За полгода курсы выпустят на СНГ-рынок 3,5К QA-интернов, а компании откроют всего 0,9К вакансий. Поэтому многие новички будут искать работу месяцами, а потом бесплатно вкалывать по ночам. Недавно один написал в линкедине: «Я готов на переработки, только возьмите…».
Меня зовут Че́слав Герасимóвич, я 11 лет в мануальном тестировании. Повышал качество в лучшем в мире пасьянсе, в мобильных танках, пошаговой стратегии, сервисе знакомств для калифорнийских индийцев. Сейчас — Lead QA в сервисе нетворкинга для распределённых команд Dreem.me.
В этой статье расскажу, как после курсов тестирования суметь стать джуном, который читает эту статью с корпоративного макбука из любопытства.
Как долго интерн-тестировщик будет искать работу
Математика: сайт «Маркетплейс курсов № 1» выдаёт 65 курсов QA. Если отобрать только отдельные компании и отсеять не-manual QA-курсы, останется 22 курса. Школа набирает каждый месяц по 20 человек.
Есть ещё офлайновые школы на районе, курсы внутри компаний, курсы не из RU-региона и курсы, не оплатившие размещение на маркетплейсе. Их считать не будем.
Итак, 22 курса впустили по 20 студентов и выпустили каждый месяц 259 целых и 6 десятых студента. Да, учитываем, что до конца курса доходят 59% студентов.
На рынок труда выйдет 215 выпускников: 16,3% трудоустроились во время обучения в правильной компании — той, что учит несколько месяцев и помогает искать работу. 79% выпускников будут искать работу 4 месяца, и каждый месяц к ним будут добавятся ещё 215 выпускников.
А сколько вакансий будет открываться каждый месяц?
Большой сайт вакансий пишет о 132 junior-вакансиях в месяц. Добавлю сюда же 23 intern-вакансии и притворюсь, что это всё вакансии для manual QA.
Теперь расскажу с картинками, как бороться и искать, найти хорошую работу и не сгореть.
Зачем компаниям выпускники-новички?
Команда ищет новичка, когда хочет передать нелюбимую часть работы тому, кто её полюбит. Нелюбови у каждого тестировщика разные. Список частых:
писать тест-кейсы,
проверять баги по отзывам из саппорта,
проверять платёжную систему,
проверять баги локализации на японском или арабском,
писать автотесты,
писать документацию,
проверять работу VPN и снифферов,
делать приёмочное тестирование билда, полного багов.
И где-то ищет работу новичок, которому нравится делать то, что никому в команде не нравится. Я люблю копаться в аналитике и крешлогах, люблю писать документацию, а вот снифферы меня порой сбивают с толку.
Найдите то, что вы любите из списка частых нелюбовей тестировщиков. Забегая вперёд: запишите это в резюме и готовьтесь упоминать в сопроводительных письмах.
Вдобавок плюсы новичков:
Энтузиазм. Кто сказал: «Ребята, вы уходите, я тут немного ещё посижу», — а сам остался пересчитывать шанс критического урона на тысяче ударов? Новичок.
Свежий глаз. Кто в игре про управление танком не будет управлять танком? Новичок. Он уберёт руки от управления и увидит, что башня у танка сама поворачивается от стены, когда танк к ней подъезжает в упор.
Невысокая зарплата. Иногда до обидного невысокая.
Благодарность. Новички прямо в чат пишут: «Ребята, спасибо большое, что меня взяли. Я не подведу». А сеньоры не пишут.
Но есть и минусы. Почему компании не хотят брать выпускника?
Энтузиазм. Кто сказал: «Ребята, вы уходите, я тут немного ещё посижу», — и остался до полуночи пересчитывать урон, а утром оказался бесполезным на релизе? Новичок.
Свежий глаз. Неуправляемый новичок заводит баг «Неправильный цвет кнопки регистрации» вместо бага «Регистрация не создаёт пользователя в базе данных».
Сравнительно невысокая зарплата. Новичок не так много получает на руки. Зато в затратах стоимость оборудования, на котором у сеньора получится значительно больший КПД. Стоимость времени ментора, который направит мирный атом на служение качеству продукта. Стоимость дообучения. Стоимость организации безопасной среды, где новичок и научится, и не нанесёт продукту вреда.
Непредсказуемость. Все новички — стрессоустойчивые и ответственные. Через год один новичок найдёт, что в тёмной теме мы белыми буквами пишем по белому текстовому полю логина. Второй — даст разрешение на выпуск версии, где невозможно заплатить за платную функциональность. И нет машины времени (той, что без гитар), чтобы узнать, кого из новичков сегодня выбрать.
