Как мы телеграм-магазин делали: интеграция с движком, функционал, вывод товарной базы

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

В июне 2021 года на выставке e-commerce мы впервые показали интегрированный магазин в телеграм с базовым набором функций. Уже тогда попытались вместить десятки категорий с десятками тысяч товаров в чат мессенджера. Но масштаб возможного функционала мы только представляли.

Я немного расскажу контекст – зачем и почему мы создавали этот инструмент, и о том, за счёт чего он приносит пользу бизнесу.

С чего началось

Телеграм разблокировали и он начал активно выпускать обновления для всего – ботов, платежек, рекламы. Научился принимать платежи, чего мы все так сильно ждали и наконец стал площадкой для полноценных продаж не через восемь костылей.

Появились конструкторы для самостоятельной настройки разговорных ботов, базовых витрин мини-магазинов и даже сложных скриптов с условиями вывода.

В то же время приходило понимание, что наши клиенты с уже имеющимися каналами продаж, хоть и ищут новые способы привлечения аудитории, автоматизации онлайн-продаж, но не готовы тратить время и ресурсы на освоение чего-то далёкого не в мире их бизнеса.

Поэтому мы решили сделать свободную интеграцию имеющегося веб-магазина с телеграм ботом @BotFather. Она не привязана к нашей админ.системе (да-да, наша команда делает свою цмску) и транслирует товары из любого YML-фида, а методы передаёт по API.

Чем телеграм завораживает

Бизнес хочет быть ближе к пользователю – напоминать ему об оставленной корзине, предлагать акции, уведомлять о каждом чихе по всем доступным каналам, чтобы он возвращался к покупкам. Для этого сервисы уже адаптируются под все разрешения экранов и представляются не только в виде веб-сайтов, но и мобильных, пк приложений, даже подключаются к часам. Это требует сложной разработки под каждое устройство.

сообщение пользователю с персональным промокодом в телеграм
сообщение пользователю с персональным промокодом в телеграм

А со стороны пользователя, мне нужно установить приложения основных продуктовых магазинов, аптек, зоо, бьюти, одежды. И никого не удалять, ведь в свое время понадобятся штрихкоды скидочных карт, персональные промокоды, скидки. При этом, в лучшем случае я регулярно использую одно-два приложения, остальные месяцами ждут своего часа и раздражают.

Поэтому мы решили объединить удобство каналов в телеграм, универсальность его интерфейса с обширным функционалом приложений и веб-магазинов.

Часть 1. Юзабилити, безопасность

Телеграм предоставляет интуитивно понятный интерфейс, к которому не нужно привыкать и ощущение конфиденциальности данных при использовании мессенджера. Пользователи получают простой доступ к магазину в телеграм через тематические каналы, по ссылке из других социальных сетей и мессенджеров, а входят в систему без необходимости авторизации с паролем ради приветственных 300 рублей на первый заказ.

Многие люди доверяют мессенджеру гораздо больше, чем стороннему сайту. Телеграм не будет каждый раз просить соглашаться с правилами обработки персональных данных и не будет уводить на сторонние сервисы для приема оплаты картой. Большинство пользователей считают, что их конфиденциальность телеграм соблюдает гораздо лучше, чем другие мессенджеры и ресурсы.

Телеграм даёт универсальную оболочку для любого функционала. Я считаю это примером воплощения понятного, полезного и ненавязчивого дизайна, как в цитате Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».

Часть 2. Маркетинг

В телеграм работают все классические каналы привлечения трафика. Нет ограничений и в устройстве пользователя – можно настроить переход по ссылке сразу в магазин, на транзитную страницу с описанием преимуществ вашего магазина в телеграм или в тематический канал для прогрева аудитории.

Здесь открывается возможность рекламировать магазин в тематических телеграм-каналах и лить трафик из них напрямую. А если вам есть, что полезного рассказать аудитории о товарах и услугах, рекомендуем создать собственный информационный канал. Он помогает собирать и удерживать Look-alike аудиторию и мотивирует подписчиков приглашать друзей.

Реклама в этих источниках получается нативнее, путь пользователя короче, а аудитория горячее.

С согласия клиента вы получаете доступ к номеру телефона, связанному с его учетной записью в мессенджере, а настроив автоматический сбор контактов, можете проводить персональные рассылки.

