Проектирование fault-tolerant систем на Go

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, Хабр!

Fault-tolerant системы — это те, которые способны продолжать функционировать даже в условиях частичных сбоев или неисправностей. Основная фича таких систем заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность работы приложения и безопасность данных даже при возникновении ошибок или непредвиденных ситуаций. Это достигается за счет ряда архитектурных и программных решений, направленных на предотвращение полного отказа системы при возникновении отдельных сбоев.

Go благодаря своей простоте, производительности и, что наиболее важно, поддержке конкурентности на уровне языка, становится идеальным выбором для создания fault-tolerant систем.

Кратко про Fault Tolerance

Основа отказоустойчивости – это редундантность, или избыточность. Это означает, что компоненты системы дублируются, чтобы в случае сбоя одного из них, другой мог взять на себя его функции.

Система должна уметь обнаруживать ошибки и сбои. Это может быть реализовано через различные механизмы мониторинга и проверки состояния. Важно не только обнаружить ошибку, но и изолировать ее, чтобы предотвратить распространение сбоя на другие части системы.

После обнаружения и изоляции ошибки система должна восстановить свою работоспособность. Это может включать в себя переключение на резервные системы, перезапуск сбойных компонентов или динамическое перераспределение ресурсов.

Хотя это и выходит за рамки непосредственной отказоустойчивости, важно также заниматься предотвращением ошибок через качественное и адекватное проектирование, тестирование и обслуживание системы.

Go для Fault Tolerance

Конкурентность в Go

Горутины — это легковесные потоки выполнения, управляемые Go runtime. Они значительно эффективнее стандартных потоков операционной системы по нескольким причинам:

Горутины занимают меньше памяти (обычно несколько килобайт) и быстрее создаются и уничтожаются по сравнению с традиционными потоками. Это позволяет запускать тысячи или даже миллионы горутин на одном машине без значительной нагрузки на систему.

Go runtime эффективно распределяет горутины по доступным процессорным ядрам, обеспечивая высокую производительность конкурентных операций. Горутины упрощают написание асинхронного кода, так как они позволяют использовать обычные структуры управления потоком (например, циклы и условные операторы) вместо коллбэков или промисов.

Каналы — это механизмы для безопасного и синхронизированного обмена данными между горутинами. Они предотвращают распространенные проблемы, связанные с конкурентным доступом к данным, такие как гонки данных (data races) и условия гонки (race conditions).

Каналы обеспечивают синхронизацию доступа к общим ресурсам, что уменьшает риск возникновения ошибок в многопоточных приложениях. Они такжемогут быть использованы для управления потоком выполнения в программе, например, для организации пулов горутин или регулирования частоты операций.

Каналы позволяют горутинам обмениваться сообщениями, что упрощает разработку распределенных систем и систем обработки событий.

Резюмируя:

Горутины позволяют легко реализовать распределенную обработку задач, что увеличивает отказоустойчивость, так как сбой одной задачи не влияет на выполнение других. Поскольку горутины работают независимо, сбой в одной горутине не приводит к сбою всей программы. Это помогает изолировать и управлять ошибками на более мелком уровне.

Каналы могут использоваться для передачи информации об ошибках между горутинами, что позволяет управлять ошибками и быстро реагировать на них. Горутины и каналы облегчают создание сложных механизмов управления ресурсами, таких как пулы соединений или ограничители скорости, что повышает устойчивость системы к перегрузкам и сбоям.

Обработка ошибок

В Go обработка ошибок осуществляется явно. Вместо исключений, как во многих других языках, Go использует возвращаемые значения для представления ошибок.

Функции в Go часто возвращают два значения: результат и ошибка. Это принуждает явно проверять наличие ошибки после выполнения функции:

result, err := someFunction()
if err != nil {
    // Обработка ошибки
}

Go позволяет создавать пользовательские типы ошибок, что дает больше контроля над обработкой специфических сценариев ошибок. В Go есть встроенный интерфейс error, который может быть реализован любым типом.

