Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Про набитые шишки и к чему это привело. Перевод и адаптация статьи от автора telegram-канала для продактов Алексея Арефьева.
Не перестаю удивляться, как одни и те же принципы работают в головах основателей и под капотом их IT продуктов. Пробуй-ошибайся-учись, пробуй-ошибайся-учись, ничего нового, лишь постоянный импульс, который позволяет тебе добиваться желаемого.
Мне попалась интересная статья на Medium, которая неплохо раскрывает этот принцип. Хочу поделиться ею с вами. Перевод и повествование будет вестись от первого лица автора Али Тамасеба (Ali Tamaseb).
Алекс
Алекс Тью не был выпускником престижного университета и не работал программистом в Google, но это не помешало ему создать стартап, который заработал миллион долларов.
Когда Тью запустил свой первый проект, он был обычным студентом в университете Ноттингема, Англия. Желание сделать что-то свое и заработать на этом деньги привело его к идее создания «Страницы Миллиона Долларов» (сайт Million Dollar Homepage) в 2005 году.
Веб-сайт состоял из миллиона пикселей, упакованных в квадрат из 1000 × 1000 пикселей. Каждый пиксель продавался по 1$. На купленном участке рекламодатели могли размещать любую рекламу своей фирмы или предприятия. И это происходило ещё до всех этих раздражающих окон рекламы в интернете.
Сайт сильно завирусился в сети. В течение 4-х месяцев были выкуплены все пиксели, а Тью заработал свой миллион долларов.
Конечно, в мире, где многие имеют прибыль в сотни миллионов, а то и миллиардов, успех Алекса уже не кажется таким значительным, да и эту историю, наверняка многие слышали, а вот что было дальше вряд ли…
Шесть лет спустя Алекс основал компанию Calm. Сейчас Calm – лучшее приложение для медитации и сна (оценка компании 2 миллиарда долларов). Помимо этой истории есть и другие не менее интересные.
Другие
Тью был не единственным, кто прошел подобное на пути к созданию успешной компании. Основатели Clubhouse Пол Дэвисон и Роэн Сет в 2020 году запустили музыкально-ориентированную социальную сеть (стоимость оценивалась в 4 миллиарда долларов США).
Со стороны это выглядит как удача, но мало, кто знает, что в течение 10 лет до Clubhouse Дэвисон и Сет запустили далеко не одно приложение, и все они были не так успешны:
- Memory Labs, голосовой помощник, куплен "на сдачу" компанией Opendoor
- Highlight, сервис для пушей, ушел в Pinterest за небольшие деньги
Давайте обратимся к статистике, чтобы детальнее разобраться в критериях успеха.
Цифры про успех
Несмотря на то, что в мире венчурного капитала многие оценивают неудачные или малоприбыльные стартапы, как провал, этот провал вполне себе может стать успехом. Чем больше неудачных попыток, тем выше шанс победить.
Последние 4 года я проводил одно из самых масштабных исследований стартапов (более 30 000 строк информации), где пытался понять, почему некоторые компании превращаются в гигантов на мировой арене, а некоторые просто исчезают.
В итоге получилось следующее:
- ~60% основателей стартапов-единорогов (компанией с оценкой от $1 млрд) запускали до этого другие проекты
- 40% из тех, кто получал более $3 млн. инвестиций имели в прошлом ни одну компанию
Очевидно, что опыт решает, но это не должно отбить охоту начинать бизнес у новичков. Скорее наоборот, если вы потерпели неудачу при первой попытке, то не стоит все бросать.
Ещё немного цифр:
- более 70% опытных бизнесменов-единорогов продавали свои предыдущие компании примерно за 10 млн долларов или же имели сопоставимый с этой цифрой доход
Другими словами, основатели с небольшим экзитом (продажа компании) или доходностью имеют более высокие шансы достигнуть капитализации в миллиард долларов.
