Меня зовут Полина, я работаю веб-дизайнером и иллюстратором. Работы много, поэтому со временем возник вопрос о поиске «запасного игрока», который в случае моего большого загруза мог бы подхватить задачу по созданию иллюстраций для статей на Хабр и Яндекс Дзен.
До этого момента мне не приходилось заниматься поиском фрилансеров, я была по другую сторону баррикад, что мне очень помогло, поэтому решила написать небольшой гайд для людей, которые оказались в той же ситуации впервые или имели неудачный опыт. Мой рассказ будет не только теоретическим: под катом реальные кейсы с комментариями и выводами.
Эта статья для тех, кто ищет иллюстраторов на фриланс, при этом «не умеет рисовать», мало взаимодействует с «творческими людьми» и имеет слабое представление об иллюстрации в целом. Слово «иллюстрация» можно заменить на «логотип», «лендинг», «сайт», «анимированное видео».
Для удобства я разбила рассказ на восемь частей:
Цель ликбеза — начать свободнее разбираться в теме, а не стать тонким и взыскательным арт-критиком.
Почему важно: минимально ориентироваться в вопросе, тенденциях, понимать специфику визуала своего продукта — значит сделать итоговый результат более успешным, а работу — более эффективной. Наглядные примеры помогут лучше формулировать свои хотелки и сориентировать иллюстратора в работе.
Где провести себе минимальный визуальный ликбез и искать референсы
Я подготовила список сайтов, где можно черпать вдохновение. На большинстве представленных ресурсов нужна авторизация, пусть она не пугает. Можно даже обозначить себя в статусе как нанимателя. Вдобавок так гораздо удобнее сохранять понравившиеся примеры. Поиск по ключевым словам — наше все. Первые пять ресурсов я использую регулярно для поиска идей и изучения новых тредов.
На Dribble подборки называют ведрами (bucket)
ТЗ — самый быстрый и безопасный маршрут на карте, по которому мы приходим к пункту назначения. Проверено временем: без четкого ТЗ – результат ХЗ. ТЗ нужно в первую очередь заказчику, чтобы ответить на главный вопрос: какой результат я хочу получить в итоге? Данный чек-лист поможет ответить на большинство вопросов, которые могут возникнуть и у заказчика, и у дизайнера.
Сознание заказчика до написания ТЗ
Чек-лист вопросов для написания ТЗ:
Иллюстрация на Хабр для статьи про Java. Нужно нарисовать маскота Java — Дюка в шарфе и связать это с Панамой и Panama project. Размер холста по ширине — 780px (требования Хабра), пропорции как у референса, формат png. Референсом по стилю стала уже имеющаяся иллюстрация для статьи про Python — линейная графика черно-белой текстурной кистью.
Референс приложила. Срок: два дня. Процесс работы: иллюстратор скидывает идейный скетч — я апрувлю скетч — иллюстратор отрисовывает иллюстрацию — я апрувлю отрисованную иллюстрацию и даю правки, если они есть — иллюстратор доводит правки предфинала — финальный апрув. Постоплата.
Так выглядит официальный маскот Java Дюк, которого мы предлагали обыграть в иллюстрации
А это — стиль иллюстраций, которые мы хотели получить
Про процесс: видим, что до конечного результата у меня есть несколько касаний с работой, чтобы ее поправить и убедиться, что мы движемся в правильном направлении, плюс иллюстратор не сможет отложить задачу на последний момент, так как нужно пройти несколько апрувов. Это хорошо для обеих сторон: у заказчика есть контроль над ситуацией, у иллюстратора — дополнительный тайм-менеджмент.
После того как иллюстратор найден и вышел на контакт, если вы еще не видели его портфолио — запрашивайте. Всегда. Если его нет, запросите хоть что-нибудь, показывающее, что человек может держать карандаш/стилус в руках. Тогда можно быть спокойным за результат или расстаться по-доброму, пока не стало слишком поздно. После просмотра портфолио и его мысленного апрува идет ТЗ. Подойти к нему нужно максимально ответственно и написать заранее. Аналогично и с процессом работы.