Паника в Go – это аналог исключения в других языках, но используется в более ограниченных случаях. Паника обычно указывает на ошибку программиста или на невозможность продолжить выполнение программы.

Паника может быть вызвана явно с помощью функции panic(). Это приведет к немедленному прекращению выполнения текущей функции и началу "размотки стека" (unwinding the stack):

if someCondition {
    panic("something went wrong")
}

Панику можно перехватить и обработать с помощью функции recover(), которая должна быть вызвана внутри отложенной (deferred) функции:

defer func() {
    if r := recover(); r != nil {
        // Обработка паники
    }
}()

Встроенные функции и пакеты

Встроенные функции

Функция defer используется для гарантии выполнения определенного кода в конце функции, независимо от того, каким образом функция завершается (нормально или из-за ошибки). Это полезно для освобождения ресурсов:

package main

import (
    "fmt"
    "os"
)

func main() {
    f, err := os.Open("filename.txt")
    if err != nil {
        panic(err)
    }
    // Этот код будет выполнен в конце функции main, аже если произойдет ошибка при чтении файла.z
    // даже если произойдет ошибка при чтении файла.
    defer f.Close()

    // Дальнейшие операции с файлом
}

panic и recover используются для обработки неожиданных ошибок и исключений. panic вызывает немедленное прекращение выполнения функции, а recover позволяет восстановиться после паники:

package main

import "fmt"

func mayPanic() {
    panic("a problem occurred")
}

func main() {
    defer func() {
        if r := recover(); r != nil {
            fmt.Println("Recovered. Error:\n", r)
        }
    }()

    mayPanic()

    fmt.Println("After mayPanic()")
}

Функция mayPanic вызывает панику. В функции main, блок defer с функцией recover перехватывает эту панику, позволяя программе продолжить выполнение после функции mayPanic. Без recover программа бы завершилась сразу после паники, не выполнив код, следующий за вызовом mayPanic.

Пакеты

Пакет net/http предоставляет HTTP клиент и сервер. Он включает в себя механизмы для управления таймаутами и настройки поведения клиента и сервера:

package main

import (
    "fmt"
    "net/http"
    "time"
)

func handler(w http.ResponseWriter, r *http.Request) {
    fmt.Fprintf(w, "Hello, %s!", r.URL.Path[1:])
}

func main() {
    server := &http.Server{
        Addr:         ":8080",
        Handler:      http.HandlerFunc(handler),
        ReadTimeout:  10 * time.Second,
        WriteTimeout: 10 * time.Second,
    }

    fmt.Println("Starting server at port 8080")
    server.ListenAndServe()
}

Пакет context используется для управления жизненным циклом запросов, включая отмену операций:

package main

import (
    "context"
    "fmt"
    "time"
)

func operation(ctx context.Context) {
    select {
    case <-time.After(500 * time.Millisecond):
        fmt.Println("Operation done")
    case <-ctx.Done():
        fmt.Println("Operation cancelled")
    }
}

func main() {
    ctx, cancel := context.WithTimeout(context.Background(), 100*time.Millisecond)
    defer cancel()

    go operation(ctx)

    time.Sleep(200 * time.Millisecond)
}

(sync.Mutex) и атомарные операции (sync/atomic) предоставляют примитивы для синхронизации,. Они необходимы для безопасной работы с общими ресурсами в многопоточных приложениях:

package main

import (
    "fmt"
    "sync"
    "sync/atomic"
)

func main() {
    var count int32
    var wg sync.WaitGroup
    for i := 0; i < 10; i++ {
        wg.Add(1)
        go func() {
            defer wg.Done()
            atomic.AddInt32(&count, 1)
        }()
    }
    wg.Wait()
    fmt.Println("Count:", count)
}

io и bufio пакеты для работы с вводом-выводом, которые включают утилиты для буферизации и потоковой обработки данных:

