Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В этой статье я расскажу о том, как организовал себе единое место для заметок, документов и проектной документации с помощью Obsidian и шаблона Linkin Your Thinking</p>" data-abbr="LYT">LYT, а также дам ссылку на русифицированный шаблон для создания своей такой системы. Поехали!
Введение
Как-то раз мне мой друг с энтузиазмом задвигал, что он нашел крутой текстовый редактор с возможностью хранить заметки не у кого-то на сервере (камень в сторону Notion), а прям у тебя на компе, или в облаке. А самое крутое, что там есть визуализация связей заметок в виде графа!
Ну, это конечно прикольно, но реальной пользы от такого я не увидел, поэтому как-то забил на эту затею.
Но вот недавно я устал, что я использую разные приложения для заметок, todo-листов, и документов. Что-то в Apple Notes, что-то в TickTick, что-то в личке с самим собой в телеге, какое-то старье в Notion. А еще я в отдельном приложении веду дневник на каждый (ну или не очень) день. Получается, что все мои записи лежат где попало в разных форматах, и весь этот бардак начинает утомлять, когда я хочу найти результаты анализов крови прошлогодней давности или организовать задачи для работы над каким-нибудь проектом. Узнали? Согласны?
Вы просите решений? Их есть у меня. Представляю вашему вниманию Obsidian – текстовый редактор, работающий с форматом Markdown, плюсы и минусы которого я разбирать не буду, лишь отмечу, что этот формат универсальный и простой, что поможет переместить заметку в другой сервис при необходимости. Например, эту статью я пишу прямо сейчас в Obsidian! А еще тут есть кастомизация (можно писать свои CSS), плагины (например, встроенная работа с диаграммами Excalidraw или синхронизация с git-репозиторем), теги, шаблоны и, конечно же, кросплатформенность и доступ к хранилищу с телефона.
Я вспомнил наш разговор и название софтины. Погуглил, посмотрел пару видосов, заинтриговался. Решено – было бы полезно создать свое хранилище всех заметок и документов. Но писать все в одну папку – создавать новый бардак, а придумывать свой фреймворк не хотелось, и я решил поискать готовые решения. Перебрав несколько вариантов, я остановился на шаблоне LYT по нескольким причинам:
Популярность. У проекта есть сообщество, можно глянуть видосики и комменты на реддите. А автор этой системы – Ник Майло – уже 15 лет занимается цифровизацией заметок и даже проводит платные воркшопы по тому, как пользоваться этой системой. Может прозвучать как инфоцыганство, но имхо тут скорее уместно сравнение с Терри А. Дэвисом и его любви к своей системе.
Универсальность. Я увидел в архитектуре множество способов применения – хранение семейных рецептов, заметок о друзьях и идей для подарков на праздники, to-do/to-watch/to-play и других списков... Причем все выглядит удобно и лаконично (пока ты наводишь там порядок).
Простота.Шутка. Простотой тут и не пахнет. Да, с первого взгляда система выглядит излишне сложной и громоздкой. Однако, разве твоя личная википедия не должна быть таковой? Если твой ответ не совпадает с моим, закрывай вкладку, покупай отличную тетрадь 64 листа в клеточку и попробуй писать все там, например. А я, пожалуй, начну.
How-to LYT
LYT, он же Linking Your Thinking, он же Ideaverse – система организации заметок для Obsidian, использующая разные способы организации заметок – папки, ссылки и теги. Я переварил эту систему у себя в голове и, без претензий на достоверность, хочу поделиться своим пониманием и путем к пониманию как это все использовать.
Первое, на что я наткнулся – это интерактивный LYT Kit, который начинает изобиловать ссылками при погружении в его разделы. Перегрузившись информацией я пошел искать статьи, которые мне объяснят что же тут происходит. Вот отличный пример: ссылка, рекомендую прочитать ее. После прочтения я решил, что теперь-то я все пойму, наткнулся на новую версию LYT – Ideaverse, ну и чтобы миновать проблемы легаси, скачал архив и полез копаться в структуре и заметках.
Итак, вот основные моменты, которыми бы я хотел поделиться при приручении LYT.
Зачем мне все это
Хранилище Obsidian я собираюсь использовать как:
Свою личную википедию. Описывать свои знания в различных сферах по мере изучения, записывать любимые рецепты, разрабатывать планы на жизнь и подводить итоги года. Если интересно, можно почитать про техники BASB (building a second brain);
Дневник. Мысли и события, происходящие в течение дня;
Рабочую тетрадь. Ставить задачи и описывать их. Что-то типа смеси Jira и Confluence, но без лишних сложностей.
Как вести "свою личную википедию"?
В LYT используется структура, напоминающая цеттелькастен (переводится как «ящики для заметок»), в которой ты пишешь цельные, атомарные кусочки мыслей на бумажных карточках, проставляешь ссылку на номер связанной карточки и укладываешь в ящичек по категории, к которой относится мысль на бумажке.
У нас же ящички будут представлены MOC (map of content) заметками. Эти MOC заметки – карты, которые как путеводитель по теме MOC'а ведут на разные участки твоей википедии – записи. На этих картах будут указаны ссылки на заметки, принадлежащие этой карте. Твои MOC'и могут и будут регулярно обновляться, дорабатываться, изменяться под твои нужды. Примеры:
Структура хранилища
Так как писать заметки я собираюсь на русском языке, то и структуру я решил перевести на могучий и доработать под себя, и вот так Ideaverse превратился в Интеллектарий. Путь к переводу был неблизок, и вот к чему я пришел:
В корне структуры есть 4 папки и стартовая страница Начало