Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Сегодня поговорим о том, как писать код, чтобы он не злил окружающих и не раздражал вас спустя годы работы, когда вы снова попытаетесь его прочесть.
Я расскажу о подходах, которые мы используем в Яндекс.Такси для написания читаемого кода на C++, Python, JavaScript и других языках.
Обычный рабочий процесс
Допустим, вы работаете в компании, пишете код. Написали функцию, начинаете обкладывать её тестами и понимаете, что что-то глючит. Ну что ж, отлаживаем… Оказывается, что плохо работает не ваш код, а функция
sample
от другого разработчика, которую вы используете. Выглядит функция
sample
как-то так:std::string sample(int d, std::string (*cb)(int, std::string)) {
// Getting new descriptors from d with a timeout
auto result = get(d, 1000);
if (result != -13) {
// Descriptor is fine, processing with non bulk options
auto data = process(result, true, false, true);
// Passing processing result to the callback
return cb(data.second.first, data.second.second);
}
// Notifying callback on error
return cb(result, {});
}
На первый взгляд кажется, что с ней всё в порядке. Много комментариев, а значит, будет легко разобраться, что происходит внутри.
Нам повезёт, мы сможем исправить функцию, не разобравшись до конца в её работе.
Начинаем читать первый комментарий, где написано: получаем какие-то новые дескрипторы из
Решаем заменить часть
И тут понеслось:
Делать нечего, придётся прочитать весь код и комментарии, чтобы понять, как исправить ошибки.
d
с заданным timeout
, d
— дескриптор. То есть часть разбросанных по коду int
на самом деле не int
— они относятся к отдельному классу данных. Решаем заменить часть
int
на отдельный тип данных Descriptor
в надежде, что компилятор сам найдёт ошибки и нам не придётся дальше отлаживать код. Зовём автора кода, просим его подсказать, где дескрипторы, а где числа. Он сейчас работает над другим проектом, но после долгих уговоров неохотно помогает и быстро ретируется:enum class Descriptor : int {};
std::string sample(Descriptor d, std::string (*cb)(Descriptor, std::string)) {
// Getting new descriptors from d with a timeout
auto result = get(d, 1000);
if (result != Descriptor(-13)) {
// Descriptor is fine, processing with non bulk options
auto data = process(result, true, false, true); // <== ERROR
// Passing processing result to the callback
return cb(data.second.first, data.second.second); // <== ERROR
}
// Notifying callback on error
return cb(result, {});
}
И тут понеслось:
- Компилятор нашёл сразу две ошибки. Это очень подозрительно, может, мы не так типы расставили?
- А что вообще такое
data.second.first
иdata.second.second
? В комментариях не написано.
Делать нечего, придётся прочитать весь код и комментарии, чтобы понять, как исправить ошибки.
Боль
Поначалу казалось, что много комментариев — это хорошо. Однако при отладке всё выглядит иначе. Код написан на двух языках: на английском и C++. Когда мы пытаемся понять, что происходит в коде, и отладить его, нужно прочитать английский, перевести его в голове на русский. Затем прочитать код на C++, его тоже перевести в голове на русский и сравнить эти два перевода. Убедиться, что смысл комментария совпадает с тем, что написано в коде, а если код делает что-то другое, то, возможно, там и кроется ошибка.
Ещё неприятно, что по коду разбросаны волшебные константы. Вот, например,
-13
— что это такое? Почему -13
? Комментарии не помогают. Волшебные константы только смущают и делают разбор функции сложнее. Но это цветочки, сейчас пойдут ягодки.Попробуйте угадать, что значат булевые флажки
true, false, true
в функции process
? В комментариях о них ни слова. Чтобы разобраться, нужно пойти в header file, где объявлена функция process
:std::pair<Descriptor, std::pair<int, std::string>> process(bool, Descriptor, bool, bool);
… И там мы увидим, что у булевых переменных нет осмысленных имён.
