Кто такой Балмер, у почему у него есть Пик? Алкоголь и продуктивность программиста — и миф, и правда одновременно

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

 Стив Балмер на пике Балмера
Стив Балмер на пике Балмера

Эта статья не пропагандирует употребление каких-либо аддиктивных веществ и носит исключительно информационный характер. Ее задача — продемонстрировать последние исследования, мнения людей, причины и последствия.

Пятничный вечер, уютная домашняя атмосфера, интересный сериал на ноутбуке, рифленые чипсы и большая кружка пива. Вы уже расслабились в ожидании отличных выходных, как вдруг вспоминаете, что забыли добавить пару важных компонентов к рабочему проекту и «замерджить» несколько веток.

Гештальт ломается — вы ставите на паузу ваши «острые козырьки», открываете редактор и начинаете методично править код. На удивление, состояние потока мгновенное окутывает ваш разум и вы как никогда продуктивны, даже несмотря на поздний час.

Виной всему — пиво! ... Стоп, что, пиво?! Эм, ну, вообще-то, да. Вы что, не слышали про Пик Балмера?

Ведь алкоголь — это неиссякаемый источник сверхспособностей любого, кто имеет дело с кодом. Во всяком случае, так считает Стив Балмер — пик то ведь его. Но давайте по порядку.

Кто такой Стив Балмер?

Стив Балмер — это некогда гендиректор компании Microsoft. Большой (196 см) и громкий дядя — экспрессивный и пассионарный. Под его руководством вышли первые версии Windows и MS-DOS.

Два года подряд, в 2012 и 2013 годах журнал Forbes включал его в рейтинг «худших руководителей публичных компаний США». Основные причины — консервативная политика по выходу на новые рынки, в частности на мобильный, а также падение акций компании на 36% за время его правления.

Вообще, по заверению многих сотрудников Балмер крайне токсичный персонаж. Однажды экс-сотрудник Microsoft Марк Луковски признался, что когда объявил Балмеру о своем уходе в Google, тот резко схватил стул и швырнул его через комнату. Луковски увернулся, но «осадочек остался».

Чтобы лучше понять личность Балмера, достаточно посмотреть это видео:

Или даже вот это:

Тем не менее это не помешало Балмеру оказаться первым в мире «опционным» миллиардером, получив часть активов корпорации будучи наемным сотрудником. В 2013 году он обладал состоянием в $15 миллиардов — 51 место в списке Forbes для людей без бизнеса. Сегодня он все еще владеет акциями Microsoft — его состояние оценивается в $82 миллиарда.

Говорят, в 80-х годах внутри Microsoft существовала шутка на тему того, что 1,2–1,4% алкоголя в крови улучшают способности к программированию. И появилась она из заявлений самого Балмера, который выпивал пару литров пива (да, на его рост и вес это не много, но тебя, %username%, скорее всего, размажет), чтобы более продуктивно кодить — гораздо продуктивнее, чем будучи трезвым.

В сети нельзя найти публичных заявлений на этот счет — десятки лет Пик Балмера кочевал между коллегами из разных IT-компаний, а в 2007 году добрался до автора XKCD, который выпустил об этом комикс в 323 выпуске.

Windows Millennium Edition (Windows Me) считается самой ужасной операционной системой, разработанной в Microsoft. Она была преемником Windows 98.
Windows Millennium Edition (Windows Me) считается самой ужасной операционной системой, разработанной в Microsoft. Она была преемником Windows 98.

Идея в том, что уровень алкоголя в крови должен быть в довольно узких значениях, чтобы появился нужный эффект. Если алкоголя меньше — необходимая консистенция еще не достигнута, а если больше — то по понятным причинам, работать уже не получиться. В общем, нужно стать алко-серфером и филигранно оказаться на гребне пивной волны.

Эта закономерность обосновывалась особенностями центральной нервной системы, которая меняет режим работы в момент воздействия алкоголя. В частности, одно из общих объяснений — психологический закон Йеркса-Додсона.

