В марте президент США объявил о планах предоставить высокоскоростной доступ в сеть как можно большему числу граждан и сделать тарифную сетку максимально прозрачной. Реакцию провайдеров и общественности мы обсуждали в предыдущем материале, а сегодня поговорим о том, как обстоят дела с аналогичными инициативами в других развитых странах.
В каждый дом
Еще в 2010 году правительство Великобритании инициировало масштабную программу по обеспечению граждан широкополосным доступом в сеть. По проекту провайдеры уже должны во всю приближаться к завершению проекта — протянуть оптоволоконные кабели в каждый дом планировали к 2025 году. Однако сегодня ситуация несколько иная — существенного прогресса нет, и это объяснимо. Еще на этапе обсуждения инициативу встретили без особого энтузиазма — строительство сетевой инфраструктуры в отдаленных регионах требовало серьезных инвестиций, поэтому телекомы — как и любой другой адекватный бизнес — с настороженностью восприняли предложения, подразумевающие такие траты. Да и десять лет назад было весьма затруднительно спрогнозировать, когда масштабные вложения можно будет «отбить».
В марте в ситуацию вмешался регулятор. Агентство Ofcom, отвечающее за работу телекомов, ввело послабления, которые должны подстегнуть конкуренцию среди интернет-провайдеров. В частности, компании Openreach, контролирующей основные интернет-сети Британии, разрешили самостоятельно определять стоимость использования её оптики. При этом оператора обязали снизить плату для других провайдеров за работу с «медной» инфраструктурой. Движение в сторону более свободного подхода к ведению дел пришлось участникам рынка по вкусу, и они пообещали, что продолжат строительство инфраструктуры с новыми силами.
Но несмотря на послабления, компании могут не успеть завершить столь масштабный проект к намеченному дедлайну. Кроме того, жителей удаленных регионов беспокоит, что если до них и дойдет широкополосный интернет, они просто-напросто не смогут себе его позволить — уже сейчас с этим возникают сложности. Возможно, в ближайшем будущем правительству страны придется вводить новые субсидии как для провайдеров, так и для граждан.
Право каждого
В конце апреля Бундестаг впервые вынес на уровень законопроекта право на быстрый доступ в интернет. До настоящего момента гарантии в этом отношении предусматривали лишь канал в 56 Кбит/с. Однако пока не ясно, что законодатели понимают под «быстрым интернетом», так как в документе не указаны новые требования. Их предстоит определить Федеральному сетевому агентству — по предварительным оценкам, нижняя планка составит 20 Мбит/с.
Пока закон еще не вступил в силу, с возражениями выступили крупные телекомы и провайдеры — им придется заняться развитием инфраструктуры в пригородах и удаленных уголках страны, чтобы обеспечить выполнение обновленных нормативов. Сил и средств на улучшение качества связи в мегаполисах у них будет меньше, а это замедлит развертывание новых технологий и может негативным образом сказаться на восприятии качества услуг интернет-связи горожанами, которые составляют ядро аудитории. Кроме того, законопроект не предполагает карты развития, поэтому поддерживать его без понимания возможных последствий бизнес не готов.
Решение Бундестага раскритиковали и представители оппозиционных партий. По их мнению, предполагаемый порог в 20 Мбит/с на домохозяйство недостаточен. В Финляндии аналогичный закон действует с 2010 года — там правительство и провайдеры ориентируются на 100 Мбит/с. Возможно, немецким регуляторам еще предстоит проанализировать этот опыт.
Качество цифровой жизни
Развитием широкополосного интернета занимаются и в Швеции. Согласно плану, утвержденному правительством (стр.6), к 2025-му 98% граждан должны иметь «гигабитный» доступ в сеть. Для оставшихся двух процентов пропускная способность не должна падать ниже 30 Мбит/с.
В конце 2020-го Шведское управление связи и телекоммуникаций отобрало 44 инфраструктурных проекта, и готовится выделить 12 млн долларов субсидий на развитие широкополосных сетей в регионах. Общие «расходы» на развитие высокоскоростной связи, запланированные только на этот год, там оценивают в 159 млн долларов.
Такая динамика модернизации сетей не является для этой страны чем-то экстраординарным. Швеция занимает второе место в мире по «цифровому качеству жизни» (Digital Quality of Life Index), уступая только Дании. Индекс DQL включает в себя уровень цифровых государственных услуг, их степень защищенности, безопасность персональных данных, а также качество и доступность широкополосного интернета. Возможно, запуск новых высокоскоростных сетей позволит стране выйти на первое место в мире в этом рейтинге.
Что почитать по теме в блоге у нас на сайте:
На что «пересесть» после ACCEL-PPP
Может ли слишком большой трафик «сломать» интернет
Слияния телеком-операторов: причины и последствия
Оптимизация сетей провайдера: как сделать все правильно