Flutter. Слушатель клавиатуры без платформенного кода

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Всем привет! Меня зовут Дмитрий Андриянов, я Flutter-разработчик в Surf.

В предыдущей статье про RenderObject я рассказал, как немного копнул в слой рендеринга и смог получать расположение и размеры любого виджета — даже динамического. Сегодня расскажу, как был написан слушатель появления/скрытия клавиатуры без нативного кода.



Эта статья будет вам полезна, если вы:

  • Пишете на Flutter и хотите узнать, что находится у него под капотом.
  • Интересуетесь, как MediaQuery предоставляет данные о UI.
  • Хотите реализовывать интересные штуки на Flutter, покопавшись в нём на более глубоком уровне.

Зачем нам понадобилось написать слушатель без натива


В одном Flutter приложении нам нужно было отлавливать появление и скрытие клавиатуры — мы делали это с помощью плагина keyboard_visibility. Но в апреле, после очередного обновления Flutter, он сломался, потому что команда разработки не переехала на новую реализацию нативной интеграции. Прочие популярные решения из pub также завязаны на нативную часть, а повторно наступать на те же грабли не хотелось.

Мы решили разобраться, можно ли слушать клавиатуру силами Flutter. Чтобы не вносить много правок в существующий код, при разработке решения желательно было сохранить похожий на keyboard_visibility интерфейс.

Исследуем MediaQuery и копаем вглубь


Из MediaQuery мы можем получить данные о размерах системных UI-элементов, которые перекрывают дисплей:

// Поле с данными элементов перекрывающих дисплей
MediaQuery.of(context).viewInsets

// Отвечает за данные клавиатуры
MediaQuery.of(context).viewInsets.bottom

Пример:

class KeyboardScreen extends StatefulWidget {
 @override
 _KeyboardScreenState createState() => _KeyboardScreenState();
}

class _KeyboardScreenState extends State<KeyboardScreen> {
 @override
 Widget build(BuildContext context) {
   return Scaffold(
     body: Column(
       mainAxisAlignment: MainAxisAlignment.center,
       children: [
         Text('Keyboard: ${MediaQuery.of(context).viewInsets.bottom}'),
         const SizedBox(height: 20),
         TextField(),
       ],
     ),
   );
 }
}

image

Первая мысль — использовать MediaQuery.of(context).viewInsets при изменениях значения: 0 — клавиатура скрыта, иначе — видна. Но в момент обращения к MediaQueryData мы получим значение, а не Stream, который нужно слушать.

У этого решения две проблемы:
  1. Для использования требуется контекст, что накладывает дополнительные ограничения. Например когда у вас есть модель данных связанная с UI, реагирующая на появление клавиатуры.
  2. viewInsets не дает возможности подписаться на изменения значения.

Нужно что-то более надежное. Мы знаем, что можем получить размер клавиатуры в viewInsets.bottom — и это значение меняется динамически, в зависимости от её появления. Значит, где-то есть механизм, который слушает эти изменения.

Переходим в исходный код метода MediaQueryData of и видим:


static MediaQueryData of(BuildContext context, { bool nullOk = false }) {
 assert(context != null);
 assert(nullOk != null);
 final MediaQuery query = context.dependOnInheritedWidgetOfExactType<MediaQuery>();
 if (query != null)
   return query.data;
 if (nullOk)
   return null;
 throw FlutterError.fromParts(<DiagnosticsNode>[
   ErrorSummary('MediaQuery.of() called with a context that does not contain a MediaQuery.'),
   ErrorDescription(
   ),
   context.describeElement('The context used was')
 ]);
}

final MediaQuery query = context.dependOnInheritedWidgetOfExactType<MediaQuery>();

В этой строке по дереву родителей ищется класс MediaQuery. У полученного виджета берутся и возвращаются данные в виде экземпляра MediaQueryData.

