Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Компания Microsoft совершила самую крупную покупку в своей истории и в истории видеоигровой индустрии: за 68,7 миллиарда долларов (95 долларов за акцию) будет приобретен разработчик и издатель Activision Blizzard. Для сравнения, предыдущая рекордная для корпорации сделка по приобретению составила всего 26 миллиардов — в 2016 Microsoft получила сервис LinkedIn. Разбираемся, что теперь будет с индустрией, Xbox и всеми популярными франшизами ActiBlizz.
Что получит Microsoft в результате сделки
Во-первых, хочется сразу понять, почему так дорого и почему Microsoft готова заплатить такую сумму. Или это не дорого? C одной стороны, перед сделкой рыночная капитализация Activision Blizzard была меньше того, что заплатили «Майки» — и на неслабые 20 миллиардов долларов. Однако такой она стала лишь поздней осенью, когда обнаружилось, что CEO компании Бобби Котик был осведомлен о происходивших в ней скандалах.
А вот еще летом 2021 года капитализация одного из главных видеоигровых китов составляла более 71 миллиарда, а уж когда на фоне новости акции пошли вверх... Учитывая, что в целом индустрия на подъеме, а в качестве интеллектуальной собственности у Activision есть такие «денежные станки», как Overwatch, Call of Duty и Candy Crush Saga, это абсолютно адекватные деньги.
Более того, Microsoft удачно воспользовалась моментом — без внутренних сложностей купить такой актив за, если подумать, нисколько не завышенную сумму было бы гораздо сложнее. Ведь получит компания тоже немало.
Например, права еще на множество игр, кроме уже упомянутых франшиз. Мы не будем их все тут перечислять — большинство из них либо и так на слуху у всех геймеров (Diablo, Warcraft и StarCraft), либо сводят олдскулы (Guitar Hero, Tony Hawk и Crash Bandicoot). И конечно, за играми стоят студии — более десятка подразделений, из которых даже одна Blizzard Entertainment заслуживает целой статьи.
Это гигантские ресурсы, но даже если они окажутся в одних руках, мир не получит очередную монополию. Игровой бизнес Microsoft выйдет на третье место по выручке в мире, уступая Sony и Tencent. Для последней даже пока что не одобренная монопольным регулятором сделка уже стала огромным ударом — капитализация японской компании рухнула на 20 миллиардов.
Как изменится рынок игр после покупки Activision Blizzard
Что будет делать Microsoft с такими ресурсами? Несмотря на неоднозначную репутацию издателя, фанаты любят определенные вселенные и геймплей, поэтому после объявления у них сразу же появились вопросы: «Что будет с любимой франшизой? Возродят ли вот эту вот серию игр?»
Ответ на первый вопрос, скорее всего, такой: ваша любимая франшиза появится в подписке GamePass. Глава Microsoft Gaming Фил Спенсер уже подтвердил, что после слияния «максимально возможное количество игр Activision Blizzard будут предложены в Game Pass».
Сейчас подписочный сервис для Xbox и PC уже предлагает более сотни проектов за сравнительно небольшую плату. Если в число этих проектов войдет даже половина тех франшиз, что я перечислял выше... Для очень многих геймеров это будет ультимативное предложение, от которого нельзя отказаться. В этих условиях конкуренты в лице Sony и (в меньшей степени) Nintendo окажутся просто вынуждены делать свои аналоги сервисов.
Слухи о подобном от Sony уже ходят, и, похоже, смена PS Plus на более расширенный каталог игр по подписке — лишь вопрос времени. Другое дело, что теперь у Microsoft примерно в два раза больше внутренних студий, чем у главного конкурента, а многие хиты PlayStation вроде God of War — больше не эксклюзивы. Получается, что в «битве двух йокодзун» сейчас участвуют соперники из немного разных весовых категорий.
Скорее всего, Sony ответит на это более агрессивной покупкой новых студий, которые компания и так приобретает довольно часто. Рынок станет еще более консолидированным, но сложно сказать, будет ли это хорошо для геймеров — ведь корпорации чаще убивают франшизы, чем развивают их. И это ответ на вопрос, возродят ли такую-то серию: если теперь вы ждете возвращения любимой Hexen или True Crime — лучше будьте реалистами и особо не надейтесь.
