Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Периодически мне в разных вариантах задают вопрос, который «в среднем» звучит так: «что лучше: заказать интернет-магазин на бесплатной CMS или купить готовое решение на 1С-Битрикс и сделать магазин на нем?».
Когда правильный ответ известен, выбор — это иллюзия.
Цены за то и другое отличаются не кардинально, отсюда популярность такого вопроса. Несмотря на кажущуюся простоту — этот важный стратегический вопрос.
От правильного ответа зависят не только разовые расходы на создание магазина, но и то, как в ближайшие несколько лет вы будете с магазином работать, как сможете его развивать и, конечно, как он будет нравиться пользователям и продавать.
В блоге есть статья, в которой дается сравнение двух вариантов: разработки магазина с нуля на Битриксе или на базе готового решения, опять же на Битриксе.
В этой статье обсудим, стоит ли делать магазин на бесплатном движке, но с уникальным дизайном, или лучше приобрести готовое решение.
Горькая правда про уникальный дизайн
Главное возражение, которое возникает у клиента, когда он смотрит в сторону готового решения — это дизайн. Большинство говорят — «мы не хотим шаблонный дизайн!».
Продавать такой же товар, как у сотен своих конкурентов — это нормально. То, что изображения и описания товаров у всех одинаковые — тоже ОК. Но, считается, что дизайн обязательно должен быть уникальным.
Как маленькие дети уверены, что в автомобиле главное — колеса и руль, так же заказчикам кажется, что в интернет-магазине самое важное — дизайн.
Им кажется, что «индивидуальный» дизайн помогает продажам. Это так. Но дело тут не в уникальности дизайна. Индивидуальным должен быть подход разработчика ко всему проекту, а не только к дизайну. Дизайн — это только один из этапов разработки. И не первый в списке.
Индивидуальность подхода проявляется во многом. Если весь предпроектный анализ сводится к тому, что у заказчика попросят структуру разделов и каталога товаров — это неиндивидуальный подход. Если для разработки дизайна у заказчика попросили только логотип, название и несколько изображений для баннера-слайдера на главную страницу — это неиндивидуальный подход.
Чем уникальный дизайн будет лучше шаблона, если в нем вместо реальных текстов, на всех страницах поставят «рыбу» — примерный текст и такие же примерные товары из интернета?
Если разработчику важна не только скорость, с которой он закончит работы, то перед тем, как работать над дизайном страницы «Контакты» с клиента потребуют информацию по всем магазинам и офисам. Для разработки карточки товара, потребуют несколько полностью, по максимуму описанных товаров с реальными фото, видео, характеристиками (см. статью «Правильный подход к разработке технического задания на дизайн интернет-магазина»). И так по каждой странице, которых, кстати, при тщательном, индивидуальном подходе, требуется отрисовать достаточно много — ~50 страниц. Клиенты, обычно, этого не знают и уверены что дизайн — это от силы 4-6 страниц.
Студии, которые готовы делать «магазин под ключ» за 55-60 т. р. не могут себе позволить тщательности ни в продумывании дизайна, ни на других этапах. При таких ценах, хоть какая-то рентабельность возможна только на большой скорости.
Решите задачу. Сколько интернет-магазинов за 55 т. р. должна сделать за месяц студия из трех человек, чтобы хватило денег оплатить аренду офиса, налоги, мелочи типа расходов на интернет, и каждый заработал хотя бы по 40 т. р.?
Посчитали? Еще осталась надежда заказать разработку под ключ за 55-60 т. р. с уникальным дизайном и индивидуальным, тщательным подходом?
Настройка шаблон под ваши задачи
Выше я рассказал, что индивидуальная разработка не может стоить дешево. Теперь давайте посмотрим, так ли плохо, когда магазин сделан на готовом решении, дизайн у которого, понятное дело, не разрабатывался под вас.
