторчик для установки на модель. К этому времени из ребенка сформировался юный «мужичек», который с этим моторчиком вполне справлялся, т.е. у него хватало сил, чтобы его завести, и сообразительности, чтобы не совать пальцы в диск вращения винта. Иногда палец все-таки туда попадал, но обычно это приводило к небольшому кровопусканию, да и только. Но не к перелому пальца, как это могло бы быть в случае с пятиклассником.
Максим Посыпай в newtonew.com/parenting/small-planes-for-education отмечает, что авиамодели ничем не изменились с 1988 года, а я скажу, что они не изменились с 1955 года, кроме материала обшивки поверхностей. Тогда модели обтягивали микалентной бумагой и лакировали ее 3-6 раз авиационным эмалитом, а сейчас используют полимерные пленки. При этом я, конечно же, имею в виду классные модели, по которым проводятся международные соревнования, а в советское время проводились и детские. Исключение составляют свободнолетающие, т. е. неуправляемые, модели, которые сейчас насыщены современными композитами и автоматикой электронного и механического толка, но ими занимаются в основном профессиональные высококлассные спортсмены.
Заниматься с детьми классными моделями в городах – мегаполисах практически невозможно, поскольку эти модели требуют весьма большой площади для запуска. Для свободнолетающих и радиоуправляемых моделей необходим аэродром, а для кордовых – футбольное поле, ведь минимальная длина корд – 16 метров.
Для классных моделей и детей то нет. Современный ребенок без моторизованной модели может выдержать в авиамодельном кружке максимум год и не более. И если он пришел в кружок четвероклассником, то став пятиклассником ему требуется модель с мотором, а завести то его ему не под силу. Естественно кружководы стараются стимулировать интерес к своим занятиям и устраивают показательные полеты, при этом двигатель они заводят сами, а юным авиамоделистам дают лишь подержаться за ручку управления. Заодно на этих показательных полетах дают ребенку свою модель и со всех ракурсов фоткают его для размещения фоток на официальном сайте детской организации.
Поэтому на подобных сайтах сколько угодно фоток детей с навороченными авиамоделями, но невозможно найти видео, где зафиксирован ребенок, действительно управляющий этой моделью. Исключением является сайт автора sites.google.com/site/1fanplan/home/полеты-видео. На одном из конкурсов демонстрировалось видео полета модели, но в нем не было кадра с авиамоделистом, представлявшим проект с этой моделью. Наверняка, при съемке видео этого полета моделью управлял кружковод. Подчеркну, видео с запуском моделей мужиками в инете сколько угодно и это создает иллюзию, что с авиамоделированием у нас все тип-топ.
Причиной такого положения является то обстоятельство, что классификация авиамоделирования предусмотрена для взрослых спортсменов, а современные кружководы усиленно культивируют ее среди детей и, конечно, мало результативно. Целью сохранения классных моделей в кружке является обеспечение возможности пользования мастерской кружка кружководом-спортсменом. Ведь авиамодель (и не одну), воняющую ядовитым горючим в квартире невозможно хранить. Кроме того, ее надо ремонтировать, а также строить новые. Юные авиамоделисты вонь стерпят, а до кабинетов чиновников дополнительного образования эта вонь не доходит. Родители, узнав, что в качестве горючего для «бензиновых» авиамодельных моторчиков служит вовсе не бензин, а метиловый спирт или смесь с содержанием 30% наркозного эфира, сразу же забирают свое чадо из кружка, не взирая на его благородно – патриотические устремления приобщиться к авиации. Отсюда и нехватка контингента в авиамодельных кружках. 15 наличных человек не могут найти даже для фотографии на сайте детской организации.
В 1998 году автор решил вернуться к увлечению своего детства и юности переведя его в профессиональную плоскость, т. е. став руководителем авиамодельного кружка. Окунувшись в современные условия детского технического творчества, стало понятно, что технологии авиамоделирования 50-х годов прошлого века нуждаются в коренном преобразовании.
Задавшись целью сделать авиамоделирование безвредным и доступным для детей, мечтающих об авиации, удалось найти требуемые технические решения, защищенные 5-ю патентами РФ на изобретение. На основе этих новаций была разработана экологически чистая технология, в которой не только исключены все субстанции, вредно влияющие на организм человека, но и существенно расширена доступность в изготовлении кордовых моделей самолетов, оснащенных электродвигателями. При этом летные характеристики этих моделей позволяют устраивать соревнования, по сущности, аналогичные отвечающим спортивной классификации. Нет препятствий, кроме бюрократических, ввести национальные детские классы.
