Неоконченная история QR-кода

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Мы встречаемся с ними всюду: на водосточных трубах жилых массивов и поручнях метро. В рекламных роликах крупных брендов и сервисах регистрации. Даже в видеоигре Alan Wake QR-коды, простите за каламбур, «засветились» в качестве пасхалок с дополнительным контентом.

Чуть ли не ежегодно возникают «убийцы» QR-кодов, а им самим предрекают скорую гибель. Но уже не одно десятилетие люди продолжают пользоваться этими черно-белыми квадратиками. Зачем? Почему? Кто их придумал? Попробуем разобраться под катом.

Япония издавна славится разного рода изобретениями, призванными сделать бизнес-процессы и производственные задачи как можно более компактными и эффективными. В начале 1990-х годов перед инженерами крупной машиностроительной компании Denso стояла нетривиальная задача: создать унифицированный штрих-код (или нечто подобное) для маркировки деталей и компонентного сканирования. На тот момент внутри компании были приняты более 10 кодов разного назначения, и сотрудники завода жаловались на то, что работа с кодами требует большой концентрации, а сами коды содержат чрезвычайно мало полезной информации.

При этом нельзя сказать, что проблема эта носила частный характер: по всей стране компании разрабатывали собственные варианты штрих-кодов, силясь «впихнуть» в них как можно больше данных. 

Китайские шашки и японская смекалка

Масахиро Хара, сотрудник отдела разработки Denso Wave, в 1992 году взялся за решение этой задачи. Новые коды должны были отвечать следующим требованиям:

  • объем информации, которую возможно хранить в коде, должен существенно возрасти;

  • процесс считывания должен быть как можно более точным и быстрым;

  • сами коды должны быть устойчивы к пятнам от масла, грязи и прочим повреждениям;

  • считывающее устройство должно быть простым и дешевым.

По легенде, вдохновение пришло к Масахиро за обедом, во время игры в го. Что ж, очень похоже на правду: QR-код действительно напоминает доску для игры с расставленными на ней камушками, а игровая ситуация — это те же закодированные данные.

Ключевое отличие QR-кода от традиционного штрихкода — он распознается сканером как двумерное изображение. Для нормализации изображения при считывании и снижения вероятности ошибки код содержит несколько крупных квадратов в одном из углов, а также множество более мелких синхронизирующих точек, рассредоточенных по всей площади кода. Забавный момент: спецификация QR-кода описывает только сам принцип построения кода, но не формат данных, зашифрованных в нем. Это создает целое поле для экспериментов, которые не кончаются по сей день.

По словам Масахиро, «квадратики», из которых состоит код, также были выбраны не случайно: выяснилось, что паттерны из квадратов практически не встречаются в бизнес-документах и в маркировке в целом. Таким образом, вероятность ошибки при считывании, вызванной «паразитными» данными, сводится к нулю. В целях дополнительной страховки Масахиро предложил использовать определенный размер отступов между информационной частью паттерна и его границами. Конечный формат кода определяется следующим соотношением габаритов черных и белых пикселей: 1:1:3:1:1. Считывающее устройство способно распознать код, расположенный под любым углом, ориентируясь лишь по этому соотношению.

К 1994 году новый формат кода (Quick Response Code) был повсеместно внедрен на заводах производственной цепочки автоконцерна Toyota, но быстро «перетек» из цехов в другие бизнес-сферы. Масахиро Хара вспоминает, что вплоть до презентации нового формата кода он не был уверен, что его детище приживется в компании. Да, скорость считывания данных и надежность формата не вызывали сомнений, однако 2D-сканеры могли стать серьезным препятствием на пути внедрения технологии. Тем не менее код был воспринят и главами, и рядовыми сотрудниками корпорации очень тепло. В течение следующего месяца удалось успешно внедрить его в собственную Kanban-программу Toyota.

Не секрет, что японцы любят свои изобретения и не выпустят любимую игрушку из рук, пока не появится её более технологичный наследник. То же произошло с QR-кодами: с 2002-2003 года их стали применять в ресторанах для маркировки контейнеров, в делопроизводстве. Известны также случаи применения QR-кодов в школах, музеях и на кладбищах.

