Кубинг. Часть 1

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Всем привет! В этой серии статьей речь пойдет об увлечении головоломками, но не просто на скорость, а еще и с точки зрения мат.апарата. А значит, в том числе и применимость темы к кодингу. Сразу оговорюсь, чего в этой статье не будет:

  1. Рассказа о рекордах, как мировых, так и любительских. Возможно, когда-нибудь позже я выпущу статью и об этом, но не то чтобы я знаю тему спидкубинга лучше, чем кубинга (о разнице чуть ниже). Все же, в самом конце есть ссылка на информацию о рекордах и не только.

  2. Теория Групп. Да, я знаю, это первое, что приходит в голову, когда слышишь «мат.аппарат для головоломок», но для начала надо обозначить некоторые более базовые нюансы, а именно каковыми бывают головоломки, и каковыми бывают методы их сборки.

Зато будет много картинок.

Первая статья будет тестово-обзорной для того, чтобы я понял, о чем писать дальше в первую очередь.

Итак! Я полностью уверен, что хабрачанам не требуется объяснять, что такое кубик Рубика (не кубик-рубик!!). Но что еще выдумало человечество из аналогов?

WCA

Типичная ошибка незнающих
Типичная ошибка незнающих

Для того, чтобы начать обзор, логичней всего опереться в первую очередь на WCA (в простонародье «вца») - World Cube Assoсiation. Это всемирная организация, проводящая официальные соревнования по сборке WCA-пазлов на скорость. Слово "пазл" (с парадоксально одной "з" в русском) в данном случае означает "головоломка" по причине перевода puzzle с английского на русский. Пазлы бывают самые разные - от кубика Рубика до многомерных и выворачивающихся наизнанку по типу бутылки Клейна-Рубика (передаю пламенный привет методу док-ва ослепшего в 6 лет Бернарда Морина гомеоморфности сферы её обратной стороне).

К соревнованиям WCA допускаются несколько пазлов:

  • кубики от 2х2х2 до 7х7х7

Hidden text

  • пирамидки (в простонародье "пиры"). Даже из спидкуберов (собирающих wca-пазлы на скорость) немало встречаются те, кто не в курсе, что пирамидка на самом деле Мафферта, а не Рубика. Хотя и сами современные модели кубиков не имеют ровно никакого отношения к Рубику и его головоломке - фактически это просто подражание, и Рубик с этого никаких рубликов не имеет.

Hidden text

  • додекаэдры Рубика - минксы. Например, мегаминкс (3х3х3, однако 3х3х3 - это не вполне корректно, об этом в след. статьях). Вообще, пиры тоже можно назвать -минксами - "пираминксами" (pyraminx), но технически первые -минксы ко вторым никакого отношения не имеют.

Hidden text
киломинкс (2х2), мегаминкс (3х3), мастер киломинкс (4х4), гигаминкс (5х5), эксперт киломинкс (6х6) и тераминкс (7х7).
киломинкс (2х2), мегаминкс (3х3), мастер киломинкс (4х4), гигаминкс (5х5), эксперт киломинкс (6х6) и тераминкс (7х7).

  • Скюбы (sqewb). Он тоже имеет форму куба, но вращается с непривычки очень неочевидным образом - вокруг угла, а не центра грани. Кстати, в кубинге пазлы делятся в том числе как раз так: center turning (обычные кубы), edge turning (геликоптеры) и vertex turning (скьюбы). Также эти свойства могут комбинироваться.

Hidden text
copter (edge turning)
copter (edge turning)

  • Скваеры (не путать с Трелони!) - одна из немногих головоломок из допускаемых на соревы, которая при этом теряет форму после окончания поворота (скьюб тоже теряет, как, собственно, и куб и любой другой пазл, но только во время вращения - после его окончания они снова обретают начальную форму).

