Путь исследователя цифровых продуктов в «Магните»: проблемы и решения

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

«Магнит» — это не только продукты съедобные, но и продукты цифровые: мобильные приложения, веб-сервисы. Команда пользовательского опыта старается делать их лучше: для этого есть исследователи, которые проводят исследования внутренних (для сотрудников) и внешних (для клиентов) продуктов, и CJE — эксперты по клиентскому опыту, которые строят карты клиентских путей на основе данных исследований и обратной связи.  

Наша работа — находить и помогать решать проблемы пользователей. Но мы сами, в свою очередь, сталкиваемся с проблемами при выполнении этой задачи. Об этих проблемах и о том, как мы их решаем, расскажем в статье.

Как выглядит путь исследователя

Давайте пойдём по шагам. Сначала посмотрим, из каких шагов состоит путь, затем обсудим, какие проблемы появляются на каждом этапе и как мы их решаем. 

Итак, путь исследователя состоит из следующих шагов:

  1. Собираем обратную связь от пользователей, генерируем гипотезы.

  2. С помощью исследований проверяем гипотезы, формируем список проблем.

  3. Оцифровываем проблемы: понимаем, для какого количества пользователей они актуальны.

  4. Передаём проблемы в бэклоги команд.

  5. Помогаем проектировать решение.

  6. Оцениваем решение.

А теперь перейдём к проблемам.

Проблема 1: Трудно быстро найти фидбек от пользователя по определённой фиче

Раньше у нас не было единой базы с обращениями клиентов из всех каналов: вместо этого — разрозненные отчеты, дашборды, UX-проблемы в отчётах поддержки были перемешаны с багами, операционными вопросами. Поэтому, например, если продакту нужно было узнать мнение пользователя о фиче, поиск информации занимал много времени.

Решение

Мы стали собирать обратную связь в AirTable. Берём цитаты из сторов, контактного центра, соцсетей, интервью, опросов, тегируем удобным способом, далее распределяем по командам и презентуем.

Теперь продакт, который хотел бы найти фидбек по фиче, может справиться с задачей меньше чем за минуту: он может сам найти обратную связь по любому продукту либо это по запросу быстро сделаем мы. Получается, что мы продолжаем держать руку на пульсе по всем вопросам, которые исходят от пользователя, и ребятам это помогает приоритизировать бэклоги.

Правда, тут есть особенность: тегирование — ручная монотонная работа. Аналитику и теги должен делать человек, глубоко погруженный в механики лояльности и фичи приложения: нужно быть в контексте вопроса, потому что пользователь может не знать, с чем именно столкнулся, в чём на самом деле проблема. Например, он ищет «соус», но поиск никак не находит кетчуп или майонез. Пользователь будет думать и жаловаться в отзывах, что у нас плохо работает поиск, но на самом деле он выбрал не тот формат магазина и ищет соусы в «Магнит Косметик», где их просто нет. То есть на самом деле проблема в том, что пользователю непонятно, какой формат магазина выбран. 

Сейчас мы с поддержкой прорабатываем систему тегирования, чтобы можно было просматривать не все отзывы, а только те, которые касаются UX-проблем, — это должно облегчить нашу работу.

Проблема 2: Сложно рекрутировать клиентов

Вторая проблема возникает на этапе рекрута: сложно «достучаться» до респондентов. Люди не доверяют звонкам с незнакомых номеров, письмам с незнакомых адресов, игнорируют рассылки от компании.

Бывает так:

Решение

Держать контактный центр в курсе всех исследований. Люди обращаются в службу поддержки, чтобы уточнить, не мошенники ли с ними связались. Поэтому в контактном центре должны знать, какие исследования проводятся, кто может звонить или отправлять письма покупателям. 

Сразу обзванивать пользователей по проблеме. Связываться нужно с теми пользователями, которые столкнулись с проблемой не более трёх дней назад. Дальше людям уже трудно понять, кто вы и что от них хотите. 

Найти правильный скрипт для обзвонов. У нас была гипотеза: если подробно рассказать, что мы не мошенники и точно звоним из «Магнита», это внушит людям доверие. Гипотеза не оправдалась: люди вешали трубки, не дослушав до конца.

Лучшим вариантом оказалась самая короткая вводная: «Здравствуйте, меня зовут Мария, я звоню из Магнит Аптеки. Уделите пару минут?» Он давал наилучшую конверсию.

Проблема 3: Сложно рекрутировать сотрудников

Помимо клиентских, есть много внутренних продуктов: в них мы сталкиваемся со сложностями с рекрутом некоторых специальностей с высокой текучкой. Например, курьеров.

