Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В купе с мастерской электромеханика.
Штабной вагон — это своего рода офис внутри состава. В нём едут начальник поезда, поездной электромеханик, есть радиокупе (это серверная современного поезда), могут быть купе для сотрудников МВД и купе для инвалида и сопровождающего с возможностью заехать на коляске. В штабном вагоне есть душ (изначально для персонала, но пассажиры тоже могут его посетить бесплатно или за небольшие деньги в зависимости от состава).
Ещё в штабном вагоне есть обычные купе для пассажиров, и за ними часто идёт настоящая охота. Потому что опытные путешественники знают, что где-где, а именно в штабном всё точно будет в порядке с сервисом, чаем и спокойствием в дороге. Пожалуй, кроме одного дня в году — кануна Дня железнодорожника.
Давайте пройдёмся по штабному вагону «Мегаполиса» (поезда Москва — Санкт-Петербург, одного из лучших поездов в стране по отзывам пассажиров). Поскольку это частный поезд, штабной вагон был несколько модифицирован в сравнении с привычным.
Какой это тип вагона?
Штабной вагон — отдельный тип вагона. Делается такой вагон из обычного купированного, но вносится некоторое количество изменений.
Вот задний тамбур обычного вагона (точнее, здесь это вагон-ресторан рядом со штабным, но тамбур тут типовой), обратите внимание на ширину:
А вот задний тамбур штабного вагона:
Сама дверь и проход шире. Это нужно для того, чтобы можно было заехать в поезд на инвалидном кресле или занести кого-то на носилках. Сразу дальше будет блок, предназначенный для инвалида и сопровождающего:
Там огромный туалет:
И увеличенное купе с широким входом:
Прямо в купе вынесено дополнительное табло, чтобы пассажир не вставал лишний раз, когда хочет посмотреть статус туалета или время:
Одним фото выше вы видите управление светом, вызов проводника и розетку около окна на нижней полке. С другой стороны полки есть такой же набор — это чтобы человек не тянулся в случае необходимости:
Критичные индикаторы продублированы шрифтом Брайля:
В этом купе может ехать только инвалид. Не обязательно с креслом-коляской, но обязательно с документом, подтверждающим его статус. То есть просто пассажиру билет в такое купе не продадут: нужно покупать билет заранее. С другой стороны, подходит любой документ об инвалидности, включая нарушения слуха, зрения или другие. Оказалось, что проще сделать так, чем поддерживать и обновлять регламент того, кому можно, а кому нельзя в такое купе.
На практике это купе используется далеко не в каждом рейсе, а грузить в него тяжёлые вещи очень удобно, поэтому там часто своего рода склад. Например, там могут лежать перевозимые запчасти или другие грузы, которые нужно доставить самому перевозчику из одного пункта формирования или депо в другой.
В тамбуре есть подъёмное устройство (выдвижной пандус) для того, чтобы можно было спокойно заехать в поезд с платформы.
Идём дальше!
Вот радиокупе:
Принтер — для дорожных ведомостей.
Этот ноутбук служит медиасервером, именно на нём хранится контент бортовой сети вещания (фильмы для телевизоров в купе).
Отсюда вещает радио. В «Мегаполисе» оно собственное, то есть не запись эфира, а набор собственных передач. Среди всего прочего есть спокойная музыка и обучение английскому языку.
А вот поэтому место называется «радиокупе».
Вот купе проводника. Оно обычное, как на всех вагонах ТВЗ этих лет (на современных оборудование выглядит иначе):
Конечно же, мастерская:
Вообще это купе электромеханика, но на «Мегаполисе» электромеханик больше похож на судового бортмеханика по списку обязанностей. То есть чинит всё, что можно починить в дороге.
В основном, конечно, следит за электрооборудованием поезда. Например, если где-то перегорела лампа — кто её будет менять? Конечно, он. Не ехать же пассажиру в темноте.
Но бывают и более трагические ситуации. Например, засорение туалета, которое можно попытаться решить без слесаря из депо.
Или сломавшийся замок в купе: личинка меняется за считаные минуты.
Вот тут, судя по ЗИП, видно, что крючки для одежды в купе отрывают довольно часто:
Кстати, мы уже рассказывали про тот случай, когда китайцы заперлись в купе на верхнюю задвижку и не смогли выйти, а потом начали ломать купе изнутри. Тогда именно электромеханик снял дверь (с повреждениями) и выпустил их. Купе «Тверской экспресс» восстановил за собственный счёт, судиться с братским народом не стали. Места в поезде ещё были, поэтому пассажиры продолжили путь в других купе.
Ещё электромеханик обслуживает подвагонные генераторы электроэнергии (это которые работают от вращения колёс): нужно переключать на них или отключать их при необходимости. Ну и вообще следит за щитами.
Понятное дело, что в депо возможен более долгий и глубокий ремонт, но, во-первых, депо только на одной стороне маршрута, а во-вторых, оборудовать мастерскую в поезде и ремонтировать вещи прямо в дороге гораздо удобнее, чем «на земле». Если не считать пайки: всё же паять лучше на остановках.
Купе начальника поезда не отличается от обычного купе. Дальше есть небольшое купе с душем (душ в том или ином виде есть почти в каждом штабном вагоне). Пассажирам он объективно нужен на поездах Транссиба (там вход платный, 150 рублей, и можно ещё отдельно купить банные принадлежности), а на «Мегаполисе» душ бесплатный. Потому что визитов пассажиров в это купе за пару последних лет было меньше десятка. Смена у персонала 14 дней, вот проводникам душ очень важен, хотя можно принять его и на вокзале.
