Привет! Меня зовут Гера, я продуктовый редактор в Авито. Пишу тексты для интерфейсов и рассылок, а ещё — чейнджлоги для Google Play и App Store. Это тексты, в которых рассказывается, что появилось в новой версии приложения. По-английски их ещё иногда называют what's new или release notes.
Сам текст для стора — лишь верхушка айсберга. А под водой скрыто увлекательное приключение, которое требует наблюдательности, дипломатичности и задатков детектива.
Наиболее полезной статья будет для разработчиков, продактов и начинающих редакторов. Я покажу, как написать интересный чейнджлог — даже когда рассказать не о чем.
А зачем оно всё
Возможно, ценность чейнджлогов очевидна не всем компаниям. Фейсбук отказался от уникальных текстов много лет назад и теперь повторяет шаблоны об исправленных ошибках. Необходимость рассказывать о новых фичах не пропала, просто для этого чаще стали использовать пуш-уведомления, письма, баннеры, сториз.
Сторы включают пользователям автоматическое обновление: многие и не знают, что загрузили новую версию приложения. App Store идёт дальше: раньше чейнджлоги жили в отдельной вкладке на главном экране, но в 2019 году скрылись в настройках. На иконке был счётчик необновлённых приложений, но и он пропал. К тому же, оба стора не дают узнать, сколько людей прочитали текст.
Но мы в Авито ценим чейнджлоги. Они помогают бесплатно дотянуться до не самой многочисленной, при этом наиболее активной и преданной аудитории. Эти пользователи любят узнавать о новых фичах — просто из любопытства, интереса к технологиям или потому, что следят за конкурентами. В конце концов, это разработчики, которые могут однажды прочитать здоровский чейнджлог и захотеть прийти на собеседование.
Мне кажется, свои редакторские навыки я развил во многом благодаря чейнджлогам. Ведь это суть нашей работы: сначала разбираешься в сложном вопросе, затем пишешь о нём ёмко и человечно.
Процесс в Авито
Сжатые сроки
В Авито новые версии приложений выходят каждую неделю — и для Android, и для iOS. Соответственно, каждую неделю требуются два чейнджлога. При этом часто разные: фича могла мильон лет существовать на iOS и только сейчас появиться на Android.
Если вы хотите узнать, как устроен выпуск приложений в Авито, загляните в статью — в ней много технических деталей.
Неуловимые изменения
Вместе с задачей на чейнджлог редактор получает таблицу с изменениями в релизе.
Разобраться в смысле и значимости фич бывает жутко сложно: названия задач написаны разработчиками для разработчиков, а не редакторов. Иногда большие изменения скрываются за невзрачным названием, а за ярким — техническое улучшение, которое пользователи могут и не ощутить. Спросить у релиз-инженера, что интересного в этой версии, нельзя: в Авито десятки команд и каждая работает над своим кусочком сервиса.
Есть и ещё одна сложность. Почти все фичи сначала тестируются на части пользователей — в среднем на Авито одновременно крутятся 80 экспериментов. Даже если изменение решают катить, отследить этот момент непросто. Фичу могут включить без релиза — на бэкенде, тогда отдельной задачи и не появится.
Кто виноват? Что делать?
Детективная работа
Чтобы собрать информацию, нужно превратиться в сыщика и дипломата.
Некоторые продакты сами пишут редактору, но это бывает редко. Релизы фич не всегда проходят гладко, и чейнджлог — это последнее, о чём думают менеджеры в такой момент. Поэтому приходится периодически писать продактам и доставать их вопросами. Ведь редактору нужно не просто узнать, когда и какая фича раскатывается. Главное — понять, как она работает и в чём её ценность для пользователей и Авито.
Прежде чем обратиться к менеджеру, детективу приходится наводить справки и собирать улики. Для этого нужно спрашивать у других редакторов, над какими интересными фичами они работают. Общаться с дизайнерами и изучать их макеты. Ходить на встречи продуктовых команд, где они рассказывают о своих достижениях и планах.
Написание чейнджлогов изменилось, когда я выведал об особой рассылке для службы поддержки. В ней продакты, разработчики и маркетологи пишут о запуске важных фич и тестах, и в поддержке знают, что ответить на вопросы пользователей. Конечно, чтобы разобраться в обновлении, мне всё равно приходится подскакивать кабанчиком к ответственным человечкам и обкашливать с ними вопросики.
Есть и минус: теперь я получаю ворох писем, без которых жилось бы спокойнее. Например, о запрете продажи подержанных трусов на Авито. Но такова цена работы детектива.
Формальности
Когда чейнджлог написан, я согласовываю его с продактом. А если менеджер в отпуске — с дизайнером, потому что он всегда погружён в контекст. Так удаётся избежать неточностей и убедиться, что акценты расставлены правильно.
Затем записываю текст в файлик с историей чейнджлогов — он ведётся с июля 2018 года — и отдаю релиз-инженеру, который заливает новую версию приложения в стор.
И так по два раза каждую неделю. Не считая майских и новогодних каникул.
Советы по написанию
Теперь расскажу, о чём важно помнить, чтобы чейнджлог не только вышел, но и получился хорошеньким.
Главная цель такого текста — подсветить значимое для пользователей изменение. Это может быть новая возможность, редизайн или исправленная ошибка.