Вы замечали, что все интернет-магазины в целом похожи? Бог, как всегда, в мелочах, которые предусмотрели рачительные, внимательные, опытные (а потому дорогие) разработчики. Дьявол в отсутствии этих мелочей, или в том, когда они сделаны неверно.
Правда в том, что заказчик не понимает, хороший дизайн ему сделали или не очень. Он смотрит картинку, на уровне «нравится — не нравится».
Логотип большой — хорошо. На слайдере наша картинка — хорошо. Цвет не коричневый и не черный — отлично. Кнопки зеленые — вообще супер.
— Краткая зарисовка познаний в дизайне, юзабилити и психологии цвета у типичного заказчика.
Если вы, как заказчик, не можете отличить хорошее от плохого и не имеете бюджета, чтобы заказать дизайн за нормальную цену, для вас самое правильное выбрать вариант с наименьшим риском ошибиться, такой, где вы будете принимать меньше решений.
- Готовое решение потому так и называется, что там уже готов дизайн, функционал, продумана логика работы. Все эти вещи уже сделаны. Вы можете сразу посмотреть, как это работает.
- При покупке готового решения, главный риск выбрать неудачный готовый магазин. В Маркетплейсе битрикса есть решения, «не очень хорошие» или которые давно не обновлялись и не поддерживают много новых возможностей Битрикса.
- При разработке магазина с нуля, есть много моментов, которые будут требовать вашего внимания. Перечислять их тут будет долго, прочитать об этом можно в описании моей услуги «Менеджер проекта».
Как заточить дизайн готового решения под себя
Эта настройка может быть разной по сложности. Какие-то настройки делаются мышкой, в административной части сайта, другие потребуют вмешательства программиста и верстальщика.
Посмотрите на видео, пример как гибко можно настраивать дизайн в готовом решении BXReady.
Не у всех решений настройка дизайна сделана так просто и наглядно, как показано на видео, но поменять цвета, картинки, расположение блоков, какие-то блоки отключить — можно всегда.
Важный совет. Даже если вы уверены в правильности выбора, не покупайте сами готовое решение и лицензию на 1С-Битрикс. Вам будет выгоднее купить все это через студию, в которой будете заказывать настройку/ доработку. Цена для вас не изменится, но студия, если вы оформите покупку через нее, сделает вам часть работ бесплатно. Обговаривайте с ними эту возможность заранее.
Цена, которая определяет выбор
Другое важное отличие готовых решений на Битриксе от интернет-магазинов на бесплатных CMS, но сделанных с нуля — цена. Про то, насколько там будет «с нуля» и «индивидуально» я уже выше высказывал свое мнение.
Для небольших компаний или только начинающих, цена очень важный фактор выбора и здорово сбивает с толка.
С одной стороны, заказчику хочется сайт на Битриксе, но его смущает неуникальный дизайн, с другой стороны, ему предлагают золотые горы из папье-маше, но на бесплатной CMS за примерно те же деньги.
Давайте попробуем посчитать.
На Битриксе, поверх которого поставим готовое решение, плюс настройка и какие-то доработки под вас, проект будет стоить примерно так:
- «1С-Битрикс «Малый бизнес» — 35 900 р.
- Готовое решение «Интернет-магазин» — в среднем 20 000 р.
- Настройки, небольшие доработки шаблона и функционала — от 30 000 р.
- Мелочи (хостинг, домен, доп. модули, написание текстов на основные разделы) — 10 000 р.
= примерно 90 000 р.
На бесплатной CMS, цена сложится из следующих основных работ:
- Разработка дизайна — 20 000 р.
- Верстка – 5 000 р.
- Установка на CMS + небольшие доработки функционала — 25 000 р.
- Хостинг, домен, тексты — 5 000 р.
= примерно 55 000 р.
Как видим, разница достаточно ощутимая — минимум 35 т. р. не в пользу решения на 1С-Битрикс. Если для вас это много, и 35 т. р. вообще никак недостать — то я вам не советчик. Когда нужно дешевле, все остальное отпадает на второй план и любые доводы упираются в цену. А для всех остальных следующая часть статьи.
