Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Страсти вокруг отмены Диснеем старого канона Звёздных войн не утихают до сих пор: кто-то отстаивает святость и непогрешимость Расширенной вселенной, кто-то наоборот считает, что Дисней всё сделал правильно, некоторые пытаются блюсти золотую середину, а я… А я сегодня расскажу вам почему отмена канона была неизбежна, при чём тут дедушка Лукас и почему лучшее враг хорошего. Присаживайтесь поудобнее и заваривайте каф.
Сначала была оригинальная трилогия
Идея снять приквелы к 4-6 эпизодам была у Лукаса чуть ли не с самого начала работы над фильмами. Общий концепт событий, предшествовавших 4 эпизоду, был ещё в первых черновиках и Лукас постоянно держал в уме идею снять фильм о падении Дарта Вейдера во тьму. Но идеи оставались таковыми лишь в голове Джорджа, так как даже финальный результат оригинальной трилогии не удовлетворял его: фильмы попросту выглядели не так, как в его голове. Проблема была по мнению режиссёра в недостаточных ещё технологиях для реализации в полной мере тех идей, что рисовало воображение мастера. Далёкая-далёкая галактика должна была поражать зрителя, но с уровнем технологий 80-х этого было по его мнению всё ещё не достичь. Аниматроника и практические спецэффекты виделись Лукасу паллиативом, неудобным и бесперспективным. Кроме того, отойти от съёмок Лукас решил и из-за семейных проблем – в 1983 году он развёлся со своей первой женой, которая помогала ему снимать фильмы, подсказывая и вычитывая его сценарии, а также помогая с монтажом. Развод надолго вывел Лукаса из равновесия и он не возвращался к мыслям о съёмке кино.
Хотя из кинобизнеса Джордж не уходил. Созданная им студия спецэффектов ILM стала к концу 80-х стандартом технологий для Голливуда, лидируя, как в классических натурных макетных съёмках, так и в новой индустрии компьютерной графики. Лукас, считавший именно CGI будущим кинематографа, пристально наблюдал за развитием этой технологии. В 1992 году ILM поработало над спецэффектами для фильма «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, где компьютерные модели динозавров поражали реалистичностью. Спилберг и Лукас присутствовали на первой демонстрации моделей и остались глубоко впечатлены. Эпоха аниматроники на их глазах закончилась.
Помните эту сцену? Так вот, тираннозавр тут полностью компьютерный
Но Лукас далеко не сразу приступил к проработке приквелов, хотя и убедился в технологическом прорыве, произошедшим всего за 10 лет. Нет, режиссёр решил потренироваться на кошках и выпустить ремастеры оригинальных эпизодов, добавив с помощью компьютерной графики отдельные элементы, которые приблизили бы фильм к идеалу. И тут для фанатов должен был прозвенеть первый звоночек, так как уже в ремастере 4 эпизода произошло грубейшее попрание канона – Хан теперь не стрелял первым.
Вообще эту сцену меняли аж 4 раза: в переиздании 1997 года, 2004, 2011 и 2019. Но во всех случаях кроме 1997 года эти изменения были косметические
Фраза «Han shot first» (Хан стреляет первым) стала популярнейшим мемом в фанатском сообществе и символом борьбы с переписыванием канона. Позже на площадке съёмки 1-3 эпизода некоторые участники будут ходить в футболках с этой надписью, а что уж говорить про обычных фанатов. Тем не менее им пришлось смириться, так как изменение это было не то чтобы кардинальным, хотя многие и утверждали, что выстрел первым характеризовал Хана.
В интервью The Hollywood Reporter от 9 февраля 2012 года Джордж Лукас указал, что Гридо выстрелил первым, даже в оригинальном фильме, и указал, что перестрелка из бластера между Ханом Соло и Гридо была снята крупным планом, что и сделало сцену двусмысленный. Эта двусмысленность, а также желание зрителей, чтобы Хан Соло был хладнокровным убийцей, заставили аудиторию сделать неправильные выводы.
