Как выбрать школу/преподавателя иностранных языков

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Найдите школу, в которой преподавателям много платят. Школами обычно руководят бизнесмены, и зарплата преподавателей в них примерно одинаковая. Ходил как-то на собеседование в школу английского, которая предлагала зп аж в два раза выше среднего по Москве! Методист беседовал со мной 3 (три) часа. Стало понятно, почему высокая зп: они ищут и стараются удержать квалифицированные кадры. На работу я к ним не пошёл, потому что внезапно начал зарабатывать больше как репетитор, но много лет рекомендовал эту школу знакомым. Высокая зарплата преподавателей говорит о том, что владелец школы, скорее всего, сам бывший преподаватель и переживает за результат работы.

Почему хорошего преподавателя сложно найти? Начнём с того, что на современном рынке их действительно очень мало. Каждый год факультеты иностранных языков выпускают тысячи дипломированных преподавателей, но толковые люди редко идут работать по профессии. Они идут на такие должности, где знание иностранного языка является ОДНИМ из требований. Довольно типичная карьера амбициозного выпускника иняза — поработать пару лет за копейки в бюро переводов, получить опыт и уйти в серьёзную организацию каким-нибудь менеджером по работе с иностранными компаниями. Именно В ПРЕПОДАВАНИЕ идут обычно троечницы с иняза, у которых нет особого желания развиваться: в вузах и на курсах мало платят, и по-настоящему хорошо зарабатывают только репетиторы с именем.

Часто советуют выбирать преподавателя, основываясь на беглости его речи в том языке, который он преподаёт. Это примерно то же самое, что выбирать тренера по тяжёлой атлетике, руководствуясь тем, сколько железа сам тренер способен поднять. Есть отличные преподаватели и переводчики, которые не могут похвастаться беглой речью на том языке, с которым работают. В статье «О развитии навыка говорения» я разбираю этапы и механизмы формирования разговорных навыков. А здесь разобраны мифы, которые языковые школы активнее всего используют для сравнительно честного отъёма денег у населения. В голове практически каждого человека (независимо от образования и уровня развития) застрял хотя бы один из этих мифов.

Могу рассказать, как я отбираю преподавателей английского в свою школу.

Для начала им даётся сложный диктант по русскому языку. На пунктуацию внимания особо не обращаем, только на ошибки именно в словах. Диктант по русскому языку тут при том, что способность чувствовать родной язык и разбираться в нём напрямую коррелирует со способностью работать с иностранным. В родном языке зашиты механизмы мышления, человек мыслит категориями языка. Как правило, чем лучше у человека развита родная речь, тем яснее он мыслит. Факт из нашей практики: 90% соискателей в сложных диктантах из ≈100 слов делают от 5 до 15 ошибок.

Второй тест, который проходят кандидаты, — логические задачи. Простые. Толковый с тремя классами церковно-приходской вполне справился бы. Специально не даём сложные: в стрессовой ситуации тестирования даже неглупый человек может растеряться и не решить. Даём три задачи и ждём от кандидата, что он решит хотя бы одну. 70% московских преподавателей английского не решают ни одной. Некоторые прямо на тестировании устраивают истерики: коговыздесьнабираетеягуманитарий! Мой опыт говорит о том, что навыки логического мышления в преподавании языка обязательны.

Fun fact. Эти первые два теста отсекают 90% кандидатов, проводит тесты администратор Елена. Некоторое время назад у меня с ней состоялся диалог:
— Ты заметила, что если человек хорошо пишет диктант, у него, как правило, и задачи решены неплохо? А если не решена ни одна задача, то и диктант завален.
— Конечно, заметила. Видимо, мозги у человека либо есть, либо нет.

3-й этап: тестирование собственно английского. Многие преподаватели, которые свободно говорят на английском, могут фундаментально не понимать важнейшие БАЗОВЫЕ вещи про этот язык! Тест это мгновенно вскрывает.

Люди обычно очень криво выражают мысли. На бытовом уровне это не очень заметно, но становится нагляднее, если требуется объяснить сколько-нибудь сложную вещь. Прежде чем принять человека на должность преподавателя, я прошу его провести лично для меня 40 минут занятия на заданную тему. И наблюдаю не столько за его методическими приёмами (это-то потом легко скорректировать), сколько за тем, как он формулирует мысль, записываю по ходу моменты, которые можно понять по-разному. Чаще всего занятие приходится прекращать после первых 10-15 минут: кандидаты демонстрируют преступную для преподавателя неспособность выражать мысли. После этого принимаю решение: поддаётся конкретный случай коррекции или лучше сразу попрощаться.

Если в Третьяковской галерее на 1-е апреля заменить шедевры живописи на некачественные копии, большинство посетителей ничего не заметит. Потому что они оценивают шедевры живописи на уровне «нравится/не нравится». Им может понравиться мазня, за которую пинками выгонят из художественной школы, и НЕ понравиться шедевр. Это НОРМАЛЬНО: они и не должны разбираться, этим отличается профессионал от непрофессионала.

Вот точно так же человек без специальной подготовки не способен разглядеть талантливого преподавателя: у него просто нет критериев оценки. Для того чтобы эти критерии сформировать, нужно самому поработать преподавателем несколько лет, и хотя бы первое время под руководством хорошего наставника. У меня эти критерии есть, поэтому я много раз отказывал в трудоустройстве кандидатам с учёными степенями, впечатляющим резюме, выглядящим очень авторитетно и представительно. Они понравились бы студентам! Но я понимал: c работой они вряд ли справятся. А порой попадались невзрачные молодые люди без заслуг, зато с тем самым редким сочетанием личностных и профессиональных качеств.

Не каждому в этой жизни доводилось даже просто сталкиваться с качественной преподавательской работой. (Зато каждый уверен, что сталкивался.) То, что эту сложнейшую и важную профессию сделали НАСТОЛЬКО непрестижной и низкооплачиваемой, — это, без всяких преувеличений, ТРАГЕДИЯ, почему-то не осознаваемая обществом. А! Некому было научить выстраивать причинно-следственные связи…

Постскриптум к этой статье: https://vk.com/id282801973?w=wall282801973_242/all

Моя статья на похожую тему.

Источник: https://habr.com/ru/post/713526/


Интересные статьи

Интересные статьи

Статья направлена на решение проблемы "зависания" выгрузки результатов опросов при использовании модуля Vote 1С-Битрикс в случае, если в опросе много вопросов или ответов. Так-же в статье реализована ...
LSP (протокол языкового сервера) сегодня весьма популярен. Есть стандартное объяснение этого феномена. Возможно, ранее вам уже попадалась эта картинка, у нас также являющаяся заглавной.Считаю, что так...
Для поиска подходящей VPS многие пользуются различными рейтингами. Там представлено большое количество хостеров среди которых пользователи начинают выбирать подходящего. ...
В интернете предостаточно статей о важности социотехнического тестирования. В них разбирается само понятие, методика, инструменты и почему так важно его проводить. Все просто: человек...
Согласно многочисленным исследованиям поведения пользователей на сайте, порядка 25% посетителей покидают ресурс, если страница грузится более 4 секунд.