package main

import (
    "bufio"
    "fmt"
    "os"
)

func main() {
    file, err := os.Open("example.txt")
    if err != nil {
        panic(err)
    }
    defer file.Close()

    scanner := bufio.NewScanner(file)
    for scanner.Scan() {
        fmt.Println(scanner.Text())
    }

    if err := scanner.Err(); err != nil {
        panic(err)
    }
}

Пакет time предоставляет функциональность для работы со временем и таймерами:

package main

import (
    "fmt"
    "time"
)

func main() {
    timer := time.NewTimer(2 * time.Second)
    <-timer.C
    fmt.Println("Timer expired")
}

Паттерны

Retry и backoff

Exponential backoff – это стратегия, при которой время между повторными попытками увеличивается экспоненциально. Помогает избежать чрезмерной нагрузки на систему при повторных попытках:

package main

import (
    "fmt"
    "math/rand"
    "time"
)

// Функция для имитации операции, которая может завершиться неудачей
func operation() error {
    if rand.Float32() < 0.5 {
        return fmt.Errorf("temporary error")
    }
    fmt.Println("Operation successful")
    return nil
}

// Retry выполняет операцию с повторными попытками и экспоненциальным отступлением
func Retry(attempts int, sleep time.Duration, function func() error) error {
    for i := 0; ; i++ {
        err := function()
        if err == nil {
            return nil
        }

        if i >= (attempts - 1) {
            return fmt.Errorf("after %d attempts, last error: %s", attempts, err)
        }

        time.Sleep(sleep)
        sleep = sleep * 2 // Экспоненциальное увеличение времени ожидания
    }
}

func main() {
    rand.Seed(time.Now().UnixNano())
    err := Retry(5, 1*time.Second, operation)
    if err != nil {
        fmt.Println("Operation failed:", err)
    }
}

Retry принимает количество попыток, начальное время ожидания и функцию, которую необходимо выполнить. Если операция завершается ошибкой, время ожидания увеличивается в два раза, и операция повторяется. Это продолжается до тех пор, пока операция не завершится успешно или не будет достигнуто максимальное количество попыток.

Часто используется некоторая форма рандомизации времени ожидания, чтобы избежать ситуации, когда множество клиентов одновременно повторяют запросы.

Необходимо устанавливать разумные ограничения на количество попыток и максимальное время ожидания, чтобы избежать бесконечных циклов или чрезмерной нагрузки на систему.

Существует также готовая библиотека, к примеру github.com/cenkalti/backoff.

Circuit breaker

Circuit Breaker используется для предотвращения повторения вызовов, которые скорее всего потерпят неудачу, тем самым позволяя временным проблемам в системе "исправиться". В микросервисах он прям топ.

В Go нет встроенной поддержки паттерна Circuit Breaker, но его можно реализовать вручную:

package main

import (
    "errors"
    "fmt"
    "sync"
    "time"
)

// Состояния Circuit Breaker
const (
    StateClosed   = "closed"
    StateOpen     = "open"
    StateHalfOpen = "half-open"
)

// CircuitBreaker структура
type CircuitBreaker struct {
    state          string
    failureCount   int
    maxFailures    int
    resetTimeout   time.Duration
    halfOpenTimer  *time.Timer
    halfOpenMutex  sync.Mutex
    onStateChange  func(string)
}

// NewCircuitBreaker создает новый Circuit Breaker
func NewCircuitBreaker(maxFailures int, resetTimeout time.Duration) *CircuitBreaker {
    return &CircuitBreaker{
        state:        StateClosed,
        maxFailures:  maxFailures,
        resetTimeout: resetTimeout,
    }
}

// Call выполняет операцию через Circuit Breaker
func (cb *CircuitBreaker) Call(operation func() error) error {
    switch cb.state {
    case StateOpen:
        return errors.New("circuit breaker is open")
    case StateHalfOpen, StateClosed:
        err := operation()
        if err != nil {
            cb.recordFailure()
            return err
        }
        cb.reset()
        return nil
    }
    return nil
}

