Можно сколько угодно иронизировать над «проблемами первого мира», но цифровая цивилизация действительно приносит множество неудобств. Интернет обрушивает на нас тонны контента, в соцсетях сыпятся приглашения в непонятные группы от малознакомых людей, да и мало ли еще бытовых мелочей, от которых так и хочется избавиться, чтобы спокойно поработать или отдохнуть?
Сегодня мы подготовили для вас обзор направлений для развития новых сервисов и технологий, которые могли бы решить эти проблемы. О них можно помечтать и обсудить ваши мысли в комментариях. Никакой фантастики про телепортацию и летающие авто — в большинстве случаев речь про эволюцию существующих продуктов. Если вы занимаетесь разработкой, эта статья может подкинуть вам пищу для размышлений. Делитесь ими под материалом.
Фото — Daniel Mingook Kim — Unsplash
Мы проводим большую часть дня онлайн и потребляем все больше информации. Кто-то пытается сортировать интересные страницы по спискам в духе «почитаю когда-нибудь потом». Кто-то разделяет рабочий, развлекательный и образовательный контент на самостоятельные потоки.
В конце концов, попытки навести порядок начинают занимать все больше сил, и становится понятно — простыми средствами эту проблему не решить, нужно что-то новое. Некоторое время назад этот вопрос обсуждали на Hacker News и сформулировали концепцию сервиса для автоматического формирования списков для чтения. Такая система должна понимать, какие темы интересны пользователю в настоящий момент, а какие могут заинтересовать его в будущем.
«Соцсети оптимизированы для вовлечения аудитории, т.е. доставку рекламы, — пишет thundergolfer. — Они думают только о том, на что сегодня ты кликнешь. Новый подход мог бы выстроить долгосрочную информационную диету и соотнести ее с временной шкалой человеческой жизни — школа, высшее образование, строительство карьеры, родительство».
По словам thundergolfer, он отчаялся дождаться такого продукта и решил взяться за него сам.
Инженер и разработчик Джонатан Боричевский (Jonathan Borichevskiy), чей пост и лежал в основе обсуждения на Hacker News, рисует еще более масштабную картину. Сервис его мечты должен собирать полезную информацию из всех доступных источников: книги, статьи, обсуждения в соцсетях, заметки, презентации, изображения, аудиозаписи… Все это необходимо обработать, привести к единому формату, приоритизировать и затем предлагать в нужный момент.
Появление такого решения потребует расширить и существующий набор форматов мультимедиа, сделать их более совместимыми и доступными для конвертации. Следующий возможный шаг — полное переосмысление существующих форматов. Например, книг. Они могли бы стать интерактивными сборниками гиперссылок с постоянно обновляемым контентом. Так, авторы смогут в любой момент дополнять свои труды, а читатели — оставлять не только заметки, но и расширенные правки в собственных ветках произведений. Но кому-то такая идея может показаться сомнительной — любой желающий уже может публиковаться в таком виде на условном GitHub.
От потребления контента — к его производству. Во все времена главной проблемой автора было найти путь к своему читателю. Джоан Роулинг в свое время отказали 12 издательств, а бороться за внимание лейблов приходилось почти всем музыкальным звездам. Никто не знает, сколько талантов так и не получили свой луч славы. Появление соцсетей, стриминговых сервисов и видеохостингов должно было решить проблему и упростить жизнь творческим личностям — такие платформы открыли всем доступ к глобальной аудитории. Но зарабатывать творчеством не стало проще, а вместо неприступных менеджеров в лейблах и издательствах авторам приходится воевать с алгоритмами ранжирования.
В ближайшие годы ситуация может измениться, и ключевое слово в этих переменах — децентрализация или концепция «Publishing 3.0». Она предполагает, что авторы будут запускать собственные площадки, вместо того, чтобы обивать пороги крупных игроков рынка. Как пишет Орна Росс (Orna Ross), руководитель Альянса независимых авторов (Alliance of Independent Authors), писателям следует избавиться от «одномерного» представления о своем деле и самостоятельно искать путь к читателю. «С помощью децентрализованных систем к концу 2020-х мы уйдем от ситуации, когда издатель контролирует доступ к аудитории», — рассуждает Росс.
Фото — Mareko Tamaleaa — Unsplash
Основа для всего этого уже есть и во всю используется. Видеостримеры на Twitch живут за счет пожертвований, фактически продавая аудитории личный контакт с профессиональным геймером и авторскую подачу развлекательного контента. И вокруг них растет целая экосистема. Здесь и сервисы с copyleft-музыкой, за которую видеоролики не забанят на YouTube, и корпоративные спонсоры, стремящиеся дотянуться до зрителей каждого отдельного стримера.
