Разработка на удаленке: инсайты первого спринта

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

За последние пару недель разве что ленивый не посоветовал окружающим, как правильно и без потерь перейти на удалёнку. Мы не будем вам ничего советовать. А просто расскажем, как мы наладили удаленную разработку нашего ключевого продукта и к 3-му апреля уже завершили первый, полностью удаленный, двухнедельный спринт команд разработки Dozor Core (центрального модуля системы).

image

Кому интересно, изучайте наш опыт, включайтесь в обсуждение, делитесь своим в комментах. Ну что, поехали!

Сразу отмечу, что переход в онлайн-режим работы прошел достаточно легко и незаметно. Сказались окрепшие процессы, выстроенные командами за год с лишним, прошедший с момента внедрения Scrum и Less. Сыграл свою роль и высокий уровень самоорганизации вкупе с опытом работы с удаленными коллегами, которые есть почти в каждой команде. Ребята сами решали большинство возникающих вопросов, а те редкие вещи, которые требовали вмешательства менеджмента, вовремя подсвечивали и доводили до своих руководителей. Одной из составляющих успеха также стало отличное межкомандное взаимодействие не только внутри Dozor Core-команд, но и с разработчиками других модулей.

Итак, какие инсайты мы получили за это время и нововведения, которые начали применять?

Во-первых, мы убедились, что удаленное планирование спринта (мы используем сервис видеоконференций Zoom и Agile Board в Jira) может быть настолько же эффективным и быстрым, как и то, что проводится вживую. Залог успеха – в предварительно проведенных встречах PBR (Product Backlog Refinement, или уточнение бэклога продукта), где команда владельца продукта рассказывает команде разработки о тех элементах общего бэклога, которые планируется делать в ближайших спринтах. Команда разработки на этих встречах погружается в бизнес-проблемы заказчиков и после этого организует для себя ряд специальных встреч, которые мы называем дизайн-сессии.

Во-вторых, собственно, сами дизайн-сессии. На этих встречах ребята проектируют технические решения и дальше защищают их у архитекторов и владельца продукта. Так получилось, что команды пару месяцев назад освоили и самостоятельно подстроили под себя новый формат дизайн-сессий. В силу этой самостоятельности и отсутствия здесь узкого звена в виде менеджмента, подстройку под удаленный формат они тоже сделали сами и, надо признать, очень быстро. Как результат на ближайший спринт-два почти все планируемые в работу владельцем продукта истории задизайнены.

Что значит «задизайнены» с точки зрения наших критериев готовности? В них подробно описано, что и как команды собираются делать, заведены и оценены подзадачи на разработку и тестирование, проведена защита решения у архитекторов и владельцев продукта. Ниже, например, промежуточный вариант дизайна одной из актуальных историй команды Solar webProxy в платформе для совместной работы Miro. По нему еще надо дозавести задачи в Jira, но выглядит уже впечатляюще

image

В-третьих, для планирования работы над спринтом мы используем такой инструмент, как Timeline, упрощенный аналог диаграмм Ганта. Команды создают его при планировании спринта для подсвечивания зависимости между разными задачами и командами. В онлайн-формате оказалось очень удобно вести Timeline в Miro. Стоит отметить, что мы думаем о безопасности и поэтому не выкладываем в облако сколь-нибудь критичные для компании данные. Вот как это выглядит:

image

Здесь можно обозначить подзадачи на разработку и тестирование. Можно проставлять и статус выполнения задач, и двже веселые смайлики для поднятия настроения коллег. Этот инструмент мы используем и обновляем на нашем ежедневном дейли-митинге, где коротко обсуждаем текущий статус и проблемы, и успехи в достижении цели спринта. Для дейли-митинга мы применяем Zoom, пока он показывает себя самым стабильным решением. Как план Б, на случай проблем с Zoom, мы планируем использовать мессенджер Discord. Сейчас еще одна из наших Скрам-команд активно его тестирует. И, надеюсь, на днях поделится своими наблюдениями.

В-четвертых, Обзор Спринта, который мы начали проводить через Zoom задолго до всей этой истории с массовой удаленкой. Дело в том, что наша presale-команда уже довольно давно переехала в другой офис, а получать от них обратную связь мы очень хотим. Их взгляд на проблемы заказчиков, порой «нестандартный» для нас, и полезные замечания помогают лучше адаптировать продукт под нужды клиентов. На этот раз мы побили свой предыдущий рекорд, к нам на Zoom-Обзор Спринта пришло более 30-ти человек.

image

Отмечу, что команды уже наловчились быстро переключать экраны и передавать друг-другу управление рабочими столами. Осталось научиться больше рассказывать о бизнес-ценности фич и о том, каким пользователям и почему они нужны. Но определенный и заметный прогресс в этом направлении есть.

Стоит отметить, что Обзор Спринта становится серьезным объединяющим мероприятием, которое помимо своего основного назначения – повышения прозрачности и получения обратной связи – становится местом, где можно в паузах всем вместе обсудить горячие новости и просто посмеяться над очередным мемом про коронавирус.