Таким образом, не только решается проблема сохранения здоровья подрастающего поколения, но и создаются предпосылки для широкого возрождения авиамоделирования в детских учреждениях с потенциалом, намного превосходящим советский уровень. Для занятий коллектива не требуется специальная мастерская, их можно проводить в обычном школьном классе, в обычном кабинете досугового центра или на обычной веранде в детском лагере.
За годичный учебный курс или за одну лагерную смену воспитанник успевает построить модель и научиться управлять ею.
По сравнению с обычными кордовыми, разработанные автором модели имеют следующие преимущества:
1. Травмобезопасность при столкновении модели с ребенком, т.к. модель
имеет массу всего 100 грамм, а не 600 и более, а также имеет скорость лишь 35 км/ч, а не 80 и более.
2. Экологическая чистота, как технологии изготовления, так и процесса запуска модели, поскольку используются экологически чистые клеи, и не используется горючее с его неизбежными ядовитыми компонентами.
3. Ограниченность размеров площадки для запуска потому, что длина корд составляет всего 6 метров, а не 16. Модель можно запускать даже в спортзале.
4. Оперативность запуска модели, т.к. отсутствует проблема «завести двигатель».
Важно отметить следующее достоинство программы — обученный ребенок совершенно самостоятельно, без помощи взрослых, способен запустить в полет сделанную своими руками модель. Это обеспечивает возможность содержательного заполнения досуга ребенка и вне плановых занятий.
В наличии семь степеней сложности моделей для возрастов от 10 до 16 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы подкрепляется весьма важным обстоятельством, заключающемся в том, что руководитель коллектива первого года обучения может быть подготовлен из новичков, не знакомых с авиамодельными технологиями, в течение 10 учебных дней. Для работы с более старшими ребятами он должен активно заниматься самообразованием.
Автор с 2004 года неоднократно обращался к руководству дополнительным образованием с предложением широкого внедрения этой программы в детских организациях. Но чиновники, с подачи маститых авиамодельных спортсменов, выступавших в роли экспертов, по существу, отвергали это предложение. Конечно, спортсменов понять не трудно. Появился какой-то Краснов, наполучал патентов РФ на изобретение и, даже не будучи мастером спорта, взялся учить нас, заслуженных, как нам следует работать. А в результате — детское авиамоделирование продолжает деградировать.
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» имеется коллектив «Кордовые авиамодели», в расписании работы которого имеется двенадцать часов летной практики в неделю vg.mskobr.ru/files/raspisanie_grupp_po_kabinetam_otdela_ae_rokosmicheskogo_obrazovaniya.pdf Однако на сайте этого учреждения отсутствует видео полетов, хотя видео работы других коллективов там в наличии. Аналогичная картина с авиамоделированием и в других детских организациях, например, в ДДТ «На Таганке». А на вышеуказанном сайте автора видео полетов в количестве более, чем в достаточном.
В связи с тем, что в стране, вроде бы, взят курс на реиндустриализацию авиационного производства, следует ожидать резкого возрастания потребности в авиационных специалистах.
В последнее время вместо выставок, изготовленных школьниками технических поделок и соревнований с использованием этих поделок в качестве спортивно-технических снарядов, проводятся конкурсы проектов, подавляющее большинство которых выполняются в форме наукообразных презентаций и докладов. Такие наукообразные проекты не способствуют формированию у детей устойчивой увлеченности в той или иной области техники, поскольку в проекте нет такой необходимой для детей составляющей, как игра. Проект, по существу, является продолжением уроков со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. А в моделировании указанная составляющая играет, наверное, одну из главных ролей. При этом не страдает и важнейшая — научно-техническая составляющая, к примеру, в руководимом автором авиамодельном кружке школьники сделали 9 изобретений, зарегистрированных Роспатентом.
Интересно отметить, что за 20 лет с 2001 по 2020 год в РФ всего зарегистрировано 13 изобретений в области авиамоделирования. Из них зарегистрировано 5 изобретений автора и 7 изобретений школьников-авиамоделистов, сделанных под его руководством yadi.sk/i/NxdZ7dGmp9xqTw
Автор надеется, что данная статья будет способствовать приобщению подрастающего поколения к техническому творчеству в области авиации.
Детское авиамоделирование находится в стадии глубочайшей деградации. Здесь приводится ряд мер, способных вывести его на достойный современности уровень.