QR-коды захватывают мир

Простота и удобство кода понравились людям и за пределами Японии. К середине-концу 2000-х годов о японском изобретении узнал весь мир. При этом фраза-обозначение «QR code» является зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим компании-изобретателю, однако использование самих кодов не облагается отчислениями.

Говорить о версиях QR-кодов можно достаточно долго: существуют и «маленькие» версии (21х21px), и более крупные — 177х177px. Вот основные принятые во всем мире кодировки данных:

  • цифровая кодировка, до 7089 цифр;

  • алфавитно-цифровая кодировка, до 4296 символов (или до 2953 символов с поддержкой кириллицы);

  • байтовая кодировка, до 2953 байт;

  • кодировка кандзи, до 1817 иероглифов.

Кроме того, существуют и более «экзотичные», практически не прижившиеся форматы: например, для описания графической и аудиоинформации.

Опустим технические моменты, лежащие в основе принципа QR-кода: этой информации и на Хабре, и за его пределами предостаточно. Гораздо интереснее сконцентрироваться на том, как эти коды используются вне рамок бизнес-задач.

Примечание: QR-коды ниже представлены исключительно для демонстрации технологии. Автор статьи не несет ответственности за их содержание — сканируйте на свой страх и риск :)

Двумерный креатив

Игра с цветом

Современные смартфоны и считывающие устройства куда меньше зависят от четкости изображения кода, нежели их предшественники. Благодаря этому стало возможно раскрашивать QR-коды в разные цвета и интегрировать их в дизайн продуктов. Ниже мы приведем несколько вариантов кода, удачно вписанных в разноцветные изображения.

Игра с формой

«Закругленные» QR-коды, коды, в которые вписаны изображения и логотипы — также не новость. Чтобы устройства могли разобрать нестандартные с точки зрения формы коды, применяется технология избыточного кодирования.

Особняком здесь стоят «дизайнерские» варианты QR-кодов: это не просто вписывание квадратика с изображением в поле кода, это целое произведение искусства. Ну, почти искусства.

Коды с нестандартной ориентацией в пространстве также не новы.

Кроме того, периодически можно встретить анимированые QR-коды, однако это, скорее, модная диковинка, нежели оправданное использование технологии.

Рукотворные QR-коды: благодаря общей простоте кода, его легко можно воссоздать не только на бумаге, но и с помощью подручных средств.

Игры с применением

Открытки, футболки, бижутерия с памятными шифровками — даже сюда добрались QR-коды.

Открытые выставки и уличные библиотеки используют QR-коды: чаще всего в них шифруются основные данные о художниках, писателях и музыкантах, а по сокращенной ссылке можно скачать копию того или иного произведения.

Ритейл не остался в стороне: в QR-кодах шифруются коды скидочных купонов и номера карт для программ лояльности. Впрочем, здесь у QR-кода есть сильные конкуренты, например, NFC-решения.

 

QR-коды все еще популярны среди рекламодателей: в кодах шифруются адреса сайтов и ссылки на скачивание приложений — своеобразная попытка перевести пользователей из оффлайна в онлайн.

 

Сомнительное решение — наручные часы, которые показывают время в зашифрованном варианте.

 

Туристические достопримечательности во многих городах снабжены не только соответствующими табличками, но и QR-кодами. Это позволяет, с одной стороны, сохранить аутентичность памятника, с другой — снабдить его дополнительной информацией для иностранных туристов, которые не могут прочитать оригинальную надпись.

 Японская виза — здесь без комментариев. :)

Визитки — для быстрого обмена контактами не обязательно иметь под рукой бумагу и ручку (или записную книжку на смартфоне). Достаточно считать код, и данные о бизнес-партнере автоматически появятся на устройстве.

Татуировки — опять же, без комментариев. Главное, чтобы мастер ничего не напутал. Агент 47 шлет пламенный привет.