// recordFailure обновляет счетчик неудач и переключает состояние при необходимости
func (cb *CircuitBreaker) recordFailure() {
    cb.failureCount++
    if cb.failureCount >= cb.maxFailures {
        cb.transitionTo(StateOpen)
        cb.halfOpenTimer = time.AfterFunc(cb.resetTimeout, func() {
            cb.transitionTo(StateHalfOpen)
        })
    }
}

// reset сбрасывает счетчик неудач и переключает состояние на закрытое
func (cb *CircuitBreaker) reset() {
    cb.failureCount = 0
    cb.transitionTo(StateClosed)
}

// transitionTo переключает состояние Circuit Breaker
func (cb *CircuitBreaker) transitionTo(state string) {
    cb.state = state
    if cb.onStateChange != nil {
        cb.onStateChange(state)
    }
}

func main() {
    // Пример использования Circuit Breaker
    cb := NewCircuitBreaker(3, 5*time.Second)
    cb.onStateChange = func(state string) {
        fmt.Println("Circuit Breaker State:", state)
    }

    for i := 0; i < 10; i++ {
        err := cb.Call(func() error {
            // Здесь должна быть логика вызова внешнего сервиса
            return errors.New("service error")
        })
        if err != nil {
            fmt.Println("Operation failed:", err)
        }
        time.Sleep(1 * time.Second)
    }
}

Структура Circuit Breaker включает в себя состояние, счетчик неудач, максимальное количество неудач, таймаут для сброса и таймер для перехода в полуоткрытое состояние.

Call выполняет операцию через Circuit Breaker. Если Circuit Breaker находится в открытом состоянии, операция не выполняется. В полуоткрытом и закрытом состояниях операция выполняется, и в случае ошибки учитывается сбой.

recordFailure и reset управляют счетчиком неудач и состоянием Circuit Breaker.

При достижении максимального количества неудач Circuit Breaker переходит в открытое состояние. После истечения таймаута сброса он переходит в полуоткрытое состояние, где следующая операция определит, должен ли он вернуться в закрытое состояние или остаться открытым.

Timeout и deadline

Go предоставляет несколько механизмов для управления таймаутами и дедлайнами, включая использование контекстов (context) и таймеров (time).

Для простых случаев, когда нужно просто ограничить время выполнения определенной операции, можно использовать таймеры из пакета time:

package main

import (
    "fmt"
    "time"
)

func main() {
    timeout := 2 * time.Second
    timer := time.NewTimer(timeout)

    go func() {
        // Длительная операция
        time.Sleep(3 * time.Second)
        if !timer.Stop() {
            fmt.Println("Operation timed out")
        } else {
            fmt.Println("Operation completed")
        }
    }()

    <-timer.C
    fmt.Println("Timeout reached, operation aborted")
}

В примере мы запускаем длительную операцию в горутине и устанавливаем таймер на 2 секунды. Если операция не завершается в течение этого времени, программа выводит сообщение о таймауте.

Пакет context в Go предоставляет более гибок, особенно в контексте сетевых запросов и других операций, которые могут быть отменены:

package main

import (
    "context"
    "fmt"
    "time"
)

func operation(ctx context.Context) {
    select {
    case <-time.After(3 * time.Second): // Длительная операция
        fmt.Println("Operation completed")
    case <-ctx.Done():
        fmt.Println("Operation aborted:", ctx.Err())
    }
}

func main() {
    ctx, cancel := context.WithTimeout(context.Background(), 2*time.Second)
    defer cancel()

    go operation(ctx)

    // Дождаться завершения операции или таймаута
    select {
    case <-ctx.Done():
        fmt.Println("Main: ", ctx.Err())
    }
}

Cоздаем контекст с таймаутом и передаем его в функцию operation. Если операция не завершается до истечения таймаута, контекст автоматически отменяется, и функция operation получает уведомление об этом через канал ctx.Done().

