Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Если раньше всем приходилось ютиться в одном кабинете и постоянно общаться друг с другом, то сегодня практически все разработчики работают из дома. Тогда зачем всем нам все эти софт скиллс, если мы на удаленке?
Привет, ХАБР! Я Юнна, работаю HR в компании 2people IT. В нашей команде преобладающее большинство специалистов – это айтишники. Поэтому, я хотела бы разобрать очень живую тему для меня – зачем soft skills нужны всем успешным специалистам, и даже разработчикам.
В современных реалиях уже не так просто откликнуться на первую вакансию и сразу устроится на работу за миллион денег. Спрос на айтишников растет, но и конкуренция увеличивается. Для того, чтобы устроится на работу в хорошую компанию с приятным заработком, уже не хватит только профессиональных навыков и интересных кейсов.
Я и сама при собеседовании кандидата обращаю внимание не только на профессиональные навыки или, как принято их называть, хард скиллс, но и на софты. Причем, многие тут могут не согласиться, но больше внимания я уделяю именно софтам. Харды проверяются тестовым заданием или через тех.интервью. А какой кандидат при более детальном рассмотрении – это понятно только при личном продолжительном общении.
Что такое софт скиллс для разработчика?
Все знают, что такое софт скиллс, но, в основном, все разработчики отмахиваются от них, словно от комаров летом.
Например, вот что я слышала на собеседовании от кандидата N: “Я интроверт, который будет дома работать и ни с кем не пересекаться. Получу задание и пойду его выполнять. Зачем мне какие-то особые навыки коммуникации? Вы же меня нанимаете не чтобы я с вами разговаривал, а чтобы работу свою делал. А изредка с кем-то общаться я и так могу. Вы же меня сейчас понимаете?”
Или же, другой пример, кандидат Y: “Ну я так-то не особо стремлюсь в РМ’ы и тимлиды. Мне нравится кодить, мне комфортнее решать технические задачи, расшифровывать символы, а не людей. Кто на что учился. Те же тимлиды потому и тимлиды – им это нравится. Общаться с командой, заказчиком, кучей других людей. А я как-то больше на технической стороне вопроса”.
Можно вставлять сколько угодно вырезки из собеседований, но я думаю, основная мысль ясна. “Зачем мне софты, я и так нормально говорю, а еще я интроверт, сижу дома, не собираюсь в менеджеры никогда в жизни.”
Но, во-первых, все напрочь забывают, что софты – это не только про общение с коллегами. Например, если вы постоянно нарушаете дедлайны, не можете организовать работу на удаленке или вовсе можете проспать – это тоже плохо развитые софты. А во-вторых, коммуникация, хоть и минимальная, но есть всегда. И вы должны обладать хорошими софт скиллами, чтобы уметь даже в это редкое время правильно вести диалог. Навык коммуникации – это не про красиво говорить. Вас не заставят быть ведущим и веселить всех три дня напролет. Это про хорошее понимание слов другого человека, про налаживание связей со своей командой и заказчиками, это про отстаивание своей точки зрения. Иначе, можно попасть в очень неприятную ситуацию. Например, неправильно поняв и соответственно решив задачу или переписав три миллиона раз одну и ту же программу.
Софты разработчика - зачем?
Итак, для чего нужны софты разработчикам:
В первую очередь, для коммуникации с командой, с руководителем, с заказчиками. Даже на любой максимально интровертной работе приходится общаться с людьми. Не просто произносить какие-то слова, но и решать возникающие проблемы, обсуждать проекты, достойно принимать критику и отстаивать свою точку зрения. Про критику – это отдельный пунктик, для меня так точно. Очень тяжело работать с нервными людьми, которые часто будоражат не только руководителя, но и подбивают на волнение других коллег. В результате чего мы получаем плохо работающий винтик в механизме.
Также, софты необходимы для карьерного роста. В частности, для руководителей. В разработке много новичков с кучей вопросов. Они очень часто одинаковые, типовые и иногда очевидные. Поэтому лид должен уметь отвечать на бесконечное количество вопросов без лишней и ненужной критики в сторону джуна. Это необходимо для эффективной работы всей команды. Если джун не узнает ответ на свой вопрос – он не сделает свою работу. А это застопорит работу всего проекта. В результате мы получаем неэффективную команду, недоделанный проект и потраченные нервы.
И еще, конечно, для эффективной работы. Тут особое внимание хочется уделить тайм-менеджменту, самоорганизации, критическому мышлению. У миддлов и сеньоров тоже есть над чем работать. Самый простой пример – неумение распределять время, брать на себя большое количество задач, отсутствие стрессоустойчивости. И это все не просто слова из вакансии. Если ты не умеешь распределять время, то можешь работать над одной задачей в три раза больше, чем это требовалось. Тем самым стопоришь весь проект. Берешь на себя большое количество задач – отсутствие навыка делегирования. Ты можешь сам сделать все, но сколько на это потребуется времени? Сколько ночей ты не будешь спать? А потом придешь на собрание злым, невыспавшимся и поругаешься со всеми, кто сделает любое замечание по проекту. И тут же пример со стрессоустойчивостью – кто-то резко ответил на ваше замечание и вы сразу же “взорвались”. Это несет за собой тонну негатива, непонимания и раздора всей команды.
Зачем работодателям нужны софты?
По результатам исследования за июнь, у всех лидеров найма в сфере IT в вакансиях всегда указывается как обязательное требование наличие тех или иных софт скиллс.
Софты вообще ценятся в любой отрасли, т.к. если харды в той или иной степени возможно получить в школе, универе или где-то на курсах. Софтам редко обучают в учебных заведениях и, зачастую, их сложно получить практическим путем проработав в компании -дцать лет.
Поэтому их ценность состоит именно в том, что им практически нигде не обучают. А ведь правильно распределение своих сил, ресурсов, времени, грамотные коммуникативные навыки – это залог успешной работы.
Работодателю необходимо, чтобы его сотрудники умели общаться. Каждый день мы коммуницируем как минимум со своими коллегами и начальством. Зачастую приходится общаться и с заказчиками. Поэтому так важно соблюдать субординацию, правильно оценивать свои силы и умения, находить компромиссы, а также здраво реагировать на критику. Кроме того, решать возникающие нестандартные ситуации, конфликты, быстро адаптировать к изменениям внутри компании, а также нестандартно мыслить. В общем, развиваться не только самостоятельно как специалист, но и вместе с компанией.
HR начинает оценивать кандидата и его софт скиллс сразу на собеседовании – как будущий сотрудник умеет общаться, насколько он гибкий, может ли быстро найти общий язык с людьми и так далее. Зачастую, бывают такие ситуации: тестовое задание сделано не идеально, есть минусы и недочеты, но сам кандидат хорошо знает теорию, правильно и быстро отвечает на вопросы, ориентируется в ситуации и имеет хорошо развитые коммуникативные способности. Скорее всего этого кандидата возьмут на работу, т.к. он хорошо проявил себя за пределами какой-то технической работы.
Заключение
В этом коротеньком тексте хотелось изложить главную суть – не бойтесь этих “ужасных софт скиллов”. Это очень полезные навыки, которые можно и нужно развивать. От них уж точно никому не будет хуже. А там, кто знает. Может в дальнейшем откажетесь от привычных нареканий по поводу “никогда не стану менеджером” и попробуете себя в этом. А у вас уже и база готова – все софты прокачаны и вы для любой компании на вес золота. Что думаете об этом? Делитесь в комментариях.