Пятое и шестое купе в «Мегаполисе» — обычные пассажирские купе.
В других поездах примерно похожая схема, но может быть больше или меньше мест. Важное отличие в следующем: в «Мегаполисе» эти места берегут до последнего для членов клуба. Если у вас есть их карта с любой суммой на счету — можно бронировать место «для своих», которое не видно в АСУ «Экспресс-3». Места поступают в обычную продажу за девять и шесть часов до отправления поезда, и их в последние часы можно взять как обычно. В других поездах собственного клуба чаще всего нет, поэтому можно купить билет в купе в штабном вагоне заранее. Про это есть отдельный лайфхак. Чтобы выяснить, какой вагон — штабной, нужно на официальном сайте РЖД посмотреть наличие мест. Один из вагонов может быть задублирован. Вот тут, например, два девятых в поезде ФПК:
Это потому, что в текущем интерфейсе отдельно показывается билет для инвалида и сопровождающего, и отдельно — обычные пассажирские билеты в том же вагоне. Купе для инвалидов сейчас есть только в штабных вагонах поезда. Поэтому, если вы хотите ехать именно в нём, можно купить билет во «втором девятом» вагоне.
В этом конкретном штабном вагоне нет отдельного купе для сотрудников МВД: служба безопасности у частного перевозчика собственная. На состав — три человека, и, учитывая длину рейса, отдельное купе им не нужно. Тем не менее один из них может отдыхать в свободном купе в штабном вагоне или где-то в поезде, если требуется (двое других в это время должны быть на дежурстве).
Проводник в штабном вагоне точно такой же по функциям, как в других вагонах. На деле всегда находятся лишние конфеты и прочие милые мелочи.
Здесь же, в штабном вагоне, отдыхают сотрудники вагона-ресторана. Вагон-ресторан обычно находится рядом.
В радиокупе есть возможность вещать на весь поезд из микрофона по аудиомагистрали. Это используется для срочных объявлений. Ещё в радиокупе есть связь с машинистом поезда: локомотивная бригада и персонал самого поезда (без тяги) — это две разные команды с разным подчинением. Связь бывает нужна в нештатных ситуациях. Самая распространённая нештатная ситуация — это медицинская помощь для пассажира. Обычно пассажир приходит к проводнику и сообщает, что ему очень плохо. Проводник сообщает данные начальнику поезда и охране (сотрудники безопасности умеют оказывать доврачебную помощь). Начальник поезда решает, нужно ли сообщать машинисту про внеплановую остановку и требовать вызова скорой помощи. Например, если пассажир порезал палец и бинта из аптечки хватило, то, наверное, не нужно. А если отравился и ему прямо очень плохо — нужно. Вообще аптечка последней ревизии очень маленькая: по сути, бинт и жгут. Того же нитроглицерина и валидола уже нет: считается, что для их применения нужно иметь хоть какое-то врачебное образование.
Итак, если произошёл такой случай, то машинист связывается с диспетчером, диспетчер выясняет оптимальный вариант по скорой помощи и отправляет бригаду на следующую остановку или через одну-две, сообщают машинисту, он сообщает начальнику поезда. Поезд останавливается там, куда приехала бригада (даже если этой остановки нет в расписании), пациент передаётся им на руки.
Не всегда в поезде один штабной вагон. Например, у ФПК есть двухгруппные поезда, пример — «Южный Урал» № 14 по маршруту Челябинск — Москва. В Уфе к нему прицепляют группу из пяти-шести вагонов (или больше в зависимости от схемы). Вторая группа с точки зрения структуры подчинённости — изолированный объект, и там едет свой начальник поезда. Получается, что в одном поезде могут быть два начальника — челябинский и уфимский, например. Каждый отвечает за свою группу вагонов. С точки зрения архитектуры, это два разных поезда, которые едут один за другим и объединены общей тягой.
С нами были Алла Петровна Щепетова и Олег Анатольевич Дрыгин из «Тверского экспресса». Прочитать про их поезд и его особенности можно в прошлом посте про железную дорогу. А вот наши другие посты про железную дорогу: ретропоезд с паровозом, FAQ про работу помощника машиниста, про поезд Мегаполис, что интересного в кабине машиниста поезда, особенности транспорта Универсиады, в депо Аэроэкспресса, про транссиб, Гранд Экспресс, какие бывают поезда, энергосистемы вагонов, как устроен пассажирский вагон, как собирают вагоны, как они эволюционировали, про Ленинградский вокзал, про паровозы, про старые вагоны. Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила.
На днях ТВЗ сообщил, что в серию пойдут новые штабные вагоны 61-4529 разработки 2019 года.
Вот изображения из пресс-релиза:
Там будет управление подсистемами всех вагонов (в последние годы очень много данных от узлов отдаётся в бортовую сеть), будет два места для пассажиров с ограниченными возможностями и два — для сопровождающих, будет ещё аварийный выход с надувным спуском. Будет совместимость с поездами с двухвагонными сцепами, поддерживается скорость до 160 км/ч. Все современные фичи — тоже на борту: видеонаблюдение, USB и розетки 220 В, сейфы с электронными замками для купе.