Вывод из всей этой ситуации был тогда многими проигнорирован – канон изменился, молитесь, чтобы Лукас не изменил его вновь. Мысль, что Джордж мог в любой момент изменить любой элемент канона, была очень важной, потому что уже к моменту выхода ремастеров вселенная Звёздных войн была гораздо шире фильмов.
Расширенная вселенная и все, все, все
Ещё до большого камбэка Лукаса в недрах Лукасфилм кипела работа по приданию нового импульса развития вселенной. В 1988 году было решено продолжить историю фильмов в книгах. «Никто не станет это покупать», – сказал Лукас, но дал согласие. Три года спустя первая книга «трилогии Трауна» от Тимоти Зана легла на прилавки и тут же стала бестселлером. Давая разрешение, Лукас поставил единственное условие – никоим образом не трогать события до 4 эпизода, тем самым оставляя себе пространство для полёта фантазии при съёмке приквелов. Когда же Зану потребовался персонаж из эпохи приквелов, Лукас по сопротивлявшись согласился на идею падшего джедая Джорууса К’Баота, заодно подсказав Зану как правильнее его будет встроить в ещё не существующий канон приквелов.
Сегодня, многие упоминания событий эпохи до 4 эпизода в «трилогии Трауна» вызовут лишь усмешку – насколько они не соответствуют сложившемуся после канону. Но в 1991 году события 1-3 эпизода существовали в голове Лукаса лишь как образы, причём очень пластичные. Позже книги Зана, как и прочая литература, подвергнется реткону, чтобы вписать в события приквелов: почти все несостыковки в сюжете просто объявят плохим уровнем знаний персонажами реальной истории и имперской пропагандой. Удобно, но в очередной раз показывает, насколько изменчивы были даже базовые, на первый взгляд, концепции у Лукаса, которые он сам же авторам и предлагал использовать.
Тем не менее, что книги, что последовавшие вскоре, тоже с разрешения Лукаса, компьютерные игры, ролевые системы и справочники, имели примерно одинаковый уровень каноничности с фильмами. Более того, Лукас после успеха Зана стал всё больше вмешиваться в работу авторов, предлагая, а подчас и продавливая свои концепции (как было с серией комиксов «Тёмная империя», чей сюжет был в значительной мере навязан авторам Лукасом, что сам Джордж позже всячески отрицал). Расширенная вселенная, вмещавшая в себя все материалы за пределами фильмов, стала для Лукаса точно таким же тестовым полигоном, что и ремастеры оригинальных фильмов, только не для отработки визуала, а уже для идей.
В этот период практически не было никакой работы по отслеживанию целостности канона, Лукас набрасывал идеи, авторы набрасывали идеи, работники Лукасфилм набрасывали идеи, всё это перемешивалось, просеивалось и получался финальный продукт. И довольно часто эти продукты начинали конфликтовать друг с другом. То игра и книга расскажут две совершенно разные истории о добыче чертежей Звезды смерти, то планеты начнут гулять по разным частям галактики.
Чем больше выходило материалов, тем больше конфликтов обнаруживалось – особенно весело было составителям справочников, которым приходилось на каждое выявленное несоответствие стучаться к работникам Лукасфилм и уточнять, а какая версия правильная. До создания в 2000 году «голокрона целостности» Звёздных войн - базы данных по всем ключевым фактам вселенной - данная работа была несистематизированной. И приквелы, начавшие выходить в 1999 году только всё запутали.
Скрытая угроза для канона
Началось всё, как водится, с скандала. Если Хана, стреляющего не первым, Лукасу простили, то вот введение в первом эпизоде мидихлориан попросту взорвало фанатское сообщество. Лукас и его представители позже поясняли фанатам, что мидихлорианы не являются источником силы, только маркером (что уже к 2012 году Лукас пересмотрит, но в канон ввести не успеет). Количество мидихлориан в крови лишь показывало насколько человек чувствителен к силе.
