Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Китай стал третьей страной в мире, которая вывела на орбиту Земли пилотируемый человеком космический корабль. Сейчас КНР готовится к созданию собственной орбитальной станции и продолжает планомерно развивать космическую программу. Но путь этой страны до звания космической державы был довольно непростым, но интересным.
Предыстория
Днем рождения китайской космической программы принято считать 8 октября 1958 года: в этот день была основана Пятая академия Национального министерства обороны КНР. Целью подразделения под таким длинным и звучным названием была разработка ракетного вооружения и создание собственной космической программы.
На тот момент еще вполне дружественные отношения с СССР дали толчок к развитию этого начинания. По договору о сотрудничестве в ракетно-космической отрасли Китаю были переданы образцы баллистических ракет Р-2 и Р-5. Их всестороннее изучение китайскими специалистами позволило выпускать аналоги и перейти к созданию собственных образцов.
Непринятие Мао Цзэдуном курса Хрущева о мирном сосуществовании с капиталистическими странами, разоблачение культа личности Сталина и разногласия по ряду других вопросов привели к ухудшению отношений между странами. В 1960-е советские ученые были отозваны из КНР и Китай взял самостоятельный курс на развитие космической отрасли.
В 1965 году на геофизической ракете в стратосферу были удачно запущены две лабораторные мыши. После грызунов эксперименты продолжили на собаках. Пуски прошли 14 и 28 августа 1966 года. Для них использовали двухступенчатую ракету Т-7А с ЖРД, которая могла поднять на высоту до 115 км модуль массой 40 кг.
Оба пуска прошли успешно, капсулы вернулись на землю и приземлились с помощью парашютных систем. Происходящее в носовой части записывала кинокамера, а после полета собаки наблюдались в Институте биофизики еще достаточно долгое время. Негативных последствий суборбитального полета выявлено не было, а здоровое потомство подопытных свидетельствовало в пользу того, что невесомость не влияет на наследственность.
Эксперименты на мышах и собаках дали возможность медицинского обоснования безопасности будущих полетов в космос для человека.
Следующей вехой развития космической программы Китая стал запуск собственного спутника «Дунфан Хун-1» 24 апреля в 1970 году. В качестве ракета-носителя использовалась “Чанчжэн-1” (CZ-1) – трехступенчатый РН, который мог нести полезную нагрузку в 930 кг. Китай стал 11 страной в мире с собственным спутником на орбите. С 2016 года именно 24 апреля Поднебесная отмечает День космонавтики.
После этих успехов, апофеозом космической программы должен был стать пилотируемый полет, но эта цель была слишком амбициозной.
Шугуан или программа 1
Еще в 1966 году были представлены и утверждены планы на 10-летнее развитие космической программы КНР. Основной целью было создание возвращаемого разведывательного спутника и разработка первого пилотируемого космического аппарата.
Уже в январе 1968 года проект по созданию пилотируемого корабля получил название “Шугуан-1”, в буквальном переводе “Рассвет”. С этого момента начались детальные исследования и разработки, которые помогли бы воплотить идею в жизнь. Велись работы по проектированию защитного экрана, изучалась траектория спуска, началось конструирование системы торможения и т. д.
5 октября 1970 года начался первый в Китае отбор космонавтов (тайконавтов). Важным критерием была политическая благонадежность, после этого во внимание принимались остальные характеристики. По аналогии с СССР, в качестве претендентов рассматривались летчики-истребители до 30 лет, имеющие высшее образование. При оценке рапортов из летных школ, предпочтение отдавалось тем, кто имел больший опыт полетов в неблагоприятных условиях.
Отбор завершился 15 мая 1971 года. В итоговую группу вошли 19 человек. Несмотря на то, что проект не был реализован, за неудавшимися тайконавтами наблюдали 30 лет. За это время никто из них серьезно не заболел, большинство заняли высокие посты в вооруженных силах. Эти факты свидетельствовали о правильном подходе при отборе.
Целевая подготовка тайконавтов для полета должны была стартовать в ноябре 1971 года. Но в сентябре был раскрыт заговор маршала Линь Бяо (курировал проект “Шугуан-1”) против Мао Цзэдуна. Попытка Бяо сбежать в СССР окончилась неудачей – самолет потерпел крушение в Монголии.
