Из суппорта в руководителя продукта. Как выявлять таланты и растить сотрудников?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Зачем развивать таланты? “Человек пришёл на определенную позицию, у него есть должностная инструкция и задачи, так пусть он берет все это и доказывает, что мы ему не зря деньги платим”. Однако, чем лучше раскрыты таланты сотрудников, тем больше вариантов для дальнейшего роста компании. В этой статье я, Татьяна Алексеева, Head of Customer Success Department в Social Discovery Group, поделюсь лайфхаками о том, как развивать команду и смотреть на сотрудников не только с точки зрения должностных инструкций. Находить и развивать таланты — мое творчество в роли руководителя. Поэтому мой департамент является “поставщиком” талантливых кадров для других департаментов.

Первым делом - создать комфортную среду и наладить коммуникацию

Чтобы увидеть потенциал сотрудника, необходимо сперва создать среду, в которой  ему будет комфортно работать. Комфортно — это когда: 

а) понятна цель любого действия 
б) есть поддержка в процессе работы 
в) мнение сотрудника важно
г) его достижения ценят 

Основополагающее здесь — дать понять, что важна не только задача, но и сам человек, ведь он является залогом успеха. Поэтому перед тем, как дать сотруднику новое задание или направление работы, нужно:

а) Пояснить, какова цель новой задачи или должности, а также почему для нее выбрали именно этого сотрудника. Расскажите, почему задача вообще появилась: постройте логическую цепочку, из которой будет понятно, как она работает на KPI департамента и успех бизнеса в целом. А еще, объясните, почему вы дали задачу именно этому сотруднику: акцентируйте внимание на сильных сторонах и потенциале и обозначьте, что задача даст именно ему. 

б) Обозначить, что он может рассчитывать на вашу поддержку (экспертизу, совет, участие) и запрашивать помощь, если что-то стопорит процесс. Этим вы снимите лишнее напряжение, которое вызывает предстоящий опыт от новой задачи.

в) Давать и запрашивать обратную связь. Мне важно, чтобы сотрудник меня не боялся, иначе должной продуктивности и тем более креатива в команде не будет. Такой сотрудник — просто исполнитель, который под страхом осуждения или наказания отключает у себя способность мыслить гибко. Готовность услышать честное мнение о себе и дать конструктивный фидбек позволит установить открытые и доверительные отношения, а также создать среду для осознанной и эффективной работы. 

г) Выражать благодарность за работу: личную, устную или письменную, в отчете по итогам работы отдела или через бонус. Уметь видеть ошибки и зоны развития важно. Но если ваше внимание сконцентрировано только на них, в итоге вы получите демотивированную команду. Сотрудникам важно понимать, что их успехи находятся в поле зрения руководителя.

Какие бывают ошибки: 

  • Руководитель не дает и не запрашивает фидбек

  • Руководитель дает одностороннюю обратную связь по задаче (только свой фидбек)

  • Руководитель мало информативен (не объясняет контекст)

  • Руководитель концентрируется только на ошибках сотрудника

Найти и дать волю таланту

Зачем выискивать таланты? Человек пришел на позицию, есть должностная инструкция, есть задачи, так пусть он берет все это и доказывает, что мы ему не зря деньги платим. Это в какой-то степени справедливо для новичков с минимальным опытом, но если у вас есть желание получать от сотрудника больше, то нужен иной подход. Сама я на этот вопрос отвечаю так: находить таланты — один из видов моего творчества в роли руководителя. Я подмечаю сильную сторону, нахожу область для ее проявления и получаю удовольствие от успеха.

Если говорить о практической пользе, то она следующая: 

  • эффективность для бизнеса, достижение нужных результатов

  • зоны делегирования для руководителя: развивая сотрудника, со временем можно доверить ему определенную зону ответственности

  • самореализация, профессиональный рост и мотивация сотрудника

Как выявить талант? В большинстве случаев здесь работает налаженная коммуникация, о которой шла речь выше. Мне остаётся только подмечать в процессе работы маячки, которые указывают на ту или иную сильную сторону.

Вот три ключевых источника, чтобы выявить потенциал сотрудника:

  • Это понятно из хобби, увлечений и поведения человека 

  • Сами спрашиваем, что интересно и какими задачами хотел бы заниматься 

  • Подмечаем в ходе выполнения ежедневных обязанностей или через работу с разного типа задачами

Чтобы развивать потенциально сильные стороны сотрудников, нужно дать определенного типа задачу. Опыт показывает, что типы скиллов и задач можно лаконично свести к трем направлениям:

Коммуникативные (ориентация на людей, общение) и творческие (создавать визуальную/текстовую красоту). Здесь подходят задачи, для решения которых нужно взаимодействовать с коллегами, коммуницировать с особой группой клиентов, внешними подрядчиками, курировать новеньких. Для развития творческих скиллов подходят задачи по оформлению обучающих материалов или текстов.

Кейс 1

Наш коллега Фред делился, что ему нравится находить ключ к людям в процессе общения и получать от них нужный результат. Мы дали ему задачу, для которой нужен особый талант коммуникатора — обзванивать “потенциально потерянных клиентов”. В итоге, Фред стал лучшим в Retention Manager группе и блестяще возвращает клиентов в сервис.

Технические и аналитические навыки (любовь к IT, умение основательно проводить анализ данных и находить причинно-следственные связи). В таких случаях, я даю задачи на создание новых алгоритмов в софте, через который мы обрабатываем запросы клиентов; либо задачи на анализ данных, выявление причин роста жалоб.

Кейс 2

Ник рассказал нам о своей о своей любви к кодингу. Как только появилась возможность, мы передали ему задачу по технической доработке софта. Он отлично справился, запустил бота в чат и через несколько месяцев перешел на позицию front-end разработчика.

