«Методолог и рецепты его приготовления»

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет! В своей первой статье на Хабре я хотела бы рассказать вам много интересного, полезного и нового. Давайте познакомимся! Меня зовут Катя Прошкина и я методолог Innovative People. Кто такой методолог? Чем он занимается? Как стать востребованным в профессии и не споткнуться о подводные камни? Обо всем этом и не только я расскажу в этой статье.

Давайте для начала я расскажу вам пару слов о методологии в целом.

Представьте, что перед вами огромное количество рецептов по приготовлению, например, лазаньи и каждый из рецептов пышет разнообразием ингредиентов и способов, что приводит к легкому недоумению, а кого-то и к неконтролируемой панике. Так вот, методология поможет вам легко и быстро прийти к конечному результату (то есть приготовить желаемое), учитывая ваши способности, умения, навыки; поможет структурировать весь процесс приготовления блюда, сделать его понятным и логичным; составит путь от А до Я, по которому конечный результат будет достигнут максимально легко и быстро. Систематизирует все данные и составит одну понятную для всех систему.

Кто же такой методолог?

Но давайте отвлечемся от готовки. Другими словами про методолога можно сказать, что это своеобразный архитектор любого проекта. Он помогает заказчику услуги преобразовать информацию таким образом, чтобы конечный потребитель с помощью этого получил необходимый результат.

Сегодня методолог очень востребованная профессия. Практически в каждой сфере есть место для методологии. Есть, например, методологи в IT, которые совершенствуют ПО. Есть методологи в бизнесе, которые группируют и систематизируют все процессы. Везде, где предусмотрена структура деятельности или процесса и где нужно что-либо упорядочить и оптимизировать, понадобятся эти профессионалы. Методологи учитывают потребности потребителя, все современные тренды и устоявшиеся стандарты. Благодаря этому на выходе заказчик получает качественный продукт.

Методолог должен обладать рядом знаний и, конечно же, иметь солидный багаж практики. По моему мнению, одно из важнейших качеств методолога — умение коммуницировать. Это качество очень пригодится, когда заказчик обозначит цель из разряда «Принеси то, не знаю что, но чтобы это работало вот так! Сделай так, не знаю как, и это нужно уже вчера». Не каждый заказчик сможет подробно рассказать, чего именно он ждет от процесса. Именно поэтому методологу важно задавать уточняющие вопросы и прояснять детали, что делает процесс коммуникации результативным и позволяет достичь всех целей, а также учесть все пожелания по проекту.

От конечного результата, целей, которые хочет достичь заказчик, зависят все дальнейшие действия методолога, стратегии, которые он подберет. Вот почему так важно проанализировать все имеющиеся сведения, а также правильно и подробно сформулировать задачи для выполнения.

Чем, собственно, обязаны?

Итак, давайте теперь рассмотрим более детально обязанности, которыми занимается методолог. Здесь сразу хочу сказать, что задачи могут отличаться в зависимости от проекта и сферы деятельности заказчика. Пожалуй, нет единого понятия, какие именно проблемы решает специалист. Но давайте на примере рассмотрим и сравним основные обязанности методологов из разных сфер деятельности.

Обязанности IT-методолога включают в себя следующие задачи:
Написание бизнес-требований на разработку реализуемого проекта. Сбор, уточнение, анализ, формализация, систематизация, детализация, согласование бизнес-требований.
Комплексное описание процессов, функций, декомпозиция подпроцессов, подготовка ТЗ.
Взаимодействие с заказчиком, анализ потребностей клиентов, описание CJM, Use Case.
Разработка инструкций для пользователей.
Анализ конкурентов, лучших практик и решений.
Создание базовых макетов UI, прототипов.
Создание и ведение базы знаний, документирование процессов TO BE.

А теперь, для сравнения, рассмотрим задачи, выполняемые бизнес-методологом в банковской сфере:
Участие в разработке digital продуктов и процессов по определенному направлению.
Разработка методологии (бизнес-процесс, ВНД, регламенты, технологические схемы, архитектуры и пр.), формирование бизнес/функциональных требований.
Моделирование, описание User Story продукта, тестирование, проверка гипотез.
Определение MVP продукта.
Взаимодействие с IT по внедрению изменений продукта/процессов.
Создание и заведение задач по приоритетности, ведение бэклога.

