Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Логика развития мобильных приложений заключается в постепенном усложнении функциональной нагрузки на пользовательский интерфейс.
Что, в свою очередь, приводит к росту кодовой базы и затруднению ее обслуживания.
MFS
- позволяет создавать современный дизайн приложений и при этом избежать такого явления как MassiveViewController
.
Фото: 10 years of the App Store: The design evolution of the earliest apps - 9to5Mac
Причины создания паттерна
Времена когда весь интерфейс контроллера настраивался целиком в методе viewDidLoad
давно закончились.
Настройка графических компонентов и пользовательского layout
стала занимать сотни строк кода.
Помимо массивной настройки и инициализации, встает второй немало важный вопрос поддержки и управления созданными активами.
О существующих трудностях знают в Купертино, на изменение требований рынка компания отреагировала выпуском перспективной технологией SwiftUI
.
Которая, к сожалению, имеет ряд серьезных ограничений, например поддержка от iOS 13
и выше.
Что на данный момент - абсолютно неприемлемо для большинства солидных приложений, которые стараются охватить максимально большую аудиторию пользователей.
MFS
- же напротив ориентирован на поддержку и разгрузку уже существующих приложений.
А набор используемых технологий позволяет внедрять паттерн на самую большую аудиторию приложений.
Архитектурный паттерн MFS
(Managment
-Frames
-Styles
) был разработан, для того чтобы соответствовать духу времени и его потребностям.
Кому может понадобиться MFS ?
В первую очередь паттерн рекомендуется использовать тем разработчикам, которые занимаются строительством сложных интерфейсов, в особенности если дизайн значительно различается в зависимости от ориентации устройства.
Если же ваше приложение имеет крайне простой интерфейс, то возможно более оптимальным будет использование стандартного Storyboard
и Autolayout
.
Отношение к Autolayout и другим подобным технологиям
Поскольку исторически паттерн создавался именно для реализации сложных дизайнов, поэтому в стандартной своей реализации MFS
- имеет ручное вычисление всех frame
, без использования каких-либо сторонних библиотек.
Подобный подход позволяет крайне гибко реализовывать любые требования дизайнера, чего к примеру не позволяет делать или же серьезно ограничивает Autolayout
.
Однако, использование технологии Autolayout
не запрещено, поскольку паттерн имеет высокую декомпозированность, пользуясь которой, вы можете заменить ручной расчет координат на создание constraints
.
Обзор паттерна
Паттерн MFS
призван равномерно распределить обязанности между категориями класса, с целью избежания возникновения MassiveViewController
.
Название категории | Обязанности |
---|---|
| Содержит методы дополнительного жизненного цикла интерфейса, которые инициализируют, добавляют на экран, наполняют контентом и совершают прочие действия. |
| Содержит методы вычисляющие размеры и координаты |
| Содержит методы графической конфигурации |
Как стало вам понятно, категория +Managment
является главенствующей, она содержит дополнительные методы, которые полностью забирают на себя все хлопоты по созданию и обслуживанию интерфейса контроллера.
Остальные же категории содержат так называемые чистые функции, которые более широко известны под названием pure function.
Функция является "чистой" если она мутирует только те значения, которые создала самостоятельно или же приняла из собственных параметров.
То есть, если функция изменяет некие глобальные переменные, которые не были переданы ей в параметры, то "чистой" она не является.
Обратите внимание, на то, что методы категории +Frames
ВСЕГДА должны быть чистыми.
Методы же категории +Styles
могут быть чистыми по усмотрению пользователя, поскольку это не так критично.
На главный файл имплементации контроллера (ViewController.m
) ложится обязанность выполнять протоколы различных представлений (напр.:UITableViewDelegate
, UITableViewDataSource
), а также содержать методы IBAction
.
Выше были перечисленны основные обязанности, но в случае острой необходимости, вы должны самостоятельно принимать решение - размещать некий функционал в файле имплементации или же вынести его в отдельную категорию.
Также стоит заметить, что вся бизнес-логика содержится во вьюМодели вашего контроллера или же во вьюМоделях его subviews
.
Подобная целенаправленная политика позволяет умещать такие сложные контроллеры, как профиль пользователя и его стену, всего в около ~300 строчек кода на ObjC
и вероятно еще меньше - на Swift
.