Магазинами в телеграм легко делиться с друзьями внутри мессенджера, в тематических каналах, совершать групповые покупки. А владельцу магазина удобно отправлять скидки клиентам, держать их в курсе рекламных акций, поддерживать интерес к бренду.

применение промокода при оформлении заказа в телеграм
применение промокода при оформлении заказа в телеграм

При этом бот собирает статистику по каждому клику ваших посетителей в магазине без необходимости настраивать цели метрик. Мы можем передавать данные аналитики в вашу систему или выводить в своей админ.панели.

Телеграм-магазины обладают мощным маркетинговым потенциалом, но при этом имеют свои ограничения из-за отсутствия органического поискового трафика. Телеграм не является поисковой системой, поэтому не получится привлекать аудиторию привычным для большинства способом. Трафик собирается при помощи рекламы в мессенджерах и социальных сетях, через лидеров мнений и тематические каналы.

Часть 3. Разработка

Технически телеграм позволяет интегрировать все категории, товары и функции веб-магазина по API, настроить оплату внутри интерфейса мессенджера и упростить обслуживание клиентов благодаря чату поддержки.

По умолчанию мы настроили загрузку товаров в телеграм-магазин через стандартный YML-фид, его отдают почти все системы управления – битрикс, opencart, joomla, самописные. Параметры, которые не учитываются в вашей YML, можно передавать нам в базу по API и интегрировать в телеграм. Например, сортировки, акции, начисления по бонусным программам.

Можно загружать ассортимент в ручном режиме через нашу административную панель, если у вас нет сайта со своей админкой и товарного фида.

оформление заказа в телеграм
оформление заказа в телеграм

Пользователь может оформить заказ и оплатить его, не покидая приложение.

Любая платёжная система подключается в телеграм так же, как в обычном интернет-магазине – через платежный шлюз. Данные для активации по API предоставляются после заключения договора на предоставление услуг эквайринга с банком. А некоторые системы, например Яндекс.Кассу, теперь подключаются напрямую в боте-создателе @Botfather в разделе “Payments”.

оплата заказа в телеграм через ЮКассу
оплата заказа в телеграм через ЮКассу

Службы доставки интегрируются по аналогии с платежками по API, доступ к настройке предоставляется после заключения договора на обслуживание. Сами способы доставки и их стоимость также выводим и рассчитываем внутри интерфейса телеграм.

выбор способа доставки в телеграм
выбор способа доставки в телеграм
выбор пункта выдачи в телеграм
выбор пункта выдачи в телеграм

Нам требовалось вместить длинные списки пунктов выдачи заказов и постаматов, чтобы не уводить пользователя из приложения на карту в браузере и обратно. Поэтому оформили их поиском по ключевым словам в адресе с автоподбором.

Вместо вывода

Это телеграм-каналы с информационными публикациями

информационные телеграм каналы
информационные телеграм каналы

А это магазин, в котором можно найти товар, положить его в корзину, оформить заказ с доставкой и оплатой и отслеживать его в личном кабинете.

телеграм магазин
телеграм магазин

Мы надеемся, что с помощью этого инструмента поможем бизнесу делать свою продукцию доступнее, а покупателям – упростить поиск и выбор нужных товаров.

В нашей культурной среде, вероятно, люди не откажутся от веб-сайтов совсем, но очевидно, мессенджеры возьмут своё по аналогии с китайским wechat.

Стратегия прогрева аудитории для мессенджеров – работа в долгую, поэтому стоит начать развивать ее как можно раньше, чтобы уже сейчас стать первым в своей тематике в новом екоммерс пространстве.

Источник: https://habr.com/ru/post/590687/


Интересные статьи

Интересные статьи

Недавно, на одном из митингов моей команды, была поднята проблема отсутствия документации внутри кода. Было решено назначить ответственного за ведение документации. ...
Решения для больших компаний обычно должны выдерживать высокие нагрузки. Когда в штате много десятков тысяч человек, и значительная доля из них ежедневно пользуются ...
Долго колебался мыслями о необходимости написания этой статьи, но все таки решился. Интерес к красивым дашбордам победил лень и отсутствие мотивации к слишком мудреным реализациям мон...
«Битрикс» — кошмар на костылях. Эта популярная характеристика системы среди разработчиков и продвиженцев ныне утратила свою актуальность.
Появился дисплей покупателя. Интересно стало попробовать его использовать в качестве информационного табло для вывода информации о текущем дне, времени до конца рабочего дня/недели, информации о ...