Hidden text

  • Часы Рубика (в простонародье "клок"). Идея в том, что 9 циферблатов соединены 4мя шестеренками, которые вдавливаются, либо, обратно, поднимаются и заставляют соседние циферблаты вращаться. Число состояний у часов на несколько порядков больше, чем у куба 3х3х3: у куба их 10^18 ≈ 43 252 003 274 489 856 000 ≈ 43 квинтильона, а у часов - 1214 ≈ 10^24 = 1 283 918 464 548 864 ≈ 1,28 квадрилиона

Hidden text

До 2011 года дозволялась Магия Рубика, но, к сожалению, теперь протокол соревнований её не поддерживает. Магия - это несколько квадратов, хитро сцепленных тоненькой леской, позволяющей им сгибаться, как оригами. На самих квадратах в их начальном положении складывается картинка - несколько сцепленных колец. Задача пазла - сгибая Магию добиться того, чтобы круги "расцепились". Еще раз: круги - это только рисунок, а не детали!

Hidden text

.

Дисциплины

На wca допускаются разные пазлы, но это не все разнообразие правил соревнований. Помимо того, что вы можете выбрать головоломку, вы можете выбрать стиль её сборки.

Например:

  • сборка на скорость (для всех пазлов)

  • сборка одной рукой (для кубов, полагаю, не более, чем 3х3х3. То есть технически вы можете попытаться собрать на скорость куб 11х11 (у меня есть такой друг), но вряд ли судьи на соревновании это оценят)

  • сборка с закрытыми глазами - blind (в простонародье "блаинд" или "блд") - для всего, чего только можно: от куба 2х2х2 до куба 5х5х5.

  • сборка ногами (уже недействительная дисциплина в том числе по гигиеническим соображениям)

  • сборка на минимальное число ходов - кх (количество ходов) или fmc (Fewest Moves). Единственная дисциплина, на которую дают целый час времени, а также два или три куба. Задача - за час, имея формулу замеса (или в простонародье "скрамбла" или "скрэмбла" - от. англ. "scrumble"), упростить эту формулу, на сколько это возможно. Для этого применяются обычно такие методы, как Петрус, Хейс, NISS или rNISS. При этом, разумеется, запрещается разворачивать или использовать части скрамбла.

Список всемирных рекордов можно посмотреть по ссылке. По-настоящему хороший сайт.

Кубинг

Итак, теперь, когда касательно WCA расставлены все точки над мнимыми единицами (i), экспонёнтами (ё) и прочими умляутами (ö и иже с ним), стоит провести четкую разницу между спидкубингом и кубингом.

Вообще. бытует забавная ошибка у спидкуберов: стоит им сказать "привет, я кубер!", незамедлительно следует ответ: "а, ты тоже спидкубер..." А все по причине отсутствия приставки у кубинга. Нет бы назвали "смарткубингом" что ли...

Если в основном спидкубинг крутится вокруг соревнований, а они в свою очередь - вокруг трешки (3х3х3), то кубинг - это уже чистая математика. Если говорить совсем утрируя, спидкубинг - это на скорость, а кубинг - на заумность. И нас, как истинных занудных математиков, конечно же, интересует она самая - занудная математика :)

Начнем с шейпмодов (shapemode, shape modificaion). Шейпмод - это тот же пазл (например, треха), только в другой форме. В том числе, "зеркальные кубики" - мирроры или, по-умному, бампеды (bumped) - шейпмоды именно что трешки.

Hidden text
oloid
oloid
oloid
oloid
mirror (/bumped) 3x3x3
mirror (/bumped) 3x3x3

На самом деле шайпмоды тоже можно отнести, если не к спидкубингу, то к околоспидкубингу.

Далее идут:

  • оиды: кубоиды, додекохедроиды и прочие усеченные платоновы политопы (от плоских флоппи кубов 1хNxM до N-симплеков - ниже)

Hidden text
кубиоид 5х5х5 (собран)
кубиоид 5х5х5 (собран)
кубоид 5х5х5 (замес)
кубоид 5х5х5 (замес)
кубоид 4х3х3
кубоид 4х3х3
тоже кубоид
тоже кубоид

Gear (в простонародье "гири") - кубы с механической связкой слоев. Передаю привет производной с интегралом для вычисления взаимной скорости слоев.

Hidden text

  • многомерные кубы, призмы, гипер-кубоиды-кирпичи, бутылки Клейна-Рубика и 120-ячейники Рубика (лютая жесть...но вполне собираемо!!)