В свою очередь, такая лаконичность полностью исключает побочный эффект в виде "бесконечного скроллинга" и поиска нужного метода.
Все методы распределены строго по категориям и если нам, например, потребуется изменить размер шрифта или поменять layout
, мы с легкостью откроем соответствующий файл и не будем бесконечно скролить основной код контроллера.
Порядок вызова методов построения UI
На схеме ниже показаны методы и порядок их вызовов для построения UI
в UIViewController
.
Как мы можем увидеть процесс построения UI
начинается из метода viewDidAppear
, который вызывает метод prepareUI
.
Который в свою очередь, по цепочке, вызывает все остальные.
Также надо сказать, что иногда, при перевороте экрана или же при установке новой вьюМодели, нам требуется вызывать разный набор методов - все зависит от непосредственной сложности вашего интерфейса.
На самых простых представлениях, после переворота экрана, нам потребуется вызывать только метод resizeSubviews
, на более сложных, где нужно, например скрывать некоторые элементы для определенных ориентаций, там может понадобиться и вызов updateStyles
или же bindDataFrom
.
Обзор контроллера
Подобный обзор паттерна будет проводиться на примере демо приложения.
Данный контроллер входа в приложение имеет различную верстку для разных ориентаций.
В портретной ориентации кнопки находятся друг под другом, а в горизонтальной находятся на одной высоте, с разных сторон экрана.
Даже такой минималистичный дизайн является частным случаем труднореализуемого интерфейса с помощью применения стандартного Autolayout
.
Ниже представлены .h
/.m
контроллера.
Обратите внимание, что помимо стандартного набор проперти, наш контроллер имеет две достаточно необычных, в привычном понимании, переменных.
@interface LoginController : UIViewController
// ViewModel
@property (nonatomic, strong, nullable) LoginViewModel* viewModel;
@property (nonatomic, strong, nullable) LoginViewModel* oldViewModel;
// UI
@property (nonatomic, strong, nullable) UIImageView* logoImgView;
@property (nonatomic, strong, nullable) UIButton* signInButton;
@property (nonatomic, strong, nullable) UIButton* signUpButton;
@property (nonatomic, strong, nullable) CAGradientLayer *gradient;
@property (nonatomic, assign) CGSize oldSize;
#pragma mark - Actions
- (void) signUpBtnAction:(UIButton*)sender;
- (void) signInBtnAction:(UIButton*)sender;
#pragma mark - Initialization
+ (LoginController*) initWithViewModel:(nullable LoginViewModel*)viewModel;
@end
Речь идет о oldViewModel
и oldSize
- эти проперти помогают избегать лишних перерисовок и вставок данных.
Подробней о них будет рассказано в разборах отдельных категорий.
@interface LoginController ()
@end
@implementation LoginController
#pragma mark - Life cycle
- (void) viewDidAppear:(BOOL)animated
{
[super viewDidAppear:animated];
[self prepareUI];
}
- (void)viewWillTransitionToSize:(CGSize)size
withTransitionCoordinator:(id<UIViewControllerTransitionCoordinator>)coordinator
{
__weak LoginController* weak = self;
[coordinator animateAlongsideTransition:nil
completion:^(id<UIViewControllerTransitionCoordinatorContext> context) {
[UIView animateWithDuration:0.3
delay:0
options:UIViewAnimationOptionCurveEaseOut
animations:^{
[weak resizeSubviews:weak.viewModel];
} completion:nil];
}];
}
#pragma mark - Action
- (void) signUpBtnAction:(UIButton*)sender{
[self.viewModel signUpBtnAction];
}
- (void) signInBtnAction:(UIButton*)sender{
[self.viewModel signInBtnAction];
}
#pragma mark - Getters/Setters
- (void)setViewModel:(LoginViewModel *)viewModel
{
_viewModel = viewModel;
if ((!self.oldViewModel) && (self.view)){
[self prepareUI];
} else if ((self.oldViewModel) && (self.view)){
[self bindDataFrom:viewModel];
[self resizeSubviews:viewModel];
}
}
#pragma mark - Initialization
+ (LoginController*) initWithViewModel:(nullable LoginViewModel*)viewModel
{
LoginController* vc = [[LoginController alloc] init];
if (vc) {
vc.viewModel = (viewModel) ? viewModel : [LoginViewModel defaultMockup];
}
return vc;
}
@end
Просмотрев код расположенный выше, можно сказать, что в результате декомпозиции основной файл контроллера остается крайне лаконичным.