Полвека с лишним назад ребенок приходил в авиамодельный кружок районного дома пионером будучи пятиклассником. Начинал он с постройки схематической модели планера из набора. На следующий год он делал более сложную схематическую модель планера или самолета, но уже не из набора, а из заготовок, которые сам обрабатывал до требуемых размеров. На третий год он приступал к фюзеляжной модели планера или самолета с резиновым мотором. И, лишь, на четвертый год занятий ему выделяли, так называемый, «бензиновый» моторчик для установки на модель. К этому времени из ребенка сформировался юный «мужичек», который с этим моторчиком вполне справлялся, т.е. у него хватало сил, чтобы его завести, и сообразительности, чтобы не совать пальцы в диск вращения винта. Иногда палец все-таки туда попадал, но обычно это приводило к небольшому кровопусканию, да и только. Но не к перелому пальца, как это могло бы быть в случае с пятиклассником.
Максим Посыпай в newtonew.com/parenting/small-planes-for-education отмечает, что авиамодели ничем не изменились с 1988 года, а я скажу, что они не изменились с 1955 года, кроме материала обшивки поверхностей. Тогда модели обтягивали микалентной бумагой и лакировали ее 3-6 раз авиационным эмалитом, а сейчас используют полимерные пленки. При этом я, конечно же, имею в виду классные модели, по которым проводятся международные соревнования, а в советское время проводились и детские. Исключение составляют свободнолетающие, т. е. неуправляемые, модели, которые сейчас насыщены современными композитами и автоматикой электронного и механического толка, но ими занимаются в основном профессиональные высококлассные спортсмены.
Заниматься с детьми классными моделями в городах – мегаполисах практически невозможно, поскольку эти модели требуют весьма большой площади для запуска. Для свободнолетающих и радиоуправляемых моделей необходим аэродром, а для кордовых – футбольное поле, ведь минимальная длина корд – 16 метров.
Для классных моделей и детей то нет. Современный ребенок без моторизованной модели может выдержать в авиамодельном кружке максимум год и не более. И если он пришел в кружок четвероклассником, то став пятиклассником ему требуется модель с мотором, а завести то его ему не под силу. Естественно кружководы стараются стимулировать интерес к своим занятиям и устраивают показательные полеты, при этом двигатель они заводят сами, а юным авиамоделистам дают лишь подержаться за ручку управления. Заодно на этих показательных полетах дают ребенку свою модель и со всех ракурсов фоткают его для размещения фоток на официальном сайте детской организации.
Поэтому на подобных сайтах сколько угодно фоток детей с навороченными авиамоделями, но невозможно найти видео, где зафиксирован ребенок, действительно управляющий этой моделью. Исключением является сайт автора sites.google.com/site/1fanplan/home/полеты-видео. На одном из конкурсов демонстрировалось видео полета модели, но в нем не было кадра с авиамоделистом, представлявшим проект с этой моделью. Наверняка, при съемке видео этого полета моделью управлял кружковод. Подчеркну, видео с запуском моделей мужиками в инете сколько угодно и это создает иллюзию, что с авиамоделированием у нас все тип-топ.
Причиной такого положения является то обстоятельство, что классификация авиамоделирования предусмотрена для взрослых спортсменов, а современные кружководы усиленно культивируют ее среди детей и, конечно, мало результативно. Целью сохранения классных моделей в кружке является обеспечение возможности пользования мастерской кружка кружководом-спортсменом. Ведь авиамодель (и не одну), воняющую ядовитым горючим в квартире невозможно хранить. Кроме того, ее надо ремонтировать, а также строить новые. Юные авиамоделисты вонь стерпят, а до кабинетов чиновников дополнительного образования эта вонь не доходит. Родители, узнав, что в качестве горючего для «бензиновых» авиамодельных моторчиков служит вовсе не бензин, а метиловый спирт или смесь с содержанием 30% наркозного эфира, сразу же забирают свое чадо из кружка, не взирая на его благородно – патриотические устремления приобщиться к авиации. Отсюда и нехватка контингента в авиамодельных кружках. 15 наличных человек не могут найти даже для фотографии на сайте детской организации.
В 1998 году автор решил вернуться к увлечению своего детства и юности переведя его в профессиональную плоскость, т. е. став руководителем авиамодельного кружка. Окунувшись в современные условия детского технического творчества, стало понятно, что технологии авиамоделирования 50-х годов прошлого века нуждаются в коренном преобразовании.