Новичку нужен онбординг. В онбординг умеют не все. Чаще компании, которые не умеют и знают об этом, стараются брать неновичков. Но бывает, что компании, не умеющие в онбординг, идут ва-банк и набирают много недорогих благодарных новичков. Тут начинаются риски для всех. Сначала компания бурно растёт. А потом груз технического долга, пропущенных сроков заставляет её увольнять новичков, а на сохранённые средства нанимать опытный десант для спасения проекта. Это не всегда удаётся. Я работал в проекте, где в один день вышли 10 новичков. Через пару месяцев уволили всех, кроме одного. Сегодня на сайте компании нет даже упоминания об этом проекте — не спасли. А для начинающего разработчика первый опыт работы на 2–3 месяца — не лучшая строка в резюме. У рекрутера другой компании появится вопрос к нему — слишком маленький срок на первом месте работы.
Как писать будущему работодателю
Резюме у вас уже есть — в идеальном мире вы его составили и отточили с наставником. Но наставника, который напишет 50–100 сопроводительных писем к откликам на вакансии, не существует.
Чтобы привлечь работодателя, нужно привлечь рекрутера. А чтобы привлечь рекрутера, нужно думать, как рекрутер.
Открываю почту — и там 215 отзывов. Словно 215 результатов поиска в поисковике.
Во-первых, есть соблазн выбрать первого подходящего и не просеивать всех.
Но я не таков. Я — фильтрую. Вот ребята, которые прислали резюме, которое скачивать, открывать и пролистывать. А вот поменьше список — ребят, которые вдобавок прислали сопроводительное письмо. Можно выбирать из них.
Из тех, кто прислал сопроводительное, можно отсеять тех, кто прочитал текст вакансии.
Некоторые работодатели просят добавить в отклик на вакансию заголовок определённого образца или кодовое слово из последней строчки описания вакансии. Ещё мне рассказывали, что рекрутеры смотрят, чтобы название вакансии в сопроводительном письме совпадало с названием в описании вакансии.
Проще говоря, когда ищут intern QA — ищут в сопроводительном текст «Привет, я intern QA», а не «newbie QA» или «beginner QA».
Фильтром поиска могут быть навыки работы с инструментами, если в тексте вакансии: «Ищем тех, кто умеет в Postman и CharlesSSL».
Правда, иногда компании пишут инструмент «чтобы было» — например, технические требования рекрутер просто скопипастил из описания вакансии другой компании.
Указывайте сертификаты
В одну из компаний меня отобрали на собеседование из короткого списка «ребят, у которых есть сертификат ISTQB». ISTQB — это международная сертификация специалистов по качеству. Часто я слышал, что так отбирают специалистов для иностранных заказчиков. Почему ISTQB? Заказчики ничего не понимают про наши школы, а про ISTQB хотя бы слышали.
Расскажите про опыт, который поможет в тестировании.
Например, компания делает приложение для бегунов — и вы бегун? Или — сервис телемедицины, а вы медбрат, который хочет тестировать? Сообщите об этом сразу в сопроводительном письме. Как-то я пришёл в одну компанию, потому что играл в их игру, — и это стало преимуществом.
Потом меня, после шести лет работы с играми, не брали на работу в неигры. Отвечали: «Поскольку вы работали в игровой сфере, вероятно, вам будет у нас неинтересно». Думаю, что может быть и наоборот. Но в тестировании я таких историй не встречал.
В игре про танки мой напарник был не только QA, но и прекрасным игроком в эту игру. Настолько прекрасным, что его мнение, как менять карту, как балансировать танки, было важным — и его предложения работали! Потестировал, потестировал — и подняли его до продукт-менеджера.
Однажды приложение «Рация для дальнобойщиков» искало продукт-менеджера, который понимает, как разговаривать с 50-летними водителями грузовиков. И опыт там стоял на втором месте, а навык найти язык с этой аудиторией — на первом. Продукт-менеджеров — тыщщи, а бывших дальнобойщиков-продукт-менеджеров — полтора.
Как писать сопроводительное письмо?
Объём. Если релевантной информации много, то письмо может занять и формат А4. Если фактов мало, то важнее, чтобы информация была по делу, пусть это всего 4–5 предложений.Аттач. Не нужен, лучше прямо в текст вставить ссылку на портфолио или указать профессиональные страницы (githab, linkedin).