Обзор методов категории +Managment
Имя метода | Принимает ли вьюМодель | Предназначение |
---|---|---|
| ❌ | Главный метод построения |
| ❌ | Удаляет все |
| ✅ | Инициализирует нужные |
| ✅ | Вызывает индивидуальные методы настройки для каждого |
| ✅ | Вставляет данные из вьюМодели в |
| ✅ | Вызывает индивидуальные методы расчета размеров и координат для каждой |
| ❌ | Добавляет |
| ❌ | Здесь должна происходить настройка |
Из выше перечисленных методов явно прослеживается виденье того, как должен строиться UI
в приложении:
Удаление всех
subviews
и обнуление всех проперти наUI
элементы.
(Если того требует ситуация).Инициализация нужных
subviews
.Обновление стилей
subviews
(цвет/размер шрифта итд).Вставка данных в
subviews
.Расчет и установка корректных
frames
дляsubviews
.Добавление полностью готовых
subviews
на родительское представление.
Реализация методов категории +Managment
Для того чтобы внутри viewDidAppear
не вызывать целый набор методов, был придуман метод-обертка prepareUI
, который вызывает методы категории в нужной последовательности.
Обратите внимание, на методы resizeSubviews
и bindDataFrom
, порядок их вызовов в некоторых ситуациях может быть прямо противоположенный.
Например, некоторые библиотеки, кэширующие изображения из интернета, возвращают картинку не в полном разрешении, а уже заранее подготовленную под размер вашего UIImageView
, тогда, если вы сначала попытаетесь вставить картинку в рамку размером 0x0
, у вас может произойти ошибка.
В классическом сценарии сначала subviews
наполняются данными, а потом производится расчет размеров и координат.
/*----------------------------------------------------------------------
Основной метод построения интерфейса.
Вызывает нужную последовательность методов
----------------------------------------------------------------------*/
- (void) prepareUI
{
if (self.view){
[self removeSubviews];
[self initSubviews:self.viewModel];
[self updateStyles:self.viewModel];
[self bindDataFrom:self.viewModel];
[self resizeSubviews:self.viewModel];
[self addSubviewsToSuperView];
[self postUIsetting];
}
}
Метод удаления всех subviews
с родительского представления.
При работе с контроллером нужен - только в исключительных случаях.
Например, если данные во viewModel
могут динамически меняться и набор с расположением subviews
зависит от вариативности viewModel
, то есть для одной вьюМодели у вас будет один набор subviews
, в определенном месте, а для вьюМодел с другим набором данных, будут иные subviews с прочими UI
эффектами.
Тогда при смене viewModel
имеет смысл вызывать не bindDataFrom
и resizeSubviews
, а полноценный метод prepareUI
, потому что он вызовет всю цепочку, которая прежде всего удалит все старые представления.
/*----------------------------------------------------------------------
Удаляем все `subviews` и обнуляем все проперти на UI элементы.
----------------------------------------------------------------------*/
- (void) removeSubviews
{
// removing subviews from superview
for (UIView* subview in self.view.subviews){
[subview removeFromSuperview];
}
// remove sublayers from superlayer
for (CALayer* sublayer in self.view.layer.sublayers) {
[sublayer removeFromSuperlayer];
}
self.logoImgView = nil;
self.signInButton = nil;
self.signUpButton = nil;
self.gradient = nil;
}
Обратите внимание, что в этом методе происходит чистая инициализация, без каких-либо настроек.
/*----------------------------------------------------------------------
Инициализирует нужные subviews на основе данных из viewModel
----------------------------------------------------------------------*/
- (void) initSubviews:(LoginViewModel*)viewModel
{
if (self.view)
{
if (!self.logoImgView) self.logoImgView = [[UIImageView alloc] init];
if (!self.signInButton) self.signInButton = [UIButton buttonWithType:UIButtonTypeCustom];
if (!self.signUpButton) self.signUpButton = [UIButton buttonWithType:UIButtonTypeCustom];
}
}
Метод updateStyles
вызывает индивидуальные методы для каждого из subviews
, с целью настроить их внешний вид.