Как не переделывать магазин каждые 2 года?
Наблюдаю, как люди с периодичностью раз в полтора – два года переходят с одного движка на другой. То им возможностей не хватает, то каталог товаров разросся так, что стало неудобно с ним работать, то одно не устраивает, то другое.
С каждой переделкой старые проблемы устраняются, но появляются новые. Скачет магазин с Джумлы на Опен Карт, с Опен карта на Симплу. И каждый раз это проблемы переезда: потери зарегистрированных на сайте клиентов, смена всех URL (адресов страниц), привыкание к админке и масса других мелких штук (см. полезную статью).
Далеко не все разработчики учитывают старые наработки при создании нового сайта — им проще начать с нуля. Заказчик с этим соглашается, потому что не видит отрицательных сторон.Два переезда равны одному пожару.
— Это выражение отлично применимо к переезду интернет-магазина с одного движка на другой.
Выбор CMS – стратегическое решение
Чтобы избежать пожара при двух переездах, стоит сразу выбирать CMS с возможностью роста. Пусть даже сначала переплатив, в перспективе это отобьется.
- Выбирайте CMS, чтобы была централизованная техподдержка не в рамках сообщества самоучек-энтузиастов на тематическом форуме, а нормальная, от разработчика.
- Чтобы, даже при кардинальной переделке магазина не пришлось менять CMS.
- Смотрите на функционал с запасом на будущее. Интеграция с 1С нужна только через год? Накопительные скидки вводить не планируется? Дисконтные карты и подарочные карты выпускать не будете? Стоит обо всем этом подумать на этапе выбора CMS.
У Битрикса богатый функционал. Там есть масса того, о чем вы даже пока не думаете. Это открывает возможности для расширения функционала интернет-магазина и постепенного беспрепятственного роста, когда CMS не становится рубашкой, которая мала.
Быстро, дешево, недорого и качественно — это готовые магазины на 1С-Битрикс. Понятное дело не все. Полного шлака там тоже завались.Выбирайте с умом.
Выводы
- Если вы крутой магазин — да, вам нужен уникальный дизайн, индивидуальная разработка. У вас на это есть деньги, и у вас нет вопроса выбора, про который эта статья. Ваш выбор — «полный фарш».
Но если вы небольшой магазин, которому «взрослая» разработка (от 250 т. р.) — дорого, но 30-50 т. р. существенно погоды не делают — не мучайтесь выбором. Выбирайте вариант с меньшими рисками. А меньшие риски — это готовые магазины на 1С-Битрикс, когда вам нужно принимать меньше решений, в которых легко ошибиться. - Если вы делаете первый интернет-магазин, учитывайте что сделать — это только самое начало. У магазина есть много расходов, в том числе неочевидных. Продажи не начнутся, пока в магазине не будет трафика (посетителей). Это значит, что у вас, кроме трат на разработку магазина, будут расходы на контекстную рекламу, SMM, черную магию. Много магазинов так и не взлетело просто не предусмотрев расходы на рекламу.
- Важно: Если бюджет совсем ограничен — копите деньги. Заказывать ерунду, только потому, что она дешевая — плохая стратегия. Не лучшим будет и покупать на последние деньги дорогой 1С-Битрикс. Уж лучше поищите арендные решения с небольшой ежемесячной платой, типа Инсейлс.
- Не останавливайтесь, если начали. Я не раз общался с людьми, которые купили 1С-Битрикс, в надежде все сделать самим, но мотивации у которых не хватило дальше установки его на хостинг. Деньги потрачены — результата нет. Не можете сами — найдите специалистов. Жалко денег — пытайте техподдержку, проходите учебные онлайн-курсы по битриксу. У Битрикса они очень неплохие.
- Самостоятельно не покупайте лицензии на 1С-Битрикс и готовые решения для него. Купив все это в студии, с который вы будете работать, вы получите от студии бонусы в виде бесплатных работ, а цена для вас не изменится.