 

Архитектуру культура QR-кодов также не обошла стороной. Выполненные в QR-стиле здания вряд ли можно считать полнофункциональными носителями информации, скорее это дань моде.

Проект бизнес-центра в ОАЭ
Проект бизнес-центра в ОАЭ

«Киса и Ося были тут»: QR-коды используются также в так называемой психогеографии. Люди записывают свои мысли, ассоциации и воспоминания, связанные с разными местами, и распространяют их в виде QR-кодов.

 

Собственно, от изначального предназначения QR-кодов мир так и не отказался: например, в дата-центрах кодами помечаются стойки с оборудованием и секции стеллажей с запасными частями.

Игры с содержанием

Пароли от гостиничного Wi-Fi, географические координаты, ссылки на меню — это весьма традиционные варианты использования кода. Как насчет чего-то более интересного?

Сервис QRInfoPoint предлагает достаточно забавное решение для передачи музыки, фото или видео через QR-код. Задумка проста и элегантна: разумеется, вместить целый аудио-файл в код не получится, однако вполне возможно залить его на сервер (или воспользоваться уже существующей ссылкой, например, на YouTube), а в код интегрировать адрес html-странички с соответствующим тегом и атрибутом src, по которому будет загружена и проиграна композиция.   

Симпатичные QR-коды использует Nintendo в играх серии Pokemon (и некоторых других) для передачи информации, обмена покемонами и многого другого.

Совершенно сумасшедший, но работающий QR-код. Опять же, в стилистике Nintendo.

Попытка зашифровать в QR-коде целую игру:

«Убийцы» и прочие родственники QR-кода

Регулярно в интернете появляются сообщения о скорой гибели QR-кодов и изобретении чего-то совершенно нового и неожиданного. Не будем касаться реальных бизнес-альтернатив QR- и штрихкодов, пройдемся маркетинговым и сугубо увеселительным инструментам. Правда, из-за скромной фанбазы они редко получают широкое распространение. Приведем несколько интересных примеров, так или иначе эксплуатирующих идею предоставления дополнительной информации на основе кода или современных технологий.

Приложение PhonoPaper позволяет зашифровать аудио до 10 секунд в изображении или произвести расшифровку.

Приложение «Честный знак» для проверки подлинности товаров и получения дополнительной информации по различным кодам.

Кроме того, с успехом выполняют задачи, возложенные маркетологами и любителями фана на QR, технологии дополненной реальности, NFC и биконы.

Clickable paper — проект, нацеленный на получение дополнительной информации из печатных материалов.

«Убийца» QR-кодов SnapTag — обведи логотип кружком, и дело в шляпе.

Это далеко не полный список технологий, чья задумка перекликается с идеей QR-кода. Но пока что почти тридцатилетняя технология не сдает позиций — напротив, обрастает новыми формами и применениями, как в реальном бизнесе, так и в среде фан-сервисов. Возможно, мы еще им просто не наигрались.

Источник: https://habr.com/ru/company/it-grad/blog/548188/


Интересные статьи

Интересные статьи

С 2019 года в России работает система быстрых платежей (СБП) — возможность переслать деньги в любой банк — участник системы по номеру телефона и, что не менее важно, новы...
Как я пришел к покупке приточной вентиляции для квартиры с готовым ремонтом. Как купил ее за 150к и чуть не потратил деньги зря. Статья будет полезна тем, кто планирует купить очиститель воздуха,...
«Битрикс» — кошмар на костылях. Эта популярная характеристика системы среди разработчиков и продвиженцев ныне утратила свою актуальность.
В 1985 году Алексей Пажитнов и Вадим Герасимов выпустили в свет Tetris. Эта увлекательная и вызывающая сильное привыкание игра требовала от игроков соединять фигуры, появлявшиеся в случайном по...
На этой неделе исполнилось 42 года со дня ужасного террористического акта на Канарских островах, который привел к гибели почти 600 человек. Нет, сам взрыв бомбы, устроенный боевиком из Движения з...