/*----------------------------------------------------------------------
Задает стили для subviews. Цвета/размера шрифта/селекторы для кнопок
----------------------------------------------------------------------*/
- (void) updateStyles:(LoginViewModel*)viewModel
{
if (!viewModel) return;
if (self.logoImgView) [self styleFor_logoImgView:self.logoImgView vm:viewModel];
if (self.signInButton) [self styleFor_signInButton:self.signInButton vm:viewModel];
if (self.signUpButton) [self styleFor_signUpButton:self.signUpButton vm:viewModel];
}
Во время декларации .h
файла контроллера, фигурировало проперти oldViewModel
.
В данном случае оно понадобилось нам для осуществления проверки на идентичность моделей.
Если вьюМодели идентичны, то биндинга данных не произойдет.
Традиционно подобная конструкция чаще используется при работе с ячейками, но в некоторых случаях может потребоваться и при работе с контроллером.
/*----------------------------------------------------------------------
Связывает данные из вьюМодели в subviews
----------------------------------------------------------------------*/
- (void) bindDataFrom:(LoginViewModel*)viewModel
{
// Если модели идентичны, то биндинга данных не происходит
if (([self.oldViewModel isEqualToModel:viewModel]) || (!viewModel)){
return;
}
[self.logoImgView setImage:[UIImage imageNamed:viewModel.imageName]];
[self.signInButton setTitle:viewModel.signInBtnTitle forState:UIControlStateNormal];
[self.signUpButton setTitle:viewModel.signUpBtnTitle forState:UIControlStateNormal];
self.oldViewModel = viewModel;
}
Метод isEqualToModel
в каждом отдельном случае имеет разную реализацию.
Например, может возникнуть ситуация, когда в ваш контроллер устанавливается новая вьюМодель, но основные данные, критически важные данные не отличаются, а были изменены только второстепенные проперти, которые не отображаются в вашем UI
.
Тогда метод isEqualToModel
должен вернуть значение NO
, чтобы избежать повторного биндинга данных.
В нашем случае он имеет подобную реализацию:
/*----------------------------------------------------------------------
Сравнивает модели данных на индетичность.
----------------------------------------------------------------------*/
- (BOOL) isEqualToModel:(LoginViewModel*)object
{
BOOL isEqual = YES;
if (![object.imageName isEqualToString:self.imageName]){
return NO;
}
if (![object.signInBtnTitle isEqualToString:self.signInBtnTitle]){
return NO;
}
if (![object.signUpBtnTitle isEqualToString:self.signUpBtnTitle]){
return NO;
}
return isEqual;
}
Так же как и в bindDataFrom
, метод resizeSubviews
в самом начале имеет условие проверки, которое не позволяет повторно вычислять размеры и координаты для subviews
, если модель данных или размер родительского представления не был изменен.
/*----------------------------------------------------------------------
Вызывает индивидуальные методы расчета размеров и координат для subviews.
После изменения ориентации или после первой инициализации.
----------------------------------------------------------------------*/
- (void) resizeSubviews:(LoginViewModel*)viewModel
{
// Выходим если модель данных и размеры одни и те же
if ((([self.oldViewModel isEqualToModel:self.viewModel]) &&
(CGSizeEqualToSize(self.oldSize, self.view.frame.size))) || (!viewModel)) {
return;
}
if (self.view){
if (self.logoImgView) self.logoImgView.frame = [LoginController rectFor_logoImgView:viewModel parentFrame:self.view.frame];
if (self.signInButton) self.signInButton.frame = [LoginController rectFor_signInButton:viewModel parentFrame:self.view.frame];
if (self.signUpButton) self.signUpButton.frame = [LoginController rectFor_signUpButton:viewModel parentFrame:self.view.frame];
if (self.gradient) self.gradient.frame = self.view.bounds;
}
self.oldSize = self.view.frame.size;
}
Добавляем subviews
на родительское view
.