Так как ничего подобного в старом каноне не было, а были разговоры о некоей силе, объединяющей всех существ, то у фанатов сложилось ложное понимание сути пути Джедая, как некоей метафизической практики, которая открывала сверхспособности у каждого, кто готов был практиковать её. Ничего подобного Лукас, конечно же, не закладывал в фильмы: неспроста же именно дети Энакина Скайвокера были последней надеждой джедаев. Мидихлорианы до сих пор припоминают Лукасу, как чуть ли не предательство оригинальной трилогии, но это лишь отвлекает фанатов от главного, так как основные идеи приквелов лежали в совершенно иной плоскости.
В новой трилогии Лукас решил не идти по проторенной 4-6 эпизодами дорожке, а отзеркалил мономиф, причём реализовав его сразу на двух уровнях: показав не только падение героя – Энакина, но и Республики. По сути, весь сюжет 1-3 эпизодов - это постепенный путь героя к становлению злодеем (хотя тут уже корректнее говорить об протагонисте и антагонисте). И на этом пути, естественно, герой должен был встречать зло и бороться с ним, прежде чем пасть. Логичное на первый взгляд решение о том, чтобы сделать центральным злодеем 1-3 эпизода Палпатина было отвергнуто, так как Лукас видел будущего Императора, как Мефистофеля, соблазняющего героев и обрекающего их на вечную тьму (и герои здесь Энакин и Республика). Палпатин не мог выступать открытым и явным злом, поэтому он стал злом закулисным, манипулируя и дёргая за ниточки своих марионеток.
Лукас на протяжении всех трёх фильмов делал акцент именно на противостоянии протагонистов и марионеток Сидиуса – Мола, Дуку, Гривуса. Все эти трое получали свой злодейский статус потому, что они напрямую служили Сидиусу/Палпатину. При этом являются ли они действительно злодеями? Всё зависит от точки зрения, так как разве что Дуку совершает из всей троицы что-то действительно предосудительное (ну кроме противостояния главным героям) – покушения на Падме. И всё. Остальные становятся злом просто по факту причастности к ситхам или осознанной службы им. Т.е. основной конфликт фильма происходит по линии джедаи – ситхи, именно отношение к одной из двух сторон определяет сторону добра и зла.
Подобные выводы максимально очевидны при анализе второй сюжетной линии - Торговая Федерация и КНС не являются априори злыми, они не совершают никаких военных преступлений в фильмах (если опять же не считать уничтожение дипломатического корабля в 1 эпизоде, но согласитесь, что с масштабами злодеяний Империи это вообще не идёт ни в какое сравнение), но их служба ситхам автоматически ставит их на сторону зла. Республика не является априори доброй, но на её стороне джедаи и пока Палпатин не захватил в ней власть, то она является положительным героем. При этом и ТФ, и КНС сами по себе марионетки, причём марионетки двойные – их за ниточки дёргает Ганрей/Дуку/Гривус, а их в свою очередь – Палпатин. При этом и сама Республика тоже инструмент в руках Палпатина, поэтому и твист со сменой сил зла с марионеточного КНС на, ставшую уже тоже марионеткой, Республику в конце 3 эпизода срабатывает.
Авторы литературы по ЗВ увидели по какой линии идёт противостояние, но не увидели, что сами по себе Республика и КНС не отождествляются с однозначным добром или злом. Лукас во втором эпизоде упоминал вскользь про тысячи систем отколовшиеся от Республики и вошедшие в Конфедерацию, но причины, побудившие к этому, и последствия интересовали авторов гораздо меньше, чем противостояние ситхов и джедаев. В справочниках, книгах и комиксах Республика последних лет перед войной рисовалась в мрачных красках: всюду коррупция, преступные синдикаты, пиратские банды, а Корусант это всё почти не волнует, так как Сенат парализован из-за постоянных склок. Дуку выступает против всех этих пороков, объявляя о создании новой более честной государственной системы – Конфедерации и… нам её не описывают ни в фильмах, ни в РВ, которая вроде как должна была заполнить лакуны, оставленные Лукасом. Авторов же РВ интересовала, только война, только хардкор.