Если возвращаться к соцсетям, от них сейчас, кажется, устали уже все. Кнопка Like в свое время казалась интересной, но к концу десятилетия стала символом самовлюбленного тщеславия, а придумавший ее инженер начал рассуждать о вреде соцсетей для психики. Все эти события происходят в контексте постоянных утечек данных из крупных сервисов, и общество, кажется, уже сформировало запрос новые социальные сети, где люди будут понимать, с кем они общаются, какие данные и куда отдают, как закрыть свою информацию от посторонних глаз. Такие сервисы называют вертикальными — они объединят людей по областям деятельности. Сама по себе идея не нова — Behance, StackOverflow, даже Habr по-своему представляют собой вертикальные соцсети.
Для ученых массовый отказ от избыточных возможностей крупных соцсетей не стал неожиданностью — еще в 90-х британский антрополог Робин Дёнбар (Robin Dunbar) подсчитал, что мы в состоянии поддерживать не более 150 социальных связей. Это связано с ограничениями нашего мозга, который еще не перестроился с тех времен, когда человеку было физически трудно встретить за жизнь больше новых лиц. И вполне возможно, что нас ждет будущее с разнообразием микросоцсетей.
По крайней мере, разработчики уже предлагают платформы для запуска таких площадок. Здесь есть весь набор знакомых функций — от профилей с социальными графами до лент новостей и комментариев под постами. Это отличает подобные сервисы от групповых чатов в мессенджерах, где наступает хаос, если число участников переваливает за 10-15 человек.
Фото — Austin Chan — Unsplash
Сейчас идея запуска собственной медиасервиса может показаться излишней, но все может очень быстро поменяться. Социологи различают поколения по технологиям, которые они используют. Как поколение «ВКонтакте» не хотело сидеть в «Одноклассниках», как TikTok сменил Snapchat, так и грядущие сервисы вполне могут скинуть нынешние с парохода современности. Каким именно образом это произойдет, и какие идеи новых сервисов могли бы поспособствовать нашему удобству работы, учебы и потребления развлекательного контента — обсудим в комментариях!
Сегодня мы подготовили для вас обзор направлений для развития новых сервисов и технологий, которые могли бы решить эти проблемы. О них можно помечтать и обсудить ваши мысли в комментариях. Никакой фантастики про телепортацию и летающие авто — в большинстве случаев речь про эволюцию существующих продуктов. Если вы занимаетесь разработкой, эта статья может подкинуть вам пищу для размышлений. Делитесь ими под материалом.
Фото — Daniel Mingook Kim — Unsplash
Читать по-новому
Мы проводим большую часть дня онлайн и потребляем все больше информации. Кто-то пытается сортировать интересные страницы по спискам в духе «почитаю когда-нибудь потом». Кто-то разделяет рабочий, развлекательный и образовательный контент на самостоятельные потоки.
В конце концов, попытки навести порядок начинают занимать все больше сил, и становится понятно — простыми средствами эту проблему не решить, нужно что-то новое. Некоторое время назад этот вопрос обсуждали на Hacker News и сформулировали концепцию сервиса для автоматического формирования списков для чтения. Такая система должна понимать, какие темы интересны пользователю в настоящий момент, а какие могут заинтересовать его в будущем.
«Соцсети оптимизированы для вовлечения аудитории, т.е. доставку рекламы, — пишет thundergolfer. — Они думают только о том, на что сегодня ты кликнешь. Новый подход мог бы выстроить долгосрочную информационную диету и соотнести ее с временной шкалой человеческой жизни — школа, высшее образование, строительство карьеры, родительство».
По словам thundergolfer, он отчаялся дождаться такого продукта и решил взяться за него сам.
Больше, чем книги
Инженер и разработчик Джонатан Боричевский (Jonathan Borichevskiy), чей пост и лежал в основе обсуждения на Hacker News, рисует еще более масштабную картину. Сервис его мечты должен собирать полезную информацию из всех доступных источников: книги, статьи, обсуждения в соцсетях, заметки, презентации, изображения, аудиозаписи… Все это необходимо обработать, привести к единому формату, приоритизировать и затем предлагать в нужный момент.
«Например, у меня есть два часа — пройдусь по интересному контенту, что мне прислали друзья на прошлой неделе… или просмотрю релевантные видео», — мечтает Джонатан.