Закон Йеркса-Додсона

В 1908 году Роберт Йеркс и Джон Додсон проводили эксперименты с животными в лабиринте. Они заметили, что для успешного прохождения мыши нужен средний уровень мотивации — не низкий и не высокий. Мотивация задавалась стимуляцией током.

На самом деле, это узкое исследование демонстрирует существование некоего предела, после которого дальнейшее возбуждение нервной системы переходит в деструктивный характер — возникает напряжение и сбои в поведении. 

Это кажется вполне логичным. Представьте, что вы пускаете ток по проводнику — маленькой нагрузки недостаточно для выполнения работы, а слишком большая плавит провод и сжигает устройство.

Но в случае с нервной системой, чем больше сложность задачи, тем меньший уровень мотивации требуется для ее выполнения:

  • при сложных задачах — слабая мотивация (2 или 3 по 10-балльной шкале),

  • при средних задачах — средняя мотивация (около 5 баллов),

  • при простых задачах — высокая мотивация (7 и более баллов).

В итоге выделяют 2 основных закона:

  • Для любой деятельности существует оптимальный уровень мотивации, превышение которого негативно сказывается на конечном результате.

  • Более сложная деятельность требует меньшего уровня мотивации для ее выполнения.

источник: BlogIntroverta
источник: BlogIntroverta

Впоследствии эти эксперименты повторялись на людях, но уже в экономических играх. Вполне предсказуемо, что небольшое денежное вознаграждение плохо влияет на мотивацию, однако зависимость мотивации от суммы награды не линейная — в какой-то момент мотивация преодолевает оптимальную точку, после чего эффективность стремительно падает.

Однако, как работы Йеркса и Додсона могут быть связаны с Пиком Балмера?

Алкоголь принято связывать с приподнятым настроением, возбужденным состоянием и своего рода экзальтацией. Дело в том, что алкоголь взаимодействует с дофамином — основным нейромедиатором в системе награждения мозга. Именно с ним связано чувство удовольствия и мотивации.

Дофаминергические нейроны контролируют выделение дофамина в зависимости того, как поведение человека согласуется с его целями — по сути, информацией, хранящийся в мозге.

Если действие, которое мы регулярно выполняем, перестает приносить результат — дофамина выделяется меньше, и мы теряем мотивацию. Однако, иногда в этой системе возможны искажения сигнала.

По ряду причин, дофамина может быть настолько много, что синаптическая щель в нейронах будет пропускать сигнал даже тогда, когда это не нужно.

Многие слышали об экспериментах Джеймса Олдса с мышами, нажимающими на педаль? Вживленный в мозг электрод стимулировал центры удовольствия мыши, высвобождая дофамин и пуская сигнал в другие участки. В итоге еде мыши предпочитали кнопку с электродом. С человеком ситуация похожая — героиновый наркоман вместо обеда выберет наркотик, гораздо эффективнее воздействующий на систему награждения.

Так вот, под воздействием алкоголя нейроны пропускают гораздо больше сигналов — дофамин в избытке, синапсы связаны хорошо. В таком состоянии мозг отражает реальность в искаженном виде — возникают субъективные изменения восприятия, повышенное чувство удовольствия и уверенность в своих силах.

Можно было бы предположить, что алкогольная «раскрепощенность» разума дает ложное ощущение повышенной продуктивности, однако некоторые научные работы могут с этим поспорить.

Похоже в мозге действительно есть определенный момент избытка дофамина, вызванный алкоголем, когда некоторые когнитивные функции становятся более выраженными.

Например, в одном исследовании было показано, что 0,075% алкоголя в крови повышают креативность испытуемых. Для определения творческого потенциала использовался когнитивный тест на ассоциации — Remote Associates Test (RAT). Участникам давали 3 несвязанных между собой стимулирующих слова, на основе которых они должны были подобрать четвертое — логически связывающее все вместе. К своему ответу они добавляли субъективную оценку степени интуитивности или аналитичности их решения — от 0 до 10 баллов, где 0 — интуитивно, а 10 — аналитично. Кстати, примеры похожих заданий RAT можно посмотреть на этом сайте.