Объем не всегда говорит о качестве, не стоит пугаться, что там 10 работ, а не 200, как и обольщаться сверх меры, потому что туда отбирают самые лучшие работы
Как делаю я (и это помогает):
— стараюсь закладывать на работу с фрилансером максимальное количество времени, а не ищу его в ночь перед сдачей проекта;
— держу под рукой готовый шаблон ТЗ и описание процесса;
— четко обговариваю цену и входят ли в нее правки;
— четко обговариваю сроки и закладываю временной запас, если есть жесткий дедлайн. Не использую фразу «Как можно скорее»;
— в формате проджекта пишу и интересуюсь, как идет работа, когда подходит время для сдачи этапа скетчинга/отрисовки/правок;
— правки пишу нумерованным списком, чтобы было проще отслеживать, прикладываю скрины, если нужно;
— даю конструктивный фидбек:
вместо «ну сейчас что-то не то» пишу «не соответствует поставленной задаче и теме, потому что...», вместо «не могу сказать точно, но мне не нравится» пишу «не нравится форма шляпы: нужно сделать ее круглой, и размер облака: оно слишком большое»,
вместо «как-то мрачновато» пишу «красный цвет недостаточно яркий, и сделай меньше черных заливок».
Есть два подхода: одни иллюстраторы имеют фиксированную цену на конкретный вид работ, другие исходят из объема работы и расчет на каждую иллюстрацию происходит по часам или дням, которые будут на нее потрачены. Стоимость часа работы обычно зависит от релевантности работ автора, их популярности, портфолио, количества заказов, средней цены за эту работу в сегменте (которую никто не знает), сложности и сроков выполнения. И, как правило, устанавливается иллюстратором.
Пример: Час работы иллюстратора стоит 700р., на иллюстрацию у него уйдет пять часов, значит чистая стоимость работы — 3500 руб. Если работа срочная, то цена будет выше, как и в любой другой работе.
Вот неплохие статьи про стоимость работы:
— Сколько стоит работа иллюстратора?
— Сколько стоит коммерческая иллюстрация?
— Как я рассчитываю стоимость своей работы
— Стоимость услуг иллюстратора — здесь еще есть исчерпывающий комментарий читателя с расчетом, хотя и без средних цифр по рынку:
Золотое правило: если договориться на берегу не получается, лучше прощаться сразу. Это сэкономит всем участникам время, средства и нервы, потому что договориться «потом» практически невозможно.
Какие бывают проблемы:
Вы хотели одно, а иллюстратор прислал совсем другое (скетч, отрисовку): если проблема не в ТЗ, то эта проблема обычно решается дополнительными референсами и четкими формулировками, что именно сейчас не устраивает.
Иллюстратор не укладывается в оговоренные сроки: решается мониторингом заранее оговоренных сроков. Если это косяк иллюстратора, то надо выяснить обстоятельства и исходя из них принять решение.
Иллюстратор называет неоправданно долгое время выполнения задачи: узнать загрузку иллюстратора и причину долгого выполнения — сложность исполнения, объем и т.д. В среднем на выполнение иллюстрации в диджитале уходит от нескольких часов до двух дней, в зависимости от сложности задачи без учета текущей загрузки художника.
После изучения десятка страниц поисковой выдачи я приуныла и решила обратиться к старому доброму и ненавистному мне способу — сарафанному радио. Написала знакомой иллюстраторке, рассказала о своем положении, она переслала сообщение в закрытую группу иллюстраторов, и в течение часа мне написали четыре человека, а затем еще двое. Networking победил. Поскольку несколько запасных вариантов лучше, чем один, я дала тестовое всем, кто откликнулся. Все детали — ниже.
Ниже я приведу разбор четырех ситуаций с фрилансерами с целью показать возможные трудности и пути их решения. Напомню ТЗ: нужно было нарисовать текстурной кистью маскота Java — Дюка. Его любят кастомизировать, поэтому митапы JUGNsk новосибирского сообщества Java/JVM-программистов представляет Дюк в синем шарфе. Так как статья была о Project Panama, я предложила обыграть это, натянув на сурового сибирского Дюка кроме шарфа еще и легкомысленную панамку лаймового цвета, как государство Панама в статье. Ссылку на статью я им тоже отправляла, но подозревала, что текст для программистов вызовет у иллюстраторов больше ступор, чем вдохновение. Так и оказалось.