Часто эти люди не заинтересованы в том, чтобы участвовать в исследованиях. У нас есть стандартное вознаграждение: начисляем бонусы на карту «Магнит». Если человек с «Магнитом» ненадолго, у него может даже не быть этой карты. Соответственно, нам нечего ему предложить, он не очень заинтересован.

Решение

Проводить короткие исследования, не требующие сильного вовлечения со стороны респондента и большого количества времени. Это короткие опросы, постоянно закрепленные ссылки на форму обратной связи в рабочих чатах.

Опрашивать лояльных сотрудников: у нас есть чаты, в которых состоят «долгожители» — сотрудники, долго работающие с нами. Мы составляем опросы, публикуем в чатах — это помогает быстро проверять гипотезы.

А также проводим исследования на внешних респондентах, панельные интервью, рекрут сотрудников других компаний и так далее.

Проблема 4: Команда не доверяет результатам

Итак, мы успешно зарекрутили респондентов, провели исследование. Наступает время рассказать о результатах команде. К сожалению, бывает, что команда результатам не доверяет. 

Так происходит, например, потому, что у членов команды не было похожего опыта, который мы принесли. Или ребята долго и упорно делают фичу, а пользователь ею недоволен: это фрустрирует. Некоторые могут делить пользователей на «хороших» и «плохих»: например, что одни пользуются продуктом правильно, другие — неправильно, и в этом кроется проблема.

Решение

Вовлекать команду на всех этапах. При составлении гайда исследования зовём команду на все встречи, интервью, юзабилити-тесты и так далее. Отрезвляюще работают иллюстрации в отчетах: матерные цитаты пользователей, нарезки из видео. Бывает, что команда помнит про проблему или исследование просто потому, что она запомнила очень колоритную цитату.

Давать метрики. Хорошо работают сравнения метрик после обновлений: обращения в КЦ, замеры CSI.  

Обучать команды. Мы проводим митапы, воркшопы, User Days, когда вся команда, включая аналитиков, дизайнеров, разработчиков, выступает в роли исследователей и напрямую общается с реальными клиентами, знакомится с их потребностями и слушает обратную связь о продукте.

Проблема 5: сложно ориентироваться в проблемах большого продукта

Мы провели исследование, собрали огромное количество информации. Дальше надо её правильно обработать: у нас довольно большие, сложные продукты, в которых сложно ориентироваться и не терять информацию.

Участники команды обычно знают об особенностях механик своего продукта, при этом не знают, как функциональность работает у других команд. Поэтому, когда вносят изменения, могут что-то не учесть и плохо повлиять на участки, которые вне их зоны ответственности. 

Был недавно такой кейс. Незадолго до доработки функциональности любимых категорий для PWA (Progressive Web Application, адаптации сайта в виде мобильного приложения) в программе лояльности появились любимые категории, которые действуют только для участников клубов — это отдельная механика. Широкого информирования не было, поэтому команда об этом не знала. Получилось так, что в PWA-версии можно было только выбрать категорию, а вступить в клуб — нет, из-за чего пользователь не получал бонусы за выбранную категорию. Но эту проблему быстро заметили и добавили задачу по решению в бэклог.

Решение

Строить CJM. У нас есть подробные карты для двух типов покупателей: покупатели офлайн-магазина и покупатели доставки. Также мы строим CJM сезонных акций. У нас очень сложные механики и большое количество каналов взаимодействия, за которые отвечают разные команды, — их нужно синхронизировать. Если не прорабатывать CJM, все запутаются: и мы, и пользователи.

Мы описываем путь, который происходит с пользователем. Разбиваем его на крупные этапы, внутри описываем шаги покупателя: в каких каналах есть точки контакта с пользователем, какие задачи и ожидания у него могут быть в этих точках и какой опыт он в итоге получает — что хорошо и удобно, а где сталкивается с проблемами. Сюда же выносим скриншоты экранов приложения или фотографии того, что есть в офлайне.

Получается большая карта. Минусы очевидны: она сложная, поначалу в ней трудно ориентироваться. Поэтому нужно вовлекать команды, чтобы они знали этот инструмент и умели с ним работать. 

Проблема 5: Проблему не будут решать без количественных данных

Следующий этап — оцифровка проблем. Когда мы приносим проблемы командам, они увлечённо слушают, кивают. Но верят только количественным данным: без них не будут приоритизировать проблемы.

Чтобы получить количественные данные по гипотезе у аналитиков, нужно доказать, что задача действительно важная и стоит тратить на неё время. Дело в том, что ресурс аналитиков ограничен и бэклог забит достаточно сильно, поэтому встать с задачей бывает непросто. Приходится долго ждать, пока запрос возьмут в работу. Поэтому, когда нужно получить хоть какую-то количественную оценку быстрее, мы ищем альтернативные способы.