Чтобы понять, что происходит, нужно перейти в соседний файл, прочитать код функции
process
и разобраться в нём. Возможно, походить по соседним функциям и почитать их. На исследование смежных файлов тратится уйма времени, что мешает осознанию функции sample
и портит настроение.Наконец,
data.second.first
и data.second.second
. Чтобы выяснить их назначение, нужно отмотать назад — туда, где мы получаем переменную data
. Пойти в место, где объявлена функция process
, увидеть, что комментариев нет, а process
возвращает пару от пары. Пойти в исходники, узнать, что обозначают переменные int
и string
, — и на всё это снова уходит очень много нашего времени.Ещё одна маленькая боль — код обработки ошибок перемешан с основной логикой. Это мешает ориентироваться. Обработка ошибок функции
sample
находится внизу, а в середине, внутри цикла if, с большими отступами находится happy path.Получается, что код, который на первый взгляд казался хорошим, красивым и легкочитаемым, на самом деле совсем не такой.
Выжимка проблем
- Код написан на двух языках:
– Его в два раза больше.
– При отладке возникают проблемы со сверкой двух языков.
- Комментариев всё ещё недостаточно:
– Приходится читать код смежных функций.
– Есть магические константы.
- Код обработки ошибок и основной логики перемешаны:
– Большие блоки кода с большими отступами.
Читаемый код
Перепишем
sample
. Постараемся сделать её настолько хорошей, чтобы всё было понятно из кода самой функции, без необходимости залезать в соседние файлы, читать документацию или комментарии.Поехали:
std::string Sample(Descriptor listener,
std::string (*on_data)(Descriptor, std::string))
{
UASSERT_MSG(on_data, "Callback must be a non-zero function pointer");
const auto new_descriptor = Accept(listener, kAcceptTimeout);
if (new_descriptor == kBadDescriptor) {
return on_data(kBadDescriptor, {});
}
auto data = Process(Options::kSync, new_descriptor);
return on_data(data.descriptor, data.payload);
}
В первой же строчке проверяем входные параметры. Это мини-подсказка/документация по тому, какие данные ожидаются на входе функции.
Следующая правка: вместо функции с непонятным именем
Get
появляется Accept
, широко известная в кругах сетевых программистов. Затем страшную константу 1000
превращаем в именованную константу с осмысленным читаемым именем.Теперь строка прекрасно читается без дополнительных комментариев: из
listener
мы принимаем новый дескриптор, на эту операцию даётся kAcceptTimeout
. Вместо того, чтобы писать в коде
-13
, а потом удивляться, что это за страшное число, заводим именованную константу для плохого дескриптора. Теперь мы сразу видим, что получили новый дескриптор, и проверяем, плохой он или хороший. Обработка ошибок также происходит сразу. Получили значение — тут же проверяем его на невалидность. За счёт этого вложенность становится меньше, код становится чуть компактнее.
Специфика C++
Маленький бонус — большинство компиляторов в C++ считают одиночные
Ошибки в программе должны происходить редко. Вызывать обработчик ошибок при нормальной работе приложения тоже нужно редко. Соответственно, при такой записи компилятор сгенерирует код, который лучше предугадает переход.
В итоге мы незначительно (а то и вовсе незаметно) ускорили приложение. Пустячок, но приятно.
if
без блока else
холодным путём. Ошибки в программе должны происходить редко. Вызывать обработчик ошибок при нормальной работе приложения тоже нужно редко. Соответственно, при такой записи компилятор сгенерирует код, который лучше предугадает переход.
В итоге мы незначительно (а то и вовсе незаметно) ускорили приложение. Пустячок, но приятно.
Дальше. Функция
process
преобразовалась. Вместо true, false, true
теперь есть перечисление возможных опций для process
. Код можно прочитать глазами. Сразу видно, что из дескриптора мы процессим какие-то данные в синхронном режиме и получаем их в переменную data
.Функция
process
вместо пары возвращает структуру с публичными полями, у каждого из которых есть осмысленное читаемое имя.В результате код стал почти в два раза короче. Он стал понятнее. Больше не нужно ходить в соседние функции и файлы. Читать такой код куда приятнее.