Написал почти сразу после моего запроса, сказал, что может сделать иллюстрацию на нужном уровне, по срокам назвал несколько дней — неделю, но «если суперсрочно — можно и быстрее». Как только я скинула подробное ТЗ в рефами, последовали очень странные вопросы: «а что рисуем-то» и «а этот реф не скидывали». Стоило насторожиться на этом моменте, но радость от фидбека застлала мне глаза, поэтому я поверила в силу искусства, вспомнила, каково это — быть иллюстратором на фрилансе, пустила скупую слезу и портфолио не попросила. А зря. На следующий день я уточнила ТЗ, буквально переслав цитату главного редактора с пояснением, кто такой Дюк, где он живет и почему он классный, и получила вопрос «а что это за персонаж». В ТЗ было все написано, интернет к тому моменту уже изобрели…
В итоге скетч композиции 1Е прислал позже всех и в самом плачевном состоянии:
За ту цену, которую я назначила за это довольно простое задание, это был шок.
Так как к этому моменту мне уже прислали несколько хороших вариантов скетчей и фаворит уже наметился, я не заострила на этом внимания. И не забываем про понимание и эмпатию, ведь мало ли сколько у него еще работы.
Во вторник вечером, за два часа до дедлайна, мне прислали предфинал, который, кхм, был вообще не про ТЗ, которое я разжевала: не было ни ч/б, ни текстурной кисти, ни заимствованной стилистики. На мой ответ, что сейчас это не совсем то, что было в задании, был вопрос: «Так мы фон не закрашиваем?»
Я прикусила свой сострадательный язык, который пообещал оплатить тестовое.
Подсказка: в этой ситуации поможет только терпение и дыхательные практики. Важно удержаться от резкости и неконструктивной агрессии и максимально доступно объяснить, что не так. Просто, но сложно.
Что мне по итогу прислали в 22:07:
Времени, да и желания просить все переделать и объяснить, почему нужно переделать, у меня не было, да и другие иллюстраторы уже прислали свои варианты и они были гораздо лучше. В другой ситуации я бы, конечно, дала еще пару шансов игроку 1Е с правками, но он уже сошел с дистанции.
Что 1Е сделал не так: иллюстрация не была сделана в графическом редакторе, вместо растровой текстурной кисти был использован обычный карандаш, исполнение не на нужном уровне, линии неаккуратные, цвет панамы не лаймовый, размер изображения не тот.
Эпилог: я ответила с опозданием — не знала, что ответить, и, как порядочный человек, заплатила половину обещанного. Результат совершенно не тот, что был нужен, и не соответствовал поставленному ТЗ. Поэтому помним про портфолио и не боимся давать задний ход на этапе знакомства.
Не вызвал проблем, сразу предложил показать портфолио и задал вопрос про сроки и цены. Держался уверенно и был виден опыт в подобных делах. Ироничный подход к задаче поначалу меня немного задевал, но на результате это не сказалось. Вывод: не судим книжку по обложке.
Скетчи прислал довольно быстро и в хорошем качестве, можно было понять, что происходит, плюс тот случай, когда индивидуальная стилистика не мешает задаче. Мы отметили безумную динамику в изображениях, скилл виден. Был выбран первый вариант.
Заметка иллюстраторам: очень круто, когда есть несколько вариантов (при условии, что четкая композиция не была частью ТЗ, но на практике, если предложить свой хороший вариант, обычно выбирают его, главное — понимать потребность заказчика). Это помогает и иллюстратору, и заказчику лучше понять, что нужно в итоге.
Подсказка заказчику: по возможности делать приписку в ТЗ — «нужно вот это, если есть классные идеи, как это обыграть, — велкам», можно получить классный результат.
Возвращаясь к 2Ю, по итогу мы не нашли, к чему придраться, слишком крепкая работа, правок не было, иллюстрацию прислали заранее — берем иллюстратора на заметку:
Эпилог: все было так комфортно и гладко, что писать больше и не о чем особо.
Небольшой апдейт: буквально вчера 2Ю написал мне и поинтересовался, нет ли свободных задач. Это было круто, так как напоминать о себе заказчику бывает полезно и не стыдно, это показывает, что ты готов работать.
Имел небольшую фору: я знала его лично и была подписана на его творческий инстаграм-аккаунт, поэтому спокойно и уверенно решила попробовать. Очень большим плюсом было количество скетчей, которые он предложил, — тут иллюстратор собрал все дополнительные баллы. А так как он прислал скетчи раньше всех, то быстро вырвался вперед. Когда есть из чего выбрать — божественно. Стилистика была видна сразу, что тоже ценно, поэтому на формат подачи не смотрим, про то, что скетчи будут руками, меня предупредили заранее, и я была морально готова (если бы иллюстратор 1Е предупредил или пояснил, почему скетчи в таком состоянии, получил бы баллы).
