Шрифтовая «не-пара»

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Сегодня нет никаких технических, технологических, финансовых, нейро-эстетических обоснований для использования в цифровых продуктах такой конструкции как «шрифтовая пара». Это искусственное ограничение дизайнерской мысли носит исключительно исторических характер и не способствует здоровому развитию специалистов не заставших «типографскую печать».

Историческая параллель

Авторитет Яна Чихольда в дизайн среде — неоспоримый авторитет. Его вклад в современную типографику не только монументален, но и остается единственным воплощением всей печатной и цифровой продукции. В послевоенные годы новая волна «швейцарского дизайна» сформировало то как мы сейчас видим и воспринимаем любой текстовый формат: книги, газеты, сайты, электронные книги, соцсети и мессенджеры. И евангелистом Футурологов по праву является Чихольд. 

Однако, и сто лет назад проблема выбора и количества шрифтов была также актуальна. Привожу две мои любимые цитаты из книги Новая типографика:

Я осуществляю типографическую революцию, направленную главным образом против идиотских тошнотворных книг, пассеистических стихов, с бумагой XVI столетия, украшенной галерами, Минервами, Аполлонами, заглавными буквами и вензелями, мифологическими овощами, эпиграфами и римскими цифрами. Моя книга должна быть футуристическим выражением нашей футуристической мысли. Еще лучше: моя революция направлена и против так называемой типографской гармонии, противной приливу и отливу стиля, разворачивающегося на странице. Мы будем употреблять на одной странице три или четыре разных цвета, а в случае необходимости двадцать разных шрифтов.

Ян Чихольд

Новая типографика

Причина таких революционных настроений, что тогда, что сейчас — прорыв в технологиях. О днях текущих чуть позже, сейчас об истории, чтобы понимать первопричины. 

Необходимо, чтобы шрифт читался на рекламном билборде, когда мы проносимся мимо него на скорости 100 км час. Этой фразой можно определить всю послевоенную эпоху, а вместе с ней и новые веяния в дизайне и культуре. Скорость стала быстрее, города больше, печать дешевле. Локальную революцию произвело массовое распространение и доступность фотографии. Один клик затвора пришел на смену часам художника-иллюстратора. Это сравни Midjourney сегодня. 

Для нового мира понадобились быстрые инструментарий производства рекламы и новые средства выразительности. Так появились в массовом сознании гротеск и культовая Helvetica, новые правила верстки и принципы печати. Что, разумеется, всегда было вопросом цены. 

Шрифт стоит денег. Так было почти всегда. 

В доцифровую эпоху шрифт представлял собой набор литер выточенных или отлитых на штампах. Они собирались в слова и предложения, строки в абзацы, а те в страницы. Каждый кегль символа был отдельным штампом. Держать и обслуживать несколько таких шрифтов было дорогостоящим предприятием, ровно как и умение работать с ними наборщикам. 

На заре цифровой эпохи, было что то подобное. Когда появились операционные системы с поддержкой графического интерфейса, разрешение мониторов было низким. В то время все поддерживаемые шрифты были растровыми, что означало, что каждый кегль каждой буквы был отдельным рисунком с заведомо закрашенными пикселями. Небыло ни векторных шрифтов, ни алгоритмов их растеризации, были только закрашенные и не закрашенные пиксели. 

По сравнению с вытачиванием печатного штампа, затраты на создание цифрового шрифта были не такие существенные, но труд оставался тяжким. Вот что об этих временах говорит Мэтью Картер, шрифтовой дизайнер, создавший Tahoma и Verdana для Microsoft.

Все хотят свою Гельветику

В 2011 Google представила шрифт Roboto. В 2014 Apple презентовала San Francisco. В 2016 CNN показали CNN Sans. В конце 2017 IBM представила IBM Plex, отчасти потому, что ежегодние зтраты на лицензирование Helvetic’и составляли миллион долларов.

С другой стороны, большинство типографских шрифты долгие годы оставались не оптимизированными для вывода на цифровые экраны и мелкий кегль. Работа по диджитализации той же Гельветики начались в 2004 и закончились в 2010. 

Дело в том, что чернила имеют свойства растекаться и до начала второго десятка двухтясячных все шрифты, что мы использовали в цифре были преимущественно типографскими. Они учитывали это свойство жидких чернил, поэтому были определенных пропорций, леттеринге, ширины и имели «ловушки для чернил». Все изменилось с приходом Google fonts и шрифтов, предназначенных только для цифрового вывода.

Ловушки для чернил
Ловушки для чернил

Итого, уже есть ограничения по стоимости и технической реализации самих шрифтов, но это еще не все. Были ограничения и самого web.

Еще вчера

Сегодня все тыкают в экраны сенсорных дисплеев, уже и не помнятся ощущения от техники гипертапинга для набора нужного символа на Nokia 3310. Ровно как и забылось понятие «безопасных» шрифтов. 

Точной даты стандартизации поддержки шрифтов я не вспомню, тк по большей части с 2008 по 2011 занимался Flash проектами. Но библиотека Google Fonts запущенная в 2010 году сделала свое дело — дизайнеры-верстальщики (еще одна забытая профессия) перестали «нарезать» нестандартные шрифты JPG’ами. А юристы перестали требовать файл лицензии на шрифт для подтверждения законности его использования на сайте, тк многие шрифты библиотеки GoogleFonts распространяются под лицензией SIL Open Font License.

И в этот маленький промежуток зарождения web’а, между типографскими-«безопасными»-дорогими и открытыми-цифровыми шрифтами родилось понятие «Шрифтовая пара». Тогда для основного текста использовалась какая нибудь «безопасная» Tahoma, а заголовки делались акцентным Impackt, но картинками. 

В основе этой конструкции лежат принципы классической типографии — акцентирование внимания и выстраивание иерархии. Но в печати вы не встретите таких искусственных ограничений «пара». Для этого достаточно посмотреть обложку или разворот любого глянца. Даже на выпуске за 1949 их 7 и они, все семь, отлично выполняют свою функцию.

Ограниченный бюджет маленькой провинциальной типографии по выпуску газет в сороковые — не считается искусственнымм ограничением — оно реальное. А вот сегодня и в цифре у нас действительно нет таких ограничений, ни технических, ни финансовых. Однако, данную конструкцию продолжают тиражировать ведущие платформы и образовательные проекты.

Определения

Шрифтовые пары

Источник: https://habr.com/ru/post/723928/


Интересные статьи

Интересные статьи

У некоторых бизнес-тренеров в области е-коммерса и консультантов по увеличению интернет-продаж на многие вопросы часто можно слышать универсальную отмазку — «надо тестировать» или другую (чтобы не...
Но если для интернет-магазина, разработанного 3–4 года назад «современные» ошибки вполне простительны потому что перед разработчиками «в те далекие времена» не стояло таких задач, то в магазинах, сдел...
В 2019 году люди знакомятся с брендом, выбирают и, что самое главное, ПОКУПАЮТ через интернет. Сегодня практически у любого бизнеса есть свой сайт — от личных блогов, зарабатывающих на рекламе, до инт...
От скорости сайта зависит многое: количество отказов, брошенных корзин. Согласно исследованию Google, большинство посетителей не ждёт загрузки больше 3 секунд и уходит к конкурентам. Бывает, что сайт ...
В «1С-Битрикс» считают: современный интернет-магазин должен быть визуально привлекательным, адаптированным для просмотра с мобильных устройств и максимально персонализированным с помощью технологии Бо...