Инновационное преимущество Китая. Почему эта страна так быстро развивается и что с ней будет дальше?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
image

Представляем вашему вниманию некоторые интересные моменты о причинах инновационного роста Китая и его уникальных конкурентных преимуществах из статьи обозревателя Harvard Business Review — Зака Дихтвальда

Долгое время считавшийся глобальным подражателем, Китай теперь является домом для многих самых быстрорастущих стартапов, достигших оценки в 1 миллиард долларов по всему миру. Сегодня эта страна обладает ресурсом, которого нет ни у одной другой: сотни миллионов людей, переживших беспрецедентные изменения и, следовательно способных принимать и адаптироваться к инновациям со скоростью и масштабом, недоступных нигде больше на Земле. Но конкуренцию с китайцами не следует считать игрой с нулевой суммой. Иностранным компаниям не мешало бы поучиться на примере Китая.

Инновации привели к тому производственному чуду, которое развернулось в Китае за последние полвека, в течение которого около 700 миллионов человек были подняты (или поднялись сами) из отчаянной нищеты. Полагаясь на, казалось бы, безграничный запас дешевой рабочей силы, обеспечиваемый сотнями миллионов честолюбивых рабочих, родившихся во время послевоенного бэби-бума, Китай посвятил себя колоссальному инновационному производству, привезенного из других стран. Эти усилия позволили стране, пропустившей Промышленную революцию, освоить самые современные производственные достижения в мире всего за одно-два десятилетия. Китай справедливо заслужил репутацию глобальной фабрики.

Теперь времена меняются. Китайские беби-бумеры сменяются миллениалами, родившимися в рамках китайской политики одного ребенка на семью, которая была официально запущена в 1979 году и была призвана обеспечить рождаемость ниже уровня замещения. Это сработало, но это также создало новую демографическую реальность: в Китае сегодня не хватает людей для его растущего спроса в рабочей силе, чтобы пополнить ряды исчезающих беби-бумеров. По данным Национального бюро статистики, в Китае в 2030 году будет на 81 миллион меньше людей трудоспособного возраста, чем в 2015 году; после 2030 года темпы сокращения населения, по прогнозам, в среднем составят отметку 7,6 миллиона человек в год. Это приведет к глубоким структурным последствиям.

image

Но может ли Китай внедрять инновации? В последние годы, Запад стабильно производил обилие инноваций, в то время как Китай оставался на задворках глобального инновационного бизнеса. В марте 2014 года в статье Регины М. Абрами, Уильяма К. Кирби и Ф. Уоррена Макфарлана “Почему Китай не может внедрять инновации” была развернуто описана эта ситуация. Аргументы авторов в то время были здравыми и хорошо обоснованными. Но всего два года спустя восемь из 10 компаний, которые достигли оценки в 1 миллиард долларов за самое короткое время, были китайскими и шесть из этих восьми были основаны в тот год, когда эта статья была опубликована.


Чтобы понять, что движет глобальным подъемом китайских компаний, мы должны признать, что Китай теперь имеет в своем распоряжении ресурс, которого нет ни у одной другой страны: огромное население, которое пережило беспрецедентные изменения и, следовательно, развило удивительную склонность к принятию и адаптации инноваций со скоростью и масштабами, не имеющих равных нигде на планете.

Именно этот аспект инновационной экосистемы Китая—его сотни миллионов гипервосприимчивых и гиперадаптивных потребителей делает Китай сегодня настолько конкурентоспособным в глобальном масштабе. В конце концов, инновации должны оцениваться по готовности людей их использовать. А на этом фронте Китаю нет равных.

История Старого Яна и как рост мобильных платежей помог ему


image

Старый Ян — нищий, живущий в Пекине. Обычно его можно найти рядом со станцией метро на улице Гу Лу в одном из туристических районов города, где он годами жил на мелочь пассажиров. Но жизнь резко изменилась в 2015 году, когда все в Пекине резко перестали носить с собой наличные. В одночасье все китайское население начало скачивать такие приложения, как WeChat Pay и Alipay, и интегрировать мобильные платежи в свою повседневную жизнь.