Первый вариант с яхтой был самым точным попаданием из всех вариантов в принципе, это было именно то, что хотелось получить, нас «услышали». И мы, конечно, взяли его. Но остальные варианты также были вполне подходящими в плане подачи и прочего. Несколько небольших правок были реализованы быстро, и каждый раз мы двигались вперед, а не топтались на месте.
Факт: если нашли «своего» иллюстратора, держитесь за него руками и ногами.
В итоге эта картинка была фаворитом, и по стилистике, и по композиции. Единственный минус — она не была нужного размера (780 px).
Заметка: доводите работу с иллюстратором до конца, иначе будете самостоятельно подгонять размер в фотошопе.
Был крайне вежлив и этим успешно компенсировал недостаток смелости в композициях.
В целом, если бы не более яркие соперники, он был бы фаворитом, т.к. не нарушал сроки и следовал ТЗ, правда, без огонька. Скорей всего, это недостаток опыта взаимодействия с заказчиком и профессионального опыта. Скетчи прислал не слишком оперативно, но и не слишком поздно.
Итоговый результат можно описать как «ок». Не супер, но по ТЗ. Игрок не привнес ничего нового, но и до ошибок 1Е ему далеко.
До этого момента мне не приходилось заниматься поиском фрилансеров, я была по другую сторону баррикад, что мне очень помогло, поэтому решила написать небольшой гайд для людей, которые оказались в той же ситуации впервые или имели неудачный опыт. Мой рассказ будет не только теоретическим: под катом реальные кейсы с комментариями и выводами.
Эта статья для тех, кто ищет иллюстраторов на фриланс, при этом «не умеет рисовать», мало взаимодействует с «творческими людьми» и имеет слабое представление об иллюстрации в целом. Слово «иллюстрация» можно заменить на «логотип», «лендинг», «сайт», «анимированное видео».
Для удобства я разбила рассказ на восемь частей:
- Как провести для себя визуальный ликбез
- Как написать ТЗ
- Как работать над задачей
- Сколько платить иллюстратору
- Если что-то пошло не так
- Где искать иллюстратора
- Как мы рисовали маскота Java в шарфе и панаме
- Бонус: подборка классных иллюстраторов
1. Как провести для себя визуальный ликбез
Цель ликбеза — начать свободнее разбираться в теме, а не стать тонким и взыскательным арт-критиком.
Почему важно: минимально ориентироваться в вопросе, тенденциях, понимать специфику визуала своего продукта — значит сделать итоговый результат более успешным, а работу — более эффективной. Наглядные примеры помогут лучше формулировать свои хотелки и сориентировать иллюстратора в работе.
Где провести себе минимальный визуальный ликбез и искать референсы
Я подготовила список сайтов, где можно черпать вдохновение. На большинстве представленных ресурсов нужна авторизация, пусть она не пугает. Можно даже обозначить себя в статусе как нанимателя. Вдобавок так гораздо удобнее сохранять понравившиеся примеры. Поиск по ключевым словам — наше все. Первые пять ресурсов я использую регулярно для поиска идей и изучения новых тредов.
- Dribble — платформа для графических дизайнеров, веб-дизайнеров, иллюстраторов, 3D-визуализаторов. По сути, самая таргетированная сегодня база референсов для веба, в формате шотов.
- Behance — платформа Adobe, где люди делятся своими проектами в области веба, медиа, фотографии и иллюстрации в формате проектов.
- Pinterest — сервис для подбора и хранения любых идей в формате картинок, в том числе иллюстраций. Забиваем, например, в поиске "<cat> illustration" и смотрим результаты выдачи.
- Awwwards — сайт конкурса профессиональных веб-дизайнеров и разработчиков. Там выкладывают лендинги и сайты, можно найти примеры с иллюстрациями в подборках и просто посмотреть визуал.
- Lapa Ninja — также выкладывают лендинги, большая база, удобно смотреть страницы в формате полотна.
- One Page Love — не особо пользуюсь, но бывает полезно туда заглянуть после изучения других вариантов.
- Instagram — не заточен под задачи творческого портфолио, но и там есть специализированные аккаунты с векторными иллюстрациями, логотипами и т.д.
На Dribble подборки называют ведрами (bucket)
2. Как написать ТЗ
ТЗ — самый быстрый и безопасный маршрут на карте, по которому мы приходим к пункту назначения. Проверено временем: без четкого ТЗ – результат ХЗ. ТЗ нужно в первую очередь заказчику, чтобы ответить на главный вопрос: какой результат я хочу получить в итоге? Данный чек-лист поможет ответить на большинство вопросов, которые могут возникнуть и у заказчика, и у дизайнера.
