В комментариях к предыдущему тексту на тему: как правильно жаловаться на спам в ФАС в связи с нарушением закона «О рекламе», один из комментаторов любезно напомнил о существовании закона «О связи» и обширных возможностях, предоставляемых им в борьбе с этим злом (спойлер: нет).
Что ж, давайте и про этот закон поговорим. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» содержит интересующее нас определение в п.22.1 ст.2:
рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи – автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.
С одной стороны, это определение уже, чем приведенное в законе «О рекламе», поскольку покрывает только SMS/MMS/Push-сообщения. С другой – шире, поскольку не ограничивает содержание сообщения одной рекламой. Читаем закон «О связи» дальше, ст.44.:
Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также – рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.
Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено <…> Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, осуществляемая с нарушением требований настоящего Федерального закона, является незаконной <…>.
Я оставил «за кадром» ряд исключений из этого правила, которые нам не особенно интересны – технические сообщения от оператора, обязательные к получению сообщения от органов власти и т.п. Этот мусор тоже может надоесть и органы власти тоже злоупотребляют, но сейчас речь о другом.
А именно: ну и что? Вот есть закон «О рекламе» и санкции за его нарушение, предусмотренные КоАП. Есть закон «О связи» и санкции за его нарушение, предусмотренные тем же КоАП, целая глава 13 им посвящена. Одна загвоздка: санкций за нарушение конкретно ст.44, т.е. незаконную рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи, не предусмотрено.
То есть, мы можем пожаловаться в ФАС на нарушение закона «О связи» и в лучшем случае, если найдутся признаки нарушения закона «О рекламе», возбудить этот орган по ч.1 ст.14.3 КоАП, предусматривающей соответствующие санкции, а в худшем – получить ответ: надзор за соблюдением законодательства в области связи осуществляет Роскомнадзор, обращайтесь туда.
Роскомнадзор же ответит, что информация принята к сведению, обращайтесь к своему оператору связи с требованием заблокировать получение рассылок с нежелательного номера, т.к. на этом их возможности заканчиваются: надзор за соблюдением законодательства о рекламе – компетенция ФАС, а санкций за нарушение соответствующий нормы закона «О связи» КоАПом не предусмотрены.
А так-то да, у нас еще есть закон «О связи» и он тоже очень-очень строго запрещает незапрошенные рассылки…