Для Старого Яна этот технический сбой мог означать катастрофу: его средства к существованию ориентировались на наличные деньги. Но столкнувшись с кризисом, он приспособился. Сначала он наскреб достаточно денег, чтобы купить дешевый смартфон Xiaomi. Затем он напечатал знак, который соответствовал QR — кодам для его счетов WeChat Pay и Alipay. Затем он вернулся на свое место возле станции Гу Лу-стрит, где с табличкой на шее подключил телефон к Wi—Fi метрополитена и… стал ждать.

Старый Ян не просто выжил в новом безналичном мире Китая. Он стал процветать. Сегодня, когда люди хотят дать ему что-то, они больше не лезут в карманы за мелочью. Вместо этого они открывают приложение для мобильных платежей на своих телефонах, сканируют код на табличке Старого Яна и переводят ему несколько юаней. Среднее пожертвование, которое он получает, выросло с одного или двух юаней до трех—пяти юаней — почти на 300%!

Старый Ян, владелец компьютерного магазина или продавец завтраков и сэндвичей-не новаторы. Они не имеют большой “ценности” в системах, которые мы используем для ранжирования глобальной экономики по инновациям. Но что происходит, когда быстрое принятие и адаптация становятся нормальными для более чем 900 миллионов пользователей Интернета в каждой социальной страте? Вы получаете экономическую силу, которая может изменить условия глобальной конкуренции.

История с мобильными платежами особенно поучительна, потому что технология, которая позволяет это делать, появилась в США и Китае почти в одно и то же время. В 2014 году Samsung Pay и Android Pay были запущены в США, а через год-в Китае, а также Alipay и WeChat Pay.

image

По срокам и технологиям инновации были почти равны, но темпы их внедрения резко различались. В начале 2019 года Apple с большой помпой объявила, что 383 миллиона телефонов по всему миру активировали Apple Pay, но на тот момент только 24% американских владельцев iPhone когда—либо действительно использовали эту технологию. И только в этом году Apple Pay превзошла мобильное приложение Starbucks, используемое только в магазинах Starbucks, как самое популярное приложение для мобильных платежей в Соединенных Штатах.
Совсем по-другому обстоят дела в Китае, где WeChat Pay завоевал 84% рынка среди пользователей смартфонов. Такое проникновение объясняет, почему в 2018 году WeChat Pay совершал 1,2 миллиарда транзакций в день, в то время как Apple Pay-один миллиард в месяц. И именно поэтому в 2019 году общие валовые расходы в Китае через мобильные приложения (347 трлн юаней, или примерно 54 трлн долларов) были в 551 раз больше, чем общие расходы в США (98 млрд долларов).
Итак, в случае мобильных платежей, какая страна или компания была более инновационной?

Молодой Китай


Жизненный опыт сформировал уникальное отношение Китая к внедрению инноваций в последние годы, и этот опыт не похож ни на какой другой. Чтобы понять, насколько это отличается, рассмотрим то, что я называю Индексом прожитых изменений, который использует пожизненный ВВП на душу населения для отслеживания того, сколько экономических изменений пережили люди. Как показывает выставка “Индекс изменений в жизни”, жить в Китае с 1990 года, в широком смысле, означает жить в стране, которая движется быстрее и меняется быстрее, чем любая другая страна на планете.

image

Американские миллениалы пережили драматические, изменяющие жизнь перемены с 1990 года. Сначала появился интернет. Потом сотовые. Затем смартфоны, социальные сети, приложения для знакомств, мобильный банкинг, электромобили, большие данные, CRISPR и многое другое. С 1990 года американцы наблюдали рост ВВП на душу населения в США примерно в 2,7 раза, что звучит впечатляюще, пока вы не поймете, что кто—то, родившийся в Китае в 1990 году, видел рост ВВП на душу населения в 32 раза! В 1990 году ВВП Китая составлял менее 2% от общемирового. К 2019 году его доля выросла почти до 19%.
image

Рассмотрим некоторые особенности. Всего за три года, с 2011 по 2013 год, Китай использовал больше бетона, чем Соединенные Штаты за весь 20-й век. В 1990 году сельское население Китая имело один холодильник на 100 домашних хозяйств; сегодня это число составляет 96. В 1990 году в Китае было всего 5,5 миллиона автомобилей на дорогах; сегодня у него 270 миллионов, из которых 3,4 миллиона на электродвигателях, что составляет 47% мирового парка таких автомобилей. В 1990 году три четверти населения страны составляли сельские жители; сегодня почти две трети населения-городские, это более полумиллиарда человек.
image
Порт Шанхая в 1989 году (слева) и сегодня.