Использование контекстов (context) в Go для управления жизненным циклом операций является мощным механизмом, который позволяет обеспечить эффективное управление ресурсами, особенно в распределенных системах и при работе с асинхронными операциями. Контексты в Go предоставляют способ передачи данных о состоянии, таймаутах и отмене операций между различными частями программы.

Использование контекстов для управления жизненным циклом операций

Контекст создается с помощью функций context.Background(), context.TODO(), context.WithCancel(), context.WithDeadline(), context.WithTimeout().

Контекст передается в функции и методы, которые должны учитывать его состояние (например, для отмены операций). Контекст может быть отменен в любой момент, что должно привести к прекращению всех операций, связанных с этим контекстом.

Создание и отмена контекста может выглядеть так:

package main

import (
    "context"
    "fmt"
    "time"
)

func operation(ctx context.Context, duration time.Duration) {
    select {
    case <-time.After(duration):
        fmt.Println("Operation completed")
    case <-ctx.Done():
        fmt.Println("Operation aborted:", ctx.Err())
    }
}

func main() {
    // Создание контекста с таймаутом
    ctx, cancel := context.WithTimeout(context.Background(), 50*time.Millisecond)
    defer cancel()

    // Запуск операции с контекстом
    go operation(ctx, 100*time.Millisecond)

    // Дождаться завершения операции или таймаута
    select {
    case <-ctx.Done():
        fmt.Println("Main: ", ctx.Err())
    }
}

operation принимает контекст и выполняет некую операцию. Если операция не завершается до истечения таймаута контекста, она прерывается.

Контексты часто используются для пропагации информации в глубоко вложенных вызовах функций:

package main

import (
    "context"
    "fmt"
    "time"
)

func operation1(ctx context.Context) {
    // Пропагация контекста в другую функцию
    operation2(ctx)
}

func operation2(ctx context.Context) {
    select {
    case <-time.After(100 * time.Millisecond):
        fmt.Println("Operation 2 completed")
    case <-ctx.Done():
        fmt.Println("Operation 2 aborted:", ctx.Err())
    }
}

func main() {
    ctx, cancel := context.WithCancel(context.Background())

    go operation1(ctx)

    // Отмена контекста через 50 мс
    time.Sleep(50 * time.Millisecond)
    cancel()

    // Дать время для завершения операций
    time.Sleep(100 * time.Millisecond)
}

operation1 вызывает operation2, передавая ей тот же контекст. Если контекст отменяется, обе операции получают уведомление об этом и могут корректно завершить свою работу.


Напомню, что у моих друзей из OTUS есть целый ряд практических курсов про архитектуру приложений, где вы можете изучить не только Fault-tolerant системы, но и много других полезных систем и инструментов. Заходите в каталог и выбирайте подходящее направление.

Источник: https://habr.com/ru/companies/otus/articles/781964/


Интересные статьи

Интересные статьи

Эффективная разработка приложений баз данных для непрофессионалов, без знания языков программирования. За несколько дней можно освоить программирование в SDP и создавать собственные приложения. Это та...
Файл и файловая система - фундаментальные сущности, без которых современные компьютеры немыслимы. Мы привыкли к ним настолько, что порой не задумываемся - а могли бы эти сущности быть другими? Достато...
Привет, меня зовут Игорь, и я разработчик решений на Tarantool в Mail.ru Group. Я работаю над витринами маркетинга в реальном времени для Мегафона. При мониторинге часто требуется испол...
У нас в Badoo довольно много клиентских приложений. Помимо основных продуктов Badoo и Bumble, у которых есть как веб-версии (десктопная и мобильная), так и клиенты под нативные платф...
Эта статья для тех, кто хочет свой запустить it-стартап и понять сколько денег и времени нужно на MVP (минимальную версии), чтобы протестировать идею или сделать рабочий прототип для презентации ...