Решение

Сами проводим все возможные количественные исследования. Если провести такое исследование нет времени и возможности, есть «костыльное» решение: мы смотрим на количество исследований, в котором встречали эту проблему, и говорим, что она регулярно повторяется.

Есть ещё два других жизнеспособных решения: подсчет комментариев в нашей базе AirTable и анализ количества обращений в контактный центр.

Проблема 6: Сложно понять, кто должен решать проблему

Следующий этап после оцифровки проблем — передать их в бэклоги команд. У нас большой и сложный продукт, много команд. Есть проблемы, которые находятся на стыке зон ответственности, попадают между этими зонами или лежат вообще за периметром продукта. Также могут быть конфликты между командами в понимании того, чья это проблема, потому что решать проблему можно разными способами. В зависимости от решения это должна будет делать одна или другая команда.

Решение

Регулярные синки с продактами. В нашем пространстве Miro есть таблички, которые представляют собой аналог канбан-доски с задачами: мы перемещаем задачу в соответствии с её статусом. Для этого мы регулярно проводим синки с продактами. 

В команды прилетает много задач от бизнеса, и не все они помогают решать пользовательские проблемы. Мы транслируем голос клиента команде, подсвечиваем наиболее критичные проблемы, которые важно взять в работу. Помогаем реализовывать инициативы так, чтобы они решали задачи бизнеса и отвечали потребностям пользователя.

Проблема 7: Нет времени тестировать решения

Проблему в бэклоги команд передали — теперь нужно помочь спроектировать решение. Основная проблема заключается в том, что нет времени это решение протестировать: результаты нужны ещё вчера, разработка на низком старте, у исследователей другие задачи в работе.

Решение

Чаты с лояльными пользователями для быстрой проверки гипотез. Это, конечно, не большое полноценное исследование, но быстро проверить что-то вполне можно.

Обучение команды. Нашим дизайнерам нравится проводить коридорные исследования. Мы составили для них большой гайд и помогаем на всех этапах — от рекрута до анализа результатов. Это снимает часть нагрузки с исследователя и вовлекает команду в процесс, помогает ей встать на место пользователя, погрузиться в контекст.

Конечно, бывает такое, что фича или процесс выкатились в прод, не будучи протестированными никем из исследователей. Тогда приходится проверять их силами наших экспертов либо проводить тестирование уже на проде и передавать обратную связь командам.

Проблема 8: Непонятно, как влияют изменения на поведение пользователей

Завершающий этап: узнать, как пользователи реагируют на изменения. Плюс это важно для стейкхолдеров: им не всегда очевидно, зачем тратиться на улучшения, когда здесь и сейчас они не приносят денег.

Решение

Регулярно замеряем NPS и CSI. Это даёт возможность мониторить, как на пользователей влияют изменения, которые мы проводим. Как они относятся к отдельным фичам и продукту в целом. Если метрики резко падают, это повод бить тревогу и смотреть, почему это происходит.

Если растут — значит мы движемся в верном направлении, опыт пользователя становится лучше, а, как мы знаем, улучшая опыт, компания в итоге зарабатывает больше, потому что лояльные пользователи тратят больше. 

Ищем корреляции между UX и бизнес-метриками. Ежеквартально отслеживаем эту связь: например, удовлетворённые пользователи чаще ходят в магазины, их средний чек выше, они чаще заходят в приложение.

Что всё это даёт

Мы, как исследователи, понимаем зону роста компании с точки зрения UX. Передаём  бизнесу и продукту клиентские проблемы, решение которых может помочь пользователям стать счастливее, а компании, соответственно, больше зарабатывать. Поэтому от инвестиций в исследования выигрывает как пользователь, так и компания.

Источник: https://habr.com/ru/companies/magnit/articles/787672/


Интересные статьи

Интересные статьи

Разберем пример одной из фундаментальных проблем в общении с бывшими гуманитариями, которую вызывает недостаток у них математического мышления. А именно — это проблема восприятия мира как черно-белого...
Никогда не задумывались почему тормозит компьютер? Дело ли в «плохой оптимизации» современного софта? Ведь Когда Photoshop отъедает 8 гигабайт только при запуске, Google Chrome создает свыше 10 процес...
Более 5 лет мы развиваем бесплатное мобильное приложение для работы с товарами. Проект растет и стабильно приносит прибыль, на прод поставляются новые фичи. Но мы заметили, что ежемесячно команда не у...
Месяц назад большой резонанс среди российских пользователей фейсбука вызвала заметка Ивана Замесина (сооснователь и CEO компании Focus Calendar) о том, что Москва и Санкт-Петербург стали мировыми ...
Холивар. История рунета. Часть 1. Начало: хиппи из Калифорнии, Носик и лихие 90-е Холивар. История рунета. Часть 2. Контркультура: пАдонки, марихуана и Кремль Холивар. История рунета. Часть 3. ...