Смотрим в MediaQuery: оказывается, это наследник InheritedWidget, и он создаётся в разных виджетах:

image

В каждом из этих файлов создаётся свой MediaQuery, который получает данные родительского MediaQuery и модифицирует их на свое усмотрение.

Например, файл dialog:

MediaQuery(
 data: MediaQuery.of(context).copyWith(
   // iOS does not shrink dialog content below a 1.0 scale factor
   textScaleFactor: math.max(textScaleFactor, 1.0),
 ),

Самый верхний MediaQuery создаётся в файле widgets/app.dart.
Класс _MediaQueryFromWindow:


class _MediaQueryFromWindow extends StatefulWidget {
 const _MediaQueryFromWindow({Key key, this.child}) : super(key: key);

 final Widget child;

 @override
 _MediaQueryFromWindowsState createState() => _MediaQueryFromWindowsState();
}

class _MediaQueryFromWindowsState extends State<_MediaQueryFromWindow> with WidgetsBindingObserver {
 @override
 void initState() {
   super.initState();
   WidgetsBinding.instance.addObserver(this);
 }

// ACCESSIBILITY

@override
void didChangeAccessibilityFeatures() {
 setState(() {
   // The properties of window have changed. We use them in our build
   // function, so we need setState(), but we don't cache anything locally.
 });
}

// METRICS

@override
void didChangeMetrics() {
 setState(() {
   // The properties of window have changed. We use them in our build
   // function, so we need setState(), but we don't cache anything locally.
 });
}

@override
void didChangeTextScaleFactor() {
 setState(() {
   // The textScaleFactor property of window has changed. We reference
   // window in our build function, so we need to call setState(), but
   // we don't need to cache anything locally.
 });
}

// RENDERING
@override
void didChangePlatformBrightness() {
 setState(() {
   // The platformBrightness property of window has changed. We reference
   // window in our build function, so we need to call setState(), but
   // we don't need to cache anything locally.
 });
}

 @override
 Widget build(BuildContext context) {
   MediaQueryData data = MediaQueryData.fromWindow(WidgetsBinding.instance.window);
   if (!kReleaseMode) {
     data = data.copyWith(platformBrightness: debugBrightnessOverride);
   }
   return MediaQuery(
     data: data,
     child: widget.child,
   );
 }

 @override
 void dispose() {
   WidgetsBinding.instance.removeObserver(this);
   super.dispose();
 }
}

Что здесь происходит:


1. Класс _MediaQueryFromWindowsState замешивает миксин WidgetsBindingObserver, чтобы использоваться в качестве наблюдателя за изменениями системного UI из Flutter.

2. В initState вызываем WidgetsBinding.instance.addObserver(this); — addObserver принимает на вход экземпляр наблюдателя. В данном случае this, так как текущий класс замешивает WidgetsBindingObserver.

3. WidgetsBindingObserver предоставляет методы, которые вызываются при изменении соответствующих метрик:
didChangeAccessibilityFeatures — вызывается при изменении набора активных на данный момент специальных возможностей в системе.
didChangeMetrics — вызывается при изменении размеров приложения из-за системы. Например, при повороте телефона или влиянии системного UI (появлении клавиатуры).
didChangeTextScaleFactor — вызывается при изменении коэффициента масштабирования текста на платформе.
didChangePlatformBrightness — вызывается при изменении яркости.

4. Самое главное, что объединяет эти методы, — в каждом из них вызывается setState. Это запускает метод build, заново строит объект MediaQueryData

Widget build(BuildContext context) {
 MediaQueryData data = MediaQueryData.fromWindow(WidgetsBinding.instance.window);

и передает его вниз по дереву до места вызова MediaQuery.of(context).ИмяПоля:

Подробнее про биндинг можно прочесть в статье моего коллеги Миши Зотьева.

Вывод: мы можем получать изменения системного UI, используя WidgetsBinding и WidgetsBindingObserver.

Реализация слушателя клавиатуры


Начнём реализовывать слушатель клавиатуры на основе этих данных. Для начала создадим класс:

class KeyboardListener with WidgetsBindingObserver {}

Добавим геттер bool — чтобы знать, видна ли клавиатура.