Появление такого решения потребует расширить и существующий набор форматов мультимедиа, сделать их более совместимыми и доступными для конвертации. Следующий возможный шаг — полное переосмысление существующих форматов. Например, книг. Они могли бы стать интерактивными сборниками гиперссылок с постоянно обновляемым контентом. Так, авторы смогут в любой момент дополнять свои труды, а читатели — оставлять не только заметки, но и расширенные правки в собственных ветках произведений. Но кому-то такая идея может показаться сомнительной — любой желающий уже может публиковаться в таком виде на условном GitHub.
Платформы для авторов
От потребления контента — к его производству. Во все времена главной проблемой автора было найти путь к своему читателю. Джоан Роулинг в свое время отказали 12 издательств, а бороться за внимание лейблов приходилось почти всем музыкальным звездам. Никто не знает, сколько талантов так и не получили свой луч славы. Появление соцсетей, стриминговых сервисов и видеохостингов должно было решить проблему и упростить жизнь творческим личностям — такие платформы открыли всем доступ к глобальной аудитории. Но зарабатывать творчеством не стало проще, а вместо неприступных менеджеров в лейблах и издательствах авторам приходится воевать с алгоритмами ранжирования.
В ближайшие годы ситуация может измениться, и ключевое слово в этих переменах — децентрализация или концепция «Publishing 3.0». Она предполагает, что авторы будут запускать собственные площадки, вместо того, чтобы обивать пороги крупных игроков рынка. Как пишет Орна Росс (Orna Ross), руководитель Альянса независимых авторов (Alliance of Independent Authors), писателям следует избавиться от «одномерного» представления о своем деле и самостоятельно искать путь к читателю. «С помощью децентрализованных систем к концу 2020-х мы уйдем от ситуации, когда издатель контролирует доступ к аудитории», — рассуждает Росс.
Фото — Mareko Tamaleaa — Unsplash
Основа для всего этого уже есть и во всю используется. Видеостримеры на Twitch живут за счет пожертвований, фактически продавая аудитории личный контакт с профессиональным геймером и авторскую подачу развлекательного контента. И вокруг них растет целая экосистема. Здесь и сервисы с copyleft-музыкой, за которую видеоролики не забанят на YouTube, и корпоративные спонсоры, стремящиеся дотянуться до зрителей каждого отдельного стримера.
Новые социальные сети
Если возвращаться к соцсетям, от них сейчас, кажется, устали уже все. Кнопка Like в свое время казалась интересной, но к концу десятилетия стала символом самовлюбленного тщеславия, а придумавший ее инженер начал рассуждать о вреде соцсетей для психики. Все эти события происходят в контексте постоянных утечек данных из крупных сервисов, и общество, кажется, уже сформировало запрос новые социальные сети, где люди будут понимать, с кем они общаются, какие данные и куда отдают, как закрыть свою информацию от посторонних глаз. Такие сервисы называют вертикальными — они объединят людей по областям деятельности. Сама по себе идея не нова — Behance, StackOverflow, даже Habr по-своему представляют собой вертикальные соцсети.
Что может измениться в ближайшее время — это популярность таких площадок, которые выиграют от оттока аудитории из глобальных медиаплатформ. В том, что такая тенденция существует, сомневаться не приходится — появляется все больше данных о тех, кто решает отдохнуть от соцсетей или удалить часть из соответствующих приложений со своего смартфона.
Создай свой сервис
Для ученых массовый отказ от избыточных возможностей крупных соцсетей не стал неожиданностью — еще в 90-х британский антрополог Робин Дёнбар (Robin Dunbar) подсчитал, что мы в состоянии поддерживать не более 150 социальных связей. Это связано с ограничениями нашего мозга, который еще не перестроился с тех времен, когда человеку было физически трудно встретить за жизнь больше новых лиц. И вполне возможно, что нас ждет будущее с разнообразием микросоцсетей.
По крайней мере, разработчики уже предлагают платформы для запуска таких площадок. Здесь есть весь набор знакомых функций — от профилей с социальными графами до лент новостей и комментариев под постами. Это отличает подобные сервисы от групповых чатов в мессенджерах, где наступает хаос, если число участников переваливает за 10-15 человек.
Фото — Austin Chan — Unsplash
Сейчас идея запуска собственной медиасервиса может показаться излишней, но все может очень быстро поменяться. Социологи различают поколения по технологиям, которые они используют. Как поколение «ВКонтакте» не хотело сидеть в «Одноклассниках», как TikTok сменил Snapchat, так и грядущие сервисы вполне могут скинуть нынешние с парохода современности. Каким именно образом это произойдет, и какие идеи новых сервисов могли бы поспособствовать нашему удобству работы, учебы и потребления развлекательного контента — обсудим в комментариях!