Сознание заказчика до написания ТЗ
Чек-лист вопросов для написания ТЗ:
- Тип работ — что именно нужно: иллюстрация, серия иллюстраций, перерисовать существующую иллюстрацию, нарисовать иллюстрацию в соответствии с уже имеющимся стилем?
- Специфика: какая специфика у иллюстрации? Для чего она будет использоваться? Она будет использоваться на сайте дома престарелых, на лендинге про блокчейн-стартап, в статье на Хабр?
- Референсы: есть ли референсы (1–3 штуки), на которые я ориентируюсь при получении конечного результата? Не противоречат ли мои референсы теме и назначению иллюстрации? Прописала ли я, что конкретно мне в них нравится?
Пример: на первом референсе мне нравятся сочетание черного и желтого цветов, на втором мне нравится, как нарисованы люди, на третьем мне нравится, что нарисован котик. Скинул ли я их иллюстратору? Если у меня нет времени на ликбез, попросил ли я у иллюстратора профессионального совета по стилистике?
- Сроки: какой срок выполнения задачи? День? Неделя? Два часа? Вчера? Спросила ли я, какой загруз у иллюстратора? Понимаю ли я риски, что если иллюстрация нужна завтра утром, а сейчас уже 18:00, то результат может быть неидеальным?
- Что рисовать: есть ли у меня идеи, что должно быть нарисовано? Если нет, попросил ли я иллюстратора предложить идеи (набросать варианты композиций, число можно обговорить) в соответствии с задачей?
Примечание: вы выбираете один вариант композиции из предложенных и прорабатываете его (либо просите наскетчить еще), максимально добавляя всех котиков и собачек на этапе эскиза. Сказать в последний момент, что давайте вернемся к варианту 2 вместо варианта 3 — непрофессионально и дополнительная трата времени (помним про сроки). В этом случае логично доплатить за проработку дополнительного варианта.
- Процесс: все ли шаги прописаны? Пример: согласование стилистики, иллюстратор скидывает скетч, его апрувят, потом отрисовка, апрув отрисовки, правки. Важный пункт, помогает контролировать процесс работы.
- Цена: какой прайс указан у иллюстратора? Сколько я готов заплатить? Справедлива ли цена, исходя из отведенного времени на выполнение задачи? Как решается вопрос аванса (если он есть в условиях иллюстратора)?
- Размер: какой размер холста (картинки)? 1000px на 1000px? 20px на 20px? Если не формат, то какие пропорции? 1 на 1? 3 на 2?
- Формат: какой формат должен быть у конечного файла? Вектор или растр? Png? Svg? Jpeg?
ТЗ, которое написала я
Иллюстрация на Хабр для статьи про Java. Нужно нарисовать маскота Java — Дюка в шарфе и связать это с Панамой и Panama project. Размер холста по ширине — 780px (требования Хабра), пропорции как у референса, формат png. Референсом по стилю стала уже имеющаяся иллюстрация для статьи про Python — линейная графика черно-белой текстурной кистью.
Референс приложила. Срок: два дня. Процесс работы: иллюстратор скидывает идейный скетч — я апрувлю скетч — иллюстратор отрисовывает иллюстрацию — я апрувлю отрисованную иллюстрацию и даю правки, если они есть — иллюстратор доводит правки предфинала — финальный апрув. Постоплата.
Так выглядит официальный маскот Java Дюк, которого мы предлагали обыграть в иллюстрации
А это — стиль иллюстраций, которые мы хотели получить
Про процесс: видим, что до конечного результата у меня есть несколько касаний с работой, чтобы ее поправить и убедиться, что мы движемся в правильном направлении, плюс иллюстратор не сможет отложить задачу на последний момент, так как нужно пройти несколько апрувов. Это хорошо для обеих сторон: у заказчика есть контроль над ситуацией, у иллюстратора — дополнительный тайм-менеджмент.
3. Как работать над задачей
После того как иллюстратор найден и вышел на контакт, если вы еще не видели его портфолио — запрашивайте. Всегда. Если его нет, запросите хоть что-нибудь, показывающее, что человек может держать карандаш/стилус в руках. Тогда можно быть спокойным за результат или расстаться по-доброму, пока не стало слишком поздно. После просмотра портфолио и его мысленного апрува идет ТЗ. Подойти к нему нужно максимально ответственно и написать заранее. Аналогично и с процессом работы.