Например, на страницах комиксов причины отпадения Джабиима от Республики объяснялись всего на паре разворотов, и ещё пару строк добавляли справочники. Всё остальное место занимала война. О том же, что произошло с планетой после отвоевания свободы у Республики, какое место она заняла в КНС нам не расскажут почти ничего. То же почти про любую планету, вставшую на сторону КНС. Даже роль мегакорпораций в КНС в большинстве своём оставалась неясной, а что уж говорить про положение простых людей. Зато вот конфликт джедаев и ситхов был описан во всех подробностях, подарив нам потрясающие арки джедая Квинлана Воса и ученицы-ситха Вентресс, которые шли встречными курсами от света к тьме и наоборот, в конце концов очутившись в серой зоне, будучи уже вовсе не теми, кем раньше. Или тот же Джабиим, где два десятка джедаев гибнут ради свержения законного и популярного местного правительства. Серая мораль так сказать.
Проблема была в том, что Лукас считал свои фильмы вообще не об этом! Как и у любого творца, фильмы Лукаса содержали послание, подтекст, который лежал в основе замысла, ставшего лишь актуальнее после 11 сентября 2001 года. В случае с 1-3 эпизодом это послание очевидно, так как ему посвящена вся сюжетная арка Республики – опасность популизма, потакания крупным корпорациям, милитаризма и развязывания войн, которые могут извратить государство и сделать антиподом самому себе. Не просто же так Лукас вставил столько политики в 1-3 эпизоды, хотя в принципе мог обойтись и без них. Зло и добро у Лукаса это вовсе не просто ситхи и джедаи, это идеи: свободы личности и несвободы, её подчинения и угнетения. Фанаты этого не поняли, авторы РВ тоже, а Лукас остался сильно недовольным.
Война с каноном началась
Идея создать мультсериал, который заполнил бы пробелы между 2 и 3 эпизодом принадлежала Дейву Филони, прославившемуся незадолго до этого, как режиссёр мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге». Он хотел снять историю больше напоминавшую роад-муви в декорациях Войн клонов – такой подход позволял рассказывать маленькие истории, не сильно задевая основной канон. Лукас, заинтересованный в дополнении канона своим видением, мультипликации, как жанре, и конечно же деньгах, сделал Филони предложение от которого нельзя отказаться. Суть предложения была проста: к чёрту всё что мешает в старом каноне, мы будем делать новый эпический сюжет. Так появились «Войны клонов» (ВК).
Уже пилотный выпуск мультсериала, выпущенный по всему миру в кинотеатрах 1,5 часовой эпизод, знатно потроллил фанатов, так как: в этом эпизоде Энакину дали падавана - Асоку Тано, а Джаббе сына и ещё в придачу дядю Зиро. Эти факты, мягко говоря, противоречили предыдущим каноническим материалам. Но так как по системе канонов, принятой при разработке «голокрона целостности», телепродукция стояла выше любых печатных материалов, то первая же серия мультфильма делала часть книг, выпущенных за предыдущие годы, частичным каноном. Сам Лукас в пилотной серии явно развлекался с технологическими возможностями, показывая на экране то, что не смог показать в фильмах. Основные же изменения, уже значительные и важные для понимания вселенной, начнутся позже.
Самым значимым изменением в ВК стало то, что хотя в центре истории по-прежнему зачастую Оби-Ван и Энакин, но в мультсериале огромное место занимают герои второго плана и даже не являющиеся форсъюзерами. Уже в первых же сериях нам дают понять, что клоны это не мясные дроиды, что они так же люди, со своим характером, желаниями, страхами и с свободой воли. Каждый клон здесь получает индивидуальность, выраженную внешне: у каждого свои клички, разные атрибуты брони, причёски, татуировки. Причём это решение сделано не только для удобства зрителя при распознании клонов, оно есть часть замысла Лукаса: показать, что клоны не тупые болванчики, что у них есть свобода воли и собственные суждения. Это напрочь противоречило всему, что было написано до этого. Так как в справочниках отдельно оговаривалось, что клоны сделаны специально послушными, менее инициативными и не эмоциональными. В мультфильме же нам говорят, что нет, они обычные люди, просто выращенные для войны и принимающие за счёт воспитания, а не генетического программирования свою роль.