Результаты оказались не в пользу трезвенников. Люди с алкоголем в крови решали больше задач за меньшее время и воспринимали свои ответы как внезапное озарение.

Трезвые и пьяные участники не различались по среднему количеству сообщенных ими аналитических решений, но опьяненные испытуемые сообщили значительно больше интуитивных решений, чем трезвые.

При этом участники с алкоголем в крови успешно решали примерно на 20% больше задач, чем их трезвые соперники, и при этом давали ответы на 30% быстрее — 11,54 против 15,24 секунд.

Аналогичные результаты показывают и другие исследования.

Считается, что для решения задач, где необходим перебор наиболее подходящих ответов, большая часть из которых неверна, требуется дивергентное мышление и умение преодолевать когнитивную фиксацию на более ранних догадках.

Как демонстрируют другие эксперименты, алкоголь снижает контроль внимания, вызывая сдвиг в сторону более пассивной обработки информации, что помогает испытуемым выдавать гораздо больше решений, повышая вероятность нахождения верного.

Ряд других исследований (например, это и вот это) подтверждают такие свойства алкоголя. Участники лучше справляются с задачами на перцептивный анализ данных, нежели на концептуальный. Первый включает стимулы поверхностного уровня, в то время как второй — более сложную семантическую информацию.

Похожие результаты сообщает и другой более ранний эксперимент 1997 года. 14 здоровых добровольцев принимали алкоголь во время обеда в течение 3 дней. Соответственно, было 3 вида крепости: 0 г (без алкоголя, но с его вкусом), 8 г (низкое содержание) и 24 г (высокое). До обеда и после обеда участники выполняли небольшие когнитивные задачи и оценивали собственное настроение.

По сравнению с пустышкой, некрепкий алкоголь значительно увеличивал попадания в задачах на психомоторную бдительность — там, где требуется быстрая обработка информации. А вот крепкий алкоголь, наоборот, ухудшает результат.

Скриншот задачи на бдительность «Часы Макворта» в компьютерной программе для психологических тестов PEBL. Нужно нажимать «пробел», когда красный кружок перескакивает на позицию.
Скриншот задачи на бдительность «Часы Макворта» в компьютерной программе для психологических тестов PEBL. Нужно нажимать «пробел», когда красный кружок перескакивает на позицию.

Исходя из оценок испытуемых, низкая доза алкоголя улучшала настроение, снижала напряжение и неуверенность. Похоже, именно седативный эффект алкоголя влиял на успешность тестов.

В другом многолетнем эксперименте, в период с 1995 по 2001 год, ученые из Гарварда тестировали когнитивные функции 12 480 медсестер в возрасте от 70 до 81 года.

На самом деле, исследование началось гораздо раньше — в 1976 году,  когда более 100 тысяч зарегистрированных медсестер женского пола в возрасте от 30 до 55 лет заполнили отправленную по почте анкету об их образе жизни и здоровье. Каждые два года опросы повторялись. А спустя 30 лет участники прошли когнитивные тесты, которые показали интересные корреляты.

Оказалось, что у умеренно пьющих (потребление менее 15 грамм алкоголя в день) средние когнитивные показатели были лучше, чем у непьющих. При этом более высокий уровень потребления (от 15 до 30 грамм в день) не увеличивал риск снижения когнитивных способностей.

Эван Султаник пошел дальше

В 2010 году доктор наук и специалист по компьютерной безопасности Эван Султаник превратил 2D график в 3D, показав обратную зависимость повышенной способности к программированию на Пике Балмера и сложности языка.

Самым простым был выбран Java, а самым сложным — Malbolge. Последний был придуман больше для развлечения в 1998 году, чтобы быть максимально сложным для написания программ — его название происходит от «Malebolge», восьмого круга ада Данте.

Разумеется, это была шутка. Но спустя год, в 2011 году Эван опубликовал пояснение, где он сослался на аналогичные исследования, демонстрирующие эффективность алкоголя только при решении довольно поверхностных когнитивных задач — с повышением сложности и аналитичности алкоголь снижает результативность на порядки.