В-пятых, ретроспектива. Если честно, она вызывала лично у меня больше всего беспокойства. Это мероприятие проводится в конце каждого спринта, чтобы обсудить все его плюсы и минусы и наметить определенные шаги по улучшениям в следующей итерации. Как правило, это событие очень насыщено общением, и удаленным сотрудникам участвовать в нем тяжело. На этот раз нам всем пришлось почувствовать себя в их шкуре. На помощь нам пришла Miro и готовые шаблоны для ретроспектив в ней — вот что получилось:

image

И даже по одному количеству наклеенных стикеров видно, что мероприятие прошло успешно. Есть замечания по таймингу, но, надеюсь, что с ростом опыта наших Scrum-мастеров в онлайн формате мы успешно преодолеем и эту проблему. Главное, в чем я абсолютно уверен: переход на удаленную работу не остановит команды в их непрерывном процессе самосовершенствования!

Что прошло, как обычно, и не изменилось с переходом всей команды на удаленную работу, так это, дейли-митинг. Мы уже проводим его больше года, формат «устаканился», а наличие Timeline позволяет смотреть на ход спринта в целом, а не зацикливаться только на своих задачах.

Как точку роста, стоит отметить, что для более быстрого и эффективного проведения встреч PBR, особенно в распределенных командах, будем просить команду владельца продукта активнее использовать такой инструмент, как USM (User Story Mapping – карта пользовательской истории). Он позволяет легче и полнее погружаться в контекст проблемы пользователя и четче подсвечивать способ её решения. Записанные короткие видео с рассказами по таким картам историй очень хорошо работают и в удаленном формате.

Резюме


В целом, мы изучили достаточно большое количество материалов и инструментов для удаленной работы. Посмотрели обучающие курсы, разработанные нашими HR-специалистами. Сходили на бесплатную онлайн-конференцию о переходе на удаленную работу ONLINE DAYS, которую организовывал Scrumtrek. Записи с нее, кстати, доступны по ссылке. Потихоньку начинаем внедрять всякие фишки для удаленной работы. Но тут команды в основном сами выступают инициаторами тех или иных нововведений.

Коротко об инструментах, на которых мы остановились на данный момент (может быть, кому-то будет полезно):

  1. В качестве основного текстового чата используем Rocket.Chat, установленный в нашей сети. Он есть и на десктопных машинах, и на мобильных телефонах почти всех сотрудников нашего подразделения. Можно легко написать любому коллеге, просто зная его ФИО, и оперативно получить ответ. На днях IT обновила его до последней версии, и часть проблем, которые озвучивали некоторые недовольные любители телеграмм, исчезли. Спасибо коллегам из IT.
  2. Для быстрого общения голосом, как один на один, так и в формате больших конференций, мы используем Zoom. Подразделение разработки Solar Dozor еще летом приобрело несколько платных учёток Zoom и теперь пользуется всеми благами отсутствия ограничений на время конференций. Правда, с резким ростом желающих воспользоваться этими учётками, пришлось заносить их в наш корпоративный Exchange и бронировать их как переговорки.
  3. Проводим тестирование Discord. Основные его плюсы: в одном инструменте есть текстовые и голосовые каналы плюс видеосозвоны с возможностью делиться экраном. Причем простота перехода из одного режима в другой выводит качество коммуникаций и ощущения от них на новый уровень. Команда Solar webProxy уже считает его своим вторым домом. Они вместе проводят в Discord весь свой рабочий день: общаются на дэйли-митингах, совершают сессии парного и/или моб-программирования, обсуждают и проектируют технические решения. По отзывам коллег, с появлением такого инструмента и высоким уровнем внутрикомандных коммуникаций им уже не страшно провести в онлайн-режиме месяц и больше.
  4. Для ретроспектив, дизайна и Timeline мы используем сервис Miro. Очень удобный инструмент для совместной работы, в котором мы одновременно клеим стикеры, рисуем всякие стрелочки и пишем разноцветный текст. Порой получается очень весело.

В общем, успешно и качественно вести разработку вполне можно в удаленном режиме. Как говорится, кто хочет, тот ищет возможности и непременно их находит.

Автор: Андрей Грицевич, руководитель отдела разработки Solar Dozor
Источник: https://habr.com/ru/company/solarsecurity/blog/496280/


Интересные статьи

Интересные статьи

Разработка программных роботов (RPA) — это раздел роботизации, автоматизирующий процессы, имеющие четкие алгоритмы. Сюда можно отнести такие задачи как поиск, сбор, перен...
Тот, кто занимается машинным обучением (Machine Learning, ML), обычно, реализуя различные проекты, выполняет следующие действия: сбор данных, их очистка, разведочный анализ данных, ра...
В этой статье я расскажу о том, зачем, почему и как я начал делать сайты на паскале: Delphi / FPC. Вероятно, «сайт на паскале» ассоццируется с чем-то вроде: writeln('Content-type: text/html...
28-29 сентября в Калининграде прошёл пятый DevFest — конференция для разработчиков от GDG Kaliningrad. Сегодня ребята бесплатно выложили в свой канал на YouTube записи с выступлениями спикеров. ...
Основанная в 1998 году компания «Битрикс» заявила о себе в 2001 году, запустив первый в России интернет-магазин программного обеспечения Softkey.ru.