Когда-то давно моя девушка начала использовать инстаграм. Она попросила меня зарегаться и подписаться на неё. Я попробовал — у меня не получилось, потому что в инстаграме нельзя было регистрироваться с десктопа. Я тогда подумал — до чего же странные люди. Ну какой дурак будет делать софтверный продукт, которым нельзя пользоваться с компа? У них ничего не получится, и этот инстаграм станет маргинальным сервисом для кучки странных женщин, которые почему-то не любят десктопы.
Прошло всего несколько лет, рынок все расставил по местам — и самым большим дураком оказался я. А гении из инстаграма предсказали, как и куда все будет развиваться. Сегодня большая часть продуктов для пользователей делается в первую очередь под мобильные платформы. В лучшем случае они фигачат универсальный веб, который все равно оптимизирован под мобильники. Потому что пользователи любят айфоны, а не компы. Бизнес сел, посчитал, и принял решение — давайте зарабатывать больше денег, давайте у нас везде будет мобайл ферст.
Я сам на днях затирал бизнесу, что мы будем делать мобайл-фёрст — потому что я старший разраб, и умею принимать верные для бизнеса решения. Если человек сегодня захочет сделать массовый продукт, делая ставку на десктоп версию — его почти гарантированно ждет провал.
Но все, что делается в IT — делается программистами, каждый из которых — пользователь ПК. Настольник стал нишевым инструментом для профессионалов, и сначала мне понравилась эта идея. Я люблю чувствовать свое техническое и интеллектуальное превосходство. В конце концов — это мы сидя за компами проектируем мир мобильных интерфейсов, мы все решаем сами, и мы все держим под контролем.
Но теперь мне начинает казаться, что мы заигрались.
Однажды я был не дома, и тимлид попросил меня сделать код ревью. Я ответил — так и так, братан, я с телефона, ревью не получится. «Ну посмотри с телефона». Стоп. Стоп. Я не буду смотреть код с телефона — это же какая-то дичь. Работа над кодом устроена очень просто — она делается за компом, и крайне желательно — в IDE. Пробежать глазами изменения в 50 файлов на телефоне — это не код-ревью, а халтура. Лид сказал, ок, но я понял, что для него телефонное ревью — обыденность.
Мой друг, с которым мы пилим пет-проект, выговорил мне, что я не использую префикс I в интерфейсах. Я сказал — погодь, но это же пережиток прошлого — времени, когда IDE не умела их подсвечивать. Теперь умеет, префикс летит на свалку истории. Да, но он оказывается часто смотрит код с телефона, и ему не понятно, где интерфейс, а где класс. Удобство другана — штука важная, я вернул префикс в конфиг райдера, и думать об этом забыл. А вот сейчас вспомнил, и начал понимать — похоже, мне придется писать код так, чтобы он был удобным ещё и на экранчике смарта. Что? ЧТО!?!
Называйте меня динозавром, но меня это бесит. Я сам — ненавижу телефоны. Я не понимаю, зачем мне открывать Джиру на телефоне, если я, блин, работаю за компом. А Джира на телефоне сделана лучше, чем десктопная. Потому что проджект менеджеры — не делают настоящую работу, они посиживают на лавочке в парке, и перемещают тикеты на красивом айфончике. Разрабы, которые вынуждены пользоваться этой джирой, страдают от ужасной десктопной версии.
У меня есть айфон, который исполняет две задачи. Звонки, и сообщения, что я сейчас не за компом и не могу отвечать. Но это я так хочу. А рынок сказал, что я без телефона больше не человек, и даже на гитхаб должен заходить, только когда введу код из сообщения на телефон. Корпорации на 100% доверяют моему телефону, и у меня нет ни одного механизма, чтобы заставить их так же доверять моему компу. Ни одного.
Я столкнулся с проблемой, что не могу управлять своими банковскими делами, если забыл где-то телефон. Ну то есть, какого черта? Я сижу за своим компом, авторизованный и валидный, но мне нужен телефон, чтобы получить доступ к личному кабинету в банке. В веб-версии — которая обычно ещё и менее функциональная, чем мобильное приложение. А десктопного приложения нет. Как такое возможно? Как они себе это представляют? Вот сидит такая бухгалтерша в офисе, не за компом, а с телефоном в руках — и управляет активами фирмы в мобильном клиенте сбербанка?
Современная жизнь буквально навязывает тебе смартфон, и это только полбеды. Я чувствую, что мой десктопный опыт под все большей и большей угрозой.
В мире, где каждый продукт делается под мобильники, у всех продуктов останутся только те функции, которые будут удобными на мобильниках. На маленьком экране не получится сделать сложную многофункциональную форму — значит сложных форм больше не будет. Да, у нас есть десктопная версия, но мы не будем делать фичи, которые будут работать только на ней — это противоречит идеям юзер экспириенса. Поэтому если сейчас ты придумаешь что-то достаточно сложное — твои продукты будут тебе объяснять, что вы должны все упростить. Ведь на телефоне это реализовать не получится. И при этом — самое смешное — у нас невероятно мощные телефоны. Куча памяти, топовые многоядерные процессоры — чтобы что? А просто. В итоге получается, что раз большинство людей не хочет использовать сложное, но крутое ПО — значит сложного и крутого ПО просто не будет. Ни для кого.
Меня убивает мысль, что я мог бы решать вообще все свои проблемы, сидя за ноутом, но бизнес и рынок решили, что это не выгодно. И теперь мой комп это просто маргинальный аксессуар для моего телефона. Я, блин, до сих пор не могу привыкнуть, что гики — это больше не инженеры, которые секут в железе. Теперь гики — это просто суперпотребители, а “протестировать девайс” — это теперь проверить, а не бьется ли у него стекло об асфальт.
Я всегда считал, что самая крутая разрабовская компания в мире — это Майкрософт. И когда Майки выпустили следующую ОС, оптимизированную под планшеты — я им поверил, и купил планшет с Windows 8. Честно попытался его использовать, разочаровался, купил к нему клаву с мышью, и превратил в ноутбук. Тогда Майкрософт провалился, но такие вещи теперь называют “опередили время”, и я думаю, что вторая попытка пересадить десктопы на мобайл ферст ПО не за горами.
Я не старый бубнящий дед, который не может принять, что все меняется. Потому что я блин прав. Со сложным и многофункциональным ПО лучше работать с десктопа. У меня тут сотня клавиш, два здоровых моника, мышь, джойстик и даже дурацкий тач. Это, мать его, самый продвинутый и современный инструмент для работы с программами. А все сделали вид, что компы, и сложные программы — устаревшее говно, а будущее за дурацкими приложеньками на пол экрана.
И самое страшное — каждый день я вынужден приходить на работу, и строить там не тот мир, в котором сам бы хотел жить — и я ничего не могу с этим сделать. Я, и все остальные разрабы, вынуждены каждый день заколачивать гвозди в крышку гроба для инструмента, который мы обожаем.
На правах рекламы
Серверы для разработки с посуточной оплатой, интернет-каналом 500 Мегабит и отличной защитой от DDoS-атак. Гибкие тарифные планы, максимальная конфигурация — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe.