Привет, Хабр!
На днях моя дочь закончила 6й класс полностью в удалённом формате. Сразу несколько моих друзей обратились за обратной связью, потому что также задумываются о переводе детей на подобный формат обучения.
Пандемия внесла свои корректировки в привычный и давно изживший себя процесс обучения в современной (считай – еще советской) школе. И многие ГБОУ (ну и словечко) оказались к этому совершенно не готовы. Попытки организовать какие-то уроки в скайпе, зуме с треском провалились и детей отправили просто по домам учиться на усмотрение родителей.
Многие мои знакомые, которые год назад крутили пальцем у виска, когда я переводила ребенка на удаленку, стали задаваться вопросом, а так ли страшен чёрт.
Расскажу…
Наверное, будет правильно начать с моей школы. Именно она станет причиной ухода дочери на удалённое образование.
Я заканчивала школу в 2003 году и была одной из первых жертв ЕГЭ. Но мне очень повезло. Я училась в небольшой физмат школе в спальном районе в Самаре. Но у нас были действительно прекрасные учителя. До сих пор вспоминаю с теплотой большинство из них, благодаря им бОльшая часть нашего класса поступили в лучшие ВУЗы. Но за что я любила их больше всего — за спокойную рабочую атмосферу и искренне желание, чтобы мы стали хорошими людьми, за то, что они не брезговали альтернативными учебниками, игровыми формами обучения, тратили на нас свое личное время.
Наверное, это теплое ламповое воспоминание и привело к тому, что меня так бомбило от современной школы во всей ее красе.
Дочери очень повезло с первым учителем. В меру строгая, в меру любящая, очень справедливая и мудрая женщина старой школы и закалки.
Но с переходом в 5 класс мой мир начал рушиться.
Приведу здесь несколько факторов, которые для меня стали решающими при переходе в другую школу:
Я довольно долго переваривала, искала какую-то хорошую гимназию поближе, общалась с родителями и в какой-то момент поняла, что по большому счету везде +- одинаково. Где-то круче профильные предметы, но это легко компенсируется репетиторами.
На данном этапе обучения мне абсолютно неважны оценки, баллы. Мне важно сохранить нормальную креативную и творческую личность со стабильной психикой.
На тот момент я вообще не думала об удаленном образовании. Но как-то мы ехали с партнером в машине со встречи, и он стал рассказывать, что уже 3 года его дети занимаются в формате удаленной школы + кружки, секции и занятия по интересам очно.
Я слышала это от человека с замечательным образованием и очень правильным подходом к жизни. Я очень долго изучала тему, общалась с родителями, которые это практикуют.
Найти школу, полностью удовлетворяющую потребности, оказалось непросто.
Мы обсудили с дочерью и выбрали для себя несколько важных моментов:
Так как на этом рынке не так много игроков (надеюсь, пока), выбирали из трёх:
Мы выбрали вариант 3. Хотя несмотря на плюсы, были и свои минусы. Мне не нравился формат обучения в Skype, отсутствие единой среды с материалами для всего класса, которые можно было бы прекрасно организовать в Teams или Slack.
Сам процесс обучения в школе был довольно прост. 3 раза в неделю уроки по 4-5 по всем школьным предметам плюс домашнее задание.
Формат очень похож на школьный. В 9 утра ребенок садится перед экраном, начинаются созвоны по каждому предмету, перемены по 15 минут.
В классе 6 человек, все в основном живут либо за городом, либо в тёплых странах на постоянке. Дети отлично общаются между собой и за рамками учебного процесса.
Четверти как таковые есть только для соблюдения графика каникул. Раз в 3 месяца выставляют промежуточные оценки, в конце года – итоговые. Для получения итоговой оценки обязательно сдать тесты по всем предметам. Тесты довольно сложные. Из минусов – 1 ошибка уже лишает тебя права на 5. Что для 20 вопросов мне кажется не очень логичным, хотя и некритично.
Дочь отучились год на удалёнке и после первых восторгов и некоторых огорчений, можно сделать уже определенные выводы, особенно на фоне пандемии.
Мне очень нравится психологическое состояние дочери. Она радостно бежит на уроки, с удовольствием общается с учителями и одноклассниками, ей нравятся все предметы, даже ненавидимые ранее Труды и Английский.
Из главных плюсов, которые выделил ребёнок за год обучения:
Это то главное, ради чего я переводила ребенка на удалёнку. Мне хотелось показать ей, что учеба может быть интересной и веселой. Мне хотелось, чтобы ей нравился сам процесс, чтобы она не вымучивала из себя ради 4 и 5.