Во время его реализации я столкнулся с одной проблемой. Изначально запоминался текущий размер клавиатуры, чтобы внешний код мог получить его у экземпляра слушателя.


double get currentKeyboardHeight => _currentKeyboardHeight;

double _currentKeyboardHeight = 0;

bool get _isVisibleKeyboard => _currentKeyboardHeight > 0;

Future(() {
 final double newKeyboardHeight =
     WidgetsBinding.instance.window.viewInsets.bottom;

 if (newKeyboardHeight > _currentKeyboardHeight) {
   /// Новая высота больше предыдущей — клавиатура открылась
   _onShow();
   _onChange(true);
 } else if (newKeyboardHeight < _currentKeyboardHeight) {
   /// Новая высота меньше предыдущей — клавиатура закрылась
   _onHide();
   _onChange(false);
 }

 _currentKeyboardHeight = newKeyboardHeight;
});

Мы знаем, что при видимой клавиатуре в viewInsets.bottom значение больше 0, при скрытой — 0.

bool get _isVisibleKeyboard => _currentKeyboardHeight > 0; выполняет проверку: если высота клавиатуры больше нуля, то она видна.

Но на некоторых устройствах с Android 9 при закрытии клавиатуры высота не всегда становилась 0. Открытая клавиатура могла передать значение 400, а закрытая — 150. А в следующий раз она передавала уже 0. Нестабильный и сложно уловимый баг.

Поэтому я решил отказаться от возможности получать размер клавиатуры из экземпляра слушателя и стал проверять:

WidgetsBinding.instance.window.viewInsets.bottom > 0;

Это решило проблему.

Теперь реализуем непосредственно прослушивание изменений для вызова колбэков:

@override
void didChangeMetrics() {
 _listener();
}

void _listener() {
 if (isVisibleKeyboard) {
   _onChange(true);
 } else {
   _onChange(false);
 }
}

void _onChange(bool isOpen) {
 /// Тут вызываются внешние слушатели
}

Как и говорилось выше, благодаря didChangeMetrics мы знаем, что изменился системный UI. И проверяя, видна ли клавиатура, вызываем колбеки появления/сокрытия клавиатуры.

Как использовать



class _KeyboardScreenState extends State<KeyboardScreen> {
 bool _isShowKeyboard = false;

 KeyboardListener _keyboardListener = KeyboardListener();

 @override
 void initState() {
   super.initState();
   _keyboardListener.addListener(onChange: (bool isVisible) {
     setState(() {
       _isShowKeyboard = isVisible;
     });
   });
 }

 @override
 void dispose() {
   _keyboardListener.dispose();
   super.dispose();
 }

 @override
 Widget build(BuildContext context) {
   return Scaffold(
     body: Column(
       mainAxisAlignment: MainAxisAlignment.center,
       children: [
         Text('Keyboard: $_isShowKeyboard'),
         const SizedBox(height: 20),
         TextField(),
       ],
     ),
   );
 }
}

image

Полный код



import 'dart:math';
import 'dart:ui';

import 'package:flutter/widgets.dart';

typedef KeyboardChangeListener = Function(bool isVisible);

class KeyboardListener with WidgetsBindingObserver {
 static final Random _random = Random();


 /// Колбэки, вызывающиеся при появлении и сокрытии клавиатуры
 final Map<String, KeyboardChangeListener> _changeListeners = {};
 /// Колбэки, вызывающиеся при появлении клавиатуры
 final Map<String, VoidCallback> _showListeners = {};
 /// Колбэки, вызывающиеся при сокрытии клавиатуры
 final Map<String, VoidCallback> _hideListeners = {};

 bool get isVisibleKeyboard =>
     WidgetsBinding.instance.window.viewInsets.bottom > 0;

