Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Open Source-проект shell-operator был создан с целью упростить создание полноценных Kubernetes-операторов и представлен нами два года назад. За минувшее время он прошёл длинный путь, оброс интересными функциями и, как мы уже недавно писали, созрел для использования в production*.
Несмотря на это, его версия, долгое время «блуждавшая» в диапазоне бета- и RC-релизов будущей v1.0.0, вносила смуту для сторонних наблюдателей (и пользователей). С этим финальным релизом shell-operator мы ликвидируем это недоразумение, ещё более официально объявляя о зрелости проекта, а заодно — принеся в него новые возможности.
* И даже более того: он (а точнее — его «старший брат», addon-operator) является одним из кирпичиков для нашей внутренней Kubernetes-платформы Deckhouse, которая станет доступной публично уже в мае.
Для знакомства с тем, как устроен shell-operator и как с ним работать, рекомендуем доклад на KubeCon EU’2020, а эта статья сфокусирована только на последних новшествах (с момента нашей январской публикации).
Главные изменения в v1.0.0
Релиз v1.0.0 не стал формальным событием для проекта shell-operator. Он также принёс весьма значимые обновления, которыми уже сегодня можно воспользоваться.
Object Patcher Framework
Мы пишем много хуков для shell-operator (и addon-operator) и давно столкнулись с тем, что побочные эффекты в хуках мешают тестированию, а иногда — даже пониманию логики работы хука.
Чтобы получить хуки без побочных эффектов — «чистые хуки», которые взаимодействуют только с shell-operator, — мы начали с устранения вызовов kubectl
.
Для замены «читающим» вызовам kubectl
в shell-operator появились настройки includeSnapshotsFrom
и group
, а результат работы выражения jqFilter
доступен в объектах в binding context — таким образом можно получать нужные объекты из кластера через файл и использовать их в работе хука. Эти возможности были добавлены в версию beta.6 и уже с тех пор мы пишем хуки без «читающих» вызовов kubectl
.
Вторую часть — замену «пишущим» вызовам kubectl
— мы реализовали как внутреннюю библиотеку и пожили с ней какое-то время. И вот в версии v1.0.0 появился так называемый Object Patcher Framework. Он представляет возможность вернуть из хука декларативный набор действий над объектами в кластере.
Как это работает? Допустим, хук создаёт сертификат и помещает его в секрет. Это можно сделать таким вызовом kubectl
:
cat <<EOF | kubectl -n default apply -f -
apiVersion: v1
kind: Secret
metadata:
name: certs
type: kubernetes.io/tls
data:
tls.crt: |
${CERT}
tls.key: |
${KEY}
EOF
Вроде не сложно, однако:
хорошо бы проверить, что такого секрета не существует, а если существует, то обновить его ключи;
написать тест для такого хука сложно, т.к. нужен кластер и проверка состояния кластера после работы хука. Либо нужно подменить kubectl на что-то управляемое из тестов.
Как эти задачи решает Object Patcher Framework? Согласно документации, чтобы заменить такой вызов kubectl
, нужно записать в файл $KUBERNETES_PATCH_PATH
действие с операцией CreateOrUpdate
:
cat <<EOF > $KUBERNETES_PATCH_PATH
---
operation: CreateOrUpdate
object:
apiVersion: v1
kind: Secret
metadata:
name: certs
namespace: default
type: kubernetes.io/tls
data:
tls.crt: |
${CERT}
tls.key: |
${KEY}
EOF
Теперь shell-operator попытается создать секрет, а если секрет уже существует, то обновит его. И тестировать хук стало проще: в тесте достаточно проверить содержимое файла $KUBERNETES_PATCH_PATH
.
Подытоживая это краткое описание Object Patcher Framework, можно сказать, что начиная с shell-operator v1.0.0 хуки можно разрабатывать без вызовов kubectl
(и даже убрать этот файл из образа!).
Бонус
А если вы любите jq так же, как и мы, то вам точно понравится операция JQPatch.
Замедление запуска хуков
У хуков появились настройки, позволяющие замедлять их запуск, чтобы «накопить» события в очереди. Это нужно в тех случаях, когда хук умеет обрабатывать актуальное состояние набора объектов за один вызов, а запускать его на каждое изменение накладно. Если изменения приходят слишком часто, то очередь забивается и одно из решений — ограничить частоту запуска такого хука.
Пример конфигурации:
cat <<EOF
configVersion: v1
settings:
executionMinInterval: 5s
executionBurst: 2
kubernetes:
- name: pods
kind: Pod
group: pods
EOF
Такой хук будет запускаться раз в 5 секунд, позволяя хуку выполняться два раза без задержек. Обратите внимание, что в подписке указана group
: с этим параметром в хук будет передан один binding context с актуальными объектами. Без group
в хук попадёт массив binding context’ов с промежуточными изменениями за 5 секунд и ускорить хук не получится. Подробнее о group
можно прочитать в документации.
Актуальные объекты для Synchronization
shell-operator при старте начинает следить за изменениями в Kubernetes-объектах и запускает хук, передавая ему список существующих объектов на момент запуска. Мы назвали такой первый запуск Synchronization. Если во время работы хука случается ошибка, то он перезапускается, а в случае Synchronization происходила ошибка: хук на каждый такой перезапуск получал всё тот же набор объектов, что был при первом запуске, несмотря на изменения в кластере.
Другие изменения
для Object Patcher Framework создаётся отдельный Kubernetes client и для него можно настроить таймаут и замедление (
--object-patcher-kube-client-timeout
,--object-patcher-kube-client-qps
,--object-patcher-kube-client-burst
);актуализирована документация про
group
;добавлен флаг для включения отладочной информации от Kubernetes client.
Что дальше? configVersion: v2
Мы видим, что конфигурация хуков в shell-operator усложнилась, появилось много дополнительных рычагов и крутилок: executeHookOnEvent
и executeHookOnSynchronization
, includeSnapshotsFrom
и group
, keepFullObjectsInMemory
, queue
(и его отсутствие), а ещё есть waitForSynchronization
… И эти настройки не нужны по отдельности, а только определённые наборы их значений, чтобы установить нужный режим подписки.
Поэтому мы создали milestone v2 в addon-operator и приглашаем вас дать обратную связь о сложностях в работе (и с shell-operator, и с addon-operator) — можно здесь в комментариях, а можно через issue на GitHub или через Telegram-чат.
P.S.
Читайте также в нашем блоге:
«Go? Bash! Встречайте shell-operator (обзор и видео доклада с KubeCon EU'2020)»;
«Прогресс shell-operator и addon-operator: хуки как admission webhooks, Helm 3, OpenAPI, хуки на Go и многое другое» (январь 2021);
«Простое создание Kubernetes-операторов с shell-operator: прогресс проекта за год» (июль 2020);
«Представляем shell-operator: создавать операторы для Kubernetes стало ещё проще» (апрель 2019).