После этого по приказу Мао были произведены аресты многих сотрудников, которые участвовали в разработке “Шугуана” и хоть как-то были связаны с мятежным маршалом. Тем не менее, попытка продолжить работы всё же была, но проекту не хватало финансирования. С просьбой о выделении средств обратились непосредственно к Мао Цзэдуну. Он же в своем ответе заявил, что для начала надо разобраться с земными проблемами, а после лететь в космос. К тому же оставшиеся работники были обвинены в растрате средств, которые предназначались для проекта. Окончательно работы по первому пилотируемому кораблю “Шугуан” были остановлены 13 мая 1972 года.
К сожалению, точных чертежей, изображений или технических характеристик “Рассвета” не сохранилось. В большинстве источников указывается, что проект китайского корабля был схож с американским “Джемини”.
“Шугуан-1” имел примерную массу около 2,5 т и был разделен на два отсека. Первый предназначался для двух тайконавтов и был оборудован системой катапультируемых кресел. Во втором находились топливные баки, двигатели ориентации и прочее оборудование. При схождении с орбиты, отсеки разъединялись. На момент закрытия проекта до конца не была разработана система мягкой посадки.
Выводить корабль на орбиту предполагалось РН “Чанчжэн-2A” (CZ-2A), которую разработали на базе баллистической ракеты DF-5. Специально для этих пусков начали постройку второго космодрома в Китае – Сичан. Но после закрытия программы “Шугуан-1”, строительство было заморожено и завершилось только в 1984 году. О запуске человека в космос Китай, как-будто на время, позабыл.
Фаньхуэй Ши Вэйсин (FSW) или программа 2
26 ноября 1975 года состоялся первый успешный запуск возвращаемого спутника “Фаньхуэй Ши Вэйсин” (FSW). Аппарат нес на борту многоспектральные фотокамеры и предназначался для дистанционного зондирования земли. Впоследствии было создано три модификации: FSW-1, FSW-2, FSW-3. Все запуски выполнялись ракетой “Чанчжэн-2” (CZ-2). В связи с увеличением массы спутников были разработаны модификации CZ-2: CZ-2C и CZ-2D. Всего было совершено 24 запуска. Спутники не корректировали орбиту, а их полет продолжался несколько дней.
По некоторым данным именно со спутниками FSW и связана вторая программа пилотируемой китайской космонавтики или, по крайней мере, первое упоминание о ней в журнале Navigation Knowledge. В апреле 1978 года замминистра по науке и технике КНР объявил о полете первого китайского космонавта через 8 лет.
В 1980 году в китайском журнале Science Life появилась статья о подготовке тайконавтов, а чуть позже появились фотоматериалы. Но в декабре этого же года было объявлено, что запуск человека на орбиту не представляет технической проблемы, но откладывается на неопределенный срок ввиду высоких затрат.
По мнению некоторых экспертов, после нескольких успешных полетов “Фаньхуэй Ши Вэйсин” был сконструирован пилотируемый FSW, а в 1978 или 1979 году состоялся его старт с тайконавтом на борту, который погиб во время запуска. После этого полеты спутников приостановили до 1982 года.
Возможно частичное обнародование фактов о подготовке пилотируемых полетов было отвлекающим маневром для сокрытия гибели тайконавта при неудачном пуске. Поскольку официальные данные отсутствуют, утверждать, что какая-либо из версий является истиной, невозможно.
Шэньчжоу или программа 3
Третья программа пилотируемых космических полетов КНР начинается в 1992 году. Стартуют разработки по созданию беспилотного космического корабля “Шэньчжоу-1”. Технически аппарат имеет сходство с советским “Союзом”. Он также разделен на три отсека: приборно-агрегатный, бытовой и сам спускаемый аппарат, но его размеры чуть превышают аналог.
20 ноября 1999 года состоялся первый удачный запуск “Шэньчжоу-1”. Совершив 14 витков вокруг Земли, примерно через 21 час после выхода на орбиту, спускаемый модуль успешно приземлился. В качестве РН выступила модернезированная “Чанчжэн 2F” (CZ-2F) – двухступенчатая ракета, которая будет эксплуатироваться для вывода на орбиту последующих кораблей серии “Шэньчжоу”.
В 2001-2002 годах состоялись еще три успешных запуска. В первом случае на борту находились мухи-дрозофилы и мыши, во втором и третьем манекены тайконавта и аппаратура по контролю жизнедеятельности человека.
