Составное устройство USB на STM32. Часть 2: USB Audio Speaker

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Во второй части публикации о составном устройстве USB я расскажу о том, как работает звуковое устройство USB, которое STM32CubeMX генерирует по умолчанию «из коробки», а также как подготовить проект и настроить параметры звукового устройства перед запуском генерации кода.

В первой части публикации были описаны предпосылки запуска проекта по разработке составного устройства USB и приведены общие сведения о назначении и составе устройства.

Ссылка на первую часть публикации:
Составное устройство USB на STM32. Часть 1: Предпосылки

Подготовка проекта


Проект был создан в STM32CubeIDE из шаблона для платы NUCLEO-F446ZE. Особенностью платы является наличие двух разъёмов USB, к одному из которых подключены встроенный в плату ST-Link V2.1 и виртуальный COM-порт с подключенным к нему UART3. Через этот разъём USB может также осуществляться электропитание платы.

К виртуальному COM-порту можно подключиться на скорости 115200 bps любой терминальной программой и использовать этот канал связи для приёма сообщений при отладке. Прерывание для UART3 по умолчанию отключено, его надо включить.

Пользовательское устройство USB Full Speed использует второй разъём USB. Для корректной работы порта USB в составе проекта опцию «Activate_VBUS» нужно отключить.


При настройке конфигурации порта была обнаружена интересная особенность: при включении опции «Low power» микроконтроллер терял связь с интерфейсом SWD. К счастью, встроенный в плату ST-Link поддерживает режим «Connect under reset», что позволяет выводить MCU из состояния «кирпича» без применения дополнительных аппаратных средств.

Создаём Audio Device Class


Приступим к созданию двухканального дуплексного звукового устройства USB, для чего переходим в раздел «Middleware» и выбираем IP «Audio Device Class». Задаём максимальное количество интерфейсов равное трём. Частоту дискретизации устанавливаем равной 48000 samples/s.


Сохраняем проект. Запускаем генерацию кода. Пытаемся разобраться, что получилось в результате.

Хочу отметить, что использование STM32CubeMX и библиотеки HAL позволяет прятать «под капот» большой объём кода. Для профессиональной разработки такой подход может быть и не приемлем, но для любительского проекта экономит много времени и сил.

Из всего проекта нас пока интересуют только файлы, расположенные в папках USB_DEVICE/App и Middlewares/ST/Class/AUDIO.

Для начала разберем, как в файле usb_device.c происходит процесс формирования и запуска устройства USB:

#include "usb_device.h"
#include "usbd_core.h"
#include "usbd_desc.h"
#include "usbd_audio.h"
#include "usbd_audio_if.h"

USBD_HandleTypeDef hUsbDeviceFS;

void MX_USB_DEVICE_Init (void)
{
  USBD_Init (&hUsbDeviceFS, &FS_Desc, DEVICE_FS);
  USBD_RegisterClass (&hUsbDeviceFS, &USBD_AUDIO);
  USBD_AUDIO_RegisterInterface (&hUsbDeviceFS, &USBD_AUDIO_fops_FS);
  USBD_Start (&hUsbDeviceFS);
}

Сначала создаётся переменная hUsbDeviceFS. Тип USBD_HandleTypeDef объявлен в usbd_def.h.

Функция MX_USB_DEVICE_Init вызывается из main.c.

Вызовом функции USBD_Init задаются начальные значения переменной hUsbDeviceFS.

Вызовом функции USBD_RegisterClass в hUsbDeviceFS.pClass размещается указатель на созданную в usbd_audio.c переменную USBD_AUDIO, содержащую указатели на обработчики событий, относящихся к классу устройства. Тип USBD_ClassTypeDef объявлен в usbd_def.h.

Вызовом функции USBD_RegisterInterface в hUsbDeviceFS.pUserData размещается указатель на созданную в usbd_audio_if.c переменную USBD_AUDIO_fops_FS, содержащую указатели на обработчики событий, относящихся к пользовательскому интерфейсу устройства. Тип USBD_AUDIO_ItfTypeDef объявлен в usbd_audio.h.