Вторым и самым спорным ударом по канону стал момент с чипами ингибиторами, тоже полностью противоречивший всему, что было написано до этого. Причиной введения этого элемента в сюжет была именно та самая свобода воли клонов. Раз клоны теперь не послушные марионетки, раз они личности со своими привязанностями, то они могут не захотеть предавать своих джедаев и тогда весь замысел «приказа 66» рухнет. Поэтому были введены чипы-ингибиторы, которые при получении солдатом одного из кодовых приказов полностью лишали их воли. Многим фанатом это решение очень не понравилось, и мне по началу тоже, но все вышеозначенные изменения в отношении к клонам добавили ещё один пласт в историю. Теперь зритель понимает, что клоны, в сущности, точно также, как и джедаи и вся Республика, были преданы, но гораздо сильнее - в критический момент у них просто отняли свободу воли и их руками выполнил преступный приказ. Их трагедия на мой взгляд вообще самая сильная во всей эпохе приквелов, так как они единственные, кто не мог вообще ничего сделать, чтобы избежать своей участи.
Здесь же стоит остановиться на отдельной драме, связанной с клонами. До мультсериала была выпущена целая серия книжек про Республиканских коммандос за авторством Карэн Тревисс. Там нам тоже показывали человечных клонов, правда это касалось только собственно клонов коммандос и ARC-клонов, которых изначально выпускали без всяких ограничений свободы воли. В этих книгах описывались не только тренировки и взаимоотношения клонов между друг другом, но и с их мандалорскими учителями. Джанго Фетт ведь не в одиночку тренировал клонов, там работал целый штат наёмников-мандалорцев и они прививали солдатам в том числе и традиции и ценности мандалорианцев.
В книгах впервые со времён КОТОРа полноценно и подробно описывалась культура мандалорианцев и… ВК спустил в унитаз большую часть написанного Тревисс аркой про Мандалор, где нам показали, что большая часть мандалорианцев стали пацифистами. Это изменение тоже было внесено Лукасом, причём частично в качестве оммажа к обожаемой им японской истории. По его версии воинами у мандалорцев была лишь узкая прослойка людей, остальные были обслугой и вот эта-то обслуга и в определённый момент пришла к власти, выгнав всех воинов на мороз, как дестабилизирующий элемент. Но во время Войны клонов сторонники милитаризма решили взять реванш, чем привели Мандалор лишь к очередной бессмысленной бойне. Т.е. перед нами очередное политическое высказывание на тему милитаризма и попыток его возврата/насаждения под видом возрождения исконных ценностей.
И вроде идея то неплоха, если бы не тот нюанс, что это изменение отменяло значительную часть истории мандалорцев в уже написанных книгах и справочниках. У Тревисс от этой ситуации так бомбануло, что она досрочно разорвала отношения со студией и публично заявила, что вести дел с Звёздными войнами больше не будет. И её легко можно понять.
Другим не менее важным изменением канона стало изменение в отображении КНС. Лукас был недоволен тем, что КНС изображалось в материалах по вселенной просто как армия дроидов, поэтому вместе с Филони они ввели в канон Сенат сепаратистов и чуть ли не целый сезон посвятили политическим дрязгам внутри Республики и КНС. Причём, что характерно, никто мультфильм за это не ругал, в отличии от фильмов. Даже название первой серии арки «Герои на обеих сторонах» просто кричало о том, что вообще и хороши и плохие люди есть на обеих сторонах и стороны эти вовсе не Республика и КНС. Мультсериал впервые дал понять, что у конфедерации были вполне себе идейные лоялисты, готовые отстаивать ценности этого объединения, но обманутые лживыми посылами Дуку. Т.е. КНС впервые предстала перед нами, как живое государство, действительно альтернатива Республике, а не картонка нужная лишь для создания фона. И это был значительный шаг вперёд для вселенной.
