Право на ремонт расширяется: улучшенные аккумуляторы и 5-летняя доступность запчастей для гаджетов в ЕС

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

У покупателей электронных устройств всё больше прав относительно ремонта собственных гаджетов. Благодаря активному лоббированию своих интересов сторонников «права на ремонт» регуляторы разных стран пошли навстречу потребителям. Так, производителей электронных устройств обязали предоставлять запчасти для проданных телефонов, ноутбуков, бытовой техники. Этого лобби пользователей добилось в 2021 году.

Теперь законодатели ЕС пошли ещё дальше и потребовали от производителей смартфонов и планшетов продавать не только сами устройства, но и запчасти ― около 15 различных категорий. Все эти запасные части должны быть доступны для покупателей устройств в течение минимум 5 лет после прекращения выпуска гаджета. По плану регуляторов такие действия дадут возможность продлить срок жизни электроники, что должно сократить количество электронного мусора по всей планете. О подробностях всего этого ― под катом.

Новый законопроект от регуляторов из ЕС

Ещё 31 августа был опубликован черновик законопроекта, согласно которому сейчас в мире и Европе в частности сложилась неблагоприятная обстановка относительно продолжительности жизни электронных устройств. По мнению авторов законопроекта, телефоны и планшеты часто выбрасываются просто потому, что запчастей к ним нет, либо есть, но они дорогие. Если решить эту проблему и продлить срок службы электронных девайсов хотя бы до 5 лет (а лучше дольше), то это позволит значительно снизить объём электронного мусора плюс сократить количество выбросов вредных веществ в окружающую среду. По оценкам специалистов, эффект будет примерно таким же, как если бы с дорог убрали сразу 5 млн автомобилей.

Согласно положениям законопроекта, у сервисных центров должен быть доступ к запчастям устройств спустя пять лет после ухода этих устройств с рынка. В число запчастей входят батареи, экраны, зарядные порты, механические кнопки, микрофоны, динамики, крепления экранов (для раскладушек и ноутбуков).

Кроме того, производители аккумуляторов должны разрабатывать батареи, которые соответствуют ряду важных критериев:

  • Сохранять объём на уровне 83% после 500 циклов заряда-разряда.

  • Сохранять объём на уровне 80% после 1000 циклов заряда-разряда.

Для понимания ситуации: Apple, например, использует для сборки телефонов аккумуляторы, объём которых сохраняется на уровне 80% после 500 циклов. Согласно законопроекту батареи должны быть более качественными.

Что касается обычных пользователей, то у них спустя пять лет после ухода модели устройства с рынка (т. е. даты прекращения производства) должен сохраняться доступ к экранам, SIM-лоткам, микрофонам, зарядным портам и тем же креплениям экранов. Более того, инструкции по ремонту устройств должны быть доступны минимум 7 лет после прекращения производства устройства. Инструкции должны быть подробными, а не состоять из трёх предложений и пары картинок.

Сейчас, например, схемы материнских плат многих ноутбуков просто не достать ― их либо вообще нет в открытом доступе, либо есть, но продаются за деньги. Авторы законопроекта обяжут производителей включать схемы в инструкции. И это не всё ― согласно документу пользователям и сервисным центрам предоставят доступ к программам, которые выполняют разблокировку отдельных элементов, которые не работают без анлока.

Но и это ещё не всё, хотя, казалось бы, и так множество положительных изменений. Авторы документа предлагают обязать производителей электронных устройств предоставлять обновления безопасности для ОС своих девайсов в течение минимум 5 лет, а обновления функциональности ― в течение минимум 3 лет.

Изменений всё больше

Да, это действительно так, и изменения сплошь положительны для рядового пользователя. К слову, несмотря на то, что лобби сторонников «права на ремонт» существует давно, добиться значительных результатов ему удалось лишь в 2021 году. Именно тогда ЕС принудил производителей техники, которая поставляется в регион, сделать доступными запчасти для бытовой техники в течение 10 лет. Плюс ко всему, производителей обязали проектировать бытовую технику таким образом, чтобы при ремонте не нужны были какие-то убер-устройства и специализированная техника.

С течением времени регуляторы обратили внимание и на сферу электронных устройств, которая слабо регулировалась все эти годы. Правда, не все страны работают одинаково активно. Пожалуй, наиболее продвинутой является Франция, которая в 2021 году ввела требование указывать на коробке с девайсом индекс ремонтопригодности.

А что в России?

В целом, регуляторы страны солидарны с коллегами из ЕС. Так, ещё в 2021 году Минприроды опубликовало схожее предложение. Его авторы заявили о том, что если ввести в РФ похожие с европейскими требования, то изменения будут лишь положительные ― как для пользователей, так и для окружающей среды.