Hidden text
7д куб 5х5х5(х5х5х5х5)
7д куб 5х5х5(х5х5х5х5)
5д куб 3х3х3(х3х3)
5д куб 3х3х3(х3х3)
бутылка Клейна-Рубика (живет в 4д)
бутылка Клейна-Рубика (живет в 4д)
120-ячейник Рубика (4д)
120-ячейник Рубика (4д)

  • бандажи - Изначально исторически кубы со склеенными элементами, а позже - просто с любыми ограничениями. Например, можно прикрутить к разным элементам куба веревочки так, чтобы они начинались в одном элементе, а кончались в другом (веревка не болтается, циклична). Или можно привертеть к элементам куба железки, которые при вращении будут цеплять друг друга и мешать вращениям. Это - тоже бандажи. Боле того, бандажи - вообще одни из самых животрепещущих человечество еще с древних времен задач. Ведь какой интерес решать задачу, которая не противиться решению?

Например, банальная задача про Волка Козу и Капусту - бандаж, т.к. есть ограничение на нахождение разных пар персонажей на одном берегу. Или Ханойская Башня - там тоже есть ограничение на порядок укладки и съема колец (фактически конечный отсортированный стек). Так что Рубик в этом плане, можно сказать, ошибка природы - он умудрился выдумать первую задачу-небандаж, которая настолько захватила, без преувеличений, человечество. Ясно, что он и не ждал такого ажиотажа и все это произошло случайно, но это тема уже для другой статьи.

Hidden text
бандаж трехи с железками
бандаж трехи с железками
веревочный бандаж трехи
веревочный бандаж трехи
бандаж-склейка трехи
бандаж-склейка трехи

  • Бандажи тоже бывают разных классов. Вот несколько моих любимых из них:-Бурры (burr)

Hidden text
бурр 4х4х4
бурр 4х4х4
бурр 5х5х5
бурр 5х5х5

  • Химеры

Hidden text

  • Джаммеды (JAMmed)

Hidden text
Джаммед AI (читается "АИ", хотя исторически корректное произношение "АЙ")
Джаммед AI (читается "АИ", хотя исторически корректное произношение "АЙ")

Обо всем перечисленном можно подробнее посмотреть по ссылкам:

Подкаст о кубинге

Подкаст о спидкубинге

Кстати, картинки из статьи сделаны в программе pCubes, главной проге нас, куберов. По ссылке можно скачать самую свежую версию на любой момент (сегодня - на сегодняшнюю, позже - на обновленную и так далее). Поэтому прога по ссылке может меняться. И меня как человека, люто презирающего неудобные интерфейсы, одна версия уже не устроила. Так что я продолжу пользоваться старой версией, но у вас такого шанса, видимо, уже не будет. Разве что я скину лично...

pCubes с английского форума куберов - TwistyPuzzles

...и с русского

А вот тут можно посмотреть мой полный обзор pCubes и нескольких многомерных симуляторов.

Думаю, стоит прерываться и продолжить в следующей статье. В дальнейшем речь пойдет о методах решения вышеустрашающих монстров, а также я, пожалуй, освещу подробнее некоторые аспекты данной статьи.

Пишите в комментарии, о чем бы вы хотели услышать больше.

Источник: https://habr.com/ru/articles/754940/


Интересные статьи

Интересные статьи

В этой статье мы продолжим рассматривать интересную тему эксплуатации уязвимостей кода. В первой части мы выявили наличие самой уязвимости и узнали, какой именно объем байт мы можем передать нашей уяз...
Hello, world! Меня зовут Руслан, я работаю в отделе внедрения АО «Россельхозбанк» и в этой статье поделюсь с вами, как мы переносили данные из АБС «БИСквит» в систему ЦФТ-Банк. Если вы так же, как и м...
В первой части мы рассказали, как агрегировать бизнес-требования, требования пользователей и поисковых систем, выделить лучшие практики конкурентов. Читайте по ссылке. Во второй части пок...
В первой части перевода материала, посвящённого каскадной инвалидации кэша, мы обсудили сущность проблемы и рассмотрели один из вариантов её решения, который заключается в использовании карт импо...
Привет, Хабр. Сегодня мы продолжим изучать сетевые возможности Raspberry Pi, а точнее их реализацию на языке Python. В первой части мы рассмотрели базовые функции простейшего веб-сервера, рабо...