Индийский контрпример


Возможно, несправедливо сравнивать Соединенные Штаты и Китай. Большинство наблюдателей списывают высокие темпы внедрения мобильных платежей в Китае как “скачок”-то есть модернизацию состоявшуюся недавно и так быстро, что страна смогла пропустить некоторые из громоздких этапов технологического развития, которые пришлось пережить Соединенным Штатам. Подумайте о том, что Google называет рынком “следующего миллиарда пользователей”, где пользователи Интернета перепрыгивают через дорогие настольные компьютеры или ноутбуки и впервые выходят в Интернет с помощью дешевых смартфонов. Индия, “другой” Китай в Азии, является частью этого рынка. Так что давайте на мгновение сравним его с Китаем.
Обе страны созрели для сравнения. Они были основаны как современные государства почти одновременно—Индия в 1947 году и Китайская Народная Республика в 1949 году. Еще в 1992 году оба имели ВВП на душу населения около 350 долларов. Оба имеют исключительно большое население. Индия моложе Китая, что говорит о большей открытости к новым технологиям. Обе страны уделяют одинаковое внимание образованию и STEM.

image

Однако при более тщательном изучении этих данных обнаружатся большие различия. Только половина населения Индии пользуется Интернетом, и многие индийцы сопротивляются идее сканирования QR-кодов для оплаты вещей. В результате только около 100 миллионов человек в Индии пользуются мобильными платежными приложениями по сравнению с примерно 850 миллионами в Китае-даже несмотря на то, что Google в рамках своей инициативы Next Billion Users initiative вместе с другими организациями вложила огромные средства в улучшение инфраструктуры Индии. Это экстраординарная разница, и ее нельзя объяснить скачками. В обеих странах мобильные платежи и QR-коды явно быстрее, проще, безопаснее и дешевле наличных. И все же невероятное неравенство во внедрении инноваций сохраняется.

Чем это объясняется? За последние три десятилетия ВВП на душу населения в Индии вырос примерно линейным образом, с чуть более 350 до более чем 2000 долларов, в то время как в Китае он вырос почти экспоненциально, с чуть менее 350 до более чем 10 000 долларов. Это несоответствие помогает объяснить, почему многие китайцы будут сканировать QR-код, но многие индийцы не будут. Дело здесь не в том, что какая-то одна культура лучше справляется с инновациями, а в том, что определенные экосистемы развития естественным образом создают различные отношения к изменениям, принятию и новизне. Больше, чем любое другое население мира, китайцам в последние годы пришлось приспосабливаться к радикальным переменам—и они узнали, что инновационные технологии могут быть ключом к их выживанию.

Источники:

  1. hbr.org/2021/05/chinas-new-innovation-advantage
  2. journals.aom.org/doi/10.5465/amr.1996.9602161568
Источник: https://habr.com/ru/post/571910/


Интересные статьи

Интересные статьи

Собеседование сениор-разработчика — это тайна; собеседование джуна — это триллер. Собеседования на позицию джуниор-разработчика высасывают из кандидата всю алгоритмическую энергию. Д...
Здравствуйте! Меня зовут Алексей, я средний фронтенд-разработчик, наверное. А может джуниор, смотря от лица какой компании смотреть. Мне случайно встретился на просторах мем про копиро...
Разгон памяти, дело добровольное. Как понять, от чего зависит разгон памяти, какие есть тонкости в подборе комплектующих и как «прогнать» память, чтобы было за нее не стыдно! Изучени...
VUE.JS - это javascript фрэймворк, с версии 18.5 его добавили в ядро битрикса, поэтому можно его использовать из коробки.
Спойлер из заголовка отчета «Количество случаев использования строгой аутентификации выросло благодаря угрозам новых рисков и требованиям регуляторов». Исследовательская компания «Javelin St...