Приёмы
Может показаться, что создание понятного кода требует больших стараний, каких-то трюков, особых хитростей и огромных временных затрат на причёсывание написанного.
На самом деле нет. Есть небольшой набор приёмов, и если их придерживаться, код уже будет получаться достаточно хорошим и читаемым. Расскажу о некоторых из них.
1)
Compute(payload, 1023)
— нечитаемо. Что такое 1023?
Используйте именованные константы.
Альтернативным решением может быть явное использование имён параметров. Например, Python позволяет писать:
Ну и C++20 не отстаёт:
Идеальный результат получается, если пользоваться сразу двумя приёмами:
Compute(payload, kComputeTimeout)
Альтернативным решением может быть явное использование имён параметров. Например, Python позволяет писать:
Compute(payload=payload, timeout=1023);
Ну и C++20 не отстаёт:
Compute({.payload=payload, .timeout=1023});
Идеальный результат получается, если пользоваться сразу двумя приёмами:
Compute(payload=payload, timeout=MAX_TEST_RUN_TIME);
2)
Compute(payload, false)
— нечитаемо. Что такое false?
Используйте перечисления или именованные константы вместо bool.
У bool не всегда понятна семантика. Введение перечисления даже из двух значений явно описывает смысл конструкции.
Именованные аргументы в этом месте не всегда спасают:
Всё ещё непонятно, что False заставляет считать на GPU.
Compute(payload, Device::kGPU)
Именованные аргументы в этом месте не всегда спасают:
Compute(payload=payload, is_cpu=False);
Всё ещё непонятно, что False заставляет считать на GPU.
3)
Compute(data.second.first, data.second.second)
или Compute(data[1][0], data[1][1])
— что вообще тут происходит?
Используйте типы с информативными именами полей, избегайте кортежей.
Совет помогает разобраться не только в том, что происходит в месте вызова, но ещё и полезен для документирования функции.
Попробуйте угадать, какой смысл у возвращаемых
А вот так всё становится кристально ясно:
Compute(data.node_id, data.chunk_id)
Совет помогает разобраться не только в том, что происходит в месте вызова, но ещё и полезен для документирования функции.
Попробуйте угадать, какой смысл у возвращаемых
int
и std::string
в коде.std::tuple<int, std::string> Receive();
int
— это дескриптор устройства? Код возврата?А вот так всё становится кристально ясно:
struct Response {
int pending_bytes;
std::string payload;
};
Response Receive();
4)
void Accept(int , int);
— что это за два числа?
Заводите отдельные типы данных для разных по смыслу вещей.
Или для Python:
На самом деле это совет не столько про читаемость кода, сколько про отлов ошибок. Многие (но далеко не все) современные языки программирования позволяют статически проверять типы и узнавать об ошибках ещё до запуска приложения или тестов. В C++ эта функциональность доступна из коробки, в Python нужно пользоваться линтерами и typing.
Думать в терминах системы типов — это определённое ментальное усилие. Чтобы получалось эффективно, нужна практика, как и для закрепления любого другого навыка. Но если этому научиться, вы сможете писать более понятный и менее бажный код.
void Accept(Descriptor, std::chrono::milliseconds)
Или для Python:
def accept(listener: Descriptor, timeout: datetime.timedelta) -> None:
На самом деле это совет не столько про читаемость кода, сколько про отлов ошибок. Многие (но далеко не все) современные языки программирования позволяют статически проверять типы и узнавать об ошибках ещё до запуска приложения или тестов. В C++ эта функциональность доступна из коробки, в Python нужно пользоваться линтерами и typing.
Думать в терминах системы типов — это определённое ментальное усилие. Чтобы получалось эффективно, нужна практика, как и для закрепления любого другого навыка. Но если этому научиться, вы сможете писать более понятный и менее бажный код.
5)
void Compute(Data data)
— функция есть в модуле или заголовке, но должны ли мы ей пользоваться?