Объем не всегда говорит о качестве, не стоит пугаться, что там 10 работ, а не 200, как и обольщаться сверх меры, потому что туда отбирают самые лучшие работы
Как делаю я (и это помогает):
— стараюсь закладывать на работу с фрилансером максимальное количество времени, а не ищу его в ночь перед сдачей проекта;
— держу под рукой готовый шаблон ТЗ и описание процесса;
— четко обговариваю цену и входят ли в нее правки;
— четко обговариваю сроки и закладываю временной запас, если есть жесткий дедлайн. Не использую фразу «Как можно скорее»;
— в формате проджекта пишу и интересуюсь, как идет работа, когда подходит время для сдачи этапа скетчинга/отрисовки/правок;
— правки пишу нумерованным списком, чтобы было проще отслеживать, прикладываю скрины, если нужно;
— даю конструктивный фидбек:
вместо «ну сейчас что-то не то» пишу «не соответствует поставленной задаче и теме, потому что...», вместо «не могу сказать точно, но мне не нравится» пишу «не нравится форма шляпы: нужно сделать ее круглой, и размер облака: оно слишком большое»,
вместо «как-то мрачновато» пишу «красный цвет недостаточно яркий, и сделай меньше черных заливок».
4. Сколько платить иллюстратору
Есть два подхода: одни иллюстраторы имеют фиксированную цену на конкретный вид работ, другие исходят из объема работы и расчет на каждую иллюстрацию происходит по часам или дням, которые будут на нее потрачены. Стоимость часа работы обычно зависит от релевантности работ автора, их популярности, портфолио, количества заказов, средней цены за эту работу в сегменте (которую никто не знает), сложности и сроков выполнения. И, как правило, устанавливается иллюстратором.
Пример: Час работы иллюстратора стоит 700р., на иллюстрацию у него уйдет пять часов, значит чистая стоимость работы — 3500 руб. Если работа срочная, то цена будет выше, как и в любой другой работе.
Вот неплохие статьи про стоимость работы:
— Сколько стоит работа иллюстратора?
— Сколько стоит коммерческая иллюстрация?
— Как я рассчитываю стоимость своей работы
— Стоимость услуг иллюстратора — здесь еще есть исчерпывающий комментарий читателя с расчетом, хотя и без средних цифр по рынку:
5. Если что-то пошло не так
Золотое правило: если договориться на берегу не получается, лучше прощаться сразу. Это сэкономит всем участникам время, средства и нервы, потому что договориться «потом» практически невозможно.
Какие бывают проблемы:
Вы хотели одно, а иллюстратор прислал совсем другое (скетч, отрисовку): если проблема не в ТЗ, то эта проблема обычно решается дополнительными референсами и четкими формулировками, что именно сейчас не устраивает.
Иллюстратор не укладывается в оговоренные сроки: решается мониторингом заранее оговоренных сроков. Если это косяк иллюстратора, то надо выяснить обстоятельства и исходя из них принять решение.
Иллюстратор называет неоправданно долгое время выполнения задачи: узнать загрузку иллюстратора и причину долгого выполнения — сложность исполнения, объем и т.д. В среднем на выполнение иллюстрации в диджитале уходит от нескольких часов до двух дней, в зависимости от сложности задачи без учета текущей загрузки художника.
6. Где искать иллюстратора
- Самый тривиальный и действенный на практике способ — поспрашивать знакомых и знакомых знакомых. FB в помощь.
- Интернет-сайты вакансий, behance, dribble, сайты художественных вузов, группы ВК и FB. Behance и dribble хороши тем, что вы сначала видите работы и, если вас устраивает их уровень, пишете фрилансеру. Минус — вас игнорят или отвечают через 100 лет.
- Если есть знакомый иллюстратор, но работать раньше вместе не приходилось — читаем инструкцию к ТЗ, смотрим ресурсы для ликбеза и вперед.
Как искала я
После изучения десятка страниц поисковой выдачи я приуныла и решила обратиться к старому доброму и ненавистному мне способу — сарафанному радио. Написала знакомой иллюстраторке, рассказала о своем положении, она переслала сообщение в закрытую группу иллюстраторов, и в течение часа мне написали четыре человека, а затем еще двое. Networking победил. Поскольку несколько запасных вариантов лучше, чем один, я дала тестовое всем, кто откликнулся. Все детали — ниже.