 KeyboardListener() {
   _init();
 }



 void dispose() {
   // Удаляем текущий класс из списка наблюдателей
   WidgetsBinding.instance.removeObserver(this); 
   // Очищаем списки колбэков
   _changeListeners.clear();
   _showListeners.clear();
   _hideListeners.clear();
 }


 /// При изменениях системного UI вызываем слушателей
 @override
 void didChangeMetrics() {
   _listener();
 }


 /// Метод добавления слушателей
 String addListener({
   String id,
   KeyboardChangeListener onChange,
   VoidCallback onShow,
   VoidCallback onHide,
 }) {
   assert(onChange != null || onShow != null || onHide != null);
   /// Для более удобного доступа к слушателям используются идентификаторы
   id ??= _generateId();

   if (onChange != null) _changeListeners[id] = onChange;
   if (onShow != null) _showListeners[id] = onShow;
   if (onHide != null) _hideListeners[id] = onHide;
   return id;
 }

 /// Методы удаления слушателей
 void removeChangeListener(KeyboardChangeListener listener) {
   _removeListener(_changeListeners, listener);
 }

 void removeShowListener(VoidCallback listener) {
   _removeListener(_showListeners, listener);
 }

 void removeHideListener(VoidCallback listener) {
   _removeListener(_hideListeners, listener);
 }

 void removeAtChangeListener(String id) {
   _removeAtListener(_changeListeners, id);
 }

 void removeAtShowListener(String id) {
   _removeAtListener(_changeListeners, id);
 }

 void removeAtHideListener(String id) {
   _removeAtListener(_changeListeners, id);
 }

 void _removeAtListener(Map<String, Function> listeners, String id) {
   listeners.remove(id);
 }

 void _removeListener(Map<String, Function> listeners, Function listener) {
   listeners.removeWhere((key, value) => value == listener);
 }

 String _generateId() {
   return _random.nextDouble().toString();
 }

 void _init() {
   WidgetsBinding.instance.addObserver(this); // Регистрируем наблюдателя
 }

 void _listener() {
   if (isVisibleKeyboard) {
     _onShow();
     _onChange(true);
   } else {
     _onHide();
     _onChange(false);
   }
 }

 void _onChange(bool isOpen) {
   for (KeyboardChangeListener listener in _changeListeners.values) {
     listener(isOpen);
   }
 }

 void _onShow() {
   for (VoidCallback listener in _showListeners.values) {
     listener();
   }
 }

 void _onHide() {
   for (VoidCallback listener in _hideListeners.values) {
     listener();
   }
 }
}

Можно было реализовать только _changeListeners или всего один колбэк. Но перед нами стояла задача сохранить API в проекте, который уверенно двигался к релизу. Поэтому использование нового слушателя должно было принести минимум правок.

Итог


Мы в очередной раз увидели, что решить проблемы и реализовать интересные штуки можно без нативной реализации. Достаточно копнуть чуть глубже или просто изучить механизм работы того или иного виджета.

Это решение находится в SurfGear, пакет keyboard_listener.
Источник: https://habr.com/ru/company/surfstudio/blog/528710/


Интересные статьи

Интересные статьи

Современный OpenGL и, в более широком смысле, WebGL, сильно отличается от старого OpenGL, который я изучал в прошлом. Я понимаю, как работает растеризация, поэтому вполне разбираюсь в...
Большинство программистов понимают то, что асинхронный Python-код имеет более высокий уровень конкурентности, чем обычный синхронный код. Это даёт некоторые основания полагать, что ас...
← Часть 2. Начало работы Библиотека генератора ассемблерного кода для микроконтроллеров AVR Часть 3. Косвенная адресация и управление потоком исполнения В предыдущей части мы достаточно подроб...
Сегодня мы поговорим о перспективах становления Битрикс-разработчика и об этапах этого пути. Статья не претендует на абсолютную истину, но даёт жизненные ориентиры.
Практически все коммерческие интернет-ресурсы создаются на уникальных платформах соответствующего типа. Среди них наибольшее распространение получил Битрикс24.