Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В 2019 году знакомый купил и поставил на автомобиль сигнализацию — хорошее решение за 63 000, с возможностью интеграции с LIN-шиной, контролем работы предпусковых подогревателей, автозапуском, отличными охранными характеристиками, телеметрией и проч. Ответственный, правильный водитель, который искренне заботится об удобстве и безопасности своего автомобиля, ВАЗ 2109 1999 года выпуска. Без сомнений легендарный хэтчбек оценил, но не до конца понял рвение своего хозяина, забил на LIN-шину, передачу телеметрии и прочую ерунду по одной простой причине — это обычная старая аналоговая девятка, хоть и бережного хранения. Она любима, нормально ездит, выполняет свои задачи, прилично выглядит и не требует таких понтов. С другой стороны, сигналка тоже вполне выполняет основные функции. Проблема только в одном — 50 000 можно было сэкономить, не потеряв при этом результата — удовлетворения требований автовладельца.
Сейчас в малом и среднем бизнесе стало чуть стабильнее, а вот в 2010-х в небольших компаниях (типа дилера SIM-карт сотового оператора регионального уровня) можно было встретить SAP или Salesforce. Софт, конечно, был исключительно декоративным, учёт вёлся в Excel. Но затраты были аховые.
Тем не менее, и сейчас бизнес умудряется находить направления вылета денег — отчасти за счёт эффективных маркетологов, отчасти из-за незнания деталей.
И вроде бы — ну есть у компании деньги на дорогой софт, оборудование или на дорогую рекламу, пусть тратят. Какой смысл заводить этот разговор и анализировать состав «лишних» технологий? Причины, конечно, есть.
Такие технологии сложны и дороги в освоении и сопровождении — затраты на обучение и пакеты технической поддержки могут оказаться неприятным сюрпризом.
Неиспользуемый или малоиспользуемый софт может демотивировать сотрудников: у них снижается порог принятия решения о внедрении даже нужного ПО, потому что перед глазами есть пример, когда можно не использовать программу и тебе за это ничего не будет.
Компания теряет на оплате по сути неработающего ПО или простаивающего без дела высокофункционального оборудования. Работающая часть не стоит тех денег, которые за неё платят.
Если посмотреть немного вглубь, то наносится вред и самой отрасли, поскольку недовольный клиент непременно понесёт негативные отзывы во внешнюю среду — и это будет субъективное мнение человека, который даже не взаимодействовал с технологией.
Итак, что из технологий может оказаться избыточным и неэффективным для небольшой компании и правда ли так бывает?
Дорогостоящее оборудование
Сейчас бизнесу, как и пользователям, доступно оборудование на любые и задачи и кошелёк: от скромных рабочих лошадок до навороченного HPE. Руководители компаний, будучи обычными людьми, легко попадают в популярную ловушку: что дороже, то и лучше. И, собственно говоря, для железа это до сих пор весьма справедливое высказывание. Другое дело что для задач конкретной компании достаточно средней или минимальной конфигурации — и это обязательно нужно учитывать при планировании ИТ-инфраструктуры хотя бы потому что за сумму, сэкономленную на железе, можно автоматизировать рабочие места сотрудников и сделать их продуктивнее. То же самое касается дорогой периферии: принтеров, сканеров, гарнитуры для переговоров, видеокамер, оснащения переговорных комнат (больше всего меня удивила автоматизированная система бронирования переговорных комнат с сенсорной панелью в компании из 17 человек). Иногда даже возникают мысли о карго-культе: возможно, топ-менеджменту кажется, что если всё будет самое дорогое, то и результат работы будет самый крутой. Увы, корреляции здесь нет, а вот оплаченные мощности и функции простаивают впустую и навсегда.
Ну и конечно, дополнительная проблема такого оборудования в том, что обслуживание и модернизация такого ИТ-парка потребуют ещё больше денег, чем первоначальная стоимость. Поэтому, если компания далека от ИТ, лучше проконсультироваться с сисадмином, 1-2 аутсорсерами или ИТ-компаниями, чтобы выбрать оптимальный набор для нормальной работы.
Сложные системы безопасности
Установка сложных систем безопасности похожа на историю из вступления с той разницей, что владелец Лады не понесёт рисков и надёжно защитил свою машину, а вот с системами безопасности могут выйти накладки. Например, компания заказывает проект комплексной безопасности на половину своего годового бюджета, разворачивает проект, стартует, а потом обслуживание и консалтинг безопасников стоят слишком дорого и приходится отказаться от какого-то софта, от какого-то оборудования и т.д. Получается, что комплексная система получает слабые звенья и становится бестолковым решетом, потому что для систем информационной и физической безопасности непрерывность и замкнутый контур важнее всего.