Что обязательно написать
А. Какие навыки помогут вам выполнять работу.
Б. Почему заинтересовались вакансией и компанией.
В. Тезисно: где получили опыт в тестировании, если он есть, либо как получаете знания в тестировании сейчас.
Г. Какой ваш прошлый опыт поможет работать на этой позиции.Чего не писать
«Я самый лучший и других таких вы не найдете».
Что ещё указатьА. Какой формат работы вас интересует (удалёнка, гибрид и пр.).
Б. Готовы ли вы переехать в другой город за свой счёт.
В. Готовы или нет к переработкам.
Г. Готовность стажироваться и учиться.Нина Уткина, HR с 10-летним опытом ( Tutu.ru, «МегаФон», Lamoda), эксперт по трудоустройству на курсе QA в «Практикуме».
Соцсети должны убеждать в том, что вы классный
Да, при прочих равных после всех этапов просеивания я как рекрутер, конечно, загляну в социальные сети моего кандидата.
Некоторые ребята на этом этапе вызывали у меня такое серьёзное сомнение, что из списка «давай посмотрим человека поскорее» переходили в список «если все подходящие закончатся, глянем этих». Поэтому сети должны или убеждать, что вы классный кандидат, или быть закрыты от лишних глаз.
Как искать работу не по вакансиям
Рекомендации от Friends and Family
Напишите пост в соцсетях и попросите друзей его расшарить. Уже в двух рукопожатиях от вас есть ребята, которые ищут себе в команду классных ребят.
— Новичок, пришедший на новую работу к знакомому человеку, легче адаптируется. Его знакомый передаст обычаи команды.
— Знакомый ручается за новичка и потому хочет, чтобы новичок остался.
— Личные особенности. В команде складывается атмосфера. Вася тут свой, всем подходит вайб Васи. Вася зовёт друга. Раз они друзья, то и вайбы у них похожие.
Меня взяли на курсы тестирования по рекомендации друга старшего брата. Из первой компании во вторую меня взяли по рекомендации человека, с которым я работал раньше.
Осмотрите сайты компаний, где вы бы хотели работать
Компании публикуют вакансии на сайте. Раздел обычно называется Careers, и в нём видны текущие открытые позиции. Часто большие компании набирают отклики про запас, чтобы выбирать не на сайте работы, а из базы. В Careers бывает строчка «Если вы не нашли свою позицию в списке, всё равно пришлите резюме».
Иногда я не мог найти Careers, но очень хотел в эту компанию. Тогда я находил ссылку Contact Us и присылал резюме по контактному адресу. Так я получил ответное письмо с тестовым заданием в мою самую первую компанию. Проработал там с новичка до руководителя отдела.
Если бы я сейчас писал такое письмо, то кроме резюме я бы приаттачил сертификат ISTQB, тест-сьют на проверку функциональности их продукта и — если что-то нашёл бы — добавил пару баг-репортов. Месседж такой: «Команда, вы мне нравитесь, и вот как я буду делать в вашем продукте, если возьмёте».
Отклик сработал, вы на собеседовании. Что может пойти не так?
Вы сказали, что это собеседование — ваш последний шанс не остаться голодным на улице через месяц.
Когда я как наниматель читаю пост «Ребята, это мой последний шанс» или слышу такое на интервью, мне очень некомфортно. Мне очень понятно, но очень некомфортно.
Если это твой последний шанс, а работа не пойдёт, как с тобой расставаться?
Как тебе давать обратную связь «вот тут подкрути, а вот это лишнее»?
Что ты будешь делать, когда почувствуешь, что тебя недостаточно спасли?
Правильный настрой: «Буду рад обсудить вакансию».
Вы слышите вопросы с двойным дном.
Вопрос «Какие ещё предложения вы сейчас рассматриваете?» — это вопрос «Насколько вам можно выкрутить руки?». Я его уже редко встречаю, но года полтора назад задавали.
Правильный ответ: «Есть несколько предложений, выполняю тестовые», то есть «Нинасколько нельзя».
Вопрос «Как будете выбирать позицию» — это вопрос «Вы сюда за деньгами пришли, что ли?» И правильный ответ: «Команда, проект, и, конечно же, деньги» — «Вы очень классные, и деньги у вас классные».
Вопрос «Когда будете готовы выйти на работу?» — обычно это «Как вы оставляете предыдущее место работы — в порядке или в бардаке». Если работа хороша, то правильно задать встречный вопрос: «Когда вам нужно?» Если не получаете понятной даты, тогда правильный ответ: «В течение двух недель», «В течение недели. Я уже привёл дела в порядок и приготовил сменщика».