Мы свободны в перемещениях. Можно в любой момент уехать за город или вообще на зимовку в Азию. Можно учиться из дома или от бабушки.
Не нужно по утрам садиться в холодную машину, простывать, заражаться гриппом и другой заразой от одноклассников. Это всё приятные бонусы, хотя мы затевали всё это не ради них.
Из минусов… нужно отметить, что у любого человека, даже взрослого, после долгого сидения дома наступает когнитивный и эмоциональный голод.
У нас эта тема не настолько актуальна, потому что дочь очень плотно учится в театральной школе. Занятия по 4 раза в неделю — на русском и английском, мозг кипит, эмоции через край. Я не вижу необходимости в дополнительной социализации, особенно в обычной школе, где куча неадекватных поступков как детей, так и взрослых.
Для большей активности мы купили собаку. Регулярные прогулки 3 раза в день и общение с другими детьми собачниками. Чаще стали выбираться на выставки и мероприятия, больше гулять, больше путешествовать.
Глобальных минусов по сравнению с обычной школой я не нашла. А во время пандемии, наоборот, оценила все плюсы. Когда все делали уроки на самостоятельном обучении и без помощи учителей, ребенок продолжил учиться в том же темпе.
Дальше дочь планирует заниматься в том же формате, но в 8-9 классе серьезно усилить математику, чтобы поступить в колледж ИТМО. Я тоже считаю, что учиться в современной средней школе до 11 класса особого смысла нет, если есть возможность на 2 года раньше начать вовлекаться в профессию.
P.S. Друзья, это мой первый опыт написания статьи подобного (личного) формата на Хабр. У меня не было цели навязать кому-то свою точку зрения, но подумалось, что мой опыт может быть интересен читателям, которые задаются теми же вопросами.
Мир меняется каждый день и пандемия хорошо нам показала, что сидеть бок о бок – не самая большая ценность, что при хорошо выстроенном процессе производительность на удалёнке растёт.
Лично для меня история с коронавирусом расставила всё на свои места. Я перестала задаваться вопросом, правильно ли я поступаю.
Надеюсь, было полезно.
На днях моя дочь закончила 6й класс полностью в удалённом формате. Сразу несколько моих друзей обратились за обратной связью, потому что также задумываются о переводе детей на подобный формат обучения.
Пандемия внесла свои корректировки в привычный и давно изживший себя процесс обучения в современной (считай – еще советской) школе. И многие ГБОУ (ну и словечко) оказались к этому совершенно не готовы. Попытки организовать какие-то уроки в скайпе, зуме с треском провалились и детей отправили просто по домам учиться на усмотрение родителей.
Многие мои знакомые, которые год назад крутили пальцем у виска, когда я переводила ребенка на удаленку, стали задаваться вопросом, а так ли страшен чёрт.
Расскажу…
Предыстория
Наверное, будет правильно начать с моей школы. Именно она станет причиной ухода дочери на удалённое образование.
Я заканчивала школу в 2003 году и была одной из первых жертв ЕГЭ. Но мне очень повезло. Я училась в небольшой физмат школе в спальном районе в Самаре. Но у нас были действительно прекрасные учителя. До сих пор вспоминаю с теплотой большинство из них, благодаря им бОльшая часть нашего класса поступили в лучшие ВУЗы. Но за что я любила их больше всего — за спокойную рабочую атмосферу и искренне желание, чтобы мы стали хорошими людьми, за то, что они не брезговали альтернативными учебниками, игровыми формами обучения, тратили на нас свое личное время.
Наверное, это теплое ламповое воспоминание и привело к тому, что меня так бомбило от современной школы во всей ее красе.
Дочери очень повезло с первым учителем. В меру строгая, в меру любящая, очень справедливая и мудрая женщина старой школы и закалки.
Но с переходом в 5 класс мой мир начал рушиться.
Почему мы затеяли побег
Приведу здесь несколько факторов, которые для меня стали решающими при переходе в другую школу:
- Полное отсутствие вовлеченности учителей в процесс обучения. По большому счету им сейчас плевать, что останется в голове у детей, что будет с ними дальше, кем они станут. Дети для них из личности превратились в серую биомассу.
Я сейчас пишу и вспоминаю историю, когда моя математичка приходила к нам домой, чтобы отговорить меня поступать в Школу Милиции. Сейчас такого в 99% школ уже не встретить. - Бюрократия стала высшей ценностью. На современного учителя повесили такое количество бюрократического бреда, что у него просто не остается мотивации на всё остальное. Заполнение электронных дневников по несколько часов в день, куча отчетности, а на детей не остается ни сил, ни желания.
