Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Операция БП может быть простая, составная и сложная.
Если операцию выполняет более чем один исполнитель операции, то это сложная операция. Операция может быть отработана в результате исполнения машинного кода. В этом случае нет выпадения операции из контекста бизнес-процесса. Просто мы считаем код инструментом, а оператором ИТ-службу.
Мы предполагаем, что один и тот же исполнитель операции (далее — оператор) в каждый момент времени может быть участником только одного процесса, в том числе и при сложной операции, когда операторов более одного.
Операция одновременно может принадлежать двум и более процессам или даже функции и подпроцессу принадлежащему двум и более процессам.
По завершении одной операции инструкция может требовать, чтобы этот же оператор осуществил следующую за ней операцию одного процесса. Либо, окончив текущую операцию оператор должен совершить операцию другого процесса.
При этом оператор может поменять свой статус на время исполнения этой следующей операции, например, применив делегированные ему права владельца процесса как контролёр в этом другом процессе.
Выполняются одним и тем же оператором одна и та же операция или блок непрерывной последовательности операций.
Выполняются регулярно через промежутки времени или циклы процессов в течение всего или части периода деятельности организации.
Выполняются при наступлении ожидаемых, вероятных но нерегулярных событий. Например, в соответствии с планом действий на случай чрезвычайных событий. Эти операции имеют целью сохранить процесс, довести функцию до конца и получить требуемое. При наступлении события такие операции, функции, подпроцессы встраиваются в бизнес-процесс и исключаются, как только влияние события падает ниже существенного уровня.
ВНД могут описывать процессы, состоящие полностью из условных операций.
Должны выполняться при наступлении событий, которые настолько маловероятны или не соответствуют направлению деятельности организации, что для них не разрабатываются заранее технологии, в силу неоправданность затрат. В таких случаях может потребоваться разработка и реализация проекта или привлечение сторонних специализированных организаций.
В качестве примера можно привести аналогии из области спорта. Бег в легкой атлетике является классическим примером циклических операций. Если рассмотреть бег с препятствиями, преодоление препятствий является периодическим процессом. Если сюда добавить спортивное ориентирование на местности, то добавятся условные процессы в форме водных препятствий или пересечённой местности. В случае же если представить, что прошли осадки и река разлилась и понадобится водный транспорт для её преодоления, мы получим уникальное событие, которое потребует привлечение специалистов с водным транспортом или проект по строительству плота.
Процессы конечно состоят из операций. Но в нотациях процессы записываются через события, функции, активности. То есть более крупные, чем операции, единицы.
Процессы проклассифицируем на основании их целей:
Основные. Процессы состоящие из операций последовательно изменяющих состояние или содержание нематериальных объектов, например, информации о юридически значимых отношениях между клиентом и иными лицами или материальных объектов, например, денег в наличной форме до соответствия требованиям, позволяющим назвать это продуктом или услугой.
Управленческие. Внутренние процессы, состоящие из операций направленных на разработку и контроль выполнения требований к входу-выходу, квалификации, технологии, инструкций к операциям, функциям, процессам, затем последующему контролю, анализу отклонений и изменения требований.
На самом деле руководитель обычно не знает, что происходит на самом деле в текущий момент. Он имеет дело либо с уже прошлым, либо с желаемым будущим. Поэтому на практике достаточно часто наблюдается фиаско управления, потому что скорость процесса управления, обычно меньше скорости изменения внешних факторов, которые изменяются так, что владелец процесса видит недалекое прошлое организации как астроном наблюдает явления во Вселенной состоявшиеся тысячи и миллионы лет тому назад.
Вспомогательные или обеспечивающие. Внутренние процессы, состоящие из операций, направленных на обеспечение основных и управленческих процессов кадровыми, материальными, информационными и прочими ресурсами. Как правило, без этих процессов не возможны физически основные и управленческие процессы.
Способность операции к автоматизации позволяет увидеть варианты изменения процессов в будущем. Что происходит с операцией, которая автоматизирована?
Автоматизированная операция не теряет оператора, меняется инструмент и среда исполнения. А коллективным оператором становится ИТ подразделение.