Используйте особый namespace или именование для служебных вещей.
Или для Python:
С namespace detail/impl или с особым наименованием пользователь поймёт, что функцию использовать не нужно.
namespace detail { void Compute(Data data); }
Или для Python:
def _compute(data: Data) -> None:
С namespace detail/impl или с особым наименованием пользователь поймёт, что функцию использовать не нужно.
6)
d, cb, mut, Get
— что это?
Придумывайте информативные имена переменных, классов и функций.
Самый избитый, но важный совет — давайте осмысленные и информативные имена переменным, функциям и классам.
Кажется, что писать код, в котором переменные короче, получается быстрее. Под каждую переменную пара символов, можно быстро всё это напечатать. Но простая истина гласит: «Мы пишем код один раз, а читаем несколько раз». Потом, возможно, переписываем и снова несколько раз читаем.
Так вот, через неделю или месяц будет сложно вспомнить, что такое
Информативные имена вам очень помогут. При чтении будет сразу видно, где descriptor, callback и mutator, а где функция под именем
descriptor, callback, mutator, GetDestination
Самый избитый, но важный совет — давайте осмысленные и информативные имена переменным, функциям и классам.
Кажется, что писать код, в котором переменные короче, получается быстрее. Под каждую переменную пара символов, можно быстро всё это напечатать. Но простая истина гласит: «Мы пишем код один раз, а читаем несколько раз». Потом, возможно, переписываем и снова несколько раз читаем.
Так вот, через неделю или месяц будет сложно вспомнить, что такое
d
или cd
, что делает метод Get
(или это вообще класс Get
?). Что он возвращает? Информативные имена вам очень помогут. При чтении будет сразу видно, где descriptor, callback и mutator, а где функция под именем
GetDestination()
возвращает какой-то Destination. 7)
connection = address.Connect(timeout)
— отладчик завёл нас в эту строчку кода. Что там за переменные, откуда они и куда мы их присваиваем?
Закрепите разные стили за переменными класса, аргументами функций и константами.
Если закрепить отдельные стили за разными типами переменных, код читается лучше. В большинстве распространённых code style именно так и делают:
Мы сразу видим, что переменная address — локальная, что мы пытаемся соединиться с kTimeout, который является константой. Результат соединения присваиваем переменной класса
Для Python стоит дополнительно придерживаться правила, что приватные поля начинаются с нижнего подчёркивания:
connection_ = address.Connect(kTimeout);
Мы сразу видим, что переменная address — локальная, что мы пытаемся соединиться с kTimeout, который является константой. Результат соединения присваиваем переменной класса
connection_
. Поменяли буквально пару символов, а код стал понятнее. Для Python стоит дополнительно придерживаться правила, что приватные поля начинаются с нижнего подчёркивания:
self._connection = address.Connect(TIMEOUT);
8)
connection_ = address.Connect(timeout / attempts)
— есть ли тут ошибка?
Используйте assert, чтобы проверить, правильно ли используют ваш код.
Если количество attempts будет равно нулю, то нативное приложение, скорее всего, рухнет. Где-то возникнет stack trace или корка. С помощью дополнительных телодвижений можно добраться до stack trace и понять, что падение произошло именно в этой строчке.
Если attempts окажется отрицательным числом, оно будет передано внутрь функции
Однако если внутри
Коду явно не хватает проверок:
Теперь ошибка будет сразу обнаружена, и разработчик легко определит неправильное использование.
Assert не только позволяет быстро находить ошибки, но и добавляет читаемости. Выражение
Если attempts окажется отрицательным числом, оно будет передано внутрь функции
Connect
. В лучшем случае внутри будет проверка — тогда мы сможем диагностировать проблему, вернувшись на пару шагов назад. Однако если внутри
Connect
не будет проверки, всё станет сильно-сильно сложнее. Приложение не упадёт, но будет работать неправильно, не так, как мы ожидаем. Коду явно не хватает проверок:
ASSERT(attempts > 0);
assert timeout > 0
Теперь ошибка будет сразу обнаружена, и разработчик легко определит неправильное использование.