Однако не стоит посыпать голову пеплом и забывать про свою PlayStation. Совершенно ясно, что самые популярные (и прибыльные) сериалы никуда не денутся с конкурирующих платформ. Сообщество в той же Call of Duty разделено между обоими «большими» консолями и ПК. И, хотя точных данных о платформах ActiBlizz обычно не предоставляет, та же CoD: Modern Warfare 2019 года, по сообщениям компании, била рекорды продаж как на ПК, так и на PlayStation 4.
Учитывая, что консоли Sony как в прошлом, так и в новом поколении продаются лучше, чем Xbox, отказываться от огромного количества игроков совершенно точно никто не станет. Да, уже прошел слух, основанный на публикации Bloomberg, что будут какие-то эксклюзивы. Правда, если почитать источник внимательно, станет ясно, что речь идет исключительно о контенте внутри игр без уточнения его значимости, а сам Фил Спенсер заявляет, что «намерений уводить игроков с платформы Sony нет». Да, есть пример обратной истории — с Elder Scrolls VI, которая все же станет эксклюзивом Xbox. Но большая разница в том, что где-то многопользовательская игра (например, Call of Duty) имеет решающий вклад в успех проекта, а где-то — нет.
Насколько независимой будет новая ActiBlizz
Не стоит сомневаться и в будущем проектов, которые сейчас находятся под крылом приобретаемой компании. О том, как Microsoft умеет обращаться с купленными студиями, говорит история Bethesda, которая выпустила один из главных хитов прошлого года — Deathloop. Игра появилась только на PlayStation 5 и ПК и получила крайне высокие оценки от критиков и игроков. С радаров не пропали ни Starfield, которую Bethesda анонсировала еще в 2018-м, ни Ghostwire: Tokyo, которую Синдзи Миками делает с 2019-го (она, кстати, тоже появится на консоли Sony). Так что вряд ли стоит опасаться, что какие-то проекты заморозят или выпустят только для Xbox.
Возможно, все-таки какая-то из не слишком популярных франшиз, на которую Microsoft сделает ставку в будущем, и станет эксклюзивной для игровой экосистемы компании, но ожидаемые игры ActiBlizz должны появиться. А это и четвертая часть Diablo, и продолжение Overwatch, и мобильные игры во вселенной WarCraft.
А вот с независимостью Activision Blizzard точно будет покончено. После слияния текущий CEO компании Бобби Котик покинет ее, а руководителем станет Фил Спенсер. И это скорее хорошая новость, причем для всех. Фил известен как настоящий геймер, искренне любящий свой продукт и заботящийся об имидже на деле. Он прошел через ряд позиций в Microsoft и помог компании спасти Xbox One от полного провала после неудачного старта, перепозиционировав девайс из мультимедийного в видеоигровой.
Роберт Котик известен как человек, который пытался приобрести видеоигровое медиа, чтобы улучшить общественное мнение о своей компании, и знал, что масштаб внутренних проблем просто ужасен, но скрывал это от совета директоров. А между тем сотрудники издательства подали более 700 жалоб, и почти 100 человек были уволены или наказаны в результате внутренних разбирательств. О том, что репутация ActiBlizz должна улучшиться, снова говорит и кейс Bethesda: после поглощения Microsoft компания, известная регулярными скандалами и судами, уже почти год не светится в желтых новостях.
Резюме
В целом рекордная покупка выглядит важным сигналом для индустрии: поглощений много, их будет больше (ведь всего за неделю до того Take Two купила компанию Zynga), а конкурентам надо действовать активно. Microsoft получает больше возможностей, чтобы сделать свою экосистему, пока проигрывающую консольную гонку, интереснее и насыщеннее. Sony в такой ситуации просто обязана придумать симметричный ответ. И вот этот ответ может стать следующей большой новостью на видеоигровом рынке.