Декларативная парадигма, при этом применяемая, позволяет не углубляться в содержание операции даже владельцу процесса, противопоставляя, тем самым, подход императивной парадигме, которая предполагает выставление исполнителю инструкций, исполнение которых изменяет состояния входной информации или вещества строго в определенной последовательности и технологии.
Процессы делятся на регулярные и нерегулярные. Нерегулярные процессы являются проектами.
Проект это процесс или набор процессов, состоящих из специально разработанных операций, направленных на создание, прекращение или изменение процессов, операций, субстанций, информации, программных кодов. В организациях, специализирующихся на проектной деятельности проекты могут быть типовыми или уникальными.
Типовые проекты могут разрабатываться специализированными организациями, которые получают потоки однородных событий являющихся для остальных фирм достаточно редкими, чтобы не тратить собственные ресурсы. Иногда требуется относительно недорогая адаптация и затраты на разработку существенно ниже цены для потребителя проекта.
Проект сам по себе может содержать циклические операции и функции. Если проект уникальный, то и операции могут быть уникальными и носить творческий характер. В таком случае возрастают требования и ожидания от исполнителя и владельца процесса.
В отличие от регулярного процесса, проект не содержит такого рода регулярностей и является способом внесения изменений в действующую систему. Поэтому управление проектом является управлением изменениями.
По аналогии с материальным правом мы разделяем права на процесс. Владелец процесса и собственник процесса являются различными ролями.
Владелец процесса, тот кто в рамках организации обладает легальным правом в рамках организации изменять любые параметры этого процесса с согласованием своего решения у собственника процесса или без такового. Согласование зависит от внутренней культуры и регламентов.
Собственник процесса делегирует владельцу процесса права, связанные с процессом, имеет право менять владельца процесса без согласования с кем бы то ни было.
Таким образом, Собственник процесса является владельцем процесса управления владельцами процессов.
Исполнитель операции (оператор) в течение наблюдаемого периода времени может, не изменяя свою локацию, участвовать в более чем один процессе.
Если операцию выполняет более чем один исполнитель операции, то это сложная операция. Операция может быть отработана в результате исполнения машинного кода. В этом случае нет выпадения операции из контекста бизнес-процесса. Просто мы считаем код инструментом, а оператором ИТ-службу.
Мы предполагаем, что один и тот же исполнитель операции (далее — оператор) в каждый момент времени может быть участником только одного процесса, в том числе и при сложной операции, когда операторов более одного.
Операция одновременно может принадлежать двум и более процессам или даже функции и подпроцессу принадлежащему двум и более процессам.
По завершении одной операции инструкция может требовать, чтобы этот же оператор осуществил следующую за ней операцию одного процесса. Либо, окончив текущую операцию оператор должен совершить операцию другого процесса.
При этом оператор может поменять свой статус на время исполнения этой следующей операции, например, применив делегированные ему права владельца процесса как контролёр в этом другом процессе.
Циклические операции
Выполняются одним и тем же оператором одна и та же операция или блок непрерывной последовательности операций.
Периодические операции
Выполняются регулярно через промежутки времени или циклы процессов в течение всего или части периода деятельности организации.
Условные операции
Выполняются при наступлении ожидаемых, вероятных но нерегулярных событий. Например, в соответствии с планом действий на случай чрезвычайных событий. Эти операции имеют целью сохранить процесс, довести функцию до конца и получить требуемое. При наступлении события такие операции, функции, подпроцессы встраиваются в бизнес-процесс и исключаются, как только влияние события падает ниже существенного уровня.
ВНД могут описывать процессы, состоящие полностью из условных операций.
Уникальные операции
Должны выполняться при наступлении событий, которые настолько маловероятны или не соответствуют направлению деятельности организации, что для них не разрабатываются заранее технологии, в силу неоправданность затрат. В таких случаях может потребоваться разработка и реализация проекта или привлечение сторонних специализированных организаций.