Соблюдайте законы сторов
По правилам Google Play и App Store чейнджлоги нельзя использовать в маркетинговых целях, например рекламировать акцию, если она никак не связана с продуктовым изменением. Но обязательно нужно упомянуть, что именно улучшено или исправлено.
Из-за неподходящего текста релиз может не пройти проверку — и не раскатиться. Иногда сторы пропускают такие чейнджлоги, но риск слишком велик: можно подвести коллег, которым важно зарелизить приложение вовремя.
Также помните о лимитах. Это актуально скорее для Google Play: в нём ограничение — 500 символов. В App Store — 4 000, нужно ещё умудриться столько написать: это четверть этой статьи.
Перед отправкой проверяйте чейнджлог на ошибки, если есть корректор, то показывайте ему. Текст в App Store нельзя заменить после того, как приложение прошло проверку, — только если катить новую версию. В Google Play чейнджлог можно поменять в любой момент, но лучше до этого не доводить.
Помните, о чём и как уже писали
Человек видит чейнджлоги примерно в одном и том же месте — а в App Store даже может полистать историю версий. Поэтому начинайте и структурируйте текст по-разному в соседних релизах.
Слова «стало», «теперь», «исправлено» и тому подобные неизбежно будут встречаться чаще других. Но я слежу за тем, чтобы они повторялись как можно реже, — иначе тексты выглядят небрежно.
Не пишите о тестах
Тут две опасности. Во-первых, часть пользователей вообще не увидит изменения, поэтому для них это бесполезная информация. А во-вторых, даже те, кто попадут в тест, могут лишиться фичи — если эксперимент свернут.
Рассказывайте о масштабных изменениях
Если вы исправили опечатку или передвинули кнопку на пару пикселей, вряд ли стоит об этом писать.
Иллюстрируйте пользу
Если позволяет место, добавьте наглядных примеров, чтобы ценность изменения стала более явной.
Аккуратно говорите об ошибках и скорости работы
Иногда хочется написать, что ошибок стало меньше, но это редко будет правдой. Один исправленный недочёт может породить пяток других — просто они пока будут незаметны. Поэтому стоит говорить о конкретных исправлениях.
Та же ситуация со скоростью и стабильностью. Очень редко происходят настолько масштабные и универсальные изменения в приложении, что оно у всех начинает работать быстрее и надёжнее. Если это как раз такое обновление, нужно быть конкретными.
Если шутите, то без кринжа
В Авито мы не касаемся политики и других острых тем. Если шутка рождается сама по ходу написания, проверяем её на кринжовость, оскорбительность и понятность.
Обязательно покажите чейнджлог нескольким людям. Не поймут и не улыбнутся — откажитесь от идеи, это не трагедия.
Помните, что вы пишете для пользователей, а не коллег по цеху. Чейнджлог — вроде тех, что ниже, — может попасть в пост в Телеграм-канале, но у большинства читателей скорее вызовет недоумение.
Однажды у нас вышел милый чейнджлог о популярной породе собак:
Но пользователей Авито так много, что кто-то всё равно не понял:
Не превращайтесь в роботов
Хоть и пишем о технических штуках, важно оставаться человеками.
Что делать, если писать не о чем
В Авито в 2020 году на Android вышло 46 релизов, и 16 — то есть треть — были с чейнджлогами-«пустышками». На то есть причины: иногда редактору не удаётся найти интересную тему, а иногда их действительно нет.
Раньше я писал новый текст для каждого релиза, но понял, что это отнимает много сил. Теперь могу раз-другой повторить чейнджлог. Это позволяет выкроить время для более важных задач, но при этом привлечь внимание к изменениям.
На случаи, когда всё же придётся выпускать «пустышку», у меня есть заготовки. Писать можно о разном. Например, о давнишней, но важной фиче:
Или об интересном исследовании:
Можно написать что-то ситуативное — например, привязаться к чемпионату мира по футболу:
Или рассказать о чём-то, что можно найти на Авито:
Если соблюсти формальности и сказать об исправлениях, можно аккуратно прорекламировать и какой-то свой проект:
Кратко: как писать симпатичные чейнджлоги
Постройте агентурную сеть. Человек, который пишет чейнджлог, должен знать об изменениях из первых уст, либо понимать, к кому обратиться.
Говорите, что изменилось. Вряд ли вам нужно, чтобы релиз отклонили, — особенно, если в нём исправлена неприятная ошибка.
Не преувеличивайте. Если приложение не стало работать быстрее у абсолютного большинства пользователей, не стоит говорить, что всё внезапно начнёт летать.
Будьте последовательны. Чейнджлог — ещё одна точка соприкосновения пользователя с продуктом. Если обычно общаетесь на «вы» и, вообще, деловито, не стоит писать «Зацени, обновление — пушка!»
Приносите пользу. Представьте, что вам нужно объяснить изменения бабушке, пока вы едете в лифте. Важно подсветить, что в обновлении интересного, как оно улучшит жизнь.
Аккуратнее с шутками. Когда вы придумаете нечто потешное, покажите чейнджлог нескольким людям. Если смешно только вам, от шутки лучше избавиться.
Делайте заготовки. Вам нужны тексты на случаи, когда рассказать будет не о чем. Обыграйте сценарии использования приложения, расскажите о проведённом исследовании, покажите занятную статистику, подсветите старую, но важную фичу.