Но насколько можно понять, для введения новых регуляторных мер нужно время. Пока же права потребителей защищает соответствующий закон. В нём говорится буквально следующее: «изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, которые по истечении определённого времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде».

Потребители надеются на реальный прогресс

Настроения владельцев электронных устройств и бытовой техники отражает ситуация в Германии. Здесь, как и в ряде других европейских стран, многие пользователи мобильных телефонов избегают ремонта из-за высокой стоимости услуги. Чаще всего проблема в том, что ремонтировать устройства могут лишь авторизованные сервисные центры или компании-вендоры этих девайсов. Последние предоставляют запасные части в относительно небольшом количестве узкому кругу авторизованных компаний, причем по высокой цене. Это приводит к тому, что стоимость простого ремонта составляет от 42% до 73% цены нового устройства. Естественно, многие пользователи отказываются тратить деньги, предпочитая приобрести новое устройство.

По данным опроса, который был проведен по заказу потребительских центров Forsa, около половины опрошенных владельцев смартфонов, чьи устройства были сломаны или повреждены за последние пару лет, ответили, что не собираются ничего ремонтировать. Причина - как раз слишком высокая стоимость авторизованного ремонта. Результаты исследования подтвердила и  Федерация немецких потребительских организаций (Verbraucherzentrale Bundesverband).

Если бы право на ремонт получили все сервисные центры, небольшие мастерские и обычные пользователи, то стоимость такой услуги снизилась бы, а спектр доступных запасных частей, наоборот - увеличился. Дело в том, что согласно законопроекту "право на ремонт", как уже говорилось выше, производители устройств обязаны поставлять в течение нескольких лет и запасные части к ним.

В той же Германии план "права на ремонт" уже закреплен в коалиционном соглашении партий. В него входит постепенное введение индекса ремонтопригодности устройств и бытовой техники (что уже действует во Франции), а также введение предсказуемого срока службы электроники и устройств для дома. В этой стране собираются ввести еще одно новшество - бонусы сервисным центрам за ремонт. Это премия за определенные ремонтные услуги, которые покрывают затраты сервиса и одновременно снижают стоимость ремонта для конечного потребителя. Пока что "бонус на ремонт" обсуждается представителями партий, так что размер премии и срок ее введения пока неизвестны.

Насколько можно судить, инициация обсуждения различных положений "права на ремонт” актуальна и для других европейских стран, а не только Германии с Францией. Но эти две страны являются своеобразным "локомотивом ремонтного прогресса".

Сложности тоже есть

Конечно, производители подобными инициативами не особо довольны. Ранее Apple в США, а теперь группа Digital Europe в ЕС заявила о том, что «законопроект спровоцирует перепроизводство запасных частей». Это, по мнению производителей электронных устройств, не только не поможет снизить объём электронного мусора, но даже увеличит его.

Ну а представители Xiaomi заявили о том, что требования относительно обновлений ОС в течение нескольких лет не всегда выполнимы. Проблема, по словам компании, в том, что регулярность выхода обновлений часто зависит не от вендора, а от партнёров, которые далеко не всегда могут вовремя представить всё необходимое для формирования апдейта.

Ну и понятно, что все производители, как мантру, повторяют слова о том, что «устройства должны чиниться в авторизованных сервисных центрах, а запчасти должны быть оригинальными для обеспечения качества и надёжности ремонта». Ну а сотрудники центров обязательно должны быть сертифицированными специалистами, которые прошли подготовку в компаниях, чьи устройства они планируют чинить.

Пока законопроект не стал законом, производители электроники будут препятствовать его принятию. Но, насколько можно понять, в ЕС его примут в течение нескольких месяцев.

Источник: https://habr.com/ru/company/sberbank/blog/695094/


Интересные статьи

Интересные статьи

Из бета-теста вышел обновленный виджет телефонии для Битрикс24 от платформы коммуникаций UIS. Проведем обзор его функционала. Перейти к обзору Рейтинг 0 Просмотры 1 Добавить в закладки 0
Не так давно мы публиковали в своем блоге статью о том, что все большее количество вендоров электронных потребительских устройств присоединяются к движению сторонников «права на ремонт». Конечно, пр...
Всем привет. Если вы когда-либо работали с универсальными списками в Битрикс24, то, наверное, в курсе, что страница детального просмотра элемента полностью идентична странице редак...
TL;DR: Эксперты делятся видением проблем в России, связанными с цифровым правом на доступ к Интернету.12 и 13 сентября Теплица социальных технологий и РосКомСвобода проводят хакатон п...
Здравствуйте. Я уже давно не пишу на php, но то и дело натыкаюсь на интернет-магазины на системе управления сайтами Битрикс. И я вспоминаю о своих исследованиях. Битрикс не любят примерно так,...