Командные и лидерские навыки (умение видеть зоны роста в процессах или функционале, организовать команду, брать ответственность за результат). Чаще всего, ребята с такими качествами приходят ко мне сами. К какому-то моменту им становится скучно в рамках текущих задач и они хотят применить себя более глобально. Для таких сотрудников подходят задачи, где они — организаторы процесса от начала и до результата, включая отчётность.

Кейс 3

Моя коллега Даша успешно выполняла основные задачи и взаимодействовала в группе. Она сама инициировала расширение зоны ответственности, попробовала себя в разных задачах и справилась со всеми. Со временем, мы перевели ее на должность супервизора, а теперь она является моим заместителем.

Важно: для успешной работы команды должно быть разнообразие. Это как в любой совместно работающей группе: если все в ней аналитики, все драйверы или все любезники — сомнительно, что команда будет эффективна. Так и у ваших подчинённых: кто-то развивается в своём направлении и не мечтает быть генеральным директором. И не стоит его тянуть, нужно только обеспечить задачами для такого типа развития. А кто-то, наоборот, уйдет из команды, если не дать вертикального роста или применения в новом направлении вне департамента. 

Какие бывают ошибки:

  • Руководитель не умеет определять сильные стороны и дает задачи хаотично

  • Руководитель осознанно не развивает сотрудников (не делегирует задачи), так как боится потерять качество или что его могут подсидеть

  • Руководитель неверно определяет скилл (переоценивает)

Свобода выбирать, действовать и ошибаться

Свобода выбирать
Я не навязываю развивающие задачи, а даю возможность человеку принять своё решение: хочет он заниматься предложенным, или нет. Причинять счастье насильно — бесперспективно для обеих сторон. Развивать человека, который не готов/не хочет — пустая трата времени.

Свобода действовать
Часто, когда сотрудник приступает к новой задаче, я обозначаю принцип свободы действия. Текущие алгоритмы работы с этой задачей не обязательно правильные. Ничто не ограничивает сотрудника увидеть логику работы, инструменты и смысл задачи по-новому, даже поставить всё под сомнение. Ограничение одно: Уголовный Кодекс и Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.

Как только сотрудник получил нужный опыт, стоит вовремя переключиться на следующие уровни взаимодействия (от контроллера к тренеру, советчику и соратнику). Важно проявлять доверие к сотруднику и не уходить обратно в микроменеджмент.

Свобода ошибаться
Во-первых, я не считаю ошибку профессиональным приговором. Конечно, если она не систематическая, а произошла в силу отсутствия достаточного опыта или в результате пробы новых инструментов/подходов. Ошибаться - значит накапливать опыт и расти.
Во-вторых, иногда полезно дать ошибиться, вместо того, чтобы директивно запрещать тот или иной подход. Иногда без проживания такого опыта, сотрудник не выработает нужный навык.

Кейс 4

Я увидела, что новый сотрудник, проходящий обучение, не справится. Начинающий супервизор отстаивал право новенького проявить себя и был готов инвестировать в него свое время. Я оставила за ним право принимать решение и нести ответственность за результат. В итоге, новичок не потянул. Но если бы я директивно распорядилась расстаться с сотрудником, супервизор не научился бы видеть того, что вижу я. Он остался бы с пониманием, что можно делать только так, как скажет руководитель; а это - ограничение роста и потенциальной эффективности.

Какие бывают ошибки:

  • Руководитель ставит развивающую задачу директивно;

  • Руководитель “продал” (продавил) развивающую задачу, к выполнению которой у сотрудника на самом деле не было желания 

  • Руководитель не отслеживает уровень опытности сотрудника и путает роли (инструктор, тренер, советник, соратник)

Итак, ключ к развитию талантов - наличие комфортной среды взаимодействия, ваша наблюдательность и умение взаимовыгодно применять потенциал в рабочих процессах.

В заключение, перечислю еще несколько примеров роста сотрудников, которые начали свою карьеру в SDG Customer Success и теперь успешно реализуют себя в новых ролях: Анна начинала менеджером колл-центра, а теперь работает напрямую с CEO и управляет суппортом в SDG Lab; Константин пришёл на стартовую позицию менеджера по работе с клиентами, а теперь возглавляет QA Team; Тони суппортил вип клиентов, а впоследствии стал product owner собственного продукта внутри SDG Lab.

Опыт этих талантливых ребят подтверждает, что умение создать среду для развития и способствовать профессиональному росту - это залог успеха не только для выделенного направления, но и для всего холдинга.

Источник: https://habr.com/ru/company/Social_Discovery_Group/blog/718312/


Интересные статьи

Интересные статьи

На Хабре ни для кого не секрет, что в текущей повестке практически все сферы частного бизнеса вынуждены реагировать на происходящие изменения. Большое количество привычных всем нам зарубежных сервисов...
Мой босс ну просто «не очень хороший» человек... Сделаешь задачу хорошо, все проходят молча, но когда что-то не устраивает — активно высказываются... Даешь им бонусы, плюшки, а взамен отдачи нет… Наш ...
В чем отличается взгляд на карьеру у разработчика и его руководителя Жизнь полна противоречий. Даже свет не может определиться, кто он – частица или волна. В мире разработки софта п...
В интернет-магазинах, в том числе сделанных на готовых решениях 1C-Битрикс, часто неправильно реализован функционал быстрого заказа «Купить в 1 клик».
Приступая к животрепещущей теме резервного копирования на «Битрикс», прежде всего хотелось бы поблагодарить разработчиков, реализовавших автоматическое резервное копирование в облачное хранилище в вер...