Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Привет, Хабр! Меня зовут Иван, я — техлид в Каруне.
В команде мы активно используем Elixir в одном из самых нагруженных проектов.
Мы уделяем особое внимание тому, что за код выполняется в коллбеках GenServer'а, особенно если это код третьесторонних библиотек.
В этой статье я расскажу, почему это настолько важно, и продемонстрирую, как с помощью простейших механизмов, которые предоставляют нам Elixir и Erlang, мы можем сломать поведение GenServer'a и породить трудноуловимые баги. Ещё расскажу, как мы боролись с таким багом в реальной жизни.
Поехали!
Key-value хранилище
Начнём с небольшого синтетического примера. Абстракция GenServer'а является одной из основных концепций в Erlang/OTP и Elixir. Принцип работы GenServer'а довольно прост.
Это процесс, который хранит определённое состояние и последовательно обрабатывает входящие сообщения, изменяя это состояние и, возможно, посылая ответные сообщения.
Перед тем, как перейти к тонкостям работы GenServer'а, давайте напишем один из них.
В качестве примера рассмотрим простенькое key-value хранилище, которое может хранить и отдавать значения по ключу.
Ничего сложного: пример, на котором демонстрируют работу GenServer'а во множестве статей и туториалов.
defmodule SimpleKeyValue do
use GenServer
def start do
GenServer.start(__MODULE__, %{})
end
def put(pid, key, value) do
GenServer.cast(pid, {:put, key, value})
end
def get(pid, key) do
GenServer.call(pid, {:get, key})
end
# Callbacks
@impl true
def init(state) do
{:ok, state}
end
@impl true
def handle_cast({:put, key, value}, state) do
{:noreply, Map.put(state, key, value)}
end
@impl true
def handle_call({:get, key}, _from, state) do
{:reply, Map.fetch!(state, key), state}
end
end
Запустим этот код в консоли. Как видим, всё работает, как задумано. Мы сохранили значение и смогли впоследствии получить его по ключу
Ломаем GenServer
Пришло время узнать некоторые детали внутренней кухни GenServer'a.
Я считаю, что один из лучших способов понять, как что-то работает — попробовать это что-то сломать.
А для этого давайте посмотрим, что случится с нашим GenServer'ом, если в коллбэке мы запустим свой собственный receive loop:
def run_receive_loop(server) do
GenServer.cast(server, :run_receive_loop)
end
@impl true
def handle_cast(:run_receive_loop, state) do
receive do
msg -> IO.inspect(msg, label: "RECEIVE LOOP")
end
{:noreply, state}
end
При запуске обновлённой версии мы получаем такое сообщение об ошибке:
Внимательный читатель уже догадался, что же тут происходит. Как мы знаем, в Elixir'e процессы общаются друг с другом с помощью посылки сообщений (message passing). Вызовы GenServer.call
и GenServer.cast
внутри себя используют кортежи с ключами :"$gen_call"
, :"$gen_cast"
в качестве сообщений от клиентского процесса процессу GenServer'а. Затем, при помощи pattern matching, receive loop процесса GenServer'а вызывает соответсвующий коллбек. Опустим не важные нам сейчас детали. Выглядит это следующим образом:
def loop(state) do
receive msg do
{:"$gen_call", {from, ref}, msg} ->
callback_result = handle_call(msg, from, state)
# handle callback result, maybe reply to the client process, call loop again
{:"$gen_cast", {from, ref}, msg} ->
callback_result = handle_call(msg, from, state)
# handle callback result, call loop again
end
end
Однако в нашем примере handle_cast(:run_receive_loop, state)
коллбек запускает вложенный receive loop и перехватывает следующее :"$gen_call"
сообщение, адресованное на самом деле внешнему receive loop'у самого GenServer'а. В итоге handle_call
коллбэк не отрабатывает, и клиентский процесс крашится по таймаут (по умолчанию 5000 ms), так и не дождавшись ответа на свой запрос SimpleKeyValue.get(pid, :foo)
.
Пример из жизни
Мы наглядно показали, что запускать вложенный receive loop — не самая хорошая идея, которая может приводить к неопределённому поведению системы и трудноуловимым багам. С одним из них мне как-то и пришлось бороться.
Конечно же, никто не запускал receive loop в коллбеке в явном виде. В реальности всё обычно скрыто за несколькими слоями абстракций.
На одном легаси проекте в качестве HTTP клиента использовалась tesla
поверх mint
. Периодически в error логах проскакивали сообщения вида Encounter unknown error
, иногда после них система крашилась. В общем, баг был плавающий и довольно неприятный.
Грепнув код, я нашёл источник сообщений об ошибке в коде тесловского адаптера к mint
'у:
defp stream_response(conn, opts, response \\ %{}) do
receive do
msg ->
case HTTP.stream(conn, msg) do
{:ok, conn, stream} -> ...
{:error, _conn, error, _res} -> ...
:unknown ->
{:error, "Encounter unknown error"}
end
after
opts |> Keyword.get(:adapter) |> Keyword.get(:timeout) ->
{:error, "Response timeout"}
end
end
У меня закралось подозрение, что этот receive loop мог перехватывать "чужие" сообщения, и не распарсив их как валидные HTTP ответы, сваливаться в :unknown
clause. Потратив ещё какое-то время на поиск, я обнаружил, что в коллбеке одного GenServer'а выполнялся HTTP запрос. В итоге через цепочку вызовов выше указанный receive loop из stream_response/3
запускался напрямую в коллбеке и иногда перехватывал сообщения, адресованные непосредственно GenServer'у — до того, как получал ожидаемое сообщение от сокета. В общем, всё как я описывал в нашем синтетическом примере.
В итоге HTTP запрос мы обернули в Task, чтобы receive loop выполнялся в контексте отдельного процесса, и проблема разрешилась:
def handle_call(msg, from, state) do
task = Task.async(fn -> HTTPClient.get_something() end)
case Task.await(task) do
{:ok, data} ->
# handle data
{:error, reason} ->
# handle error case (logging, etc)
end
# ...
end
Заключение
Понимание того, как работает receive loop, а также того, что за интерфейсами GenServer.call
и GenServer.cast
скрывается обычная посылка сообщений процессу GenServer'а помогли нам отловить серьёзный баг и впоследствии проектировать системы более надежным способом.
Я надеюсь, что эта история показалась вам интересной и поучительной. А также приоткрыла некоторую внутреннюю кухню Elixir'а и Erlang'а.
Всем добра и спасибо за внимание!