Как видите, список задач абсолютно разрозненный, но в своей сути схож.
Чтобы профессионально и грамотно выполнять свои задачи, методолог должен обладать множеством знаний, умений и иметь определенные личностные качества.

Навык + талант = гарантия успеха!

Soft skills:

  1. Аналитический склад ума.

  2. Адаптивность.

  3. Коммуникабельность.

  4. Обучаемость.

  5. Рациональность и логичность мышления.

  6. Самоорганизация.

  7. Самодисциплина.

  8. Ответственность.

  9. Целеустремленность.

Hard skills:

  1. Умение разрабатывать методики, процессы и инструменты в разных направлениях деятельности.

  2. Умение структурировать и систематизировать информацию.

  3. Уметь работать с большими объемами информации.

  4. Понимать и грамотно применять методики исследований.

  5. Уметь вести исследовательскую деятельность.

  6. Уметь работать в команде.

  7. Уметь адаптировать ранее созданные инструменты под цели заказчика.

  8. Обладать навыком деловой переписки.

  9. Уметь эффективно взаимодействовать, как с заказчиком, так и со смежными подразделениями.

Может, деньги счастья не приносят, но нервную систему успокаивают.

А теперь самое интересное: сколько зарабатывает методолог?

Заработная плата методолога формируется в зависимости от его опыта, умений, знаний и образования. В среднем доход варьируется от 50 000 до 80 000 рублей в регионах и около 100 000 рублей в среднем по Москве.

Доход будет зависеть от списка обязанностей, целей, статуса проекта и опыта методолога. Также важно учитывать процесс формирования трудовых отношений. Если методолог работает на фрилансе, то он в состоянии взять несколько разных проектов и тем самым увеличивать свой заработок. Если методолог оформлен в штат, то как правило подработка на стороне не приветствуется, да и времени на нее может совсем не быть.

Где же обучают методологов?

Вот тут есть небольшая загвоздка. В высших учебных заведениях такой профиль пока не существует. Чтобы начать свою карьеру в методологии, необходимо изучать специализированную литературу, получить базовые знания и умения на онлайн-курсах и, конечно же, практиковаться.

ТОП-5 советов начинающему методологу.

  1. Перед тем, как идти в профессию, изучите все ее тонкости и специфику. Это поможет понять на сколько она вам подходит или не подходит.

  2. Изучите программу курсов нескольких онлайн-школ/университетов и выберите тот, который наиболее информативен и обладает обширной практической базой.

  3. Практикуйтесь как можно чаще и больше.

  4. Грамотно составьте резюме. Если опыта работы недостаточно, то не отказывайтесь от стажировок. Откликайтесь на все понравившиеся вакансии, даже если вашего опыта работы кот наплакал. Бывает, что работодатели готовы взять на работу соискателя, поразившего их своим рвением и знаниями, которые смогут принесут пользу компании.

  5. Создавайте брифы для заказчика. Как уже было сказано ранее, не всегда заказчик способен четко объяснить, чего он хочет. С помощью брифа легче получить информацию и понять все необходимые требования.

В заключении хочу сказать, что методология по настоящему увлекательная, творческая и разносторонняя профессия. Методологи требуются во многих сферах деятельности, таких как IT, онлайн-образование, банковская сфера, страхование, торговля, консалтинг и многих других. В этой сфере можно получать достойную оплату, уникальные навыки и опыт. Выбирайте то, что по настоящему нравится.

Источник: https://habr.com/ru/company/inpglobal/blog/686626/


Интересные статьи

Интересные статьи

В данной статье мы рассмотрим систему аутентификации пользователей и внешних систем в личном кабинете через сервер аутентификации Blitz Identity Provider. Согласно требованиям проекта, который мы...
Решения для больших компаний обычно должны выдерживать высокие нагрузки. Когда в штате много десятков тысяч человек, и значительная доля из них ежедневно пользуются ...
Маркетплейс – это сервис от 1С-Битрикс, который позволяет разработчикам делиться своими решениями с широкой аудиторией, состоящей из клиентов и других разработчиков.
На русском языке довольно мало информации про то, как работать с ELF-файлами (Executable and Linkable Format — основной формат исполняемых файлов Linux и многих Unix-систем). Не претендуем на п...
Одной из «киллер-фич» 12й версии Битрикса была объявлена возможность отдавать статические файлы из CDN, тем самым увеличивая скорость работы сайта. Попробуем оценить практический выигрыш от использова...