Подумав хорошенько, я решил, что справлюсь с этим делом. Тогда я пошел и купил бутыль свинцовой примочки и велосипед. Домой меня провожал инструктор, чтобы преподать мне начальные сведения. Мы уединились на заднем дворе и принялись за дело.
Марк Твен. Укрощение велосипеда
В прошлом году я опубликовал статью про выбор моноколеса для поездок на работу, в этот раз хочу поделиться соображениями по поводу обучения катанию на этом виде транспорта.
Метод "Длинного шага"?
Несколько лет назад крайне популярным был метод под названием "Длинный шаг". По этому методу учился я, Никита (наш "старшенький", тогда он был в шестом классе), и, к примеру — lozga. Нас троих объединяет удивительный результат — метод не сработал.
lozga описывает дело таким образом:
День 7. Я, наверное, мутант…
День 8. Наверное, в методике обучения есть какой-то изъян, или она мне не подходит. Мобилизую на помощь жену и тренирую другой способ — вставать на колесо двумя ногами и ехать, опираясь на ее плечо. Для того, чтобы попросить помощи на форуме, записываю видео — вдруг они заметят мои ошибки?
Но уже после записи этого видео хождения по кругу с опорой на плечо жены дают свои результаты — я начинаю делать змейку, и, отрываясь, могу проехать метров пять. Вин!
Городские парусники, транспорт будущего или укрощение моноколеса
У меня возникли схожие ощущения по поводу своего "мутантства", тем не менее, примерно за неделю упорных и довольно трудных попыток я смог поехать. А вот Никита не прошел даже упражнение "Циркуль" — кружится голова, и все.
Какое-то время я довольно много читал electrotransport.ru и пришел к выводу, что метод "Длинный шаг" — не для всех. Могу даже обосновать, почему он не для меня — нарушается принцип "от простого к сложному". Я так и не научился прилично ездить на одной ноге; для меня это трудно, гораздо труднее, чем на двух. Допускаю, что тут все индивидуально, может быть, играют роль какие-то различия на генетическом уровне или еще что — но факт в том, что таких людей, судя по моим наблюдениям, довольно много.
Одному ездить мне было скучновато, и я периодически "подбивал" Никиту тоже научиться. Однажды я наткнулся на внешне весьма простой альтернативный метод и Никита "загорелся". У меня к тому времени появились некоторые свои соображения про то, как надо начинать, применив все это на практике удалось поставить Никиту на колесо один день, суммарно потратив чуть более часа на обучение. На радостях я заснял почти весь процесс и сделал ролик с упражнениями, вот он:
Спустя пару лет хочется кое-что добавить к видеоряду. Некоторые важные моменты хоть и присутствуют на видео, но не получили должного акцента — тогда казалось, что это очевидно. Итак, исправляюсь. Начну с главного вопроса.
А нужно ли Вам моноколесо?
Прежде чем потратить деньги и время предлагаю оценить свои реальные потребности в этом средстве передвижения. В своей первой статье на эту тему я пытался "отговорить" от моноколеса — в зависимости от задачи и условий можно найти более подходящий вариант транспорта. За подробностями отсылаю туда, здесь же кратко резюмирую, что моноколесо является идеальным средством "подскока" до другого транспорта. Я лично использую электрическое моноколесо для того, чтобы добраться до электрички, когда еду с дачи, а также для покатушек с "мелкими" детьми — тихонько таскаю их велики (зимой — саночки) за собой на веровочке. Для обычных поездок на работу использую велосипед.
Другие способы обучения
Я не люблю читать статьи, где некий метод выставляется как "серебряная пуля", поэтому, чтобы удовлетворять своим собственным требованиям, без краткого обзора других вариантов не обойтись.
Самым лучшим я считаю вариант обучения с грамотным инструктором. Это может выглядеть, например, так:
Главная проблема этого метода — это поиск того самого "грамотного инструктора". По идее, должен быть некий выбор, рекомендации, отзывы...