Вызовом функции USBD_Start производится запуск устройства USB.

Читаем дескрипторы


Дескрипторы устройств USB являются своеобразными «техническими паспортами» или «руководствами по эксплуатации», из которых хост получает всю необходимую информацию о составе устройства USB и режимах его работы.

Что именно хост получает от сгенерированного в STM32CubeMX звукового устройства, можно узнать с помощью бесплатной утилиты Thesycon USB Descriptor Dumper.

Посмотреть листинг дескриптора
Information for device STM32 Audio Class (VID=0x0483 PID=0x5740):

Connection Information:
------------------------------
Device current bus speed: FullSpeed
Device supports USB 1.1 specification
Device supports USB 2.0 specification
Device address: 0x000A
Current configuration value: 0x00
Number of open pipes: 0

Device Descriptor:
------------------------------
0x12	bLength
0x01	bDescriptorType
0x0200	bcdUSB
0x00	bDeviceClass      
0x00	bDeviceSubClass   
0x00	bDeviceProtocol   
0x40	bMaxPacketSize0   (64 bytes)
0x0483	idVendor
0x5740	idProduct
0x0200	bcdDevice
0x01	iManufacturer
0x02	iProduct
0x03	iSerialNumber
0x01	bNumConfigurations

Configuration Descriptor:
------------------------------
0x09	bLength
0x02	bDescriptorType
0x006D	wTotalLength   (109 bytes)
0x02	bNumInterfaces
0x01	bConfigurationValue
0x00	iConfiguration
0xC0	bmAttributes   (Self-powered Device)
0x32	bMaxPower      (100 mA)

Interface Descriptor:
------------------------------
0x09	bLength
0x04	bDescriptorType
0x00	bInterfaceNumber
0x00	bAlternateSetting
0x00	bNumEndPoints
0x01	bInterfaceClass      (Audio Device Class)
0x01	bInterfaceSubClass   (Audio Control Interface)
0x00	bInterfaceProtocol   
0x00	iInterface

AC Interface Header Descriptor:
------------------------------
0x09	bLength
0x24	bDescriptorType
0x01	bDescriptorSubtype
0x0100	bcdADC
0x0027	wTotalLength   (39 bytes)
0x01	bInCollection
0x01	baInterfaceNr(1)

AC Input Terminal Descriptor:
------------------------------
0x0C	bLength
0x24	bDescriptorType
0x02	bDescriptorSubtype
0x01	bTerminalID
0x0101	wTerminalType   (USB Streaming)
0x00	bAssocTerminal
0x01	bNrChannels   (1 channels)
0x0000	wChannelConfig
0x00	iChannelNames
0x00	iTerminal

AC Feature Unit Descriptor:
------------------------------
0x09	bLength
0x24	bDescriptorType
0x06	bDescriptorSubtype
0x02	bUnitID
0x01	bSourceID
0x01	bControlSize
bmaControls: 
 0x01	Channel(0)
 0x00	Channel(1)
0x00	iFeature

AC Output Terminal Descriptor:
------------------------------
0x09	bLength
0x24	bDescriptorType
0x03	bDescriptorSubtype
0x03	bTerminalID
0x0301	wTerminalType   (Speaker)
0x00	bAssocTerminal
0x02	bSourceID
0x00	iTerminal

Interface Descriptor:
------------------------------
0x09	bLength
0x04	bDescriptorType
0x01	bInterfaceNumber
0x00	bAlternateSetting
0x00	bNumEndPoints
0x01	bInterfaceClass      (Audio Device Class)
0x02	bInterfaceSubClass   (Audio Streaming Interface)
0x00	bInterfaceProtocol   
0x00	iInterface

