Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Всего месяц назад мы писали статью о значительном падении ноутбуков и ПК. Тогда говорилось о том, что оптимизма по поводу дальнейшего развития ситуации нет ни у кого. Но похоже на то, что и в сентябре все было более-менее. По данным ряда экспертов, включая представителей Gartner, глобальный рынок ПК в III квартале 2022 года показал худший результат за много лет. О подробностях, как водится, под катом.
Что там по отчетам Gartner?
По словам представителей агентства, по сравнению III кварталом прошлого года в этом — сильнейшая просадка, примерно на 19,5%. При этом проблемы глобальные, наблюдаются они у всех крупнейших поставщиков десктопных ПК и ноутбуков, а не только у части компаний. Хуже всего, насколько можно судить, дела обстоят у компании HP. У нее закупили примерно на 5 млн систем меньше, чем в прошлом году.
Чуть получше дела у Acer, хотя ее ситуация крайне близка к тому, что происходит с продажами HP. Ну и дальше идут Dell, Apple, Lenovo и ASUS. Падение продаж у последней, кстати, всего 7,5%, что крайне положительно выглядит по сравнению с другими компаниями. Чем это вызвано не совсем ясно — возможно, продажи шли не особо хорошо в прошлом году. А может быть, ASUS почти удалось избежать проблем своих «коллег».
Ну и да, падая в продажах, вендоры умудряются наращивать доли рынка. Например, выросла доля Lenovo — с 23,9% до 25,5%. Чуть нарастила долю рынка Apple — c 8,1% до 8,5%. Ну и все относительно неплохо у ASUS, которая увеличила свою долю с с 7,1% до 8,2%. Упали лишь доли рынка Dell, с 18% до 17,7% и Acer, с 7,1% до 6,6%.
Более того, Gartner рассказывает сильнейшем падении десктопных ПК, ноутбуков, неттопов и других электронных систем. Оно крайне резкое — нечто подобное случалось лишь в середине 90-х годов XX века.
Прогноз IDC, который мы публиковали ранее, был довольно пессимистичным. Согласно ему, продажи ПК (как ноутбуков, так и десктопов), до конца 2022 составят в абсолютном выражении 305,3 млн единиц. Это означает падение на 12,8% по сравнению с 2021 годом, когда было продано 348,8 млн. Планшетные ПК тоже явно не на взлете. До конца года, по мнению аналитиков, будет продано около 156,8 млн единиц, что в относительном выражении — минус 6,8% по сравнению с предыдущим годом. Те же аналитики считают, что общее падение продаж всех устройств, включая любые виды ПК, ноутбуков и планшетов, составит около 10,8% к концу года, по сравнению с 2021 годом.
Но, как видим, на протяжении нескольких отчетных периодов проблема продолжает не только сохраняться, но даже усугубляться. И далеко не факт, что IV квартал 2022 года покажет себя лучше, чем все предыдущие. Все может быть наоборот.
Еще немного подробностей
Насколько можно судить из данных аналитиков, хуже всего обстоят дела с продажами ноутбуков. Так, по словам аналитиков Canalys, по итогам III квартала падение составило 18,6% для всех компаний глобального рынка. При этом продажи ноутбуков, как и продажи десктопов, падают на протяжении трех кварталов подряд. Например, во второй четверти 2022 года вендоры продали всего около 55 млн ноутбуков, что не так и много для глобального рынка.
У HP, например, именно продажи ноутбуков стали причиной столь пессимистичного результата продаж в III квартале 2022 года. В некоторых регионах у компании есть даже рост на рынке десктопных ПК, но вот продажи ноутбуков падают все быстрее.
У Dell десктопы тоже показывают небольшой рост, а вот продажи ноутбуков снизились практически во всех регионах, кроме, разве что, Японии.
Если говорить об отдельных рынках, то хуже всего продажи ноутбуков и ПК идут в ЕС, здесь показатель падения — около 26,4% в годовом исчислении. В абсолютных цифрах это 17 млн устройств. Чуть получше дела в США, где рынок в III квартале сократился на примерно 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ну и еще чуть лучше продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, это 16,6%.
Если взять относительные значения, то спад продаж рекордный за много лет. Так, например, в сложном для производителей компьютерной техники 2015 году спад составил 10,4%, по сравнению с ожидаемыми 12,8% в нынешнем 2022 году. При этом с 2012 по 2018 годы рынок десктопных ПК и ноутбуков не расширялся — роста в годовом выражении не было. В 2019 начался небольшой рост на уровне 2,7%, который затем сменился бумом продаж из-за пандемии и массового перехода в онлайн-режим учебы и работы.
По мнению специалистов, в 2023 году объем рынка ПК (сюда входят и ноутбуки), а также планшетов сократится на 2,6%. Возможно, небольшой рост будет с конца 2024 года, но такие предположения могут разбиться о суровую реальность в виде экономического спада и ряда других причин.
Так а в чем проблема?
Есть несколько основных факторов, которые оказывают негативное влияние на продажи ноутубков и ПК по миру. Основной — это завершение пандемии. Где-то остаются отдельные очаги, но небольшие и ненадолго. Многие сотрудники, которые ранее были на удаленке, вернулись в офисы, где есть вся необходимая для работы техника. То есть докупать ничего не нужно.
По данным экспертов, а также СМИ, включая китайские издания, сейчас переполнены склады тайваньских вендоров вроде Acer, Asus и MSI. Эти компании массово продавали продукцию во время роста пандемийного спроса, если так можно выразиться, а также в период дефицита электроники. Но они не сразу заметили, что спрос падает, возможно, даже надеялись на то, что это временное явление. В итоге компании оказались неспособны продать столько ПК, ноутбуков, смартфонов, сколько планировали ранее, и оказались со складами, забитыми собственной продукцией.
Естественно, сказывается и текущая геополитическая обстановка. Люди начинают экономить на электронике, предпочитая сократить расходы либо решать иные проблемы.
В целом, пока что продажи продолжают падать. Сохранится ли эта тенденция в 2023 году? Некоторые аналитики уверены, что да. Другие говорят, что ситуация будет постепенно налаживаться. С последними можно было бы согласиться, но только при условии, что не будет возникать дополнительных факторов, которые негативно действуют на продажи электроники.