Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В продуктовой среде создаётся много продуктов, но на текущий момент 99% продуктов сводится к новому формату питания, транспорта, медицины, жилья и т.д. Даже более того, в Москве по моему все решают две проблемы - где поесть и как ещё выпить. Понятно, что в России торговля винно-водочной продукцией всегда была, есть и будет прибыльнее, чем что-то ещё, но эта отрасль монополизирована. Что же делать продуктовику? Правильно - искать нишу для продукта за пределами кишечника и половых органов.
Одним из основных тезисов методологии JTBD является тезис - человек выполнял этот Job 1000 лет назад. Тогда он кушал то, что сам изловил и зажарил на костре. Сейчас он кушает в бургерной, где ему комплексно, по современному, решают потребность подачи холестерина прямо в печень. А что будет, если мы попробуем найти потребности человека, которые пока никак вообще не решались? Ответ очевиден - мы либо разоримся, либо перевернём рынок.
Небольшое лирическое отступление: Достоевский, когда писала свои бессмертные произведения, ни в коем случае не задумывался о решении проблемы пищеварения. Хотя, конечно, он часто работал на уровне проблемы размножения, однако работал виртуозно. И Достоевский до сих пор приносит много денег в глобальном масштабе, в то время, как даже лучшие Бары того периода закрыты.
Фреймворк 1: пирамида Маслова
Для тех кто не знает, ознакомиться с тем, что такое пирамида Маслоу можно в WikiПедии >>
Какие стратапы и бизнесы сейчас на слуху в России? Правильно - все с нижнего уровня пирамиды Маслова. Еда, транспорт, редко порно. Проекты в области Безопасности тоже ведутся, но с совершенно непонятным результатом.
Есть проекты из верхних областей пирамиды: эзотерика, просвещение, курсы / обучение. Не смотря на то что EdTech активно развивается, я претендую на то, что это всё же относится к низшему уровню пирамиды. Респонденты лишь ищут, как им попасть на работу программистом и получить денег, чтобы вкусно поесть в модном баре на Стрелке с "Пафосной Тёлкой" рядом с обнажённой статуей "женщина с веслом".
Однако: современные технологии способны полностью удовлетворить все 3 низших уровня пирамиды! Молоко из пальмового масла в производстве не стоит ничего (молчу про розницу), одежда, обувь и техника в Китае продаётся по 1$ за килограмм (да, сюда она приезжает за другие суммы) а потребность в Любви уже лет 15 удовлетворяют соцсети, где вы собираете лайки на ваши фотки, которые являются мерой любви общества к вам.
Отмечу, что в Мире самыми прибыльными проектами являются проекты связанные с уровнем 3 пирамиды (потребность в любви) и уровнем 4 пирамиды (потребность в уважении / почитании). То что это так, можно посмотреть сравнив капитализацию Facebook и, скажем, Nestle. Хотя всякие Сникерсы и Йогурты это тоже не низший уровень, это уже уровни близкие к середине - "скушай Сникерс, выпей Йогурт, стань как тот чувак из рекламы и она тебя полюбит" - в общем продаётся не конфета а стиль жизни (да, от этого стиля жизни толстеют).
Верхние уровни пирамиды могут стать источниками продуктовых идей для единорогов лет через 20 - 50. Пища в целом есть, любовь обеспечат роботы, а вот тот, кто решит как в этом дурдоме актуализоваться, получит жирный куш.
Фреймворк 2: путь индивидуации по Юнгу
Фреймворк уже не столь банален, потому, что чтобы на него опираться, необходимо, хотя бы издалека познать свою тень. Хотя бы привыкнуть к мысли, что тень есть у каждого.
С тем, что такое путь индивидуации можно, весьма правда кратко, ознакомиться в ВикиПедии >>
Работая с этим фреймворком, мы предполагаем, что кроме Тела человека, потребности которого конечно надо решать, есть ещё структура в области бессознательного (см. картинку) - есть Тень, Есть Анима и Анимус.
Познав Тень, Анима ведёт человека к его Самости...
Тот же Сникерс, как продукт, относится явно к сфере актуализации Тени человека. То что во времена СССР было вытеснено, оказалось вдруг можно. Реклама явно говорила "Попробуй бяку, тебе же хочется, в СССР это было нельзя, а в Демократической России уже можно!". В 90-ые годы эта реклама сделала многое, поборов у половины населения СССР запрет на "сладкую палочку" (специально не буду пояснять, что я имею в виду под Палочкой и по Фрейду тоже). При этом - Сникерс был очень прибылен в 90-ые. Сейчас кстати это всего лишь ещё одна конфета, так как он сделал своё дело переработав те комплексы. Тогда же это был символ времени, который актуализировал коллективные структуры, за что его покупали за любые деньги.
Продукты, ориентированные на Аниму, также могут быть чрезвычайно прибыльны: начиная от индустрии красоты, завершая всем шоубизнесом. Это всё продукты для актуализации Анимы человека котрую можно развивать, познавать и т.д. Зачем идти к "Барберу" чтобы сделать себе бороду как у Дровосека? Заплатить ему кучу денег, чтобы выглядеть как Дровосек? Тем не менее многие экономят на еде, но их борода чудесна. То же с одеждой, машинами и т.д. И ладно бы жена хотела чтобы у мужчины была борода, так наоборот, она часто против (лучше бы шубу ей купил). Но борода всё длиннее, и всё больше времени на её расчёсывание... И это всё деньги для продукта.