Interface Descriptor:
------------------------------
0x09	bLength
0x04	bDescriptorType
0x01	bInterfaceNumber
0x01	bAlternateSetting
0x01	bNumEndPoints
0x01	bInterfaceClass      (Audio Device Class)
0x02	bInterfaceSubClass   (Audio Streaming Interface)
0x00	bInterfaceProtocol   
0x00	iInterface

AS Interface Descriptor:
------------------------------
0x07	bLength
0x24	bDescriptorType
0x01	bDescriptorSubtype
0x01	bTerminalLink
0x01	bDelay
0x0001	wFormatTag   (PCM)

AS Format Type 1 Descriptor:
------------------------------
0x0B	bLength
0x24	bDescriptorType
0x02	bDescriptorSubtype
0x01	bFormatType   (FORMAT_TYPE_1)
0x02	bNrChannels   (2 channels)
0x02	bSubframeSize
0x10	bBitResolution   (16 bits per sample)
0x01	bSamFreqType   (Discrete sampling frequencies)
0x00BB80 	tSamFreq(1)   (48000 Hz)

Endpoint Descriptor (Audio/MIDI 1.0):
------------------------------
0x09	bLength
0x05	bDescriptorType
0x01	bEndpointAddress  (OUT endpoint 1)
0x01	bmAttributes      (Transfer: Isochronous / Synch: None / Usage: Data)
0x00C0	wMaxPacketSize    (1 x 192 bytes)
0x01	bInterval         (1 frames)
0x00	bRefresh
0x00	bSynchAddress

AS Isochronous Data Endpoint Descriptor:
------------------------------
0x07	bLength
0x25	bDescriptorType
0x01	bDescriptorSubtype
0x00	bmAttributes
0x00	bLockDelayUnits   (undefined)
0x0000	wLockDelay

Microsoft OS Descriptor is not available. Error code: 0x0000001F

String Descriptor Table
--------------------------------
Index  LANGID  String
0x00   0x0000  
0x01   0x0000  Request failed with 0x0000001F
0x02   0x0000  Request failed with 0x0000001F
0x03   0x0000  Request failed with 0x0000001F
------------------------------
Connection path for device: 
xHCI-??????????? ????-?????????? USB
Root Hub
STM32 Audio Class (VID=0x0483 PID=0x5740) Port: 2
Running on: Windows 10 or greater
Brought to you by TDD v2.11.0, Mar 26 2018, 09:54:50


Данные из листинга становятся более понятными, если обратиться к следующим документам:

[2] Universal Serial Bus Audio Device Class Specification for Basic Audio Devices. Release 1.0. November 24, 2006
[3] Universal Serial Bus Device Class Definition for Audio Devices. Release 1.0. March 18, 1998

Из раздела Device Descriptor мы видим, что устройство поддерживает USB 2.0, имеет единственную конфигурацию, и что класс, подкласс и протокол устройства определяются классом, подклассом и протоколом интерфейса.

Из раздела Configuration Descriptor мы видим, что длина дескриптора конфигурации класса устройства составляет 109 байт, что в устройство входят два интерфейса, что устройство «самозапитанное» (self-powered) и не может потреблять от шины USB ток более 100 мА.

Далее идёт описание интерфейса управления (Audio Control Interface, AC), из которого мы узнаём, что структура устройства выглядит так:


Подробней об этой структуре можно прочитать в [2] на стр.15, 19 – 26.

Для связи с хостом интерфейс управления использует конечную точку 0 (EP0).

Данные дескриптора интерфейса воспроизведения (Audio Streaming Interface, AS) описаны в [2] на стр.30 – 34. Сначала идёт описание интерфейса, затем – описание используемых им конечных точек.

У интерфейса воспроизведения есть два состояния:

  • в состоянии Alternate Setting 0 интерфейс не использует ни одной конечной точки и имеет нулевую полосу пропускания;
  • в состоянии Alternate Setting 1 интерфейс использует одну конечную точку и принимает поток данных для воспроизведения по двум каналам 16-битного звука с частотой дискретизации 48 кГц.