Не только кодом едины

Конечно, лабораторные эксперименты помогают получить более точные данные по достаточно узким параметрам. Но что говорят обычные люди? Как они описывают свой опыт и субъективные ощущения?

«мой сосед припёрся домой настолько пьяным что не помнит как спроектировал целый чертов самолет»
«мой сосед припёрся домой настолько пьяным что не помнит как спроектировал целый чертов самолет»

Многие комментаторы на Quora в ветке про «Есть ли доля правды в Пике Балмера?» указывают на более свободное мышление при приеме алкоголя во время работы — не только в написании кода, но и при выполнении других задач. Некоторые придумывают собственные теории, почему в их случае это может работать.

George Huestis, преподаватель виолончели, инженер-программист, скалолаз, танцор

«Моя личная теория состоит в том, что алкоголь расфокусирует ум. Звучит плохо, но решение проблем — это не фокус. Однако, если проблема не решена вам будет полезно расфокусировать свой ум».


Kevin H

«Мой опыт показывает, что умеренное увлажнение действительно может помочь в таких задачах, как письмо. Но для таких задач, как математика, я бесполезен после всего лишь капли».


В российской ветке Пикабу некоторые тоже делятся впечатлениями.

Zai4ixa

«Я так после бокала пива в бильярд начинаю просто рвать всех и каждого. А после второго бокала начинаю по шарам промахиваться. Так что да, бокал пива в начале игры, а потом по бокалу каждые 40-60 минут.»


leskotochek

«Мой парень постоянно затаривается пивусиком, когда предстоит мозговой штурм за компом. Проблема одна — он очень быстро выходит из состояния, "когда положительный эффект алкоголя максимален", и переходит в стадию "перепил и вырубился"».


Пик Балмера в культуре

10 лет назад компания Originate в партнерстве с Twilio регулярно проводила мероприятие под названием «The Ballmer Peak-a-thon» — по аналогии с хакатоном. Участники собирались в офисе коворкинга, разливали алкоголь и пытались программировать, балансируя на Пике Балмера.

Сегодня такие увеселительные встречи разработчиков остались в прошлом — некогда существоваший домен ballmerpeakathon.com уже не работает. Впрочем, на место пикатона пришло кое-что интереснее — полноценная винокурня Ballmer Peak Distillery.

Два друга, Эрик Стром и Остин Адамсон, открыли в Денвере небольшое заведение с собственным производством алкоголя, брендингом и красивой упаковкой. Для посетителей доступны виски, ром, джин, ликеры и фруктовые коктейли, сочетающие разные виды алкоголя.

Эрик работал frontend-разработчиком и дизайнером, когда понял, что хочет свое дело. Путь к собственной винокурне был построен на творческих идеях, которые сохранились от небольших незавершенных проектов, регулярно подпитываемых крепким виски. Именно спиртные напитки вдохновили Эрика на создание собственного бренда в алкогольной индустрии. Можно сказать, что идея открыть «Пик Балмера» пришла на Пике Балмера.

Друг Эрика, Остин — профессиональный дистиллятор, регулярно выступающий на Всемирном конкурсе спиртных напитков в Сан-Франциско. В 2019 году он даже засветился в специальном выпуске Самогонщиков на канале Discovery.

И все же…

Практически все исследования влияния алкоголя на когнитивные процессы вкупе с обывательским опытом людей показывают, что положительные воздействие алкоголя заканчиваются на быстрой и поверхностной обработки информации, не требующей сильного вовлечения — в основном за счет свойства алкоголя расслаблять и расфокусировать внимание. Далее эффект сходит на нет.

Что это за задачи на практике? Те, где требуется абстрактный взгляд, умение концептуализировать и обобщать информацию. Можно сказать, поиск решения и воплощение его в реальность — разные процессы.

В первом случае приятный вечер с бутылкой красного вина действительно может сдвинуть творческий застой с мертвой точки — расфокусированный ум, быстро перемещающийся от мысли к мысли, гораздо быстрее придет к интересной идее.