7. Как мы рисовали маскота Java в шарфе и панаме
Ниже я приведу разбор четырех ситуаций с фрилансерами с целью показать возможные трудности и пути их решения. Напомню ТЗ: нужно было нарисовать текстурной кистью маскота Java — Дюка. Его любят кастомизировать, поэтому митапы JUGNsk новосибирского сообщества Java/JVM-программистов представляет Дюк в синем шарфе. Так как статья была о Project Panama, я предложила обыграть это, натянув на сурового сибирского Дюка кроме шарфа еще и легкомысленную панамку лаймового цвета, как государство Панама в статье. Ссылку на статью я им тоже отправляла, но подозревала, что текст для программистов вызовет у иллюстраторов больше ступор, чем вдохновение. Так и оказалось.
Фрилансер 1Е
Написал почти сразу после моего запроса, сказал, что может сделать иллюстрацию на нужном уровне, по срокам назвал несколько дней — неделю, но «если суперсрочно — можно и быстрее». Как только я скинула подробное ТЗ в рефами, последовали очень странные вопросы: «а что рисуем-то» и «а этот реф не скидывали». Стоило насторожиться на этом моменте, но радость от фидбека застлала мне глаза, поэтому я поверила в силу искусства, вспомнила, каково это — быть иллюстратором на фрилансе, пустила скупую слезу и портфолио не попросила. А зря. На следующий день я уточнила ТЗ, буквально переслав цитату главного редактора с пояснением, кто такой Дюк, где он живет и почему он классный, и получила вопрос «а что это за персонаж». В ТЗ было все написано, интернет к тому моменту уже изобрели…
В итоге скетч композиции 1Е прислал позже всех и в самом плачевном состоянии:
За ту цену, которую я назначила за это довольно простое задание, это был шок.
Так как к этому моменту мне уже прислали несколько хороших вариантов скетчей и фаворит уже наметился, я не заострила на этом внимания. И не забываем про понимание и эмпатию, ведь мало ли сколько у него еще работы.
Во вторник вечером, за два часа до дедлайна, мне прислали предфинал, который, кхм, был вообще не про ТЗ, которое я разжевала: не было ни ч/б, ни текстурной кисти, ни заимствованной стилистики. На мой ответ, что сейчас это не совсем то, что было в задании, был вопрос: «Так мы фон не закрашиваем?»
Я прикусила свой сострадательный язык, который пообещал оплатить тестовое.
Подсказка: в этой ситуации поможет только терпение и дыхательные практики. Важно удержаться от резкости и неконструктивной агрессии и максимально доступно объяснить, что не так. Просто, но сложно.
Что мне по итогу прислали в 22:07:
Времени, да и желания просить все переделать и объяснить, почему нужно переделать, у меня не было, да и другие иллюстраторы уже прислали свои варианты и они были гораздо лучше. В другой ситуации я бы, конечно, дала еще пару шансов игроку 1Е с правками, но он уже сошел с дистанции.
Что 1Е сделал не так: иллюстрация не была сделана в графическом редакторе, вместо растровой текстурной кисти был использован обычный карандаш, исполнение не на нужном уровне, линии неаккуратные, цвет панамы не лаймовый, размер изображения не тот.
Эпилог: я ответила с опозданием — не знала, что ответить, и, как порядочный человек, заплатила половину обещанного. Результат совершенно не тот, что был нужен, и не соответствовал поставленному ТЗ. Поэтому помним про портфолио и не боимся давать задний ход на этапе знакомства.
Фрилансер 2Ю
Не вызвал проблем, сразу предложил показать портфолио и задал вопрос про сроки и цены. Держался уверенно и был виден опыт в подобных делах. Ироничный подход к задаче поначалу меня немного задевал, но на результате это не сказалось. Вывод: не судим книжку по обложке.
Скетчи прислал довольно быстро и в хорошем качестве, можно было понять, что происходит, плюс тот случай, когда индивидуальная стилистика не мешает задаче. Мы отметили безумную динамику в изображениях, скилл виден. Был выбран первый вариант.
Заметка иллюстраторам: очень круто, когда есть несколько вариантов (при условии, что четкая композиция не была частью ТЗ, но на практике, если предложить свой хороший вариант, обычно выбирают его, главное — понимать потребность заказчика). Это помогает и иллюстратору, и заказчику лучше понять, что нужно в итоге.