Конечная точка с адресом 0x01 работает в асинхронном изохронном режиме и принимает пакеты размером ((48000 Гц * 2 байта * 2 канала) / 1000 мс) = 192 байта с интервалом 1 мс.

Разбираем работу устройства


Файлы сгенерированного в STM32CubeMX драйвера звукового устройства USB расположены в папках Middlewares/ST/Class/AUDIO и USB_DEVICE.

Функции, с помощью которых драйвер звукового устройства взаимодействует со своим оконечным оборудованием (например ЦАП или кодеком), содержатся в файле usbd_audio_if.c.

Во время инициализации устройства функции AUDIO_Init_FS передаются значения частоты дискретизации в герцах и начального уровня громкости. Эти данные могут быть использованы для инициализации оконечного оборудования.

После первоначального заполнения циклического буфера звукового устройства драйвер формирует команду AUDIO_CMD_START и передаёт оконечному оборудованию указатель типа uint8_t* на начало буфера и число типа uint_32, равное половине длины буфера в байтах.

В идеальном случае, когда скорость чтения данных оконечным устройством из буфера и скорость приёма данных по USB совпадают, было бы достаточно запустить оконечное оборудование на вывод данных с параметрами, преданными вместе с командой AUDIO_CMD_START, прямо из циклического буфера звукового устройства.

В реальном же мире потребуется синхронизация скорости потоков данных. В сгенерированном в STM32CubeMX звуковом устройстве это реализовано путём «подгонки» скорости вывода данных через оконечное оборудование под скорость приёма данных по USB.

Обратная связь организована через вызов оконечным оборудованием функции HalfTransfer_CallBack_FS после окончания чтения половины буфера, а затем вызов функции TransferComplete_CallBack_FS после полного окончания чтения буфера.

При запуске функции TransferComplete_CallBack_FS драйвер звукового устройства формирует команду AUDIO_CMD_PLAY и сравнивает скорости записи в буфер и чтения из буфера по положению указателей чтения и записи. Если расстояние между этими указателями меньше четверти размера буфера, оконечному оборудованию передаётся указатель типа uint8_t* на начало буфера, а также число типа uint_32, равное уменьшенной на 4 половине длины буфера в байтах, если чтение происходит медленней записи, или увеличенной на 4 половине длины буфера в байтах, если чтение происходит быстрей.

Подобный метод синхронизации вносит искажения в сигнал, но они менее заметны на слух, чем искажения при записи в область буфера, из которой производится чтение.

От автора


В следующей части публикации мы:

  • дополним звуковое устройство USB трактом записи;
  • приведем дескриптор звукового устройства USB в читаемый вид;
  • сохраним доработанный драйвер звукового устройства USB в безопасное место;
  • сгенерируем в STM32CubeMX драйвер виртуального COM-порта.
Источник: https://habr.com/ru/post/532080/


Интересные статьи

Интересные статьи

В начале октября мы писали о том, что оператор спутникового интернета OneWeb ушел из России, объединив усилия с Великобританией и Индией. Кроме того, компании пришлось подать на бан...
Данная история будет состоять из трёх частей, т.к. я выпустил три игры: Beasts Battle Necromancer Returns Magicians Legacy Часть‌ ‌1 Для тех кто предпочитает смотреть, а не...
Компания ДомКлик существует с 2015 года, и за это время мы успели сменить целевой язык для разработки ключевых сервисов с Java на Kotlin. Меня зовут Александр Коцюруба, руковожу разработкой в...
Принято считать, что персонализация в интернете это магия, которая создается сотнями серверов на основе БигДата и сложного семантического анализа контента.
Часть 1. Про CPU В этой статье поговорим про счетчики производительности оперативной памяти (RAM) в vSphere. Вроде бы с памятью все более однозначно, чем с процессором: если на ВМ возника...