Но вместе с тем, Лукас, желавший показать, что война сломала не только Энакина, отправил в утиль историю ещё одного персонажа – Барисс Оффи, переведя её на тёмную сторону для того, чтобы она предала доверие Асоки и подставила её, чтобы доверие той предал Совет Джедаев и в конце концов она свалила из Ордена в закат, разрешив противоречие между 3 эпизодом и мультсериалом. И для этого пришлось всего-то отправить на свалку истории 2 книги из серии Медстар. А вот зачем было Коррибан переименовывать в Морабанд одному Лукасу известно, так как эта маленькая деталь (а планета в мультсериале именно заменила собой Коррибан, не являясь новой планетой) противоречила такому числу каноничных материалов, что объяснить эту метаморфозу ретконом было бы проблематично. Да собственно, на тот момент никто уже и не пытался. А ведь я перечислил только значительные изменения канона, по мелочам сериал ещё много где противоречил старым материалам.
Распад канона
Все вышеперечисленные проблемы накапливались постепенно. Лиланд Чи - хранитель Голокрона – в начале даже пытался сопоставлять события мультсериала с другими продуктами, например была даже сделана табличка, где серии ВК были распиханы по таймлайну между другими книгами и комиксами. Для миролюбивости Мандалорцев спешно придумали объяснение, что Республика мол чисточку когда-то давно устроила на Мандалоре, вот там всё и поменялось. Но с чипами-ингибиорами и прочими весёлостями такого объяснения не было, так как события ВК полностью исключали возможность существования альтернативных трактовок. Можно было конечно попытаться, как ранее делали, найти красивое внутрилорное обоснование различий, например, как поступили с разными версиями похищения чертежей ЗС – объявив, что групп было несколько. Но никто не знал какие ещё элементы канона отменит Лукас, а значит любое красивое обходное решение могло пойти ранкору под хвост, поэтому Лиланд Чи просто сказал, что все противоречащие мультсериалу факты теперь не канон.
Ситуативное решение, но оно напрочь убивало весь смысл и голокрона и вообще РВ. Любой автор книги или энциклопедии, написав свой труд теперь мог оказаться перед фактом, что всё что он написал неканон, просто потому что. Причём самый шик ситуации был в том, что в неканон попадали совсем свежие произведения, чьи авторы конслуьтировались и с Лукасбукс, и с Лукасфильм, и с самим дедушкой Лукасом. Неопределённость в том, какие факты каноничные, а какие нет привёл к началу процесса развала канона. Многие авторы попросту перестали браться за новые проекты, так как не были уверены, что завтра дедушка Лукас не обесценит их работу. Да и сами издатели в таких условиях пошли во все тяжкие и стали звать на проекты людей, которые не знакомы с РВ, потому что знание РВ теперь было неважно.
Читатель же теперь попадал в совершенно шизофреническую ситуацию, когда он попросту не мог сам оценить степень каноничности всего происходящего в очередном произведении. Например, события серии «Медстар» упоминаются в книге «Звезда смерти» одним из ключевых персонажей, но так как «Медстар» теперь не канон, то выходит и событий этих не было и непонятно как персонаж тогда мог вспоминать то, чего не было. Объяснить эту дыру в сюжете никто не успел, так как ломка старого канона прекратилась с его отменой Диснеем в 2012 году.
Но даже если бы этого и не произошло, то после окончания Войн клонов старый канон оказался бы в руинах. С учётом того, что продажа Звёздных войн планировалась задолго до 2012 года, вероятно, Лукас решил перед сделкой ввести в канон всё то, что не успел, даже ценой и так ненужного покупателю старого канона. Собственно факт, что Войны клонов остались в диснеевском каноне, позволяет судить об этом, тогда как вполне живая The Old Republic в канон не вошла, так как к её созданию Лукас отношения не имел и авторы с ним не консультировались. Да и слухи о возможно отмене РВ и перезагрузке вселенной гулявшие по сети ещё до 2012 года тоже не на пустом месте родились.
Такая вот печальная судьба у Расширенной вселенной, погибшей во время клонических войн под гром аплодисментов зрителей мультсериала от руки собственного создателя.
_________________________________
Огромное спасибо Алексею Иванову за то что помог переосмыслить сюжетную арку клонов и чипов ингибиторов. Подробнее о том как и зачем появились чипы-ингибиторы в этом его материале
Статья написана специально для сообщества CatGeek
Автор: Владимир Герасименко