Опять же, хороший самозанятый сисадмин или компания-аутсорсер запросто спроектируют систему безопасности для небольшой компании так, чтобы она закрывала основные риски и при этом не стоила как вся компания. Более того, в малом бизнесе человеческий фактор настолько влиятельный и неконтролируемый, что обучение сотрудников и штатные политики безопасности ПО и информационных систем могут дать ощутимый и единственно нужный для компании эффект. Конечно, бывают исключения, когда малый бизнес является носителем критической инфраструктуры или данных, но, как правило, там совершенно другие риски и стратегии управления безопасностью.
Корпоративный портал
Корпоративный портал — классная штука, когда в компании более 100 человек. Это и база знаний, и средство общения, и способ геймификации управления персоналом, и официальный канал общения руководства и сотрудников. Во времена удалённой работы и её последующего частичного сохранения такие порталы обрели дополнительную ценность.
Однако если речь идёт о небольшой компании, то корпоративный портал может оказаться дорогим и громоздким приложением, внутри которого будет царить тишина. В маленькой компании лучше организовать базу знаний на основе опенсорсного решения или CRM-системы (во всех топовых такой модуль есть), а всю остальную активность свести к чатам и каналам в мессенджерах — это бесплатно (или очень недорого), быстро, надёжно, чрезвычайно масштабируемо, а главное, довольно неформально и дружелюбно.
Для тех, кто желает интегрировать чаты с CRM, желательно осознавать, что современные чаты — это практически живые организмы, которые эволюционируют и видоизменяются. Постоянно появляются новые чаты, а старые отмирают или становятся непопулярными. Поддержка такой интеграции потребует дополнительных затрат на постоянной основе.
BI-системы
Аналитика рулит миром коммерции, в этом нет никаких сомнений. Анализировать все показатели и их связи необходимо даже если компания делает минимум продаж и состоит из одного сотрудника. Но в подавляющем числе случаев для хорошей аналитики достаточно настроенной CRM-системы или нужной конфигурации 1С, они служат отличными источниками, хранилищами и средствами обработки данных. Главное, уметь интерпретировать все те массивы информации, которые у компании есть, т.к. без грамотного прочтения и умения увидеть тенденции и отследить связи данные бесполезны.
Конечно, современные BI-системы захватывают: мощные наборы возможностей, красивые дашборды и представления, работа с сотнями источников, омниканальный подход. Это даже совсем не те OLAP-кубы, которые мы застали лет десять назад. Но вся эта мощность и красота теряют смысл, если не работать на больших данных, а ограничиться даже 10 тысячами записей в месяц. Вся роскошь представлений и анализа меркнет, потому что 10, 20 и даже 50 тысяч строк данных гораздо удобнее обработать в банальной таблице Excel. BI — это крутой инструмент для больших данных, неструктурированных данных, и совершенно простаивающая и ненужная система для компаний с компактными данными. А денег на покупку и поддержку уходит достаточно много.
Машинное обучение и искусственный интеллект
ML и AI — что может быть более хайповой парой технологий в современном мире? Разве что VR и блокчейн. И действительно, искусственный интеллект и машинное обучение могут принести пользу даже малому бизнесу: например, обеспечить безопасность на строительном объекте или на производстве (распознавание снаряжения и необходимых данных, контроль поставок, управление небезопасными станками и т.д.) Но вот ML и AI, встроенные в обычное прикладное программное обеспечение для бизнеса, не что иное, как маркетинг в чистом виде, за который нужно заплатить.
Всё вновь упирается в данные: если у вас «озеро» данных выглядит как пересыхающая лужица, то машинное обучение окажется неэффективным, ему не хватит массива информации, чтобы обучиться и обнаружить корректные взаимосвязи для будущих прогнозов. И здесь данных должно быть ещё больше, чем для BI-системы — сотни тысяч, миллионы записей и больше. В остальном — если вам очень нужно смоделировать машинное обучение на малых данных, постройте нормальное распределение для тех показателей, что у вас есть, проникнитесь теорией вероятности и теоремой Байеса и определите, что… скорее всего для вашей компании такие методы не работают.
Что касается искусственного интеллекта, то им можно назвать практически любую функциональную возможность и будет красиво и дорого — например, у нас в CRM есть умные бизнес-процессы и KPI, чем не искусственный интеллект? Вполне! Из всех аспектов ML и AI для малого и среднего бизнеса, пожалуй, самым интересным и полезным является компьютерное зрение.
