Тот, кто не готов внедрять новые решения, достаточно скептично относится к такой формулировке как Low Cost Engineering, считая, что создание прототипа – это огромные затраты. Опытные же инженеры все чаще используют данную концепцию как один из инструментов бережливого производства.
Что такое Low Cost Engineering
Low Cost – бизнес-модель, согласно которой бизнес предлагает низкие цены, чтобы стимулировать спрос, таким образом, завоевывая долю рынка.
Концепция Low Cost Engineering появилась на Западе, как ответ на высокую стоимость научно-конструкторских работ. Ее внедрение позволяет снижать стоимость издержек на наукоемкие разработки, а затем продавать готовый продукт по более низкой цене.
Сегодня Low Cost Engineering базируется на привлечении инженерных компетенций из более бедных стран. Например, в авиационной отрасли США это позволяет снижать стоимость разработок на 30-60 %.
В России эта концепция слабо применима в ее классическом виде, однако сам принцип снижения стоимости работ через привлечение мелких субподрядчиков имеет большой потенциал, особенно для стартапов.
Организационные вопросы стартапов в свете концепции
Вы запустили стартап, что-то разрабатываете. Вам необходимо собрать весь производственный процесс воедино, не работая в минус. Какие проблемы могут возникнуть?
1. Отсутствие практического опыта производства
Данная проблема касается не только самого производства, но и разработки, учитывающей особенности будущей практической реализации. Условно, не всегда люди, которые занимаются прототипом на бумаге, представляют, как это будет выглядеть на практике.
Работа методом проб и ошибок неизбежна. Она позволяет получить ценный опыт контроля и управления ходом проекта. В противном случае, стартап уйдет в свободное плавание, или контролировать его будете уже не вы.
Помните, что опыт и компетенции необходимо получать именно вам. Если подрядчик предлагает сделать все под ключ и контролировать свою работу самостоятельно, значит «будут грабить»: организация выставит огромный счет, и результат будет не гарантирован.
2. Незнание тонкостей работы с производителем
Приготовьтесь к тому, что, если вы что-то заказали у подрядчика крупнее вас, контролировать процесс будет практически невозможно. Более того, если их работа вас не удовлетворит, заставить ее переделать также не получится. Кроме их доброй воли, реальных механизмов управления практически не существует. Судебное разбирательство, как правило длится годами и теряет смысл.
3. Пессимистичное отношение к перспективам НИОКР и стартаперству; «умные» советы
Кроме реальных проблем, связанных с компетенциями и подрядчиками, вы можете столкнуться с психологическими факторами.
Даже если вы занимаетесь простым научно-конструкторским проектом, люди, особенно работающие на больших предприятиях, где покупку одного болтика нужно согласовывать полгода, будут считать, что ваша идея нереализуемая, дорогая и долгая.
Со стартаперством примерно тот же эффект: не все люди воспринимают стартаперов позитивно, а некоторые даже пытаются давать советы и разубеждать заниматься этим неблагодарным делом. Такие факторы могут негативно влиять на проект.
Вывод: игнорируем пессимизм и критически относимся к подобным высказываниям. Если вы будете раскладывать свой проект на маленькие кирпичики и понимать, как устроены процессы, то вам будет легче обходить психологические ловушки. Сплав понимания технических аспектов вашего проекта и инженерной смелости помогут вам добиться поставленной цели.
4. Практические сложности. Малая партия и ограниченный бюджет
То, что делают начинающие технологические стартапы, как правило, производится малыми партиями или в единичном экземпляре. Однако далеко не все подрядчики готовы брать такие объемы. Вы также не готовы из-за ограниченного бюджета заказывать 1000 деталей ради использования одной. К таким ситуациям нужно быть готовым: ищите подрядчиков, которые сделают штучный товар для вашего прототипа, и выстраивайте с ними отношения уже сейчас. Начните поиск с местных ИП. Это, как минимум, поможет вам сориентироваться на данном рынке услуг и в будущем быстро подбирать мелких исполнителей работ или получать консультации от них.