Алгоритм создания продукта по Юнгу банален: мы берём любой из Юнгианских Архетипов, помним что Анима ведёт личность, преодолевшую свою тень, к Самости, и помогаем своим продуктом личности идти к самости.
Отмечу сто тут мы сходу переходим на сферы за пределами "поесть и размножиться". Ну в смысле размножиться Анима поможет тоже. Когда в 70-ые годы все слушали Высоцкого, никто не думал о еде... А проект "Высоцкий" очень прибылен кстати, даже в сравнении с современной доставкой пальмового масла на дом.
Фреймворк 3: архетипы по Хиллману
С АрхеТипами по Хиллману можно ознакомиться по ссылке >>
Для простоты понимания, архетипы Хиллмана сводят либо к Греческим (можно Скандинаским) Богам либо к 7 планетам. Тем более что сразу можно зачерпнуть мифический пласт. Каждый бог это Миф. Вот с Мифом и будем работать, создавая продукт.
И да, продукт тоже субъект Коллективного Бессознательного.
Создавая продукт, с одной стороны мы решаем потребность: все хотят пожрать, мы им это даём, и вроде бы на этом точка. Но оказывается, люди не платят за дешёвые макароны. Люди наоборот платят за Понты, откладывая последние деньги на то, чтобы выпить Смузи покачивая стрингами или съесть Устрицу под Арманьяк в пафосном кабаке. Бюджет на устриц оказывается больше, чем на макароны. Питательность устриц уступает многократно питательности Спирулины Вэл, которую можно купить где угодно, на вкус я например не любитель, но бюджеты на устриц только растут.
У каждого продукта есть свой Архетипический заказчик: создавая какую-то штуку, мы с одной стороны обращаемся к потребности человека. Но с другой стороны, мы обращаемся к Мифическому: мифы о Дионисе и Посейдоне в России всегда правили. В угоду Посейдону создавались наверное лучшие торговые предложения - например купить идею развала СССР, оплатив из своего кармана ещё и все демократические реформы... Это вам не "мобильное приложение по доставке всякой фигни на дом".
А если посмотреть на архетипическую составляющую финансового сектора... С одной стороны всё конечно формулируют продуктовые гипотезы в формате: "клиенту нужно купить какую-то хрень, он идёт в банк за помощью". Но сам по себе Банк, это штука очень Архетипическая: я сейчас даже не буду перечислять какие Мифы связаны с деньгами и как они чётко разыгрываются в современном обществе. И Венецианский Купец, и герои Островского (Смоктуновский прекрасен в фильме Поздняя Любовь). И всё это казалось бы чтобы удовлетворить потребность. Но - свою ли потребность? Начнём с потребностей Золотого Тельца...
Алгоритм построения продуктовой идеи по Хиллману чуть сложнее: ищем Миф, который вот вот готов реализоваться. Ищем Аретипический заказчик этого мифа. Помогаем ему.
Короче берём того золотого тельца, думаем что ему надо, смотрим как это проявлено в современном мире. Если проявлено - делаем продукт под Тельца.
Мифы берём из Эпоса, для начала Греческого. Да, Мифы нужно знать. Но если мы попали, то Архетип толкнёт ваш проект к реализации, даже если вы инвалид умственного труда и не хотите ни программировать ни кастдевить. Кстати большинство Единорогов, до времени когда продуктовый менеджмент созрел как методология, так и делалось: все эти истории как два Стива делали в Гараже компьютер. Кастдева они не проводили, MVP не делали. А потом раз, и всё само срослось - вышли в лидеры рынка (там конечно ещё был Ротшильд, но кто же его туда привёл).
Продуктовые возможности фреймворков
Сейчас в России (за рубежом кстати это нифига не так) бизнес и стартапы решают проблему самых нижних уровня пирамиды Маслова. Надо отметить, что скоро они решат эти проблемы. Сбер-Аптека и Яндекс-маркет выстрелили в пандемию, но так же скоро они уйдут в бейзмент, комодитизируются. Где будем искать новые идеи?
Проанализировав кейс Delivery Club кстати можно чётко выделить Архетипы, которые это заказали: это наверное Приап, конечно Дионис (мы в России), и Деметра. И могут ли другие Архетипы скинутся и начать что-то новенькое? Даже если и Арес, то ЧВК Вагнера думаю весьма прибыльное дельце.
Ещё есть крутые и очень рабочие на севере Архетипы - мельница Сампо, лягушка Одзь и вообще Калевала. Претендую что Одзь сейчас крайне активен - он заказал чиновников. Работайте с Одзем, продавайте в Гос. Сектор.
Первым Фреймворком просто пользоваться - пирамиду Маслова проходят кажется в Школе. Последний фреймворк даёт больше всего возможностей. И помните:
Работать с бизнес Заказчиком гораздо проще но менее эффективно, чем работать с Архетипическим заказчиком...