Low-code системы
No code, low code системы набирают популярность и даже уже старые игроки рынка быстро отыскивают, что среди функциональности можно назвать low code и активно выстраивают свою стратегию продвижения на этой фиче. Это относительно несложно: так, например, мы в RegionSoft CRM могли бы назвать low code наш визуальный редактор бизнес-процессов. Но не всё, что можно собрать руками из готовых элементов и встроить в интерфейс сложной системы, — low code. Потому что no code и low code, как ни парадоксально, прежде всего — код. И эффективно работать с такими конструкторами могут только люди хоть с каким-то программистским бэкграундом, которые понимают, что там, за красивыми значками и элементами для построения блоков и систем.
Работать в low-code системах должны специальные профессиональные сотрудники, которые на рынке получают заработную плату на уровне программистов, а иногда и чуть выше — и не каждый малый и даже средний бизнес готов держать (и что немаловажно, удерживать!) сотрудника с такими компетенциями. Кроме того, набор возможностей low-code систем ограничен и способен покрыть далеко не все бизнес-требования: в конечном итоге всё равно придётся обращаться за поддержкой и доработкой к компании-вендору.
Планшеты у мобильных сотрудников
Часто у мобильных сотрудников можно наблюдать в руках планшеты, в которых они что-то отмечают, получают маршруты, ведут заметки, принимают платежи и т.д. Но такой размер мобильных устройств далеко не всегда оправдан: так, если врачу или скорой помощи удобен именно планшет, то те же аутсорсеры обслуживания ИТ-инфраструктуры или сервисные инженеры предпочтут смартфон. Он так же удобен, доступен для управления одной рукой, легче, умещается в кармане, лучше держит заряд и быстрее заряжается. Особенно это актуально для сотрудников, которые не передвигаются на автомобилях. Тем более что недорогие планшеты по своим рабочим характеристикам и сроку службы нередко проигрывают смартфонам той же ценовой категории — а это уже дополнительные затраты на обслуживание и ремонт.
Мы в RegionSoft разрабатываем и устанавливаем облачный сервис, предназначенный для контроля и управления мобильными сотрудниками GeoMonitor — и видим, насколько сотрудникам в принципе удобнее обращаться со смартфоном. А если единственной вашей задачей является контроль перемещения и местоположения выездных бригад и сотрудников, можно вообще обойтись GPS-трекерами, а работникам предоставить право выбора удобного устройства для общения, личных и деловых задач.
Социальные сети
На сегодняшний день технологическое и социальное влияние социальных сетей уже сложно вынести за скобки при обсуждении компаний любой сферы. Считается, что любая приличная компания должна быть в них представлена, вести группу или канал, продавать и генерировать лиды не выходя из ленты. Однако это справедливо далеко не для всех категорий.
Социальные сети как технический инструмент и инструмент ведения бизнеса нужны компаниям, которые работают в В2С и, что важно, оказывают поддержку или инициируют продажи через страницы в соцсетях.
Социальные сети нужны компаниям, способным и, главное, готовым развивать корпоративное коммьюнити вокруг своего продукта. Но это должен быть реально wow-продукт с интересной стратегией продвижения и понятной сегментацией будущих поклонников и подписчиков.
Если компания решается вести страницы в социальных сетях, она должна понимать, что это трудозатратно, непросто (а погенери нормальный контент каждый день!) и если хорошо и качественно, то очень дорого, часто значительно дороже контекстной рекламы. В2В-компаниям в это ввязываться вообще не стоит, особенно для малого и среднего бизнеса (даже если вы преследуете цели HR PR — для этого есть более целевые и точечные инструменты, включая Хабр).
Почему это важно и что рассуждения о социальных сетях делают в статье о технологиях, написанной айтишником? Всё просто — мы занимаемся CRM-системами и видим, как часто компании-разработчики прикладного корпоративного ПО позиционируют интеграцию с социальными сетями как киллер-фичу. А по факту происходит акцентирование внимания на практически ненужной для компаний функции, которое влечёт за собой лихорадочные попытки завести страницы и каналы. Между тем во время выбора и внедрения CRM о соц. сетях нужно думать в последнюю очередь, особенно если вы не из сферы В2С.
Выбор правильной и эффективной технологии для бизнеса — не панацея от каких-либо проблем с персоналом и оперативной работой, это всего лишь первый шаг к современной организации труда. Однако если разработать требования и подойти к выбору не по шильдику и логотипу, а с умом, удастся не только автоматизировать бизнес, но и провести обучение и адаптацию сотрудников, настроить технологичные решения именно под ваши потребности. Вкладывайтесь в людей и эффективные инструменты, а не в чужой маркетинг.
Алексей Суриков
Главный разработчик RegionSoft