ФАС против паблика в Telegram. Обзор причин и выводы для блогеров

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Не успели мы обсудить кейс с возбуждением дела ФАС в отношении паблика VK в Новосибирске, как пришла новая неприятная, но ожидаемая новость. ФАС возбудило дело уже по статье 18.1 за отсутствие маркировки для рекламных материалов.

Я связался с админом паблика Мой Нижний Новгород и попытался разобраться по существу, что произошло по нижегородскому кейсу, который сейчас широко обсуждается в интернет-пространстве и касается практически всех рекламодателей, агентств и блогеров.

Итак, действительно официально возбуждено дело в отношении паблика Мой Нижний Новгород, который очень известен в своем регионе и имеет около 90 тыс. подписчиков и был оформлен на физическое лицо. Не исключено, что он напрямую был связан с администрацией нижегородского региона. Данный городской портал типичен для большинства российских населенных пунктов - от малых городов (в том числе поселков городского типа) до городов миллионников. Городской портал рассказывал о жизни города и региона в плане различных городских новостей, событий, спортивных мероприятий, происшествий, ярмарках, выставках, концертах и посты в паблике не требовали никакой маркировки в плане исполнения закона о рекламе (статья 18.1).

Однако, как и все паблики, периодически происходили рекламные интеграции как напрямую от рекламодателей, так и через биржу Telega.in. Вот здесь и начались проблемы после 01 сентября 2023 года, когда за отсутствие атрибутов маркировки рекламы и отчетности в ОРД ФАС и РКН могут оштрафовать участников рекламной цепочки по статье 18.1 Закона о Рекламе.

Дело в том, что основной поток рекламных интеграций шел через биржу Telega.in. Данная биржа, естественно, принимала во внимание необходимость исполнения закона о маркировке рекламы. Вот ее подробная инструкция для владельцев сервиса

Однако на практике, как поделились информации коллеги, все было не так просто и красиво.
По предварительной информации маркировка постов была доступна тем рекламодателям, у кого есть менеджер. Менеджер выделяют только тем, у кого рекламный бюджет от 80 000 рублей в месяц. Кто сам размещает или меньше бюджет - их посты не маркируются.
Владельцам каналов приходят предложения от биржи разместить и не маркированные посты, они сами решают - размещать такой пост или нет. Рекламодатель не может прислать маркированный пост на размещение в Телегу.ин. Это технически не возможно.

Деньги сначала поступали на персональный аккаунт на бирже и затем биржа оплачивала за факт размещения рекламных материалов, беря себе процент за свои услуги. По сути, складывалась рекламная цепочка:

РД (рекламодатель) - Биржа - РР (рекламораспространитель)

Как известно, при исполнении отчетности в ОРД каждый участник рекламной цепочки должен отчитываться только по своему Доходному договору. В данной цепочке отчетность в своих ОРД по классике должны были заводить Биржа и РР (блогер либо площадка), а РД нет - у него только Расходный договор.

Судя по декларации биржи, она полностью избавляла своих участников от хлопот, связанных с маркировкой рекламы, т.е. в оферте (договоре) от биржи, по-видимому, должна была присутствовать четкая информация о том, что они несут ответственность, когда оформляют отчетность в ОРД вместо своих партнеров. Было ли это на самом деле? В принципе, Роскомнадзор не запрещает подобную практику, когда вместо контрагента ( в частном случае вместо блогера либо владельца интернет-площадки) можно выполнить всю его работу в своем ОРД.

Подходим непосредственно к тому, что произошло.

Во примеры постов, некоторые уже удалены пабликом, которые могли приходить от заказчиков. Всего ФАС обозначило претензии к 16-ти коммерческим постам в паблике.
Вот примеры удаленных на данный момент постов.

Судя по данным постам (окончательный список постов ФАС на данный момент паблику пока не предоставил), решение ФАС в первом приближении понятны, так как портал о городской жизни неожиданно вставляет коммерческую информацию о чужих интернет-ресурсах, которые никак не пересекается с тематикой паблика, не производя нанесение атрибутов маркировки на рекламные, по мнению ФАС, посты в своем паблике.

Как сообщил админ паблика, с которым я непосредственно общался по данному вопросу, от биржы приходили посты с маркировкой далеко не всегда (см.причину выше).

Вот эксклюзив скан из аккаунта биржи данного паблика (с разрешения админа):

Как мы видим, только два поста в сентябре были отмаркированы биржей, а остальные нет по причинам, указанной выше. Владелец паблика принял к исполнению посты без маркировки, что привело к печальным последствиям и возбуждению дела со стороны ФАС. Стоит заметить, что биржа в данной ситуации не лукавила и показывала в интерфейсе, что посты не промаркированы.

Какие выводы можно сделать для многочисленных пабликов (блогеры и владельцы интернет-площадок) при работе с биржами и программатик-платформами?

Интернет-площадкам категорически не рекомендуется работать с биржами и программматик-платформами, которые в оферте (договор) не гарантируют автоматическое нанесение атрибутов маркировки рекламы и отчетности вместо блогера (владельца интернет-площадки) в ОРД, иначе последствия самые необратимые. При работе с биржами (программатик-платформами) никоим образом не соглашаться на то, что вы сами сможете за себя отчитываться в ОРД, так как объем работ может быть очень большим и не факт, что ваша биржа будет предоставлять вам все необходимые данные для занесения отчетности каждый месяц (как правило они присылают блогерам подробную таблицу в Excel), например атрибуты изначальных договоров без которых блогер не сможет произвести разаллокацию по ним у себя в ОРД в ежемесячных актах.

Владельцам интернет-площадки трезво и взвешенно оценивать все риски того, когда они берут посты без атрибутов маркировки. Блогеру будет затруднительно доказать в суде, что все это произошло не по его вине, биржа ввела в заблуждение и не "избавила от всех хлопот". Во всяком случае отсутствует пока правоприменительная практика по данным прецедентам.

Стоит добавить, так как биржа участвовала в рекламной цепочке, проводя через свой счет финансовые средства, то все посты, даже не отмаркированные ею нужно будет оформлять бирже в своем ОРД по своему Доходному договору. Так что вполне возможно, что ФАС и РКН в последующем выставят претензии и бирже, если все не будет оформлено с их стороны в ОРД.


Надеюсь, что данный материал будет интересным для вас и послужит ориентиром для того, чтобы избежать претензий со стороны регулирующих органов

Источник: https://habr.com/ru/articles/764310/


Интересные статьи

Интересные статьи

Если рассмотреть причины, по которым пользователи выбирают Avast и AVG (которые принадлежат одной компании), можно выделить следующее: Простота использования, бесплатность и заявленное быстродейств...
Виртуализация в облака стала модным трендом. Однако если вы захотите поместить нагруженную систему в облако - Вас ожидает много разочарований. В статье на реальном примере показано, что Вас ожидает по...
Я ничего не понимаю в клавиатурах, в моей жизни был только Genius, Logitech и клава от мака. Я хочу любить клавиатуры, но они меня бесят. Не могу научиться печать вслепую, по кнопкам ...
Введение Друзья, добрый день. Данную статью я хочу посвятить такому продукту, как MaxPatrol SIEM компании Positive Technologies уже более 17 лет разрабатывающей инновационные решения в о...
Чего только не было в портативном аудио за последние 50 лет, и активное шумоподавление, и наушники-переводчики, и автоматическая подстройка под геометрию ушной раковины и тысячи других функционал...