/*----------------------------------------------------------------------
Добавляет subviews на superView
----------------------------------------------------------------------*/
- (void) addSubviewsToSuperView
{
if (self.view){
if ((self.logoImgView) && (!self.logoImgView.superview)) [self.view addSubview:self.logoImgView];
if ((self.signInButton) && (!self.signInButton.superview)) [self.view addSubview:self.signInButton];
if ((self.signUpButton) && (!self.signUpButton.superview)) [self.view addSubview:self.signUpButton];
}
}
На этом этапе все методы категории +Managment
были разобраны и остался единственный метод пост-настройки, который принадлежит категории +Styles
.
В методе postUIsetting
мы настраиваем UI
компоненты, для которых не создали индивидуальных методов.
Например, в нем можно добавлять gestures
, настраивать таблицу, устанавливать цвет статус бара и т.д.
- (void) postUIsetting
{
UIColor* firstColor =
[UIColor colorWithRed: 0.54 green: 0.36 blue: 0.79 alpha: 1.00];
UIColor* secondColor =
[UIColor colorWithRed: 0.41 green: 0.59 blue: 0.88 alpha: 1.00];;
self.gradient = [CAGradientLayer layer];
self.gradient.frame = self.view.bounds;
self.gradient.startPoint = CGPointZero;
self.gradient.endPoint = CGPointMake(1, 1);
self.gradient.colors = [NSArray arrayWithObjects:(id)firstColor.CGColor,
(id)secondColor.CGColor, nil];
[self.view.layer insertSublayer:self.gradient atIndex:0];
}
Реализация методов категории +Styles
В отличии от категории +Managment
, +Styles
не имеет системных методов, а лишь содержит индивидуальные методы настройки UI
компонентов.
Ниже будет приведен один из методов.
- (void) styleFor_logoImgView:(UIImageView*)imgView
vm:(LoginViewModel*)viewModel
{
if (!imgView.isStylized){
imgView.contentMode = UIViewContentModeScaleAspectFit;
imgView.backgroundColor = [UIColor clearColor];
imgView.opaque = YES;
imgView.clipsToBounds = YES;
imgView.layer.masksToBounds = YES;
imgView.alpha = 1.0f;
imgView.isStylized = YES;
}
}
Обратите внимание на некое проперти isStylized
, оно было добавлено категорией к каждому наследнику класса UIView
.
Традиция использовать данную переменную при настройке UI
элементов пришла от опыта работы с ячейками в таблице.
Создана была для того, чтобы при переиспользовании однотипных ячеек не производилась повторная настройка (уже настроенных элементов), то есть, чтобы еще раз не добавлялись тени, блюры и т.д.
Реализация методов категории +Frames
Категория +Frames
также как и +Styles
не имеет системных методов, но может иметь словари класса, в которых могут быть расположены закэшированные размеры и координаты subviews
.
Подробный листинг данных методов публиковать не имеет смысла из-за их громоздкости, по сути, там не происходит ничего интересного, стандартное ручное вычисление координат и размеров.
Но стоит также обратить внимание, что по сравнению с другими категориями, +Frames
содержит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОметоды класса (+
).
Данная традиция также пришла из опыта работы с ячейками, первоначально методы класса были созданы для того, чтобы в фоне можно было заранее вычислить координаты и размеры для всех subviews
не имея фактического объекта ячейки, а имея только лишь ее вьюМодель.
+ (CGRect) rectFor_signUpButton:(LoginViewModel*)viewModel
parentFrame:(CGRect)parentFrame
{
if (CGRectEqualToRect(CGRectZero, parentFrame)) return CGRectZero;
// Calculating...
return rect;
}
Советы и рекомендации
По собственному опыту использования могу сказать, что имплементировать MFS
можно выборочно.
Например, как правило, имеет смысл создавать подобную архитектуру в тех случаях, когда мы имеем сложный UIViewController
(UI
для которого ввиду его сложности мы создаем кодом), или же когда имеем сложные ячейки таблицы.
То есть, для контроллера класса UITableViewController
, за исключением особых случаев - смысла имплементировать данное решение нет.
Заключение
В данной статье вы имели возможность ознакомиться с паттерном MFS
на примере работы с вьюКонтроллерами.
Во второй части статьи мы поговорим о применении MFS
при работе с ячейками таблицы, как обеспечивать 60FPS
при быстром скроллинге сложных таблиц на старых девайсах.