Assert не только позволяет быстро находить ошибки, но и добавляет читаемости. Выражение
assert timeout > 0
прямо говорит, что код ниже будет работать неправильно с отрицательными числами и 0. 8.1)
connection_ = address.Connect(timeout / attempts)
— есть ли тут ошибка?
НЕ используйте assert для проверки пользовательского ввода.
Будет невежливо (и опасно!), если ваша библиотека уронит весь сервер потому, что кто-то на сайте ввёл неправильное число. Здесь стоит использовать другие механизмы для сообщения об ошибках:
Как отличить неправильное использование функции программистом от неправильного ввода?
Вот несколько примеров:
Если не уверены — не используйте assert.
Ещё один хороший приём — использовать в отладочных сборках assert, а в релизе — другой механизм информирования об ошибках. Пример с attempts идеально ложится на этот случай:
if (attempts <= 0) throw NegativeAttempts();
if (attempts <= 0) raise NegativeAttempts();
Как отличить неправильное использование функции программистом от неправильного ввода?
Вот несколько примеров:
- функция init() должна быть вызвана перед первым использованием функции foo() — assert,
- мьютекс не должен дважды захватываться из одного и того же потока — assert,
- баланс на карте должен быть положительным — НЕ assert,
- стоимость поездки не должна превышать миллиона доллларов — НЕ assert.
Если не уверены — не используйте assert.
Ещё один хороший приём — использовать в отладочных сборках assert, а в релизе — другой механизм информирования об ошибках. Пример с attempts идеально ложится на этот случай:
ASSERT(attempts > 0);
if (attempts <= 0) throw NegativeAttempts();
9)
v = foo(); bar(v); baz(v); assert(v);
— а функциям bar() и baz() точно хорошо?
Не тяните с обработкой ошибок, не несите их в блок else.
Как только получили значение — сразу проверяйте и обрабатывайте ошибки, а дальше работайте как ни в чём не бывало.
Такой подход поможет избежать излишней вложенности конструкций — за вашей мыслью будет проще следить.
Пример:
Сравните:
Такой подход поможет избежать излишней вложенности конструкций — за вашей мыслью будет проще следить.
Пример:
if (value != BAD) {
auto a = foo(value);
auto b = bar(value);
if (a + b < 0) {
return a * b;
} else {
return a / b + baz();
}
}
return 0;
Сравните:
if (value == BAD) {
return 0;
}
auto a = foo(value);
auto b = bar(value);
if (a + b < 0) {
return a * b;
}
return a / b + baz();
10)
[(x, y) for x in [1,2,3] for y in [3,1,4] if x != y]
Придерживайтесь вменяемой вложенности конструкций.
Если в вашем коде есть if, внутри которого for, внутри которого if, внутри которого while, — это сложно читать. Стоит разнести какие-то внутренности на отдельные функции и дать функциям осмысленные имена. Так код станет красивее и приятнее для чтения.
11) Самая важная часть, самая большая хитрость, о которой мало где написано!
Если вам хочется поставить комментарий...
Попробуйте переделать код так, чтобы не хотелось.
Как правило, если у вас получается, код становится проще воспринимать. Если нет — ничего страшного, бывает, ставьте комментарий. Иногда без этого не обойтись.
Как правило, если у вас получается, код становится проще воспринимать. Если нет — ничего страшного, бывает, ставьте комментарий. Иногда без этого не обойтись.
Вместо заключения
Разумеется, это общие советы. У каждого языка есть своя специфика. В C++ важно писать понятные имена шаблонных параметров, в Python не стоит злоупотреблять тем, что переменные предоставляют возможности для общего модифицирующего владения.
Даже в рамках одной компании практики могут расходиться (например, в userver у нас пожёстче с наименованями и bool).
Пожалуйста, расскажите о принятых у вас практиках в комментариях! Будет интересно обсудить и взять их на вооружение.