- Текучесть и качество кадров. За год в нашей школе сменилось 4 математички. Когда я поняла, что рассчитывать на них не стоит и придется учить ребенка математике самой, ее средний балл по пробным тестам ОГЭ был около 3.3 баллов, а дыры в школьной программе были просто огромные. Такая же история была у всего класса. Всего за пару недель мы подтянули математику до 5. Что 4 учителя делали целый год – я не знаю.
- Все та же тупая и бескомпромиссная физ-ра. Про физкультуру и труды у меня тоже странные воспоминания. Дети ходят в бассейн, на гимнастику, на верховую езду, делают hand made кроссовки по Youtube.
Но до сих пор эти тупые нормативы. Бег, канат, козёл и всё вот это вот. Почему нельзя уже дать детям заниматься тем спортом, которое по душе. Плюс совершенно варварские методы проведения уроков. Плохо тебе? Устал? Беги. - Отношение к ребенку, как к человеку. Если ты не выучил по каким-то причинам, тебе никто не дает право на ошибку или исправление. Просто «2» в журнал. Прийти пересдать или исправить – никто с тобой даже не разговаривает. Да, я тоже считаю, что нужно учить вовремя, но иногда бывают действительно уважительные причины. Все мы люди и все мы можем устать, приболеть. Но ребенок – не человек. Всем плевать.
- Были и другие моменты, от которых у меня лично пригорало. Это и издевательства детьми друг над другом и какие-то из ряда вон события, вроде прыжков с крыши на спор с последующим переломом позвоночника у прыгающего.
Решение об удалёнке
Я довольно долго переваривала, искала какую-то хорошую гимназию поближе, общалась с родителями и в какой-то момент поняла, что по большому счету везде +- одинаково. Где-то круче профильные предметы, но это легко компенсируется репетиторами.
На данном этапе обучения мне абсолютно неважны оценки, баллы. Мне важно сохранить нормальную креативную и творческую личность со стабильной психикой.
На тот момент я вообще не думала об удаленном образовании. Но как-то мы ехали с партнером в машине со встречи, и он стал рассказывать, что уже 3 года его дети занимаются в формате удаленной школы + кружки, секции и занятия по интересам очно.
Я слышала это от человека с замечательным образованием и очень правильным подходом к жизни. Я очень долго изучала тему, общалась с родителями, которые это практикуют.
Выбор школы
Найти школу, полностью удовлетворяющую потребности, оказалось непросто.
Мы обсудили с дочерью и выбрали для себя несколько важных моментов:
- Официальное зачисление в учебное заведение. Я не хотела танцев с переходом на домашнее обучение в своей школе. Для этого требуется куча обоснований, да и на форумах прочитала, что некоторые особо одаренные школы передают эту информацию в органы опеки.
- Хотя бы несколько дней в неделю очные общения с учителями через Skype/Telegram/Zoom. Хотелось оставить нормальные коммуникации ртом. Формат обучающих видео конечно хорош, но всё же ребёнку нужно учиться ещё и выражать свои мысли грамотно и конструктивно.
- Адекватная цена. Некоторые частные гимназии и школы предлагают такой формат обучения своим студентам. Но ценник там от 30 000. Мой комфортный потолок на школу был 10, чтобы оставался бюджет на другие кружки и увлечения.
- Промежуточный контроль результатов. В принципе, вариант с четвертями или семестрами нам вполне подходил. Хотелось понимать, куда мы движемся.
- Хотелось бы больше интерактива, игрового подхода, творческих задач.
Так как на этом рынке не так много игроков (надеюсь, пока), выбирали из трёх:
- Школа Алексея Битнера. Многие родители на форумах хвалили ее именно за творческий подход и грамотную подачу материала. Но у них просто какая-то беда с маркетингом. Раскопать, как происходит обучение, его системность, учебники, которые берут за основу, что за педагоги работают, у меня так и не получилось. Все видео старые, хотя на форумах были и новые комментарии. Работа этой школы так и осталась для меня загадкой, хотя упоминалась она довольно часто.
- Интернетурок. На мой взгляд, на данный момент она максимально современная. Из плюсов – официальное зачисление, довольно креативная программа обучения, технологичность и единая удобная платформа. Из минусов – отсутствие привычного процесса обучения, личного взаимодействия с учителем. А мои скрепы, хоть и треснули, но пока не затрещали по швам окончательно.
- ЦОДИВ. Это единственная школа, которая предлагает очно-заочный формат обучения за адекватные деньги. 3 дня в неделю обучение в группах Skype в классическом формате урока, 2 – для самостоятельного обучения.