15 октября 2003 года с Космодрома Цзюцюань стартует космический аппарат “Шэньчжоу-5” с первым тайконавтом на борту – 38 летним Ян Ливэем, полковником армии КНР. Полет продлился примерно 21 час, после чего спускаемый модуль успешно приземлился. С этого момента Китай стал третьей страной после СССР и США, которая совершила пилотируемый полет в космосе. Через 33 года после запуска первого спутника, КНДР добилась своей цели. Совершив успешный полет, Ян Ливэй получил почетное звание “Герой космоса”.
Дальнейшее развитие
Далее китай планомерно продолжает развивать третью программу пилотируемой космонавтики. В 2005 на орбиту выводится “Шэньчжоу-6” уже с двумя тайконавтами на борту. В 25 сентября 2008 стартует “Шэньчжоу-7”, состав экипажа на этот раз 3 человека. 27 сентября китайский тайконавт Чжай Чжиган впервые выходит в открытый космос.
29 сентября 2011 года КНР выводит на орбиту “Тяньгун-1” – первый китайский аппарата класса орбитальная станция. Его масса 85 т, длина 10,4 м, ширина по солнечным батареям 17 м, жилой объем 15 кубометров. Уже в октябре этого же года производится запуск беспилотного “Шэньчжоу-8” и отрабатывается его стыковка с “Тяньгун-1”.
После, в 2012 и 2013, стартуют две миссии “Шэньчжоу-9” и “Шэньчжоу-10” соответственно. Экипаж каждого корабля состоял из трех человек, включая по одной женщине-тайконавту. В ходе этих миссий отрабатывалась ручная стыковка с “Тяньгун-1” и проводились эксперименты в невесомости. В 2016 году связь со станцией прервалась, а в 2018 она вошла в атмосферу Земли и практически полностью сгорела в ней над южной частью тихого океана.
15 сентября в 2016 году все той же “Чанчжэн-2F” на орбиту была выведена так называемая космическая лаборатория или “Тяньгун-2”. Ее основной целью была проверка систем жизнеобеспечения тайконавтов. 16 октября был совершен запуск “Шэньчжоу-11” с двумя членами экипажа. После дистанционной корректировки орбиты 18 октября состоялась автоматическая стыковка с космической лабораторией, в которую перешли тайконавты. Пробыв здесь 30 дней,18 ноября экипаж успешно вернулся на Землю.
В 2017 году с космической лабораторией состыковался экспериментальный грузовой корабль “Тяньчжоу-1”. Отрабатывались различные варианты стыковки, а также дозаправка“Тяньгун-2” доставленным топливом. 12 сентября грузовой корабль был сведен с орбиты. Спустя два года после завершения своей миссии та же участь постигла и космическую лабораторию.
Следующий шаг развития китайской космической программы – создание собственной орбитальной станции. В 2021 году планируется запуск базового модуля “Тяньхэ”, к которому будут пристокованы модули “Вэньтянь” и “Мэнтянь” созданные на базе космической лаборатории “Тяньгун-2”. Первый дублирует функции управления и предназначен для хранения грузов, а во втором планируется проводить эксперименты. Со станцией будут стыковаться пилотируемые корабли “Шэньчжоу” и грузовые “Тяньчжоу”. Ориентировочный год ввода в эксплуатацию – 2022.
Есть мнение, что к созданию собственной орбитальной станции китайцев подтолкнуло США. В 2011 году Конгресс запретил NASA сотрудничать с Китайским национальным космическим управлением (CNSA). Как следствие – это запрет на использование МКС китайцами, поскольку КНР формально не участвовала в создании станции.
Но поскольку срок службы МКС заканчивается в 2024 году, от такой политики могут проиграть сами США (хотя рассматривается использование МКС и до 2028 и 2030). В 2017 году КНДР и ООН подписали соглашение, которое предусматривает открытие китайской станции для всех желающих членов организации, США может не попасть в этот список, учитывая теперешнее обострение отношений с Китаем. Но делать предположения – это одно, а что будет на самом деле – абсолютно другое.
Программа Китая амбициозна, но в принципе, выполнима, учитывая успешные запуски последних десяти лет и создание модернизированных ракет семейства “Чанчжэн”. Если все пойдет по плану, уже через год-два станция КНР будет выведена на орбиту, что станет знаковым событием для Китая и может привести к перераспределению сил и влияния в космической отрасли. Но загадывать наперед дело не совсем благородное, поэтому, как говорится – поживем, увидим.