Подсказка заказчику: по возможности делать приписку в ТЗ — «нужно вот это, если есть классные идеи, как это обыграть, — велкам», можно получить классный результат.
Возвращаясь к 2Ю, по итогу мы не нашли, к чему придраться, слишком крепкая работа, правок не было, иллюстрацию прислали заранее — берем иллюстратора на заметку:
Эпилог: все было так комфортно и гладко, что писать больше и не о чем особо.
Небольшой апдейт: буквально вчера 2Ю написал мне и поинтересовался, нет ли свободных задач. Это было круто, так как напоминать о себе заказчику бывает полезно и не стыдно, это показывает, что ты готов работать.
Фрилансер 3Л
Имел небольшую фору: я знала его лично и была подписана на его творческий инстаграм-аккаунт, поэтому спокойно и уверенно решила попробовать. Очень большим плюсом было количество скетчей, которые он предложил, — тут иллюстратор собрал все дополнительные баллы. А так как он прислал скетчи раньше всех, то быстро вырвался вперед. Когда есть из чего выбрать — божественно. Стилистика была видна сразу, что тоже ценно, поэтому на формат подачи не смотрим, про то, что скетчи будут руками, меня предупредили заранее, и я была морально готова (если бы иллюстратор 1Е предупредил или пояснил, почему скетчи в таком состоянии, получил бы баллы).
Первый вариант с яхтой был самым точным попаданием из всех вариантов в принципе, это было именно то, что хотелось получить, нас «услышали». И мы, конечно, взяли его. Но остальные варианты также были вполне подходящими в плане подачи и прочего. Несколько небольших правок были реализованы быстро, и каждый раз мы двигались вперед, а не топтались на месте.
Факт: если нашли «своего» иллюстратора, держитесь за него руками и ногами.
В итоге эта картинка была фаворитом, и по стилистике, и по композиции. Единственный минус — она не была нужного размера (780 px).
Заметка: доводите работу с иллюстратором до конца, иначе будете самостоятельно подгонять размер в фотошопе.
Фрилансер 4Р
Был крайне вежлив и этим успешно компенсировал недостаток смелости в композициях.
В целом, если бы не более яркие соперники, он был бы фаворитом, т.к. не нарушал сроки и следовал ТЗ, правда, без огонька. Скорей всего, это недостаток опыта взаимодействия с заказчиком и профессионального опыта. Скетчи прислал не слишком оперативно, но и не слишком поздно.
Итоговый результат можно описать как «ок». Не супер, но по ТЗ. Игрок не привнес ничего нового, но и до ошибок 1Е ему далеко.
Краткая памятка
Когда вы ищете иллюстратора, важно помнить:
- Нетворкинг — страшная сила, используйте ее.
- Понять для себя, какой результат нужен, — половина успеха.
- Хорошо сформулированное ТЗ с примерами — вторая половина успеха.
- Просите портфолио, даже если человек хороший и с рекомендациями.
- Все нюансы оплаты обговаривайте до первого скетча. Платить ли за плохую работу, если обещал оплатить, — у меня нет железного ответа, поэтому если работа сделана, я ее оплачиваю. Если есть грубые нарушения ТЗ — плачу половину.
8. Бонус: подборка популярных иллюстраторов, которые делают интересные вещи
- Nathalie Lees — делает иллюстрации для The Economist и других журналов.
- Timo Kuilder — очень популярный сейчас, породил много последователей и подражателей в жанре минимализм.
- Vector Design Inspiration — аккаунт публикует разных авторов.
- Malika Favre — если забить в поиске пинтереста «vector illustration», то скорее всего одними из первых увидите эти работы.
- Sebastian König — цветной минимализм.
- Manuel Bortoletti — делает иллюстрации для The Economist.
- DigitalOcean — для любителей синего.
- Craftwork — на волне.
- Zara Magumyan — популярная стилистика.
- Anna Yashina — на волне.
- Lina Leusenko — на волне.
- Aga Koniuszek — на волне, вроде одна из основоположниц тенденций.
- Brad Cuzen — «есть свой стиль — погнали».
- Ramotion — те самые, которые делали редизайн Firefox.
- Piotr Kaźmierczak — по большей части UI, но есть интересные примеры вписывания иллюстраций.
- Pavlov Visuals — минималистично и плоско.
- Oleh Harlamov — на волне.
- Thanawat Sakdawisarak — на волне.
- Sua Balac — на волне.