А вот во втором, как правило, нужна концентрация внимания и сосредоточенность — это совсем не про алкоголь.

А вот высокие дозировки и длительное употребление алкоголя (на самом деле, среднестатистический человек, пьющий по праздникам и выходным уже подходит под эту категорию) несут в себе целый комплекс отрицательных эффектов, а иногда фатальных изменений в организме и мозге.

Известно, что алкоголь оказывает сильный прайминг-эффект на психику человека. Употребление разовой дозы алкоголя в моменте влияет на механизмы мотивации, стимулируя к продолжению попойки — цели человека мгновенно меняются, ему становится сложнее отказаться от новой кружки. Эффекты опьянения способствуют когнитивной озабоченности алкоголем, что приводит к злоупотреблению и алкоголизму.

Такое воздействие одинаково и у людей, и у животных — механизм работы мезолимбической дофаминовой системы у всех видов одинаковый. Однократное введение низких доз алкоголя грызунам и приматам увеличивает двигательную активность, вырабатывая зависимость — в дальнейшем животное все чаще предпочитает алкоголь. 

Кроме того, хорошо известна роль дофамина в гиперактивности, вызванной алкоголем, поскольку блокирование дофаминергической системы (то есть, выделения дофамина) подавляет стимулирующее действие алкоголя — по сути, все его свойства, принятые считать в обществе положительными.

Дофамин возбуждает нервную систему, повышает настроение и является предшественником адреналина и норадреналина. Но при дальнейшем употреблении алкоголя начинает выделяться ГАМК — нейромедиатор, тормозящий работу нервной системы. Поэтому увеличение уровня алкоголя приводит к еще большему седативному эффекту — фаза возбуждения довольно быстро сменяется фазой сна.

Помимо когнитивных изменений, при употреблении на длинной дистанции страдает печень — большая часть постояльцев терапевтических отделений в больнице — люди с токсическим гепатитом на фоне злоупотребления алкоголя.

Статистически, для гарантированного развития алкогольной болезни печени мужчинам надо употреблять около 70 г чистого этанола в день в течение 8 лет, в то время как женщинам — всего 20 г. Это примерно 150 мл водки, либо 500 мл сухого вина или 1000 мл пива.

Физиопатологические механизмы до сих пор изучаются, но предполагается прямая токсичность этанола и его метаболитов. Известно, что общая смертность среди людей старше 45 лет (обычно из-за ишемической болезни или сахарного диабете) имеет J-образную связь с употреблением алкоголя.

Зачастую алкоголь усиливает уже имеющиеся хронические заболевания. Первые в списке — сердечно-сосудистые проблемы, болезни ЖКТ и изменение печени.

Поэтому, употребление этанола для повышения продуктивности — довольно опрометчивое решение, которое может послужить хорошим оправданием имеющейся зависимости.

Многие упускают из виду, что отсутствие отвлекающих факторов, хороший сон и здоровое питание — гораздо более важные предикторы высокой работоспособности, и именно им стоит уделить достаточно внимания.


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

Источник: https://habr.com/ru/company/first/blog/689376/


Интересные статьи

Интересные статьи

Несмотря на очевидные проблемы для IT-сектора в России в текущих условиях, потребность в IT-специалистах продолжает расти. По данным Минцифры, в различных сферах информационных технологий в РФ дефицит...
Всем привет! Сегодня я хочу рассказать про мета-модели в медицине. Обязательно читайте до конца, вас ждёт сюрприз!Под мета-моделями в машинном обучении обычно понимают мо...
Сложно спорить с утверждением, что самым ярким воображением обладает именно природа. Каждый из представителей флоры и фауны обладает своими уникальными, а порой даже странными особенностями, ...
Принято считать, что персонализация в интернете это магия, которая создается сотнями серверов на основе БигДата и сложного семантического анализа контента.
Если вы когда-нибудь сравнивали данные двух аналитических инструментов на одном и том же сайте или сравнивали аналитику с отчётами и продажах, то, вероятно, замечали, что они не всегда совпад...