Если вы получаете понятную дату, то, возможно, компании действительно нужен человек, который выйдет уже на неделе.
Бывают исключения из правил. Но редко. Я встречал один случай. Сразу предупрежу — там вся компания дерзкая. Обеспечивает технической экспертизой дерзкие стартапы, которые уже нашли деньги. В самом начале компании все собеседования проводил основатель. И когда он спросил легендарного новичка тестировщика: «Когда будете готовы выйти на работу?», легендарный новичок ответил: «Вот схожу покурю на крыльцо — и готов». И это было решающим. Новичок легендарно был принят, быстро вырос до руководителя отдела тестирования. А клиент компании, стартап, поднял недавно $25 млн инвестиций.
На собеседовании начали спрашивать то, что вы не знаете.
Что делать? Записать вопросы, по которым вы не знаете ответы. Пять интервью — и вопросы начнут повторяться.
Вас приглашают на стажировку
Итак, первый слой интервью пройден. Вам сделали предложение. Ура?
Хочется согласиться побыстрее — после месяцев поиска! Но — не ура. Нужно ещё обговорить детали. А то можно попасть на плохую стажировку или на плохую работу.
Хорошая стажировка ограничена по времени. Например, месяц. На хорошей стажировке есть ментор, причём ментор именно в QA. С одной стороны, навык тестирования и навык передачи своих знаний — это разные навыки. С другой стороны, чем лидовее будет ваш начальник, тем вероятнее, что он уже кого-то менторил. У меня на собеседованиях на лида каждый раз спрашивали, как я менторил команду.
На хорошей стажировке для вас запланированы встречи с ментором. Первую неделю я как ментор встречаюсь со стажёром ежедневно — и про навыки, и про адаптацию, и про применение знаний к реальному проекту. Дальше — три раза в неделю. Дальше — раз в неделю.
Выясните, какие критерии успешного окончания стажировки. И что вы получите по итогу.
Результатом может быть устройство вашего труда в эту компанию. Ура.
Результатом может быть рекомендация в LinkedIn от вашего ментора или нанимателя.
Результатом может быть разрешение использовать результаты вашего труда в портфолио. Например, тест-кейсы, которые вы писали на стажировке. Если компания беспокоится об утечке данных, то их можно сделать обезличенными.
Обсудите, как обстоит дело с овертаймами и ночными сменами. Как часто они происходят и как компания их оплачивает.
Можно надеяться, что солидная компания решает такие дела солидно. Но вот уже поднимается июльское рассветное солнце, вы с командой доедаете холодную пиццу и лучи падают на постель спящего вашего любимого человека. А вас на этой постели нет.
К 14-му часу работы истощаются две суперсилы тестировщика — это изобретательность и наблюдательность. Несколько овертаймов подряд делают тестировщика совсем бесполезным.
Когда на собеседовании меня спрашивают про овертаймы, я, седой ворчливый руководитель отдела, говорю так: «Если будет очень срочно нужно, я могу. Но сразу после этого я начну спрашивать, а что произошло, что мы овертаймили и что я могу сделать, чтобы этого больше никогда не повторилось?» И дальше пересказываю им абзац выше.
Взяли! Теперь-то всё?
Осталось капельку.
Не сгорите за первое время.
Высыпайтесь, подружитесь с командой, хорошо кушайте. Отодвиньте другие дела, которые помешают вам высыпаться, подружиться с командой и хорошо кушать.
На курсах тестирования я был середнячком, а последнее учебное задание и вовсе завалил. А наш отличник и последнее задание сдал на отлично и отправился на оплачиваемую стажировку. Он был чёткий, внимательный к деталям, старательный, легко находил важнейшие баги и прекрасно составлял отчёты об ошибках.
Через месяц стажировки он ушёл из тестирования в учителя химии. Навсегда.
Не перегружайте себя по возможности. Особенно без разрешения.
Спрашивайте.
Когда я приглашаю новичка или стажёра в команду, я говорю команде: «Наш новый парень сначала будет, возможно, задавать много вопросов. И дурацких вопросов тоже. Пожалуйста, отвечайте на них. Так он быстрее поймёт проект. А главное — найдёт то, что мы перестали замечать». Ваш ментор, скорее всего, скажет что-то подобное.
Уф. На этом, пожалуй, всё. С радостью буду ждать комментариев. Мне приятно было поделиться. Хорошо, если и вам было приятно почитать.