Из однобитной музыки — мяубитную

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Прошлая статья, посвящённая обучающей плате Meowbit и реализациям Python для неё, завершалась упоминанием неспособности CircuitPython проигрывать музыку одновременно с игрой: писать на Python обработчики прерываний CircuitPython не позволяет, а без этого – задержка на время перерисовки экрана (порядка 0.15 с) «подвешивает» звук. Тем не менее, фоновый звук бывает нужен достаточно часто, и для большинства поддерживаемых плат (100 из 189) CircuitPython включает модуль audioio либо audiopwmio, реализующий фоновый звук родными для платы способами. К сожалению, для Meowbit (и вообще для плат на основе STM32) не реализован ни тот ни другой модуль; но в opensource-проекте это дело поправимое :)


Найдите пасхалку в фото

Прежде всего: почему для проигрывания звука есть два разных модуля с полностью одинаковыми API, и на разных платах поддерживается либо тот, либо другой?

Вот как в аудиоредакторе (например Audacity) выглядит ⅒ секунды обычного (16-битного)
WAV-файлa:


Значение плавно меняется в пределах примерно от −0.2 до +0.2 «условной единицы». Если таким же образом менять напряжение, подаваемое на электродинамический громкоговоритель, то так же плавно будет колебаться мембрана – примерно от 0.2 своего максимально возможного отклонения в одну сторону, до 0.2 отклонения в другую сторону. Модуль audioio реализует именно такое проигрывание звука – через ЦАП плавно меняет напряжение на выводе, соединённом с динамиком.

Но в Meowbit вместо динамика стоит дешёвая пьезопищалка, неспособная отклонять мембрану в промежуточные положения: она из одного крайнего положения очень быстро переходит в другое крайнее, и остаётся там до следующего перехода. Это можно представить как звук с разрешением в один бит на сэмпл:


Таким способом невозможно передавать изменение громкости звука, но теоретически возможно передать все имеющиеся в нём гармоники – если параллельно с 32768-кратным понижением разрешения увеличить во столько же раз (т.е. до сотен мегагерц) частоту дискретизации. Маловероятно, что мембрана пьезопищалки сможет колебаться с такой частотой; но это можно использовать и в свою пользу – если научиться переключать напряжение на пищалке, когда мембрана на полпути, то можно издавать звуки промежуточной громкости! Поиск по патентам подтверждает, что люди действительно исследуют возможности использовать пьезопищалку таким образом. Мы в эти дебри углубляться не будем, и оставим обычную для WAV частоту дискретизации в десятки килогерц. Для музыки, где основные гармоники в районе килогерца, этого достаточно; речь, однако, превращается в едва разборчивый шум. Можете сравнить, как воспринимается использованный мной восьмисекундный образец звука, воспроизведённый на однобитной пьезопищалке: вначале оригинал, затем однобитная версия, затем запись Meowbit-а микрофоном.


Модуль audiopwmio реализует проигрывание звука через цифровой вывод посредством ШИМ: однобитная аудиозапись превращается в последовательность задержек между переключением
вывода на противоположное значение.

Итак, общий план реализации audiopwmio для Meowbit таков:

  1. Переводим переданную пользователем аудиозапись в ШИМ-формат (список задержек между переключениями);
  2. В обработчике прерывания от таймера переключаем вывод и настраиваем таймер на задержку до следующего переключения. Этот код можно с минимальными изменениями позаимствовать из стандартного модуля pulseio, реализующего в точности то, что нам нужно – переключение вывода в соответствии с переданным списком задержек – но не позволяющего коду на Python выполняться параллельно с переключением.

Не сразу было очевидно, что надо позаботиться ещё об одном аспекте реализации – буферизации аудио. Мой тестовый восьмисекундный образец занимает 8·22050·2 ≈ 340 КБ – это втрое больше, чем всё ОЗУ Meowbit; следовательно, загружать его в память придётся по кускам. Стандартная реализация audiocore.WaveFile загружает WAV-файл кусочками по 256 байт, что соответствует 128 сэмплам или 5.8 мс времени проигрывания. Это значит, что в среднем каждые 5.8 мс audiopwmio должен будет запрашивать повторное наполнение буфера; нет выхода, кроме как разместить этот вызов в том же самом обработчике прерывания от таймера – иначе перерисовка экрана может задержать наполнение буфера на добрую сотню миллисекунд. Проблему это, однако, не решает до конца: что произойдёт, если прерывание от таймера случится во время перерисовки экрана? Экран Meowbit подключён через шину SPI, флеш-диск – через неё же, значит обращение ко флешу во время перерисовки экрана всё равно невозможно!

В результате получилась реализация audiopwmio, способная воспроизводить аудиозаписи из памяти (или процедурно генерируемые) в максимально достижимом на Meowbit качестве; но аудиозаписи из файлов воспроизводятся только при отсутствии одновременных с этим обращений к экрану и ко флешу. Для звукового сопровождения несложных игр этого вполне хватит. PR с моей реализацией уже больше недели дожидается ревью, и когда audiopwmio для Meowbit появится в официальной версии CircuitPython – неизвестно; но это не мешает любым желающим самостоятельно скомпилировать себе CircuitPython с моей добавкой.



Источник: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/549240/


Интересные статьи

Интересные статьи

В обновлении «Сидней» Битрикс выпустил новый продукт в составе Битрикс24: магазины. Теперь в любом портале можно создать не только лендинг или многостраничный сайт, но даже интернет-магазин. С корзино...
Итак, вы делаете свою игру, добавляете новые функции и тестируете их. Да, получается совсем неплохо. Но чего-то не хватает — игра слишком тихая. Вам нужна музыка. Разумеется, можно найти и скач...
Этот пост будет из серии, об инструментах безопасности, которые доступны в Битриксе сразу «из коробки». Перечислю их все, скажу какой инструмент в какой редакции Битрикса доступен, кратко и не очень р...
Эта публикация написана после неоднократных обращений как клиентов, так и (к горести моей) партнеров. Темы обращений были разные, но причиной в итоге оказывался один и тот же сценарий, реализу...
Тема статьи навеяна результатами наблюдений за методикой создания шаблонов различными разработчиками, чьи проекты попадали мне на поддержку. Порой разобраться в, казалось бы, такой простой сущности ка...