5. Последствия низкого финансового и бизнес-потенциала. Невозможность партнерства на равных с более крупным игроком
Практика показывает, что подавляющее большинство участников бизнес-процесса, имеющих положительные результаты (пусть даже небольшие или далеко в прошлом), не воспринимают на равных тех, кто только начинает свой бизнес. Имейте это ввиду, взаимодействуя с потенциальными партнерами и инвесторами.
В данном случае, основные проблемы создает не сам факт неравенства, а то, что такие партнеры имеют возможности лишить вас влияния на проект или вообще исключить из него, когда появится первая прибыль.
Сюда же относится ситуации, когда один вкладывает в проект деньги, а другой – свои компетенции. В какой-то момент может возникнуть конфликт, и чаще всего его инициатором будет тот, кто дает деньги. Он же в 99 % случаев выйдет из него победителем.
6. Невозможность контроля работы подрядчика
В случае сотрудничества с компанией-подрядчиком заказ проходит несколько стадий реализации: от продажника к менеджеру и от менеджеру к конечному исполнителю. Контролировать его напрямую не получится, это необходимо учитывать при выборе подрядчика. По возможности, старайтесь работать с фирмами минимального размера. Бывают случаи, когда менеджеры подрядчика устраняются от управления своими сотрудниками, и вы можете делать это сами. Такой ситуации тоже следует избегать, поскольку зарплату неработающему менеджеру все равно заплатите вы.
7. Частая недобросовестность подрядчика
На этапе планирования и поиска подрядчика необходимо всегда предполагать такое развитие событий и быть к нему готовым, чтобы минимизировать отрицательное влияние на ход проекта.
8. Низкая мотивация сотрудников отделов продаж и работников “у станка”
Стремительная “феодализация” трудовых отношений ведет к тому, что рядовые наемные работники не имеют мотивации к качественному исполнению своих служебных обязанностей. Причина очевидна: оно не способно улучшить их материальное или социальное положение.
Как адаптировать концепцию Low Cost Engineering в стартапе? Личный опыт
1. Нужны свои компетенции
Лучше дешевле и быстрее начать учиться самому. Вы должны знать, что и каким образом для вас делают, поэтому приобретайте новые скилы. Развивайте компетенции управления процессами. В данном случае имеется в виду прикладной аспект навыков управления, получаемый в ходе работы.
2. Работайте с максимально мелкими подрядчиками
Помните, при оплате услуг крупным компаниям большая часть средств идет не на оплату работ непосредственного исполнителя, а на другие вещи. Таким образом, снижая размер подрядчика, вы уменьшаете свои затраты на зарплату работников чужих компаний, аренду их помещений и лизинг их служебных машин. Кроме того, в таких компаниях, исполнитель не имеет материальной заинтересованности в качестве своей работы.
Для экономии средств и повышения уровня контроля старайтесь реализовывать НИОКР силами малых подрядчиков. Условно разбейте свой проект на несколько направлений, каждое из которых делегируйте мелкому подрядчику, исходя из разумности и эффективности его работы. Работайте напрямую с исполнителем «у станка». Других реальных способов контроля качества и сроков работ в руках стартапера нет.
3. Оценивайте риски и затраты
Принимать решение о привлечении того или иного подрядчика следует только после количественной оценки затрат и рисков. Риски, в том числе затягивание сроков работ и корректировки в проекте, прекращение финансовых потоков также должны оцениваться в денежном выражении.
Держите в голове критические риски, которые могут закрыть ваш проект. Например, перехват контроля над проектом. В случае, если кто-то из ваших партнеров имеет возможность и инструменты для исключения вас из проекта, после выполнения вами своей роли, соблазн может оказаться слишком велик, и вы покинете проект. Наиболее часто это происходит при получении первой прибыли.Также не стоит забывать об уголовной ответственности. Самые частые поводы, за которые многие предприниматели получают условный срок: использование пиратского софта, нарушение трудовой кодекса по отношению к персоналу и обналичивание средств.
4. Обеспечьте информационную безопасность
Используйте антивирус всегда и везде.
Комплексная информация о проекте не должна быть ни у одного из подрядчиков. Дробите проект на кусочки и делегируйте их разным подрядчикам. Ни один из них не должен реализовать то, что вы делаете.
Финансовая или компрометирующая информация должна быть надежно скрыта.