Феномен успеха
На практике, мы редко слышим о годах предпринимательского ада, через который проходят многие успешные бизнесмены, прежде чем, в конце концов, основать их лучший стартап. Оно и понятно: истории успеха и хэпи энды любит большинство. Круто читать про победы и вдохновляться, нежели про боль и мрак, который загоняет тебя в страх что-либо запускать. К сожалению, именно поэтому многие НЕ добиваются того, чего бы могли.
НЕуспехи
В моей книге «Super Founders: What Data Reveals about Billion-Dollar Startups» я описал истории предпринимателей, таких как:
- братья Коллисоны в возрасте 19 лет основали и продали свой стартап для управления аукционами ещё до Stripe (электронные платежи, капитализация $95 млрд.)
- создателя Airtable (облачные базы данных, капитализация $5,8 млрд) Хоуи Лиу продал своё предыдущее творение компании Salesforce за 25 млн долларов
- Брайан Армстронг до основания своего Coinbase (биржа криптовалют, капитализация $83,7 млрд.) создал компанию под названием University Tutor, имевшую довольно скромный успех
- Дэниел Ек до запуска Spotify (музыкальный сервис, капитализация $55,4 млрд) пытался заработать на своей компании Advertigo по предоставлению рекламы в интернете, которая была поглощена более крупной компанией.
Даже те бизнесмены, которые основывали стратап первый раз, как Марк Цукерберг и Билл Гейтс, были не совсем новичками в этой сфере. Они создавали различные проекты ещё до появления их единорогов. Цукерберг разработал музыкальное приложение под названием Synapse, а Гейтс построил Traf-O-Data - гаджет для подсчёта трафика на дорогах, до Майкрософт.
Опыт - сила
Люди, которые активно что-то запускают, имеют на порядок больше шансов построить успешную компанию, чем те, кто имеют большой опыт работы на управляющих должностях. Потому как понимают всю цепочку поставки ценности до клиента.
В итоге получается, что лучшая подготовка к созданию успешной компании – это основание стартапа. Если вы никогда не занимались предпринимательством, то хорошей тренировкой станет начало какой-либо деятельности, например, создание какого-то клуба/группы или просто продажа чего-то онлайн.
Может быть вы и не заработаете свой миллиард с первой попытки, но, как показывает статистика, это скорее всего произойдет со второго, третьего, или десятого захода. Самое главное – продолжать идти вперед, пока удача вам не улыбнётся.
Источник статьи.
Дополнения от переводчика статьи
В управлении продуктами опыт запуска "чего-то своего" играет ключевую роль в прокачке. Многие думают, что "свое" обязательно должно быть большим и неподъемным, но на самом деле это не так. Можно выбрать в качестве продукта что-то типа колонки в новостном издании, канала или другой контентной штуки. Дальше попробуйте заработать на ней деньги.
Не так важно сколько именно вы получите, важнее импульс и кол-во попыток. Собирая что-то, что должно принести бабло, вы набьете шишки, которые превратятся в опыт. Опыт этот будет уникальным, только вашим. Далее от него можно будет оттолкнуться и сделать еще подход.
В крайнем случае, вы всегда сможете поработать в найме, потому как ваши скилы будут на порядок выше тех, кто в принципе ничего своего не запускал. Вы предприниматель, который понимает, как это, иметь "что-то свое", а значит, даже на чей-то продукт вы будете смотреть через такую же призму. Пробуйте.
---
P.S. Если вы что-то запускали и оно не взлетело, расскажите, пожалуйста, об этом в комментариях. Соберем кладбище продуктов, которые провалились. Организуем терапию, ну или похейтим друг друга капитанскими рекомендациями :)
Начну первый со своего продукта (в первом комменте) - образовательные семинары по донат модели.
Пытался запустить образовательные семинары по донат модели.
Гипотеза была в том, что человеку нет смысла платить вперед за то, что он не успел оценить.
Коротко:
- собрал несколько семинаров
- установил метрику успешности 4 тыс.руб/1,5 часа (с учетом костов)
- провел несколько семинаров (в пике было по 100 человек на каждом)
- но все равно не достиг цели
На выходе получил много инсайтов по организации семинаров, сборке и подаче материала. Потом пересобирал уже будущие лекции в другом формате.