Мы выбрали вариант 3. Хотя несмотря на плюсы, были и свои минусы. Мне не нравился формат обучения в Skype, отсутствие единой среды с материалами для всего класса, которые можно было бы прекрасно организовать в Teams или Slack.
Процесс
Сам процесс обучения в школе был довольно прост. 3 раза в неделю уроки по 4-5 по всем школьным предметам плюс домашнее задание.
Формат очень похож на школьный. В 9 утра ребенок садится перед экраном, начинаются созвоны по каждому предмету, перемены по 15 минут.
В классе 6 человек, все в основном живут либо за городом, либо в тёплых странах на постоянке. Дети отлично общаются между собой и за рамками учебного процесса.
Четверти как таковые есть только для соблюдения графика каникул. Раз в 3 месяца выставляют промежуточные оценки, в конце года – итоговые. Для получения итоговой оценки обязательно сдать тесты по всем предметам. Тесты довольно сложные. Из минусов – 1 ошибка уже лишает тебя права на 5. Что для 20 вопросов мне кажется не очень логичным, хотя и некритично.
Результаты
Дочь отучились год на удалёнке и после первых восторгов и некоторых огорчений, можно сделать уже определенные выводы, особенно на фоне пандемии.
Мне очень нравится психологическое состояние дочери. Она радостно бежит на уроки, с удовольствием общается с учителями и одноклассниками, ей нравятся все предметы, даже ненавидимые ранее Труды и Английский.
Из главных плюсов, которые выделил ребёнок за год обучения:
- Хорошие учителя. Очень грамотные, дотошные, хорошо объясняют, общаются как со взрослыми людьми. Особо не церемонятся, если кто-то из детей перегибает палку, удаляют с урока и пишут родителям.
- Работа над ошибками. Все ошибки, проблемы, недопонимания разбираются и прорабатываются.
- Учителя зажигают. Например, учитель ИЗО невероятно крутой. Благодаря его невероятной харизме дочь за год по его урокам и видео на Youtube научилась очень здорово рисовать.
- Интересные кейсы и задачи. Постоянно какой-то интересный интерактив для самостоятельной работы.
- Мало людей в классе. Все дружны, отсутствует возможность травить и обижать кого-то.
- Комфортный формат обучения. Можно сидеть в кигуруми или в любимой толстовке с аниме, а не в сером ужасном костюме без какой-либо возможности выбора.
Это то главное, ради чего я переводила ребенка на удалёнку. Мне хотелось показать ей, что учеба может быть интересной и веселой. Мне хотелось, чтобы ей нравился сам процесс, чтобы она не вымучивала из себя ради 4 и 5.
Мы свободны в перемещениях. Можно в любой момент уехать за город или вообще на зимовку в Азию. Можно учиться из дома или от бабушки.
Не нужно по утрам садиться в холодную машину, простывать, заражаться гриппом и другой заразой от одноклассников. Это всё приятные бонусы, хотя мы затевали всё это не ради них.
Из минусов… нужно отметить, что у любого человека, даже взрослого, после долгого сидения дома наступает когнитивный и эмоциональный голод.
У нас эта тема не настолько актуальна, потому что дочь очень плотно учится в театральной школе. Занятия по 4 раза в неделю — на русском и английском, мозг кипит, эмоции через край. Я не вижу необходимости в дополнительной социализации, особенно в обычной школе, где куча неадекватных поступков как детей, так и взрослых.
Для большей активности мы купили собаку. Регулярные прогулки 3 раза в день и общение с другими детьми собачниками. Чаще стали выбираться на выставки и мероприятия, больше гулять, больше путешествовать.
Глобальных минусов по сравнению с обычной школой я не нашла. А во время пандемии, наоборот, оценила все плюсы. Когда все делали уроки на самостоятельном обучении и без помощи учителей, ребенок продолжил учиться в том же темпе.
Что дальше
Дальше дочь планирует заниматься в том же формате, но в 8-9 классе серьезно усилить математику, чтобы поступить в колледж ИТМО. Я тоже считаю, что учиться в современной средней школе до 11 класса особого смысла нет, если есть возможность на 2 года раньше начать вовлекаться в профессию.
P.S. Друзья, это мой первый опыт написания статьи подобного (личного) формата на Хабр. У меня не было цели навязать кому-то свою точку зрения, но подумалось, что мой опыт может быть интересен читателям, которые задаются теми же вопросами.
Мир меняется каждый день и пандемия хорошо нам показала, что сидеть бок о бок – не самая большая ценность, что при хорошо выстроенном процессе производительность на удалёнке растёт.
Лично для меня история с коронавирусом расставила всё на свои места. Я перестала задаваться вопросом, правильно ли я поступаю.
Надеюсь, было полезно.