В качестве примера можно привести аналогии из области спорта. Бег в легкой атлетике является классическим примером циклических операций. Если рассмотреть бег с препятствиями, преодоление препятствий является периодическим процессом. Если сюда добавить спортивное ориентирование на местности, то добавятся условные процессы в форме водных препятствий или пересечённой местности. В случае же если представить, что прошли осадки и река разлилась и понадобится водный транспорт для её преодоления, мы получим уникальное событие, которое потребует привлечение специалистов с водным транспортом или проект по строительству плота.
Процессы конечно состоят из операций. Но в нотациях процессы записываются через события, функции, активности. То есть более крупные, чем операции, единицы.
Процессы проклассифицируем на основании их целей:
Основные. Процессы состоящие из операций последовательно изменяющих состояние или содержание нематериальных объектов, например, информации о юридически значимых отношениях между клиентом и иными лицами или материальных объектов, например, денег в наличной форме до соответствия требованиям, позволяющим назвать это продуктом или услугой.
Управленческие. Внутренние процессы, состоящие из операций направленных на разработку и контроль выполнения требований к входу-выходу, квалификации, технологии, инструкций к операциям, функциям, процессам, затем последующему контролю, анализу отклонений и изменения требований.
На самом деле руководитель обычно не знает, что происходит на самом деле в текущий момент. Он имеет дело либо с уже прошлым, либо с желаемым будущим. Поэтому на практике достаточно часто наблюдается фиаско управления, потому что скорость процесса управления, обычно меньше скорости изменения внешних факторов, которые изменяются так, что владелец процесса видит недалекое прошлое организации как астроном наблюдает явления во Вселенной состоявшиеся тысячи и миллионы лет тому назад.
Вспомогательные или обеспечивающие. Внутренние процессы, состоящие из операций, направленных на обеспечение основных и управленческих процессов кадровыми, материальными, информационными и прочими ресурсами. Как правило, без этих процессов не возможны физически основные и управленческие процессы.
Способность операции к автоматизации позволяет увидеть варианты изменения процессов в будущем. Что происходит с операцией, которая автоматизирована?
Автоматизированная операция не теряет оператора, меняется инструмент и среда исполнения. А коллективным оператором становится ИТ подразделение.
Декларативная парадигма, при этом применяемая, позволяет не углубляться в содержание операции даже владельцу процесса, противопоставляя, тем самым, подход императивной парадигме, которая предполагает выставление исполнителю инструкций, исполнение которых изменяет состояния входной информации или вещества строго в определенной последовательности и технологии.
Процессы делятся на регулярные и нерегулярные. Нерегулярные процессы являются проектами.
Проект это процесс или набор процессов, состоящих из специально разработанных операций, направленных на создание, прекращение или изменение процессов, операций, субстанций, информации, программных кодов. В организациях, специализирующихся на проектной деятельности проекты могут быть типовыми или уникальными.
Типовые проекты могут разрабатываться специализированными организациями, которые получают потоки однородных событий являющихся для остальных фирм достаточно редкими, чтобы не тратить собственные ресурсы. Иногда требуется относительно недорогая адаптация и затраты на разработку существенно ниже цены для потребителя проекта.
Проект сам по себе может содержать циклические операции и функции. Если проект уникальный, то и операции могут быть уникальными и носить творческий характер. В таком случае возрастают требования и ожидания от исполнителя и владельца процесса.
В отличие от регулярного процесса, проект не содержит такого рода регулярностей и является способом внесения изменений в действующую систему. Поэтому управление проектом является управлением изменениями.
По аналогии с материальным правом мы разделяем права на процесс. Владелец процесса и собственник процесса являются различными ролями.
Владелец процесса, тот кто в рамках организации обладает легальным правом в рамках организации изменять любые параметры этого процесса с согласованием своего решения у собственника процесса или без такового. Согласование зависит от внутренней культуры и регламентов.
Собственник процесса делегирует владельцу процесса права, связанные с процессом, имеет право менять владельца процесса без согласования с кем бы то ни было.
Таким образом, Собственник процесса является владельцем процесса управления владельцами процессов.
Исполнитель операции (оператор) в течение наблюдаемого периода времени может, не изменяя свою локацию, участвовать в более чем один процессе.