Корпорации все чаще проявляют интерес к децентрализованным технологиям вроде ActivityPub или XMPP. Часть экспертов беспокоит такое положение вещей, и они считают подобные инициативы попыткой переманить аудиторию, нейтрализовать конкурентов. Однако есть и те, кто видит во всем этом положительные тенденции — обсудим точку зрения.
Позитивное влияние
Есть мнение, что крупные ИТ-компании не вносят вклад в развитие открытых технологий и децентрализованных протоколов в частности. Они просто встраивают их в продукты или продают в качестве управляемых сервисов. В этом есть доля правды, однако все больше корпораций передает свои разработки в open source. Некоторые даже вкладываются в развитие открытых децентрализованных протоколов. Так, в марте этого года компания-владелец WordPress выкупила плагин для интеграции блогов с ActivityPub и наняла его оригинального разработчика с целью продолжить развитие проекта.
Бизнес адаптирует возможности децентрализованных сервисов и тем самым привлекает новую аудиторию. Что интересно, не только крупные ИТ-компании, но и бывшие их сотрудники становятся частью тренда. Бывший гендиректор одной из крупнейших соцсетей в мире сейчас развивает проект Bluesky. Он основан на собственном протоколе без единого центра управления.
В то же время крупный бизнес не просто вкладывается в разработку децентрализованных протоколов, но играет и другую важную роль: помогает популяризовать саму идею. На сегодняшний день их ключевой аудиторией остаются энтузиасты и гики. Для большинства децентрализованные соцсети слишком сложны. Чего только стоит схема работы федеративных проектов на основе протокола ActivityPub и подобных. В таких соцсетях нельзя просто зарегистрироваться и начать общаться. Необходимо подобрать сервер, подходящий по теме и правилам модерации. Но даже если его удается найти, далеко не факт, что на нём окажутся интересные собеседники. Сам процесс коммуникации тоже не бесшовный — например, в Mastodon нельзя сделать репост записи с одного сервера на другой. Все эти подводные камни ограничивают интерес к новым децентрализованным проектам.
Именно здесь может пригодиться опыт владельцев крупных соцсетей. Они уже знают, как создавать сервисы, рассчитанные на большую аудиторию. Наработки по улучшению UX и UI смогут использовать и независимые разработчики. И этот процесс уже пришёл в движение. После резкого притока пользователей в прошлом году Mastodon провёл ряд изменений в своей работе. У соцсети появился сервер по умолчанию, а её интерфейс стал более дружелюбным к новым пользователям. В этом направлении смогут двигаться и другие проекты. Особенно если они хотят не просто остаться на плаву, но и конкурировать с другими игроками.
Какие есть нюансы
Некоторые представители сообщества опасаются, что крупный бизнес провернёт старый трюк — начнёт развивать закрытые реализации популярных децентрализованных решений. Так уже было с XMPP, когда компания Google добавила поддержку протокола в свой новый мессенджер, переманила аудиторию, а затем переключилась на разработку альтернатив. Однако специалисты отмечают, что решить проблему можно с помощью грамотного выбора лицензии на старте разработки.
Так, распространение децентрализованных протоколов под вирусными открытыми лицензиями позволит избежать ситуации, когда бизнес решает перенести самые интересные функции в закрытые реализации. В то же время резиденты Hacker News отмечают, что наличие «несвободных» решений на рынке тоже может стать катализатором конкуренции — дополнительным стимулом к развитию протоколов и их реализаций.
Как мы уже отмечали в прошлом тексте, со схожими проблемами из-за прихода большого бизнеса давно сталкиваются open source разработчики. И их пример показывает, что при желании сообщество может адаптироваться к конкуренции. Да, новым проектам придётся искать способы монетизации, но аналитики уже говорят о росте интереса со стороны рекламодателей. Разработчики децентрализованных сетей также могут попробовать нащупать нишу через внедрение платной поддержки и запуска функций под заказ. На пользу может сыграть «хайповость» ниши и общая заинтересованность инвесторов. Грамотные схемы по коммерциализации позволят разработчикам сохранить относительную независимость и решить проблемы с финансированием.
В итоге крупный бизнес может принести пользу и сообществу, и самим децентрализованным проектам. ИТ-компании и создатели протоколов могут пойти на взаимные договорённости, чтобы действительно привлечь массовую аудиторию.
Дополнительное чтение в нашем корпоративном блоге:
Больше протоколов для шифрования DNS-запросов
Производительность и новые угрозы — что происходит с HTTP/3
Уязвимость в RPL вызывает kernel panic — её не могут исправить больше года