Задавшись целью сделать авиамоделирование безвредным и доступным для детей, мечтающих об авиации, удалось найти требуемые технические решения, защищенные 5-ю патентами РФ на изобретение. На основе этих новаций была разработана экологически чистая технология, в которой не только исключены все субстанции, вредно влияющие на организм человека, но и существенно расширена доступность в изготовлении кордовых моделей самолетов, оснащенных электродвигателями. При этом летные характеристики этих моделей позволяют устраивать соревнования, по сущности, аналогичные отвечающим спортивной классификации. Нет препятствий, кроме бюрократических, ввести национальные детские классы.
Таким образом, не только решается проблема сохранения здоровья подрастающего поколения, но и создаются предпосылки для широкого возрождения авиамоделирования в детских учреждениях с потенциалом, намного превосходящим советский уровень. Для занятий коллектива не требуется специальная мастерская, их можно проводить в обычном школьном классе, в обычном кабинете досугового центра или на обычной веранде в детском лагере.
За годичный учебный курс или за одну лагерную смену воспитанник успевает построить модель и научиться управлять ею.
По сравнению с обычными кордовыми, разработанные автором модели имеют следующие преимущества:
1. Травмобезопасность при столкновении модели с ребенком, т.к. модель
имеет массу всего 100 грамм, а не 600 и более, а также имеет скорость лишь 35 км/ч, а не 80 и более.
2. Экологическая чистота, как технологии изготовления, так и процесса запуска модели, поскольку используются экологически чистые клеи, и не используется горючее с его неизбежными ядовитыми компонентами.
3. Ограниченность размеров площадки для запуска потому, что длина корд составляет всего 6 метров, а не 16. Модель можно запускать даже в спортзале.
4. Оперативность запуска модели, т.к. отсутствует проблема «завести двигатель».
Важно отметить следующее достоинство программы — обученный ребенок совершенно самостоятельно, без помощи взрослых, способен запустить в полет сделанную своими руками модель. Это обеспечивает возможность содержательного заполнения досуга ребенка и вне плановых занятий.
В наличии семь степеней сложности моделей для возрастов от 10 до 16 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы подкрепляется весьма важным обстоятельством, заключающемся в том, что руководитель коллектива первого года обучения может быть подготовлен из новичков, не знакомых с авиамодельными технологиями, в течение 10 учебных дней. Для работы с более старшими ребятами он должен активно заниматься самообразованием.
Автор с 2004 года неоднократно обращался к руководству дополнительным образованием с предложением широкого внедрения этой программы в детских организациях. Но чиновники, с подачи маститых авиамодельных спортсменов, выступавших в роли экспертов, по существу, отвергали это предложение. Конечно, спортсменов понять не трудно. Появился какой-то Краснов, наполучал патентов РФ на изобретение и, даже не будучи мастером спорта, взялся учить нас, заслуженных, как нам следует работать. А в результате — детское авиамоделирование продолжает деградировать.
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» имеется коллектив «Кордовые авиамодели», в расписании работы которого имеется двенадцать часов летной практики в неделю vg.mskobr.ru/files/raspisanie_grupp_po_kabinetam_otdela_ae_rokosmicheskogo_obrazovaniya.pdf Однако на сайте этого учреждения отсутствует видео полетов, хотя видео работы других коллективов там в наличии. Аналогичная картина с авиамоделированием и в других детских организациях, например, в ДДТ «На Таганке». А на вышеуказанном сайте автора видео полетов в количестве более, чем в достаточном.
В связи с тем, что в стране, вроде бы, взят курс на реиндустриализацию авиационного производства, следует ожидать резкого возрастания потребности в авиационных специалистах.
В последнее время вместо выставок, изготовленных школьниками технических поделок и соревнований с использованием этих поделок в качестве спортивно-технических снарядов, проводятся конкурсы проектов, подавляющее большинство которых выполняются в форме наукообразных презентаций и докладов. Такие наукообразные проекты не способствуют формированию у детей устойчивой увлеченности в той или иной области техники, поскольку в проекте нет такой необходимой для детей составляющей, как игра. Проект, по существу, является продолжением уроков со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. А в моделировании указанная составляющая играет, наверное, одну из главных ролей. При этом не страдает и важнейшая — научно-техническая составляющая, к примеру, в руководимом автором авиамодельном кружке школьники сделали 9 изобретений, зарегистрированных Роспатентом.
Интересно отметить, что за 20 лет с 2001 по 2020 год в РФ всего зарегистрировано 13 изобретений в области авиамоделирования. Из них зарегистрировано 5 изобретений автора и 7 изобретений школьников-авиамоделистов, сделанных под его руководством yadi.sk/i/NxdZ7dGmp9xqTw
Автор надеется, что данная статья будет способствовать приобщению подрастающего поколения к техническому творчеству в области авиации.