Второе место чисто умозрительно и гипотетически я отдаю обучению с движущейся опорой. Для lozga эту роль сыграла супруга, идеальной же опорой мне представляется тяжелая тележка из супермаркета. Держась за нее можно спокойно и постепенно прочувствовать главное — баланс. Наверное. Я не проверял.
Итак, идем дальше. В этот раз начнем, в определенном смысле, с конца.
Про защиту: колесо
"Говорил тебе — Ваня! не катайся без защиты!"(По мотивам картины И.Е.Репина.)
По аналогии с резервным копированием можно сказать, что моноколесники делятся на три группы: тех, кто еще не использует защиту, тех, кто уже использует, и тех, кто использует мотоциклетную защиту.
Первым средством защиты, с которым надо определиться, является само колесо. Я все-таки сделаю еще одну попытку "отговорить" — как известно, самая надежная деталь это та, которой нет, так что советую еще раз все рационально взвесить.
Если все-таки эта деталь необходима, она должна быть дорогой и надежной. В прошлой статье тему выбора колеса я раскрыл достаточно подробно и с примерами, здесь же еще раз резюмирую — емкость аккумулятора должна быть не ниже 4 Вт * ч на килограмм веса (колесо + человек).
Кроме того, не стоит забывать, что электрическое моноколесо — это целая куча single point of failure и в этой куче много как "твердых", так и "мягких" частей. Качественная разработка этого программно-аппаратного комплекса весьма нетривиальна, засим еще раз рекомендую брать стоящие вещи от проверенных брендов, из которых я, в силу личного опыта, могу посоветовать Inmotion и KingSong.
Про защиту: плавность и постепенность
Не нужно делать резких движений, особенно — необдуманных резких движений. Обучение должно протекать по возможности плавно, небольшими итерациями.
Про защиту: щиток на голень
При обучении с высокой вероятностью будет в той или иной степени травмирована внутренняя часть голени.
Исходя из этого считаю защиту по типу футбольного щитка совершенно необходимой на период обучения.
Про защиту: очки
Чтобы два раза не вставать сразу расскажу про защиту вообще, а не только на период обучения. Очки я также считаю совершенно обязательным элементом защиты периода эксплуатации — попадание насекомого или соринки в глаз весьма неприятно и чревато последствиями.
Про защиту: защита запястья для роллеров
Эту защиту при быстрой езде я не использовал всего один раз. Жена попросила сгонять с утра в аптеку — я "по быстрому" сгонял. Результат — брюки в крови и полгода боли в руках. С тех пор мысли быстро ездить без этой защиты у меня не возникает.
Кстати, по поводу КДПВ:
Мотоциклетные перчатки носить не стоит, ибо при падении они не скользят, а, наоборот, "прилипают" к поверхности. Автор этой картинки вспоминает:
Переката не было, падение со скольжением было невозможно, так как перчатки мотоциклетные прилипли к асфальту, а тело по инерции продолжало двигаться вперед до встречи лица с асфальтом. Я после этого купил роллерную защиту запястья и одеваю ее на перчатки.
К слову, чисто умозрительно я разделяю концепцию, что при падении на скорости нужно рыбкой скользить вдоль асфальта, а не перекатываться. При скольжении энергия будет рассеяна на "поверхности", при перекатывании же энергия будет рассеиваться в костях и мышцах. "Поверхность" существенно проще и защищать, и восстанавливать.
Про защиту: шлем, мотокуртка, наколенники
Некоторое время я любил ездить на "пределе", для Inmotion V8 это около 30 км/ч. С тех времен у меня остались мотоциклетная куртка, шлем и наколенники. Шлем, конечно, лучше иметь "фуллфейс", ибо:
не фуллфейс, не важно какой, по сути защищает от падения на бок и навзничь. От падения ничком, что чаще всего бывает с моноколесниками, он не защищает совсем.
Мотокуртка очень быстро одевается и защищает от ударов локти, плечи и спину. Кроме того, она весьма способствует упомянутому выше скольжению, скользить в ней — особенно при наличии "фуллфейс" шлема — легко и приятно (собственно, это так by design).
Заканчивая тему защиты — "сила" защиты должна быть пропорциональна квадрату скорости. Некоторые ездят в "черепахах", это вполне разумно.
Поехали
Чтобы начать обучение нужно как минимум запастись колесом, защитой голени и еще я бы рекомендовал веревку или ремень для поддержки колеса. Веревка нужна не для того, чтобы за нее держаться, а чтобы колесо не брякалось на землю или на ногу.
На многих колесах снизу на ручке есть кнопка отключения, этот нюанс нужно учесть, чтобы не задевать ее. Я учился на KingSong 14D, там кнопки нет.
Можно сформулировать первое НЕ-правило:
НЕ держитесь за веревку/ремень
Упражнение "Качели"
В этом упражнении ключевым моментом, который неочевиден из видео, является расположение колеса под углом.
НЕ держите колесо под прямым углом к земле
Игнорирование этого НЕ-правила ведет к потере равновесия и повышенному травматизму голени, начинать нужно всегда из наклонного положения.
В видео указывается, что, мол, "ногу не сгибать". Нужно уточнить, что не сгибать нужно свободную ногу, а та, которая на педали, наоборот, немного сгибается в колене.
Упражнение "Сдвиг"
Для этого упражнения также отмечу, что колесо начинает движение, находясь под углом к земле. Сдвиги должны быть короткими. Впрочем, если есть одаренность, тут можно и на длинный шаг перейти.
Кроме того, экстремально важно — сдвиг осуществляется осторожным переносом веса тела вперед через небольшой наклон прямого тела, а не посредством сгибания его в пояснице.
НЕ сгибайтесь в пояснице при "сдвиге"
Упражнение "Зашагивание"
Здесь также важно начинать "под углом", другой исключительно важный момент, который отмечен и в видео — в момент приставления второй ноги колесо должно двигаться.
НЕ вставайте на неподвижное колесо
И еще раз — колесо должно занять "вертикаль" не ранее, чем будет приставлена вторая нога. В идеале занятие вертикали и приставление второй ноги должны совпадать по времени, но, видимо, сразу этого добиться сложно.
Поиск баланса
Вот этот поиск до сих пор для меня лежит несколько вне сознательной области. После того, как нога приставлена, а колесо едет, нужно "найти баланс" (тут бы и пригодилась та самая тележка их супермаркета). Я "поставил" на колесо нескольких людей, и "баланс" у всех как-то находился "сам собой". Каким образом "нейронные сети" нащупывали правильные весовые коэффициенты — не совсем ясно.
В помощь нейронным сетям можно указать два движения:
- Перенос веса на одну из педалек в сторону, противоположную "падению"
- Доворот колеса телом в сторону "падения"
Когда я учился ездить задним ходом, эти движения я специально делал "вхолостую", после этого дело пошло лучше, видать, что-то там внутри "обучилось".
Тормози
Следующий момент, который на видео не акцентирован — нужно сразу учиться тормозить.
НЕ разгоняйтесь
Надо сказать, что сделать это не так легко (психологически), потому что после того, как баланс "пойман", возникает чудесное ощущение полета и хочется "втопить". Кстати, все эти НЕ-советы при желании просматриваются на видео, в частности, вот отработка указания "НЕ разгоняться".
Тормозить, понятно дело, надо небольшим переносом веса назад. Тут как раз не нужно вытягивать тело в струнку и наклоняться назад, ноги с колесом как бы немного выезжают вперед.
Пожалуй, это все, что я хотел рассказать о войне во Вьетнаме про обучение катанию на электрическом моноколесе.
Примечания
- Использованы рисунки Дед62@electrotransport.ru. С автором вопрос использования обсуждался через личные сообщения.